Методическая модель трудового воспитания в ДОУ
материал

Наталья Андреевна Булыга

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_trud_2021_g.docx30.62 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. НАДЫМА

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»)

ул.Зверева 44 А, г. Надым, ЯНАО, 629735, тел/факс: (3499)52 – 61 – 72

ОКПО 54107289, ИНН 8903020394, КПП 890301001, р/с 40204810000000000007 в РКЦ г. Салехард

Семинар-практикум «Методическая модель трудового воспитания в ДОУ»

 Воспитатель МДОУ

                                                                                         «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»

                                                                                           Н.А. Булыга

г. Надым, 2021г.

                                                                                        «Труд - это могучий воспитатель в

педагогической системе воспитания».

Антона Семеновича Макаренко.

Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я проведу семинар-практикум, посвященный теме «Методическая модель трудового воспитания в ДОУ»

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной. В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

 воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества. развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества

Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду:

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

Содействие си сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка….

Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификация) детского развития

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности

 Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)

Принцип развивающего образования (системности и последовательности);

Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);

Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий )

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.

Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

 В трудовой деятельности формируется ценностное отношение к труду как социально значимой деятельности.

Компоненты трудовой деятельности:

Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент

 Цель - это то, к чему надо стремиться.

Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат

Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу

Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.

 Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам:

Ранняя группа- Начинается приобщение детей к трудовой деятельности . Основной вид труда в этом возрасте самообслуживание

  Младшая группа - Продолжается формирование у детей желания к посильному труду.

Средняя группа - Дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно- бытового труда и самообслуживания

Старшая группа- Добавляется ручной труд. Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.

 Подготовительная группа- Сформированные навыки и умения совершенствуются.

Примерная сетка совместной образовательной деятельности

 И культурных практик в режимных моментах:

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Младшая группа - Ежедневно

Средняя группа - Ежедневно

Старшая группа - Ежедневно

Подготовительная группа- Ежедневно

Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами)

Младшая группа - Ежедневно

Средняя группа - Ежедневно

Старшая группа - Ежедневно

Подготовительная группа- Ежедневно

Трудовые поручения (общий и совместный труд)

Средняя группа - -1 раз в неделю

Старшая группа - 1 раз в 2 недели

Подготовительная группа- 1 раз в 2 недели

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживания

Старший дошкольный возраст- Приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно пережевывают пищу с закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, без напоминания салфеткой; самостоятельно моют руки и лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вешают одежду, замечают неполадки в одежде и исправляют их)

 Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе Хозяйственно-бытового труда .

Старший дошкольный возраст - Старшие дошкольники помогают младшему воспитателю разложить мыло в мыльницы, повесить полотенца. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы. Дети включаются в дежурство по уголку природы, убирают групповую комнату (1 раз в неделю). У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель.Удетей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель.

 Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе.

Старший дошкольный возраст- Труд становится систематичным, объем его увеличивается. Дети опрыскивают растения из пульверизатора, сметают листья и снег. собирают семена. Трудятся вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеют семена, поливают растения, соби­рают урожай). С интересом наблюдают за жизнью растений и животных.

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда

Старшая группа - В процессе работы знакомятся с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое. Детей привлекают к участию в заготовке природного и бросового материалов (шишек, желудей, каштанов, коры, листьев, соломы, скорлупы грецких орехов, катушек, спичечных коробков и др.), изготовлению игрушек-самоделок для игры, самостоятельной деятельности (игольницы, счетный материал, детали к костюмам для театральной деятельности и др.), подарков родителям, сотрудникам детского сада, малышам (закладки для книг, сувениры из природного материала и др.), украшений к праздникам

Подготовительная группа- самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, ко­робок, атрибутов). Пришивают пуговицы. Сортируют природный материал, подготавливают его к работе. Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий. Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельнос­ти (приготовление папье-маше, оклеивание коробок, вырезание эле­ментов из пластиковых бутылок и пр.).

Современные подходы к формированию предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС

Согласно пункту 3.3.2. ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна:

обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;

быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

соответствовать возрастным возможностям детей и стать основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.

Трудовая деятельность дошкольников может реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с соответствующим наполнением. При наполнении развивающей среды крайне важно правильно определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов. В этом педагогам может помочь письмо Минобразования России от 17.05. 1995 №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».

 1.А сейчас давайте вспомнить пословицы и поговорки про труд.

Глазам страшно, а руки сделают.

Семь дел в одни руки не берут.

За всякое дело берись умело.

Муравей не велик, а горы копает.

Не говори, что делал, а говори, что сделал.

Не учи безделью, а учи рукоделью.

Не хвались наперед, погляди в конец: каков делу конец будет.

Хвались урожаем, когда в амбаре засыпаешь.

Уменье и труд все перетрут.

Землю красит солнце, а человека труд.

Без труда нет плода.

Сколько ни говорить, а с разговору сыт не будешь.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

2. Следующее задание – назовите виды трудовой деятельности в ДОУ по старшему и подготовительному возрасту.

3.Прослушайте проблемные ситуации и предложите свой вариант решения:

1. Утром в садике воспитатель спрашивает детей, кто бы хотел быть дежурным, один мальчик поднял руку, больше никто не поднял

2. Мама Наташи (6 лет) говорит: «У моей дочери есть желание мне помогать. За какую бы работу я ни взялась, она тут как тут. Но какая от нее помощь, одна помеха! Я отправляю ее гулять, без нее я быстрее управляюсь по хозяйству».

Права ли мама Наташи? Что можно посоветовать маме?

Решение. Мама Наташи не права. При таком подходе желание трудиться у Наташи может постепенно исчезнуть. Девочку необходимо включать в совместную деятельность, направляя ее действия. Чтобы сформировать устойчивый мотив труда, необходимо обучать Наташу конкретным трудовым навыкам, оценивать результаты ее работы.

! Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что–то делал по дому.

4. Работа с карточками.

 «Назовите задачи и содержание знаний детей о профессиях людей по каждой возрастной групп

-старшая

- подготовительная

Расширять представления о людях разных профессий (строители, земледельцы; работники транспорта, связи и т.д.). рассказывать о важности и значимости труда. Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.

Продолжать расширять представления о людях разных профессий (творческих : художники – модельеры, портные и т.д., предприятий города, района, края, страны, новыми профессиями: менеджер, рекламный агент, фермер и т.д), о значении их труда для общества

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что главной задачей трудового воспитания является формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути для её достижения, получать результат, соответствующий цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников, их возрастные и индивидуальные особенности. Необходимо углублять и закреплять представления детей о труде взрослых, воспитывать интерес и уважение к нему. Воспитывая у детей желание и умение трудиться, мы тем самым решаем важные социальные задачи формирования личности ребенка. Трудовое, нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование активной позиции человека могут быть достигнуты только совместными усилиями семьи и общественности.

Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.

А в помощь вам я хочу раздать памятки по трудовому воспитанию.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая модель трудового воспитания детей в ДОУ

Методическая модель  трудового воспитания детей может быть использована в качестве консультации для воспитателей или обсуждения на педагогическом совете....

Методическая модель трудового воспитания

Методическая модель трудового воспитания...

"Методическая модель трудового воспитания в ДОУ"

Методическая модель трудового воспитания в ДОУ расчитана на все возрастные группы....

Методическая модель трудового воспитания детей в ДОУ. Задачи и содержание работы воспитателя

Методическая модель трудового воспитания значительно облегчит педагогам осуществление перспективного и календарного планирования работы с детьми, позволит последовательно и системно организовать всю р...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Современные подходы к модели трудового воспитания детей дошкольного возраста в условиях доу...

Методическая модель трудового воспитания детей в ДОУ. Задачи и содержание работы воспитателя

Методическая модель трудового воспитания детей в ДОУ. Задачи и содержание работы воспитателя...

Методическая модель трудового воспитания детей в ДОУ

Методическая модель трудового воспитания детей в ДОУ...