Игра в жизни ребенка
методическая разработка (младшая группа)

О важном значении игры, в жизни ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mokrushenko.docx62.59 КБ

Предварительный просмотр:

В условиях комплексного руководства формированием развития  игры раскрываются все ее резервы, направленные на всестороннее развитие и воспитание детей.

 Основные принципы комплексного подхода сохраняются па всех этапах развития игры. Однако, меняется роль каждого компонента в общей системе педагогических воздействий. Так, например, па этапе формирования ознакомительной предметно-игровой деятельности главный компонент руководства - тюдбор игрушек (подвесить погремушки) с определенными свойствами и эмоциональное общение  взрослого с ребенком; на этапе сообразительной игры - нардцу с содержательным общением и подбором соответствующего игрового материала на первый план выступают обучающие игры, в частности показ игрового действия (как покатать мяч, как посадить куклу на стул, поймать сачком рыбку). На этапе формированил сюжетно—отобразительцой игры — организагџш практическо—

  • го опыта и утроблемное общение взрослого с ребенком по ходу иг— ры. Для перевода детей к ролевому поведению вновь усиливается значение совместных игр цетей с воспитателем, демонстрирупцим разные ролевые  межпу играплими, что способствует пе— реходу к самостоятельной сюжетно-ролевой игре. Если восшта— тель так активно формировал игру ребенка младшего и среднего дошкольного возраста, то к 5 го.цам игра приобретает самостоя— тельный творческий характер.

 В играх ,цетей отралаются самые разные знания о мире, пере— межаются реальные и сказочные эпизоды, объединенные единым омы—

слом. Тематика и „сюжет игр — оригинальны и неповторимы. Игро— вые задачи дети предпочитают решать совместно. Преобладает 1'рупповая игра: развитие самостоятельной игры детей происхо— дит в основном благодаря умению, детей создавать игровые проблемные ситуации. Умение ориентироваться в проблемных ситуацях и находить выхо,ц из них дети приобретают не только в игре, но и в разных видах деятельности. При руководстве игрой педагогу необходимо умело учитывать опыт детей, который они усваивают в разных видах деятельности.

 Изменяется значимость педагогических формирупцик факторов. Уменьшается роль обучающего воздействия педагога как носителя образив игрового поведения. Возрастает значение игровых проб— лемных ситуащй, возникашшх путем изменения предметно—игровой среды и общения со сверстниками. Игровые проблемные оитуаши все чаще задаются самими детьми. Игра наинает приобретать статус саморазвивапцейся ведущей деятельности дошкольника.

Особое внимание обратите на формирование умений детей уста— навливать деловые контакты по ходу игры, договариваться с партнерами. Это зависит от культуры взаимоотношений и детей, и вос— питателей. Возникают игровые группировки со своими ццерами.

Подцерживайте лидера—защитника, зачинщика игровск замыслов и носителя интересного игрового содержания. Замечайте лидера “с позш_ии силн” , пресекайте его действия. Замечайте и неуверенных, застенчивых, помогите им вступать в игрн более смелых.

Вое ли компоненты руководства игрой должны быть задейство.ванн воспитателем при организации конкреЈных игр в повседнев— ной практике?

Да, для в перевода” игры на более сложный уровень важны все компоненты. Однако роль кццого изменяется в зависимости от уровня развития игры на данном этапе. Поскольку у детей разный уровень развития игры, одни нудцаются в помощи воспитателя (в совместни играх). Другим достаточно дать игрушки, которые восстановят в памяти, напрушер, впечатления, полученные на за— нятиях; третьим — предоставить возможность играть самостоятельно, четвертым — создать проблемную игровую ситуацию, побужда— ЮНУЮ к наблюдению, к дальнейшему развитию игры, пятых — ”про— вести” через наблюдение и обучавше иуры.

Конкретное содержание педагогической работы в пределах кидого компонента специфично на каждом этапе развития игры. Но оно всегда должно быть органичесюц связано с содержанием работы по другим компонентам. В этом случае содержание работы несет единую нагрузку. Оно направлено на: 1) постепенное усложнение способов решения игровых эдцач, 2) развитие сюжета, З) развитие взаимоотношений детей (игровых и реальных), 4) и развитие самостоятельности и инициативности детей в игре.

Итак, что же важно для развития творчества детей в сюжетно—ролевой игре?

 Н.К.Крупская сравнивала игру с учебой и трудом по тому развивающему интеллект эффекту, который она оказывает на детей: играя, ребенок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познает, учится ставить цель, вырабатывать план, находить средства ее выполнения. ” Без усилий мысли” не может быть игры  писал А.С.Макаренко. И это понятно. Ведь сущность игры, ее основная особенность и развивающее значение состоит в том , что ребенок с раннего возраста, играя; учится действовать в другой “материальной” форме, в умственном плане. В игре форми— руется способность к замещению предметов, действий, что обеспечивает постепенное развитие элементов более отвдечешюго мыш— ления й речи.

Линия умственного развития в игре является главной, стержневой. Но. это не значит, что в ней не решатется другие стороны воспитания. Умственное развитие в игре неразрывно связано с нравственным, эстетическим, физическим. По мере того как ре— бенок растет и развивается, он лучше ориентируется. в нравственных нормах, учится видеть красивое в окружапцем. Хорошая игра — залог хорошего настроения, здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Мастер-класс: « ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО»

1. Мастер-класс для педагогов ДОУ: Организационная часть Педагог: — Сегодня мы поговорим о том, как организовать игровую деятельность ребенка. Кажется, очень просто: дал ребенку игрушку, и он может ...

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА

Игра словно волшебная палочка, может изменить отношение ребенка ко всему, поможет включить в активную деятельность, а так же в ходе игры развивается речь....

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО

Консультация для воспитателей...

Мастер-класс для педагогов "Игра в жизни ребенка, игра в жизни взрослого"

По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни....