Игры В.В.Воскобовича как способ развития творческого мышления детей дошкольного возраста.
статья (старшая группа)

Алёна Смелова Игоревна

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Потребность в игре появляется еще в раннем возрасте. С помощью игр, мы даем детям возможность познавать окружающий их мир. Благодаря различным познавательным играм процесс познания мира происходит увлекательнее и быстрее, а также мы   создаём благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала для ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._statya.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

А.И.Смелова

МБДОУ «ДСОВ» №79

Игры В.В.Воскобовича как способ развития

творческого мышления детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Потребность в игре появляется еще в раннем возрасте. С помощью игр, мы даем детям возможность познавать окружающий их мир. Благодаря различным познавательным играм процесс познания мира происходит увлекательнее и быстрее, а также мы создаём благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала для ребенка.

В нaстоящее время мы можем насчитывать огромное количество всяких игр, но как сделaть так, чтобы игры не надоедали ребенку, были интересны и познавательны, чтобы ребенок мог осуществлять свои задумки в игре, развивал креaтивность и эмоционально развивался- очень сложная зaдача. Все это совместил в своих играх Вячеслав Вадимович Воскобович. Его игры имеют множество функций, заинтересуют детей разного возраста, с их помощью ребенок будет создавать и фантазировать.

Игры Вячеслава Вадимовича не зря называют лабиринтами. Все они постепенно усложняются, поддерживая детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Каждая игра направлена на достижение конкретного результата.

Это особенная, самобытная, творческая и очень добрая технология. В её основу заложены три основных принципа-интерес, познание и творчество. Это не просто игры — это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают ребенка к мышлению и творчеству.

Мы убедились в том, что развивающий эффект будет выше, если материал использовать в системе.

Все игры Воскобовича можно разделить на 3 группы:

- игры, направленные на логико-математическое развитие.

Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями - манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.

- игры с буквами, звуками, слогами и словами.

В этих играх мы с детьми решаем логические задачи с буквами, составляем слоги и слова, занимаемся словотворчеством.

- универсальные игровые обучающие средства.

Они могут быть материалом для игр и дидактическими пособиями. С помощью игровых обучающих средств, создаются комфортные условия как для нашей работы ,так и для детей.

Специфика развивающих игр В. В. Воскобовича:

1. Возрастной диапазон. Игры одинаково интересны детям разных возрастов. Специфика развивающих игр В. В. Воскобовича в том, что это не всегда понятные и очевидные вещи, поэтому присутствие взрослого обязательно только до трех лет.

2. Многофункциональность. С помощью этих игр решаются сразу несколько образовательных задач: сначала нужно из деталей головоломки составить и придумать сказочный мир, затем ребенок незаметно для себя запоминает и узнает цвет, развивает память и мышление, мелкую моторику, внимание.

3. Творческий потенциал. Все игры – свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудь открытие. Создавая из деталей головоломок бабочек, птиц, животных, ребенок может идентифицировать себя с этим животным, сочинить про него целую историю.

4. Сочетание сказки и головоломки. Мы знакомим детей с персонажами сказок и образной терминологией, подбираем игровые задания в зависимости от возможностей и интересов ребенка, играем и занимается вместе с ними.

Внедряя развивающие игры В. В. Воскобовича целесообразно придерживаться следующих этапов:

1 этап: Внесение новой игры в группу.

Цель: знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами.

2 этап: Собственно игра.

Цель: развивать логическое мышление, представления, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов.

3 этап: Самостоятельная игра детей с развивающим материалом.

Цель: развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.

В средней группе мы поочередно вносили игры, называли их, но не давали объяснений, как в них играть. Таким образом, мы предоставили детям возможность самим придумать правила игры, применить свое творческое воображение.

В старшей группе, кроме игр, которые использовались в средней, дети знакомятся с такими играми как: «Прозрачные буквы», «Прозрачный квадрат», «Прозрачные цифры» и т. д. На этом этапе дети знакомятся с основными приемами, приобретают навыки конструирования, пробуют выполнять задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания. Совершенствование игровых умений и навыков происходит в самостоятельной и совместной с детьми и воспитателем творческой деятельности. Задача педагога на данном этапе стараться побуждать детей к обогащению игрового содержания, придумыванию названий, сказочных сюжетов, конструированию новых фигур, узоров, предметных форм и т. д.

Детей подготовительной группы мы уже знакомим с закономерностями, принципами взаимодействия (увеличение, сложение, трансформация). Планирование своих действий, постоянное усложнение игр, позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. На этом этапе мы много уделяли внимания развитию творчества и самостоятельности дошкольников. Детям предоставили возможность изобретать игровые задания и упражнения, придумывать и конструировать предметные формы, составлять к ним схемы.

Используя развивающие игры Вячеслава Вадимовича, мы получаем хорошие результаты: дети стали более усидчивы, внимательны, у них улучшилась моторика рук, они не испытывают сложностей с усвоением цвета, формы, величины, умением ориентироваться на плоскости. Произошло совершенствование интеллекта: улучшилось внимание, память, воображение, речь.

Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх, развило такие способности как умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.

Фантазирование вслух, игра звуками и словами развивает хорошее понимание устной речи и способность выражать свои мысли и желания.

Дети проявляют инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игра, общении, конструировании и др.

Таким образом, целенаправленная и регулярная нами работа по играм Вячеслава Вадимовича с постепенным усложнением игр, позволила нам поддержать интерес детей к игре, а также помогла добиться положительной динамики и повышения уровня сформированности познавательных, творческих и интеллектуальных способностей у всех детей.

Список использованной литературы

#1060;едеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

#1059;ниверсальные средства «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик» в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста : методическое пособие/ под ред.Л.С. Вакуленко, О.М.Вотиновой.-Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича»,КАРО, с.:ил.

#1052;етодика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса» (ранний и младший возраст). СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. Тема: "Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста"

С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей....

"Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста"

Шаблонное, однообразное повторение одного и того же зачастую убивает у ребенка интерес к обучению. И дети лишаются радости открытия, постепенно теряя творческую активность. Поэтому  ...

Конспект «Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста».

Конспект«Дидактическая игракак средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста»....

Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста.

Сказки – прекрасное средство для развития мышления у детей....

Совет педагогов «Современные подходы к использованию игровой технологии «Сказочные лабиринты игры В.В. Воскобовича» в интеллектуально-творческом развитии детей дошкольного возраста.

Технология развивающих игр В.В. Воскобовича предполагает активное включение ребенка в воспитательно-образовательный процесс с помощью погружения в сказку.  Методика рассчитана на формировани...