Понятие нравственного воспитания: историографический аспект.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Статья посвящена историографическому аспекту понятия нраственного воспитания дошкольников. В статье рассматриваются теоретические основы и разнообразные стороны нравственного воспитания, которым уделялось большое внимание во многих странах и в разные периоды времени, накоплены значительные теоретические знания и немалый практический опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nravstvennoe_vospitanie.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие нравственного воспитания: историографический аспект.

Одна из главных задач современного образования – воспитание творческого, морально ответственного, широко образованного гражданина, способного осознавать и принимать ответственность за свою страну, толерантного к духовным и культурным традициям других народов.

Проблемы нравственного воспитания и формирования личности занимали умы педагогов с древних времен – так, еще древние греки видели идеал человека в высоком физическом и нравственном развитии, всячески поощряя и развивая данные качества.

В не меньшей степени роль нравственного воспитания в развитии ребенка волновала и отечественных педагогов-классиков прошлого: по мнению К.Д. Ушинского, воспитание нравственности является задачей едва ли не более важной, чем развитие ума. Такого же мнения придерживался и В.А. Сухомлинский, утверждавший, что процесс нравственного воспитания ребенка заключается в том, чтобы «нравственные идеи превратились в нормы и правила поведения». При этом, как полагал В.А. Сухомлинский, в основе нравственного воспитания должно лежать формирование ответственности, гражданственности, гуманизма и других высоконравственных ценностей.

Приоритетное значение нравственного воспитания в дошкольном возрасте подчеркивают и современные педагоги (О.С. Богданова, Н.А. Ветлугина, И.Ф. Мулько, И.Ф. Свадковский и др.), в работах которых постоянно встречается мысль о необходимости формирования нравственных представлений, чувств и поведения, соответствующих возрасту дошкольников. В данном контексте необходимо раскрыть смысл понятия «нравственное воспитание», в толковании которого педагоги в целом сходятся.

И.Ф. Свадковский справедливо считает, что «нравственность—это понятие многоаспектное, которое включает в себя не только моральные нормы и духовные качества, но и правила поведения, этими качествами определяемые». «При этом, – добавляет Свадковский, - нравственность необходимо воспитывать с малых лет».

О.С. Богданова и Л.И. Катаева в своих работах выделяют три составляющих нравственного воспитания, способных помочь определиться в том, что конкретно необходимо воспитывать в ребенке для того, чтобы он стал по настоящему нравственным человеком — перевод нравственных поступков в нравственные привычки и действия, потребность применять усвоенные действия, активное применение усвоенных способов поведения в повседневной жизни.

В основе нравственного воспитания дошкольников, по мнению Н.А. Ветлугиной и И.Ф. Мулько, лежат несколько основополагающих принципов, среди которых ключевую роль играют: уважение к личности, воспитание в детском коллективе с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, целостность и непрерывность процесса формирования нравственных качеств личности. Кроме того, нравственное воспитание ребенка должно проходить в тесной взаимосвязи со взрослыми и сверстниками, что позволяет более полно развивать нравственный опыт в коллективной жизни и совместной деятельности. Не меньшее внимание стоит уделять другим направлениям нравственного воспитания, как то: «формирование у ребенка нравственных потребностей в освоении культурных ценностей», формирование нравственных чувств путем включения в «ситуации, требующие соучастия и сопереживания»; развития у дошкольника осознанного умения ориентироваться в своем поведении моральными принципами, что в конечном итоге «…должно привести к становлению основ нравственной направленности личности». При этом стоит учитывать, что умение осознанно управлять своими чувствами представляет для дошкольников определенную трудность, в связи с чем поведение детей требует пристального внимания со стороны педагогов, психологов и родителей.

Стоит отметить, что в XIX веке разработано немало общетеоретических подходов к духовно-нравственному воспитанию на основе традиционных культурных ценностей народов России (В.В. Абраменкова, М.В. Захарченко, Н.Д. Никандров, О.М. Потаповская, В.И. Слободчиков, Е.В. Шестун (игумен Георгий), О.Л. Янушкявичене), итогом которых стало включение таких понятий как «духовно-нравственное воспитание», «духовно-нравственные и социокультурные ценности» в российское законодательство об образовании (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.2, 12, 87) и в документы Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования, в том числе в ФГОС дошкольного образования (ФГОС ДО: , п. 6; , п. 5). В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года красной нитью проходит необходимость создания условий для развития высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности. Стратегическим ресурсом в решении данной задачи становится духовно-нравственное воспитание .

Краеугольным камнем в воспитании и формировании личности ребенка была и остается нравственность. При этом, по мнению И.Ф. Харламова, «формирование нравственности есть перевод моральных норм в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение».

Обобщая опыт общепризнанных педагогов прошлого и настоящего, можно выделить основные функции нравственного воспитания в сфере личностного развития ребенка:

способность к духовному и нравственному развитию и самосовершенствованию, адекватной самооценке, осознанию последствий своего поведения;

умение реализовать на практике творческий потенциал и стремление к личностному росту и образованию;

развитие основ нравственности путем приобщения к духовным отечественным традициям, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

формирование моральных принципов в виде общепринятого в обществе поведения и представлений, имеющих общечеловеческую ценность;

развитие умения понимать нравственные обязательства, адекватно оценивать поступки как окружающих, так и свои собственные, уметь осуществлять нравственный самоконтроль;

принятие общепринятых национальных ценностей и духовных традиций;

способность формулировать и отстаивать свою точку зрения, оценивать собственные мысли и поступки;

способность производить моральный выбор и нести за него ответственность, стремиться к настойчивости в достижении желаемого результата;

формирование трудолюбия и бережливого отношения к материальным и духовным ценностям;

осознание неповторимости и уникальности каждого человека, ценности человеческой жизни, неприятие факторов, способных нести прямую угрозу жизни, здоровью и безопасности личности, умение эффективно им противодействовать;

способность нести моральную ответственность перед своими близкими, обществом и государством, стремление к сознательному самоопределению и развитию на основе свободолюбия;

укрепление и развитие патриотических чувств, способности нести ответственность за будущее страны, учитывая опыт прошлых и настоящих поколений.

Кроме того духовно-нравственное воспитание призвано обеспечить:

позиционирование себя гражданином великой державы с учетом общенациональных нравственных ценностей;

готовность общества совместно и эффективно реагировать на внешние и внутренние вызовы, уверенно им противостоять;

Таким образом, изучив теоретические основы и разнообразные стороны нравственного воспитания и формирования культуры поведения, можно сделать вывод, что проблемам нравственного воспитания и становления личности уделялось большое внимание во многих странах и в разные периоды времени, накоплены значительные теоретические знания и немалый практический опыт. Также стоит отметить, что нравственное воспитание как педагогический процесс имеет свои специфические черты и определенные трудности в организации, которые, с помощью психологических и педагогических знаний, воспитатель способен учитывать и преодолевать, положительно влияя на ребёнка и целенаправленно формируя разнообразные нравственные представления и поступки, а также культуру нравственного поведения.


Список литературы

  1. Богданова, О.С. О нравственном воспитании детей /О.С. Богданова, Л.И. Катаева.—М.:Просвещение, с.
  2. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям /В.А. Сухомлинский.-М.: Академия, с.
  3. Ушинский, К.Д. Избранное /К.Д. Ушинский.-М.:Владос,;465 с.
  4. Свадковский, И.Ф. Нравственное воспитание /И.Ф. Свадковский.—М.:Академия,;144 с.
  5. Мулько, И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет /И.Ф. Мулько.–М.:Детство-Пресс, с.
  6. Харламов, М.Ф. Педагогика / М.Ф. Харламов.- М.:Гардарики,;519 с.
  7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года /Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2015 г. № 996-р [Электронный ресурс].—Режим доступа: #p24. (Дата обращения #1075;.)
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от г. № 1155 [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
  9. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от №3266–1 (ред. от №273) //Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 2018 год.–Москва.:Эксмо, с.
  10. Ветлугина, Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду /Н.А. Ветлугина.-М.:Айрис-Пресс, с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ из опыта работ «Мои нравственные понятия и принципы работы с детьми. Деликатность, доброта, внимание к окружающим – одно из средств нравственного воспитания»

Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему – сложный педагогический процесс. В основе него лежит правильное гармоническое развитие чувств и принципов. Чувст...

понятие нравственное,моральное,социальное воспитание.

Понятие моральное, нравствственное, социальное воспитание.На соврем-ом этапе существует несколько понятий, к-ые на первый взгляд кажутся идентичными. Это понятия морально, нравственное, соц-ое и духов...

Социальный аспект нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Определяя средства и методы воздействия на детей, педагог руководствуется принципом требовательности к ребенку в сочетании с уважением к его личности. Это соответствует сущности социальной морали, осн...

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В АСПЕКТЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.

Материал содержит инфрмацию по теме: "Индивидуализация личности в аспекте духовно-нравственного воспитания....

Воспитание любви к малой Родине - один из аспектов нравственного воспитания

Статья содержит рекомендации по воспитанию любви дошкольников к малой Родине на примере города Санкт-Петербурга....

Выступление на педагогическом совете Тема: «Воспитание культуры поведения как одного из аспектов нравственного воспитания»

Одним из основных аспектов нравственного воспитания является культура поведения. О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (п...