Часть формируемая участниками образовательных отношений: математические ступеньки «я считаю до десяти» Е.В. Колесникова
методическая разработка (старшая группа)

Часть формируемая участниками образовательных отношений: математические ступеньки «я считаю до десяти» Е.В. Колесникова 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temy_koleso.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Часть формируемая участниками образовательных отношений: математические ступеньки «я считаю до десяти» Е.В. Колесникова

Срок реализации : 1 год


Цели программы:

- раскрытие основных направлений математического развития детей 5- лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО ;

-приобщение к математическим знаниям с учетом возрастных особенностей;

-создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, теоретического мышления ,развития математических способностей;

-введение ребенка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим, игровую деятельность, художественное слово, экспериментирование, метод проекта;

-формирование основ математической культуры ;

Задачи:

-развивать потребность активно мыслить;

-создавать условия не только для получения знаний , умений и навыков , но и развития математических способностей ;

- приобретать знания  множестве, числе, величине, пространстве  и времени как основах математического развития дошкольников;

-обеспечивать возможность непрерывного обучения в условиях ДОО;

-формировать инициативность и самостоятельность ;

-учить применять полученные знания в разных видах деятельности;

-формировать простейшие графические умения и навыки ;

-обеспечивать повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах математического развития ребенка;

Реализация личностно-ориентированной модели обеспечивается индивидуальными рабочими тетрадями, в которых ребенок самостоятельно выполняет игровые задания и упражнения в своем темпе, используя опыт приобретенный ранее.

Наличие программы и УМК создает условия для выполнения требований ФГОС ДО к условиям реализации программы, а именно :

-учебно-методической поддержки участников образовательного процесса(педагогов, родителей, детей);

-организационно-методического сопровождения  процесса реализации программы ;

-взаимодействия с семьями детей в целях осуществления математического развития каждого ребенка;

Содержательный раздел

Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики . соответствует принципам и задачам современного образования дошкольников:

-сочетает принцип научной обоснованности практической применимости;

-соответствует критериям полноты , необходимости и достаточности;

-основывается на комплексно-тематическом принципе;

-формирование математических представлений у детей осуществляется в интеграции пяти образовательных областей ФГОС ДО;

-Работа по данной программе :задает содержание математического развития детей 5-6 лет на современном этапе обучения ;

-Открывает широкие возможности для творчества педагога ;

-способствует развитию математических способностей у детей;

-формирует у детей предпосылки к учебной деятельности;

-Обеспечивает необходимый уровень математического развития для успешного усвоения математики в начальной школе

Общение

Педагог организует повседневное общение с детьми и целью закрепления и использования количественных, временных , пространственных отношений  и т д . обращает внимание на количественную характеристику предметов окружающего мира . привлекает внимание детей к последовательной смене частей суток , времен года ,  дней  недели. Детям читают сказки в которых присутствуют числа: «Курочка ряба и десять утят», «Волк и семеро козлят», а также пословицы и поговорки: «Один раз солгал, навек лгуном стал». Педагог связывает математику с окружающей жизнью.

Игра

В удобном месте размещаются дидактические и настольно-печатные игры с математическим содержанием , играя  в которые ребенок закрепляет полученные знания о величине , форме предметов , их количественном составе.  

Работа с родителями.

Необходимо познакомить родителей с содержанием программы «Математические ступеньки», особо отметив, что они являются участниками педагогического процесса.

Ориентировать родителей на развитие познавательных интересов, не оставлять без внимания вопросы детей, находить ответы на них в совместной деятельности..

Педагогу необходимо информировать родителей о ходе усвоения ребенком содержания программного материала через индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов.

Организационный раздел

С целью успешной реализации Программы педагогам , родителям предлагается учебно-методический комплект .

Учебно-методическое пособие «Математика для детей 5-6 лет»

В нем представлены содержание и условия реализации программы , даны развернутые методические  рекомендации  по реализации ее целей и задач, подробное планирование занятий , особенности формирования математических представлений у детей данного возраста , планируемые результаты в виде целевых ориентиров .

Рабочая тетрадь «Я считаю до десяти»

Тетрадь предназначена для индивидуальной работы ребенка в детском саду , центрах развития, группах кратковременного пребывания, дома.

Использование рабочей тетради:

-позволяет широко применять наглядный , словесный метод обучения , методы практических заданий;

-создает условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, что достигается через систему действий , включающих в себя не только словесно-зрительное формирование математических представлений , но и двигательное;

-способствует формированию предпосылок к универсальным учебным действиям;

-позволяет самостоятельно найти исправить ошибку;

Демонстрационный дидактический материал « Математика для детей 5-6 лет»

Используются предметные и сюжетные картинки, с помощью которых дети знакомятся с числами и цифрами , геометрическими фигурами, величиной предметов, пространством и временем , а также с математическим  понятиями , овладевают математической терминологией ,а в последствии используют полученные знания в практической деятельности .  

Программа  «Математические ступеньки» для детей 5-6 лет  ( старшая группа)

     Количество и счет

 Закрепить представление о числах и цифрах до 5. Дать представление о числах и цифрах от 6 до 10 на основе сравнения двух множеств. Продолжать учить:

  1. считать по образцу и названному числу;
  2.  понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета.

Учить:

  1.  воспроизводить количество движений по названному числу;
  2. писать цифры от 1 до 10;

отгадывать математические загадки;

  1.  записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр;

составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале;

  1. из неравенства делать равенство;
  2.  различать количественный и порядковый счет в пределах 10;
  3.  устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
  4. решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.

Познакомить:

  1.  со стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых упоминаются числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года);
  2. математическими знаками +, -, —, <, >.

Величина

Учить:

—        располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте и толщине, употреблять сравнения (большой, поменьше, еще поменьше, самый маленький; широкий, уже, еще поуже, самый уз кий; высокий, ниже, еще ниже, самый низкий);

  1. делить предмет на 2, 4 и более частей;
  2.  понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
    Развивать глазомер.

Геометрические фигуры

Закрепить:

  1.  знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
  2.  умение видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов.

Познакомить:

—        с геометрической фигурой — трапецией;

—        тетрадью в клетку.
Учить:

  1.  преобразовывать фигуры (путем складывания, разрезания, выкладывания из палочек);
  2.  рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;
  3.  выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапецию), символические изображения предметов (домик, лодка, елочка).

Ориентировка во времени

 Закреплять и углублять временные представления о частях суток, временах года.

 Учить называть последовательно дни недели, определять,  какой день недели был вчера, какой будет завтра.

Знакомить с названиями месяцев.

Ориентировка в пространстве

 Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.  Учить:

  1.  обозначать словами положение предмета по отношению
    к себе, другому лицу;
  2. ориентироваться в тетради в клетку.

Логические задачи

 Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.        

Планируемые результаты

К концу года дети должны:

  1. считать по образцу и названному числу в пределах десяти;
  2.  понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;
  3. писать цифры от 1 до 10;
  4. пользоваться математическими знаками +, -, =», <, >;
  5.  записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;
  6.  соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
  7.  различать количественный и порядковый счет в пределах десяти;
  8. составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;
  9. понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;
  10. знать геометрическую фигуру — трапецию;
  11.  рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры,  символические изображения предметов из геометрических фигур;
  12.  выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов;
  13. располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;
  14.  делить предмет на 2—4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
  15. называть последовательно дни недели, месяцы;
  16. ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
  17.  определять положение предметов по отношению к другому лицу;
  18.  решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
  19. понимать задание и выполнять его самостоятельно;
  20. проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;
  21. самостоятельно формулировать учебные задачи.

 

№ недели , дата

Тема занятия

1 неделя

 с 5-9 сентября

Число и цифра 1, величина, знакомство с первым осенним месяцем - сентябрь. Учить писать цифру 1; сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, маленький); закреплять умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; формировать навыки самоконтроля и самооценки. Е.В.Колесникова «Математика для дошкольников 5 - 6 лет», стр.20. (рабочая тетрадь).

2 неделя

12-16 сентября

Число и цифра 2, знаки =,+, соотнесение формы предмета с геометрической фигурой, ориентировка на листе. Закрепить написание цифры 1; учить писать цифру 2; познакомить со знаками +, =; учить ориентироваться на листе. Е.В.Колесникова стр.23

3 неделя

19-23 сентября

Числа и цифры 1,2,3,соотнесение количества предметов с цифрой. Учить писать цифру 3; закреплять умение соответствие между количеством предметов, числом и цифрой; учить выкладывать квадрат из счётных палочек; рисовать квадрат и цветок на «игровезоре».  Е.В.Колесникова стр.26.

4 неделя

26-30 сентября

Числа и цифры 1, 2, 3, 4, соотнесение количества предметов и цифр, величина, логическая задача.

 Учить отгадывать математические загадки; закреплять умение писать цифры 2,3;учить писать цифру 4; учить работать с тетрадью в клетку. Е.В.Колесникова стр.29

5 неделя

3-7 октября

Числа и цифры 1,2,3,4,5, знаки +, =, независимость числа от величины предметов; месяц- октябрь.

Закреплять умение писать цифры1,2,3,4; учить писать цифру 5; знакомить с составом числа 5 из двух меньших чисел; познакомить с названием текущего месяца – октябрь; учить решать логическую задачу.

Е.В.Колесникова стр.31

6 неделя

10-14 октября

Число и цифра 6, =, +, сложение числа 6 из двух меньших, понятия «длинный», « короче», « ещё короче», « самый короткий». Познакомить с цифрой 6; учить писать цифру6; учить порядковому счёту в пределах6; правильно отвечать на вопросы сколько?; на котором по счёту месте?; формировать навык самоконтроля. Е.В.Колесникова стр.34

7 неделя

17-21 октября

Числа и цифры 3,4,5,6, знаки < >,=, независимость числа от расположения предметов, квадрат, треугольник. Закреплять умение писать цифры 3,4,5,6; познакомить со знаками < >; учить рисовать треугольники в тетради в клетку; выкладывать из счётных палочек треугольник и квадрат(домики т.д.).

Е.В.Колесникова стр.36

8 неделя

24-28 октября

Числа и цифры 4,5,6. Вперёд, назад, направо, налево. Продолжать учить устанавливать соответствия между числом, цифрой и количеством предметов; совершенствовать умение двигаться в заданном направлении: вперёд, назад, направо, налево. .  И.А.Помораева стр. 23, Е.В.Колесникова стр.38

9 неделя

1-4 ноября

Количество и счёт; геометрические фигуры; ориентировка во времени. Решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков. Писать цифру 0; дорисовывать геометрические фигуры; знакомить со знаком минус; с цифрой 0; закреплять знания об осенних месяцах; закреплять навыки самоконтроля и самооценки.  Е.В.Колесникова стр.40

10 неделя

7-11 ноября

Количество и счёт: числа и цифры 0,4,5,6; ориентировка во времени и в пространстве. Устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; сравнивать смежные числа;  пользоваться знаками больше и меньше; ориентировка в пространстве: слева, справа, впереди, сзади.

 Е.В.Колесникова стр.43

11 неделя

14-18 ноября

Число и цифра7; знаки  =, +; часть и целое. Учить писать цифру 7; учить порядковому счёту, правильно отвечать на вопросы сколько? на котором по счёту месте?; преобразовывать квадрат в другие геометрические фигуры. Рисовать прямоугольники в тетради в клетку.Учить понимать, что часть меньше целого, а целое больше части. Е.В.Колесникова стр.45

12 неделя

21-25 ноября

Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7; состав числа 7 из двух меньших. Ориентировка во времени.  Продолжать знакомить с цифрой 7; с составом числа 7; закреплять умение писать цифры от 1 до 7 .Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

. Е.В.Колесникова стр.48.

13 неделя

28-2 декабря

Числа и цифры 1 – 8; знаки +, -;  ориентировка во времени.  Учить писать цифру 8; правильно писать и использовать знаки +, - . Знакомить с названием месяца – декабрь. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

 Е.В.Колесникова стр.50

14 неделя

5-9 декабря

Деление предмета на 4 части; порядковый счёт; сложение числа 8.  Упражнять в различении порядкового счёта, правильно отвечать на вопросы: сколько?, на котором по счёту месте?; составлять число 8 из двух меньших на наглядном материале; делить предмет на 2 и 4 части.

Е.В.Колесникова стр.52.

15неделя

12-16 декабря

Деление предмета на 4 части; порядковый счёт; сложение числа 8.  Упражнять в различении порядкового счёта, правильно отвечать на вопросы: сколько?, на котором по счёту месте?; составлять число 8 из двух меньших на наглядном материале; делить предмет на 2 и 4 части.

Е.В.Колесникова стр.52.

16 неделя

19-23 декабря

Решение примеров на сложение и вычитание. Овал. Ориентировка в пространстве. Учить решать примеры на сложение и вычитание; определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу; рисовать овалы в тетради в клетку; понимать учебную задачу.

Е.В.Колесникова стр.54.

17 неделя

26-30 декабря

Знаки <, >; порядковый счёт; геометрические фигуры. Закреплять умение правильно пользоваться знаками <, >. Учить видеть геометрические фигуры в символических изображениях. Правильно отвечать на вопросы: сколько? который? на каком по счёту месте?. 

Е.В.Колесникова стр.56

18 неделя

9-13 января

Числа и цифры от 1 – 9. Высокий, низкий. Ориентировка во времени. Учить писать цифру 9; записывать дни недели условными обозначениями. Знакомить  с названием месяца январь, с названиями дней недели. Закреплять  умение использовать в речи понятия «самая высокая», «пониже», «ещё ниже», «самая низкая», «повыше», «ещё выше». Е.В.Колесникова стр.58.

20 неделя

16-20января

Порядковый счёт; сравнение смежных чисел. Часть и целое. Квадрат. Учить порядковому счёту, правильно отвечать на вопросы: сколько? какой по счёту? на котором по счёту месте?. Учить соотносить количество предметов с цифрой; складывать квадрат на 2, 4, 8 треугольников. Понимать, что часть меньше целого, а целое больше части. Е.В.Колесникова стр.60.

21 неделя

23-27 января

Число 10. Выкладывание из счётных палочек. Учить писать цифру 10; выкладывать из палочек трапецию; рисовать трапецию в тетради в клетку; знакомить с геометрической фигурой трапеция.

Е.В.Колесникова стр.63.

22 неделя

30января по 3 февраля

Цифры от 1 до 10. Геометрические фигуры. Закреплять умение писать цифры от 1 до 10; знания о геометрических фигурах; учить составлять число 10 из двух меньших чисел; закреплять знания о геометрических фигурах.

Е.В.Колесникова стр.65.

23 неделя

6-10 февраля

Количество и счёт; знаки +, -; ориентировка во времени; геометрические фигуры. Учить решать задачи, записывать  решения; пользоваться знаками +, -; рисовать в тетради в клетку кораблик; знакомить с названием месяца – февраль.

Е.В.Колесникова стр.66.

24 неделя

13-17 февраля

Решение задач на сложение и вычитание. Работа со счётными палочками. Учить отгадывать математические загадки; записывать решение с помощью цифр и математических знаков; выкладывать из счётных палочек геометрические фигуры. Упражнять в количественном и порядковым счёте, отвечать на вопросы: сколько? на котором по счёту месте?. Е.В.Колесникова стр.69.

25 неделя

20-24 февраля

Решение примеров на сложение и вычитание. Работа в тетради в клетку. Круг и прямоугольник. Учить решать примеры на сложение и вычитание; составлять числа 7, 8, 9, 10 из двух меньших чисел; различать понятия «влево», «вправо», «вперёд», «назад», учить двигаться в указанных направлениях.

Е.В.Колесникова стр.71.

26 неделя

27 февраля-3 марта

Установление соответствия между цифрой и количеством предметов; знаки <, >. Учить устанавливать соответствия между цифрой и количеством предметов; пользоваться знаками <, >.  Решать логические задачи; закреплять знания о днях недели.

Е.В.Колесникова стр.73.

27 неделя

6-10 марта

Решение задач на  сложение и вычитание. Ориентировка во времени. Геометрические фигуры.

Составлять задачи на сложение и вычитание; записывать и читать запись; знакомить с названием месяца – март. Закреплять знания о зимних месяцах (декабрь, январь и февраль).

Е.В.Колесникова стр.75.

28 неделя

13-17 марта

Решение задачи на вычитание. Величина. Ориентировка во времени. Учить записывать решение; читать запись; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; Закреплять знания о последовательности частей суток; способствовать развитию глазомера.

Е.В.Колесникова стр.77.

29 неделя

20-24 марта

Решение задачи; отгадывание загадок; порядковый счёт. Учить отгадывать математическую загадку; читать запись задачи; развивать мышление; закреплять навыки порядкового счёта, правильно отвечать на вопросы: сколько? какой по счёту?.

Е.В.Колесникова стр.79.

30 неделя

27-31 марта

Количество и счёт. Геометрические фигуры. Ориентировка во времени. Учить составлять задачи и читать запись; знакомить с названием месяца – апрель; закреплять знания о первом месяце весны – марте; закреплять знания о геометрических фигурах.

Е.В.Колесникова стр.83.

31 неделя

3-7 апреля

Количество и счёт. Ориентировка в пространстве. Геометрические фигуры. Упражнять в различении количественного и порядкового счёта; учить отвечать на вопросы: сколько? на каком по счёту месте?; закреплять умение отгадывать математическую загадку, записывать и читать её.

Е.В.Колесникова стр.85

32 неделя

10-14 апреля

Порядковый счёт; сложение числа 10; геометрические фигуры. Закреплять навыки порядкового и количественного счёта; составлять число 10 из двух меньших чисел, записывать результаты составления; выкладывать из счётных палочек символические изображения предметов.

Е.В.Колесникова стр.87.

33 неделя

17-21 апреля

Порядковый счёт; соотнесение цифры с количеством предметов. Ориентировка во времени. Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Е.В.Колесникова стр.88.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вторая часть, формируемая участниками образовательных отношений "Родной свой край люби и знай"

Цель программы: формирование познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников (5-7 лет) в процессе ознакомления с историей родного края.Задачи программы: -формировать представления ...

Приоритетные направления и результаты работы педагога по образовательной программе учреждения "Основы информационных технологий" в части, формируемой участниками образовательных отношений.

Целью моей педагогической деятельности является предоставление качественных образовательных услуг через организацию работы по реализации образовательной программы дошкольного образования "Основы инфор...

Организация кружковой деятельности в ДОУ как реализация части формируемой участниками образовательных отношений основной общеобразовательной программы ДО

Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересова...

Раздел Программы «Способы и направления поддержки детской инициативы» (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений)

Раздел Программы «Способы и направления поддержки детской инициативы» (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений)...

Педагогическая программа «Истоки» по народному декоративно-прикладному искусству детей дошкольного возраста из части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняющих содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Проект  "Истоки", направлен на  ознакомление детей старшего возраста с разнообразием видов народного декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения, приемами работы....

Программа из части формируемой участниками образовательных отношений, дополняющих содержание (образовательной области «Художественное – эстетическое развитие») «Пластилинография»

Пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша. Тема кружковой работы является актуальной, так как работа с мягким и пластичн...

План по реализации основной образовательной программы дошкольного образования детского сада, в части, формируемой участниками образовательных отношений, по курсу «Любознайки» (опытно-экспериментальная деятельность ) в группах общеразвивающей направленност

Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем их мире как можно больше. Совместно с их игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятел...