Педагогический совет «Построение образовательного пространства на основе нравственно-патриотических ценностей»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Попова Светлана Анатольевна

     Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение имело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма.

     Изменения, произошедшие в нашем обществе в последние десятилетия, привели к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Погоня за материальными ценностями в ущерб нравственным, привела к появлению целого поколения с искаженными представлениями о доброте, нравственности, патриотизме, ценности семьи, уважения к родителям. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

     Становится все более очевидным, что именно высокая патриотическая идея и есть тот каркас, то основание, на котором только и может выстраиваться духовность нашего общества, его будущее в лице подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_1.docx58.66 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет «Построение образовательного пространства на основе нравственно- патриотических ценностей»

Цель:        Систематизировать        знания        педагогов        об        организации        образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам патриотического воспитания.

Задачи:

  1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания.
  2. Обобщить знания педагогов о формах и методах работы по патриотическому воспитанию.
  3. Развивать способ анализа своей деятельности и деятельности другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт.
  4. Расширять кругозор каждого участника по краеведению.

План педсовета

  1. Актуальность темы «Построение образовательного пространства на основе нравственно- патриотических ценностей»
  2. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры (инструктор по ФИЗО).
  3. Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников (муз.рук.).
  4. Деловая игра.
  5. Требования к оформлению патриотического уголка в группе.

Ход педсовета:

Актуальность темы «Построение образовательного пространства на основе нравственно-патриотических ценностей»

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

Социальное развитие очень важно для детей дошкольного возраста. От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, что он чувствует в определенные моменты, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств. Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить рядом с другими людьми, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т. е. становится социально компетентным.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение имело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма.

Изменения, произошедшие в нашем обществе в последние десятилетия, привели к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Погоня за материальными ценностями в ущерб нравственным, привела к появлению целого поколения с искаженными представлениями о доброте, нравственности, патриотизме, ценности семьи, уважения к родителям. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Становится все более очевидным, что именно высокая патриотическая идея и есть тот каркас, то основание, на котором только и может выстраиваться духовность нашего общества, его будущее в лице подрастающего поколения.

Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Еще классики педагогики, такие как Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К.Д. Ушинский говорил о том, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.

Рассмотрим, что нам диктуют нормативные документы федерального уровня. Основой новой Концепции образования является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В нем определены основные

принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».

С целью выполнения Указа Президента вышел Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ по вопросам воспитания обучающихся». Одна из основных целей развития системы образования согласно этому указу – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Организация работы в ДОУ заключается в том, что у воспитанников нужно

развивать чувство патриотизма и гражданственности, уважения к старшему поколению, само- и взаимоуважения, бережного отношения к культуре и истории Отечества, его природным богатствам (п. 2 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ).

В программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, составленной согласно ФГОС, уделено большое внимание воспитанию у ребенка таких качеств, как патриотизм, уважение к традиционным ценностям.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

Согласно ФГОС и программы «От рождения до школы» под ред. Н. В. Вераксы,

Комаровой Т. С., Васильевой М. А патриотическое воспитание в ДОУ направлено

на формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств (выдержка из программы: Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание).

Содержание работы «Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание» по возрастным группам чётко прописано в Программе «От рождения до

школы» : везде присутствует основной аспект: Образ Я, семья, детский сад, Родная страна, но с усложнениями согласно возрасту.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют

искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в

окружающем мире. Именно этот отрезок жизни - является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка.

Концепция дошкольного воспитания поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственного, творческого, думающего. Организация работы ДОУ по

патриотическому воспитанию дошкольников остается одним из актуальных направлений деятельности современного ДОУ.

Чтобы правильно строить работу по патриотическому воспитанию, за основу необходимо руководствоваться следующими документами:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правительством РФ от 5.10.2010 г., ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.
  • Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г.
  • Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"» от 5 апреля 2013 г.
  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

-Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».

2. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры. Подготовила и выступила инструктор по ФИЗО.

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине. Поэтому проблема нравственно - патриотического воспитания детей является сегодня очень актуальной и является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения являются занятия физической культурой и спортом, так как формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно- волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.

Особую актуальность занятия физкультурой и спортом приобрели в настоящее время, когда приняты государственные программы по их развитию, где говорится о необходимости воспитания патриотов России, обладающих высокой нравственностью. И начинать это воспитание нужно с дошкольного детства.

Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к своему дому, к своей семье, с любви к своей малой родине, месту, где он родился. Основная цель

взрослых – помочь показать детям их родной город, чтобы вызвать у них чувство восхищения, гордости и любви

В работе по патриотическому воспитанию дошкольников очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. Организация музыкально-спортивных праздников «Масленица», «Осенняя ярмарка» и др. Знакомство детей с народными играми, играми старшего поколения.

Особое внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию, одним из важнейших направлений которого является физическое воспитание. Дать дошкольникам правильную мотивацию необходимости овладения двигательными навыками, развития физических качеств, подготовки себя к защите Родины. Это особенно важно и

актуально в настоящее время, так как в 2010 году утверждена

государственная «Патриотическая программа граждан Российской Федерации на 2010- 2015», которая эффективно способствует пропаганде физкультуры и спорта.

Военно-патриотическое направление в воспитательной работе – это, прежде всего, подготовка к таким праздникам, как День защитников Отечества и День Побед

Интегрированные занятия «Есть такая профессия – Родину защищать», «Военные профессии», музыкально-спортивные праздники и развлечения «Аты-баты», мы готовимся в солдаты», «Будем в армии служить» и другие. С целью воспитания у детей желания быть похожими на солдат и офицеров через участие в эстафетах, играх с элементами соревнований организую спортивные соревнования с участием родителей.

Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.

Тематические занятия «Пожарные», «Разные профессии нужны, всякие профессии важны», а также спортивно-познавательное развлечение «Малые Олимпийские игры», не только развивая нравственно-волевые качества детей, но и воспитывая чувство гордости за российских спортсменов и, в целом, за нашу страну.

Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются народные подвижные игры. Подвижные игры способствуют воспитанию ловкости, смелости, настойчивости. Велика их роль в нравственном воспитании: в

процессе игры дети учатся общаться друг с другом, ищут себе партнёров, договариваются с ними об условиях игры, требуется точное выполнение правил. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре разных народов нашей страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. Тем самым решаются задачи не только физкультурно- оздоровительного цикла, но и задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям народов, живущих в нашем городе, а также на территории всей России.

Таким образом, на занятиях по физической культуре есть прекрасная возможность, сочетая различные формы работы, воспитывать в детях патриотические чувства, развивая физические качества и укрепляя их здоровье.

  1. Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно- патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает

обстановка праздников и развлечений. «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», говорил Аристотель.

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Произведения музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем.

Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Широко используется многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок. Таким образом, приобщая детей к наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство национальной гордости.

Следующим этапом в этом направлении является использовании музыки при ознакомлении с образом Родины.

Для ребенка дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание дошкольника – это прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей – это слово

«мама» - самое лучшее на свете. Все дети любят своих мам. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Например, для малышей: « Я для милой мамочки испеку два пряничка». Данная песня стала уже классикой. Более сложные чувства у старших дошкольников. Это гордость за свою маму: « Лучше всех на свете – мамочка моя».

Чувство к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием к родной природе и нужно развивать патриотические чувства дошкольников. Потому что природные явления и объекты более понятны для музыкального восприятия ребенка. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы.

Тематические праздники (осенние, зимние, весенние) направляют внимание детей на те, или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего мира с художественными образами музыкальных произведений. Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитника Отечества». Песни военной тематики легко запоминаются детям. Особенно популярны у них песни, написанные в жанре марша. Содержание таких песни созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины. Дети с удовольствием исполняют патриотические танцы, выполняют различные перестроения.

В теме Великой Победы мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Это песни: «Мой прадедушка»,

«Катюша», «Синенький платочек», «В землянке» и другие. Дети с большим желанием участвуют в военных играх, тематических сценках, перевоплощаются в моряков, пограничников, летчиков и т.д.

Для детей подготовительных групп предусмотрено знакомство с гимном Российской Федерации, прослушиванию музыки и текста.

1 июня в детском саду проводится праздник – День защиты детей. Основная цель данного праздника – приобщение детей к миру, дружбе и любви к родной природе.

Вся работа, направленная на патриотическое воспитание дошкольников, проходит в тесном сотрудничестве с воспитателями детского сада. Совместно с ними, через музыкальную деятельность мы решаем следующие задачи:

  • формируем у детей чувство ответственности и уважения к истории и культуре родной страны
  • воспитываем чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиги
  • формируем у детей чувство собственного достоинства, как представителей Российского государства.

Совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами всего детского сада даёт ощутимые результаты: музыка прочно входит в быт детей, занимает значительное место в их жизни.

  1. Практическая часть:

  • Деловая игра «Слабое    звено»

Уважаемые коллеги, предлагаю вам принять участие в деловой игре «Слабое звено».

Сегодня мы будем, выявлять свои знания по патриотическому воспитанию, в которое вошли разделы: краеведение, история России, народно-прикладное искусство, ФГОС ДО.

  • Земля, где ты родился? (Родина.)
  • Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю? (Этнография.)
  • Древнее название России? (Русь.)
  • Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители.)
  • Определение толкового словаря Ожегова «Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу». Что это? (Патриотизм.)
  • Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство.)
  • Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (Флаг.)
  • Официальная эмблема государства? (Герб.)
  • Куда заносят названия редких животных и растений? (Красная книга.)
  • Это музыкальный инструмент. Беда – надвигается, враг или мор – звук этого музыкального инструмента разносился по всей округе, отгоняя беду, болезни, нечистую силу? (Колокол.)
  • Что во время Великой Отечественной Войны называли «Катюшами»? (Ракетные установки)
  • По льду какого озера проходила «Дорога жизни», проложенная для снабжения блокадного Ленинграда? (Ладожское)
  • Что пережили ленинградцы в течение 900 дней во время Великой Отечественной войны? (блокаду)
  • Назовите имена трех русских былинных богатырей. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)
  • Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья.)
  • Роспись, где используют три цвета: голубой, синий и белый? (Гжель.)
  • То, что перешло от одною поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиция.)
  • Как по-другому можно назвать мелкое ручное производство? (Ремесло.)
  • Как называется сырьё, которое используется для выделки коробов, корзин, посуды, для изоляции строений от сырости, для обшивки речных лодок? (Береста.)
  • Назовите виды народной росписи? (Городецкая, жостовская, дымковская, хохломская, гжельская.)
  • Как называется инструмент, используемый для вышивания? (пяльцы)
  • Как называется самобытный вид русского народного искусства — декоративная роспись деревянных изделий? (Хохлома.)
  • Ритуальная еда на празднике проводов зимы. (Блины.)
  • Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна.)
  • Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми нравами, выполняет все обязанности этого государства (Гражданин.)
  • Что является государственной символикой (Герб, гимн, флаг.)
  • Какая птица изображена на гербе России? (Орел.)
  • Назовите порядок цветовых полос на полотнище флага России, начиная сверху? (белый, синий, красный)
  • Сколько образовательных областей содержит в себе ООП ДО? Назовите их. (5 образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое, физическое и социально-коммуникативное развитие).
  1. Требования к оформлению патриотического уголка в группе.

Сейчас мы с вами поговорим о патриотических уголках в группах, рассмотрим требования к ним

ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО УГОЛКА: Главной целью патриотического уголка является воспитание и формирование нравственной личности.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЗМА

Основные направления работы воспитателя по патриотическому воспитанию: воспитать толерантное отношение к другим народам и людям различных национальностей; сформировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края; воспитать у дошкольника чувство собственного достоинства. Развитие у дошкольников чувств патриотизма, гражданственности может быть успешным только в том случае, если воспитатель детсада будет хорошо знать историю своего города, страны и сможет донести эти знания до ребенка.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО УГОЛКА.

  1. Принцип информативности (наличие и многообразие дидактического и информационного материала).
  2. Принцип стабильности и динамичности (создание уголка на длительный срок, с регулярно вносимыми изменениями, в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения).
  3. Принцип открытости (возможность добавлять необходимые элементы, а так же убирать ненужные).
  4. Принцип вариативности (совмещение нескольких блоков по патриотическому воспитанию в одной зоне).
  5. Принцип интеграции (возможность использования материала во время образовательной деятельности в других областях).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО УГОЛКА

  1. Социально-нравственное воспитание (семья, семейные традиции и праздники, ближайшее окружение, генеалогическое древо, взаимодействие со сверстниками, родной дом, детский сад).
  2. Ознакомление с малой Родиной (родной город (село) и его улицы, природа, транспорт, архитектура, достопримечательности родного города, символика и гимн, люди города, стихи и рассказы о город(селе).
  3. Приобщение к народной культуре (русские игрушки, предметы старины, изделия декоративно-прикладное искусства, русская -народная изба, национальные костюмы, народные праздники, древняя Русь, фольклор).
  4. Ознакомление с родным краем (символика, животный и растительный мир, достопримечательности, исторические особенности).
  5. Ознакомление с родной страной : символика, гимн, карта страны, животный и растительный мир, промышленность и сельское хозяйство, национальные праздники и обычаи, достопримечательности, Великая отечественная война,. Наша планета Земля (модель земного шара, национальности)

ГЛАВНЫЕ АТРИБУТЫ.

Основные атрибуты, которые должны содержать патриотические уголки в детском саду:

Фото или портрет президента России – размещается либо по центру уголка, либо слева.

Гимн – символ нашей страны, представляет собой музыкально-поэтическое произведение. Обычно представляется в виде текстового варианта и вывешивается на стенде, также должна быть музыкальная версия для прослушивания.

Герб – является государственным символом, представляет собой щит четырехугольной формы, на нем изображен коронованный двуглавый орел, держащий в лапах державу и скипетр. На груди орла – изображение Георгия Победоносца, убивающего змея.

Флаг России – полотно ткани, которое имеет прямоугольную форму и состоит из трех полос различных цветов: белой – означает чистоту и мир; синий – символ постоянства и веры; красный – энергия, сила и кровь, которая была пролита в борьбе за Родину. В уголке флаг может быть представлен в виде полотна большого размера, закрепленного на стене, или как флаг маленького размера, стоящий на подставке.. Правильно оформленные патриотические уголки в детском саду позволят привлечь внимание детей к изучению своей страны, дадут возможность подобрать материал, основываясь на интересах детей, наладить совместную работу педагогов с детьми и их родителями

Материалы, размещенные в уголке, должны освещать основные направления по патриотическому воспитанию и могут включать в себя направления: «Моя семья», «Мой  

родной край», «Народные обряды и промыслы», «Москва – столица России», «Кто такие защитники Отечества?»

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ УГОЛКОВ

  1. Логика размещения материала
  2. Эстетичность оформления
  3. Наполняемость учебным и демонстрационным материалом (пособия, иллюстрации, игры, коллекции картинок или открыток)
  4. Соответствие материала возрасту детей
  5. Творческий подход педагога в оформлении уголка

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Основная цель работы в младшем дошкольном возрасте - ознакомление с ближайшим окружением.

   1.В уголке размещен материал по социально - нравственному воспитанию:

взрослые люди – родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид - иллюстрации, тематические папки, дидактические игры;

семья - подбор иллюстраций, тематических папок, изображающих семью, членов семьи в отдельности показывающих взаимоотношения членов семьи- заботливое отношение, совместные действия;

дом, в котором ты живешь: фотографии, иллюстрации разных архитектурных строений, различающихся по размеру, внешнему виду, материалу, назначению;

ребенок и сверстники – подбор иллюстраций, тематические папки о детях- девочки, мальчики, игры детей, дети в разных ситуациях, дети трудятся, занимаются и т.д.;

эмоциональные состояния- тематические папки, иллюстрации, иллюстрации, показывающие различные эмоциональные состояния взрослых и детей;

поведение детей – тематические папки, иллюстрации, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу», «Хорошо– плохо » так можно делать, а так нельзя», этикет.

  1. Материал для знакомства детей с «малой родиной» ( детским садом, близлежащими улицами. родным городом) – фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, тематических папок, различные макеты- группы, детского сада, улицы или микрорайона, на котором расположен детский сад.
  2. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры – предметы старины, русские игрушки (различные куклы-закрутки из соломы, ткани разных видов, ниток, кожи и т.д.; куклы из деревянных чурбаков, обереги), предметы народного декоративно – прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая

роспись, гжель, хохлома, вышивка. Работа по дереву и пр.), куклы в национальных костюмах.

  1. Художественная литература по фольклору (песни, потешки, сказки и т.д.)

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Работа ведется по направлениям: моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры.

  1. В уголке пополняется материал по социально-нравственному воспитанию: семейные праздники и традиции, художественная литература нравственной тематики
  2. Материал для знакомства детей с «малой родиной» - детским садом, близлежащими улицами, родным селом, его знаменитыми жителями, достопримечательностями, его транспортом, архитектурой, профессиями, характерными для жителей села. Сравнение понятий «город- село». Это могут быть фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, подбор открыток, тематических папок, различные макеты - группы, детского сада или микрорайона, в котором расположен детский сад. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города. Животный и растительный мир,
  3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры – предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно- прикладного искусства , различные макеты ( крестьянские избы, комнаты- горницы, крестьянского подворья), куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.
  4. Художественная литература по фольклору – сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.
  5. Элементы государственной символики – флаг, герб. 6.Элементы областной символики – флаг, герб.
  1. Элементы муниципальной символики- флаг, герб промышленных предприятий.

  1. Материал для ознакомления с защитниками Отечества- подбор иллюстраций, тематические папки.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организации жизни детей по народному календарю

Моя семья – семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему « Герб моей семьи»,

«Генеалогическое дерево».

Родной город – иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы:

«История возникновения города», , «Наука , образование и культура», «Знаменитые земляки», « В годы Великой Отечественной войны», « Наше духовное наследие», «Достопримечательности», « Архитектура», « Спорт», подбор стихов о городе, карта города, символика города (флаг, герб).

Мой край – символика области, карта области, материал, знакомящий детей со славой и достижениями области (города области, чем знамениты, промышленность и сельское хозяйство).

Родная страна – карта России., природные зоны нашей страны, народы населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство), символика (герб, флаг, гимн, портрет президента.

Защитники Отечества – иллюстрации, тематические папки на тему « Наши предки – славяне». « Богатыри земли русской». « Великая Отечественная война», « Война 1812 года», « Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы».

Художественная литература и дидактические игры по теме: макеты (древняя крепость, военная техника и т.п.)

Приобщение к истокам русской народной культуры – иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили  люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья, «Народный календарь», предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно – прикладного искусства, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.

Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания)

Великие соотечественники – портреты, художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославлявших Россию.

Наша планета Земля – глобус, детская карта мира. Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной стран.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УГОЛКЕ

Воспитатели, планируя работу по патриотическому воспитанию, могут делить материал по блокам: «Моя семья», «Мой любимый город», «Моя родина - Россия». Каждая тема изучается с использованием бесед, дидактических игр, экскурсий, игр-бесед, игр- инсценировок. Работа в уголке ведется от наиболее близкого и понятного для детей (семья, детсад) к более сложному (страна, город). После ознакомления с материалами в уголке с детьми проводятся спортивные праздники, посвященные защитникам Отечества, изучаются русские потешки, поговорки, пословицы, воспитывается у детей потребность в народной музыке, сказке. Основная цель таких занятий – развить у детей понимание красоты языка, русской природы, чувство гордости за свою Родину. Только постоянная и планомерная совместная работа работников ДОУ и родителей позволит развить у дошкольников чувство патриотизма, гражданского сознания, толерантного отношения к людям других наций и народов. Правильное оформление патриотических уголков в детском саду этому только поможет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация материалов педагогического совета « Формирование у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств на основе знакомства с историческими и природными особенностями родного края».

laquo; Формирование  у детей дошкольного возраста  нравственно-патриотических чувств на основе знакомства с историческими и природными особенностями родного края»....

Педагогический совет "Построение образовательного процесса в ДОУ на основе духовно-нравственных ценностей"

08.04.2022 г. в МКДОУ детский сад "Солнышко" прошел педагогический совет "Построение образовательного процесса в ДОУ на основе духовно-нравственных ценностей", который был посвящен...

Информация к педагогическому совету на тему: Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников в рамках реализации программы «Школа юных патриотов» в старшей группе компенсирующей направленности № 5.

   Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач:- способствова...

Деловая игра «Слабое звено» на педагогическом совете «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического процесса»

Деловая игра «Слабое звено» на педагогическом совете «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания г...

Сценарий педагогического совета «Вариативное образовательное пространство как эффективный инструмент индивидуализации дошкольного образования»

Сценарий данного педагогического совета разработан  с использованием технологий эффективной социализации Н.П. Гришаевой «Мастерские» и  "Рефлексивный круг". К сценарию ...

Педагогический совет "Построение процесса обучения на основе инновационных технологий» (проектная деятельность)"

Педагогический совет "Построение процесса обучения на основе инновационных технологий» (проектная деятельность)"...