проект "Обычаи и традиции русского народа"
проект (старшая группа)

Билюкова ТатьянаЮрьевна

Актуальность проекта:

  Наше современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов, и каждый из нас осознает потребность возрождения традиций нашего народа.

 Духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения  остаётся актуальной проблемой. Наше подрастающее поколение должно знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, научиться осознавать и понимать её, любить свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой.

Дошкольный возраст –  это тот возраст, когда дети  очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают.   

 Дети должны знать историю русского народа, культуру, традиции и обычаи. Перед нами стоит задача  дать не только знания о русском народе, привить любовь к нашей Родине, родному краю, но и воспитывать уважение к другим народам.

Вот почему  очень важно именно сейчас,  в дошкольном возрасте ребенка,  включать  вопросы духовно - нравственного развития детей, которые   способствует формированию любви к родному краю, разнообразные виды художественной творческой деятельности,     

В  работе с детьми дошкольного возраста  положительные качества личности ребенка можно развивать с помощью ознакомления дошкольников с устным народным творчеством, с обычаями и традициями русского народа.  Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность. Особенно активен и заинтересован ребенок будет, если изучать историю, традиции, обычаи и культуру он будет вместе с родителями, которые в свою очередь должны быть активными помощниками и наставниками для своих детей на протяжении всего проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект

на тему «Традиции и обычаи русского народа»

старшая группа «Грибок»

Вид проекта: исследовательско - творческий

Продолжительность: 11.10.-11.11. 23г

Участники: воспитанники старшей группы, родители,  воспитатели.

Цель проекта: познакомить дошкольников с особенностями быта русского народа в старину

Задачи:

  • Расширять представления детей о разных формах русского фольклора:сказках, загадках, пословицах, закличках, народных играх,
  • Обогатить словарный запас названиями старинных предметов быта,
  • Развивать память, внимание, мышление,
  • Создать в группе благоприятную среду для детского творчества.

Актуальность проекта:

  Наше современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов, и каждый из нас осознает потребность возрождения традиций нашего народа.

 Духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения  остаётся актуальной проблемой. Наше подрастающее поколение должно знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, научиться осознавать и понимать её, любить свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой.

Дошкольный возраст –  это тот возраст, когда дети  очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают.   

 Дети должны знать историю русского народа, культуру, традиции и обычаи. Перед нами стоит задача  дать не только знания о русском народе, привить любовь к нашей Родине, родному краю, но и воспитывать уважение к другим народам.

Вот почему  очень важно именно сейчас,  в дошкольном возрасте ребенка,  включать  вопросы духовно - нравственного развития детей, которые   способствует формированию любви к родному краю, разнообразные виды художественной творческой деятельности,     

В  работе с детьми дошкольного возраста  положительные качества личности ребенка можно развивать с помощью ознакомления дошкольников с устным народным творчеством, с обычаями и традициями русского народа.  Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность. Особенно активен и заинтересован ребенок будет, если изучать историю, традиции, обычаи и культуру он будет вместе с родителями, которые в свою очередь должны быть активными помощниками и наставниками для своих детей на протяжении всего проекта.

Подготовительный этап.

Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.

Приготовить наглядные и демонстрационные материалы.

Информирование родителей о теме данного проекта.

Основной этап.

Формы реализации проекта: беседы, обсуждение, чтение русских народных сказок, игра- драматизация, хороводные игры, отгадывание загадок, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

Заключительный этап.

Анализ поставленной цели и ожидание результата.

Предполагаемые итоги реализации проекта.

  - Расширить и углубить знания и представления  детей о русском народе.

  -  Познакомились с историей русского народа, фольклором музыкальным, фольклором в устном народном творчестве,  декоративно-прикладным искусством, национальной кухней, национальным костюмом, народными праздниками.  Дети и родители испытывали гордость и проявляли интерес на протяжении всего проекта.

- Сформировано уважительное отношение к русскому народу и народу населяющую Россию, к их культуре, традициям и обычаям.

 - Развивать познавательную активность, понимание важности русского народа, и знание о других народах проживающие на территории России.

-  Наладить активный контакт с родителями и детьми. Стать во время проекта одной дружной семьей.

- Привлечение, интерес, участие, вовлеченность родителей и детей  в образовательный процесс.

-  Выставка работ (рисунки, аппликации, музей, альбом).

Планирование работы над проектом:

  • Беседа «Как жили люди на Руси», рассматривание иллюстраций.
  • Организация музея предметов старины в группе,
  • Мини-исследование «Что сейчас используют вместо старинных предметов»,
  • Конструирование мини-избы,
  • Знакомство  с музыкальными инструментами. Игра на ложках.
  • Чтение русских народных сказок.
  • Беседа о фольклоре (потешки, загадки, прибаутки)
  • Русские  народные игры,
  • Беседа о России, знакомство с пословицами о Родине, поделки «Символы  России»,
  • Тематическое занятие по ФЭМП (работа с матрешками)
  • Декоративно-прикладное искусство : лепка «Дымковские игрушки», роспись хохломская, аппликация «Укрась фартук»
  • Дидактические игры «Угадай роспись», «Укрась кокошник», Составь узор»

Взаимодействие с родителями:

  Будет обогащен словарный запас по теме «Русский фольклор». 

  Будут бережно относиться к предметам быта, произведениям народного

творчест

Поэтапная реализация проекта

1 этап - подготовительный (организационный):

• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки,

плакаты с элементами росписи);

• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;

• Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;

• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

• Подготовка материалов для организации творческой деятельности дете

Работа с родителями

  1. Консультация  «Приобщение детей к народным традициям»
  2. Рекомендации родителям: «Совместный просмотр мультфильмов с детьми «Снегурочка», «Ивашка и Баба Яга», «Дудочка и кувшинчик».

2. Основной этап

 

•  Знакомство с устным народным творчеством русского народа;

•  Совместная деятельность с детьми;

•  Индивидуальные консультации родителей по участию в мероприятии.

3. Завершающий этап

•  анализ и обобщение результатов, полученных в результате познавательной

деятельности детей

•  выставка детских работ «Городецкая роспись», «хохломская роспись»,  

•  Развлечение «Богатырские забавы»

Содержание проекта:

Используемая литература:

1. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 2 февраль 2023г. Издательство ОО «АКТИОН-МЦФЭР»

2.Н.Г.Пантелеева «Народные праздники в детском саду». Издательство Мозаика – синтез Москва 2014г.

3.М.Ф.Литвинова «Русские народные игры». Москва «Просвещение» 1986г.

4.М.М.Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения». Издательство «Мозаика – синтез» 2014г.

5.А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». Издательство «Просвещение» 1988г.

6. «Хрестоматия для старшей группы» Издательство «Самовар» 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"

В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской  культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...

«Традиции русского народа. Роспись у славянских народов. «Жостовская роспись»»

Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.Задачи: учить детей, поэтапно наносить элементы жостовской росписи. Выделять элементы узора: цветы, бутоны, листья, т...