Обобщение опытом "Инклюзивное образование в ДОУ"
консультация (младшая группа)

Данилина Светлана Александровна

 «Инклюзивное образование» - это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie_v_dou.docx73.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 города  Красноармейска Саратовской области»

Саратовская область г. Красноармейск, ул.  1 Мая. д. 8 «А»

 

Обобщение опыта на тему

                                                                                                                                       

                                                                                                                                       Воспитатель

Данилина С.А.

г. Красноармейск

2023год

     Сегодня перед современным обществом стоит важная задача: обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование, в том числе и дошкольное – инклюзивное образование.

Актуальность моей работы заключается в следующем:  

      «Инклюзивное образование» - это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами  развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.

Инклюзивное образование дает детям с ОВЗ возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс. Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам.

     У детей с ОВЗ в развитии отсутствуют возможности  усвоения социального опыта окружающих путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, вследствие этого отмечается дефицит моделей и образцов социального поведения, что вызывает затруднения в усвоении и воспроизводстве социального опыта. Познавательная и социальная пассивность, вызванная ограниченностью социальных контактов, приводит к трудностям в формировании коммуникативной компетентности детей, что также затрудняет социализацию.

     Социализация - как двусторонний процесс, включает в себя, с одной стороны, усвоение ребенком социального опыта путем вхождения в систему социальных связей;

с другой стороны - процесс активного воспроизводства   системы     социальных  связей за счет активной деятельности, активного включения в социальную среду. 

      Ребенок   не   просто   усваивает  социальный опыт, а преобразует его в свои ценности, установки, ориентации.

Таким образом, в процессе социализации ребёнка с ОВЗ в развитии можно выделить следующие компоненты:

- социальное познание о самом себе, взаимоотношениях с другими людьми, о социальных и культурных ценностях, о построении общества;

- овладение навыками практической деятельности (как предметный, так и социальный мир);

- усвоение определённых норм, ценностей, установок, ролей, что обеспечивает соответствие поведения требованиям конкретного социального окружения;

- выработка собственной системы ценностей.

     Недостатками инклюзивного образования является психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких лиц и инвалидов.

           Различают  следующие виды инклюзии:

- временная инклюзия – ребенок включается в детский коллектив на определенное время (на празднике, прогулке);

- частичная инклюзия – ребенок включается в детский коллектив в режиме половины дня;

- полная инклюзия – ребенок посещает детский сад в режиме полного дня. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками.

Цель моей работы:

- изучить необходимую литературу, правовые документы, опыт работы других педагогов по инклюзивному образованию детей с ОВЗ и подготовки их к жизни;

- повысить уровень профессионального мастерства в условиях реализации ФОП;

- подготовить детей с ОВЗ к дальнейшей жизни (социализация детей в обществе).

   Успешность социализации ребенка с ОВЗ в развитии в первую очередь зависит от той образовательной среды, в которую он попадает.

 В хорошей среде «особый» ребенок принят «на равных», его «особенность» не подчеркивается и не акцентируется, он проживает каждый возрастной этап в соответствии со своим индивидуальным темпом развития.

  Доброжелательная образовательная среда обеспечивает социальную  ситуацию развития ребенка, динамику его психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода. Образовательная среда детского сада предоставляет ребенку возможность быть субъектом любой социокультурной области человеческой деятельности и обеспечивает способы социализации, заключающиеся в возможности социального и межличностного взаимодействия, необходимого для успешной и активной жизни.

Исходя из этого, я поставила следующие задачи перед собой и детьми: изучить необходимую литературу, правовые документы, опыт работы других педагогов по использованию инклюзивного образования в дефектологической группе ДОУ; разработать адаптированную программу и подготовить  программное обеспечение образовательного процесса с детьми с ОВЗ; создание общности детей и взрослых (вместе мы группа), основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям; формировать у детей умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми),  умения поддерживать друг друга; развить у детей коммуникативные навыки и культуру общения, создание позитивного эмоционального настроя;

активизировать способности детей выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.

  Социализация детей с ОВЗ в обществе, подготовка их к жизни.

     Полноценные межличностные отношения между воспитанниками - залог гармоничного развития личности и ценного социального опыта общения с людьми. Положительное влияние на взаимоотношения в группах с ОВЗ оказывает организация совместной деятельности детей с разным уровнем развития. Организуя это взаимодействие, воспитатели и специалисты: дефектолог, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре руководствуются следующими требованиями: обеспечивают интеграцию и дифференциацию социальных интересов детей с ОВЗ в деятельности. Это означает учет личных и групповых интересов в совместной деятельности детей. Основой успешной совместной деятельности является общий интерес, конкретное нужное и полезное для всех участников дело, в котором каждый найдет для себя привлекательную, личностно значимую сторону. В процессе участия в общем деле ребенок усваивает богатейший опыт естественно и непосредственно, сверстники дают образцы поведения и способы деятельности;  воспитатель заботится об обновлении содержания и форм совместной деятельности детей разного уровня развития, добровольном включении детей во все сферы социальных отношений, стимулирует участие воспитанников в поиске совместных дел;  развивают сотруднические отношения между детьми на основе взаимоподдержки, взаимопомощи, обеспечивать защищенность каждого ребенка; заботиться о том, чтобы отношения ребенка с остальными были референтными для него, не допускает подавления личности в группе, независимо от отклонения в развитии ребенка.

     Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах: индивидуальные занятия со специалистами;  активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);  совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми; прием пищи;

дневной сон; фронтальные занятия; праздники.

     В работе с семьёй: способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений; вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности; содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации; создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

 Выводы:

- проектная деятельность по данной теме и выступление на педагогических слушаниях с долгосрочным проектом «Возможности инклюзивного образования в дошкольных  учреждениях»;

- взаимопосещение детьми с ОВЗ других групп, знакомство с детским садом, детьми и взрослыми;

- курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ.

      По результатам моей работы делаю выводы, что инклюзивное образование и воспитание детей с ОВЗ в нашем детском саду практически используется постоянно, так как эти дети не изолированы от общества, а являются  активными участниками. Мы детей подготавливаем к жизни, учитывая  их особенности и возможности, раскрывая их таланты и способности.

Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе.

     В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.

Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ДОУ делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ педагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры».

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫпедагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры»....

Обобщение опыта музыкального руководителя, представленное на интернет-конкурсе работников образования

Тема: «Роль музыкальных сказок в становлении нравственной  культуры старших дошкольников». Цель: - способствовать развитию способности художественного видения мира.- Приобщать де...

Обобщение опыта работы по теме "Обучение старших дошкольников приёмам складывания бумаги в технике "Оригами", как средство развития познавательной и творческой активности детей с ОВЗ в рамках дополнительного образования.

В материале обобщён опыт работы по использованию оригами для раэвития познавательной и творческой активности дошкольников с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)....

Обобщение опыта на сайтах образования 2010 - 2015 год

Обобщение опыта на сайтах образования...

Обобщение опыта работы по программе дополнительного образования "Чудеса своими руками"

Цель исследования: изучить использование оригами как средства коррекции зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения....

Обобщение опыта на тему: «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования».

Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу - это, прежде всего, переход ребенка на качественно - новую ступень  своего р...