Картотека игр коррекция детских страхов
картотека (средняя группа)

Детские страхи – специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу. Проявляются изменениями эмоционального состояния, вегетативными симптомами – учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением. Поведение характеризуется избеганием потенциально опасных ситуаций/объектов, чрезмерной привязанностью к взрослым, боязнью одиночества. Диагностика проводится психологом, психотерапевтом, психиатром. Используется метод беседы, опросники, проективные тесты. Лечение основано на психотерапии творчеством, консультировании родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strahi_-_dlya_sliyaniya.docx33.02 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И

ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

краевое государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Дальнегорский индустриально-технологический колледж»

Сборник игр  

На коррекцию страхов у детей дошкольного возраста

подготовила студентка группы № 4203 специальность Дошкольное образование

ФИО Рябко Надежда Александровна

Руководитель: преподаватель Коняева Г.А.

Дальнегорск 2023г.

содержание

введение        3

1.        Придумываем сказку.        4

2.        Закапываем страх.        4

3.        Угощу свой страх.        4

4.        Где живет страх?        4

5.        Игра «В темной норе»        5

6.        Упражнение «Качели».        5

7.        «Покажи того, кого боишься»        5

8.        «Смелый разведчик»        5

9.        «Кто притаился в темноте?»        5

10.        Напугаем страх.        6

Заключение        7

Список литературы        8


введение

Детские страхи – специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу. Проявляются изменениями эмоционального состояния, вегетативными симптомами – учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением. Поведение характеризуется избеганием потенциально опасных ситуаций/объектов, чрезмерной привязанностью к взрослым, боязнью одиночества. Диагностика проводится психологом, психотерапевтом, психиатром. Используется метод беседы, опросники, проективные тесты. Лечение основано на психотерапии творчеством, консультировании родителей.

Причины детских страхов: многотравмирующая ситуация, авторитарное поведение родителей, впечатлительность, внушаемость, перенесенный стресс, болезнь. Часто у детей возникают ситуативные страхи из-за неожиданного прикосновения, слишком громкого звука, падения и т.д.

О том, что ребенок испытывает страх, свидетельствует следующее:

— не засыпает один, не разрешает выключать свет;

— часто закрывает уши ладонями;

— прячется в угол, за шкаф;

— отказывается от участия в подвижных играх;

— не отпускает маму от себя;

— беспокойно спит, кричит во сне;

— часто просится на руки;

— не хочет знакомиться и играть с другими детьми;

— отказывается общаться с незнакомыми взрослыми людьми, приходящими в дом;

— категорически отказывается принимать незнакомую пищу.

Мы не можем защитить детей от всех опасностей, но Мы можем научить правильно, воспринимать окружающее, сражаться со своими страхам и преодолевать их. Для этого ребенку необходимо давать возможность действовать самому – это лучший способ избавиться от страхов. Мы же можем слегка помочь ребенку и научить его овладеть методами саморегуляции, которые позволят ребенку справиться со своими срахами.

Когда вы чувствуете, что ребенок труслив, подозрителен, робок, то поиграйте вместе с ним. Предлагаю Вам следующие игры для коррекции детских страхов.

  1. Придумываем сказку.

Сочините вместе с детьми сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это может быть? Попросите детей нарисовать это.

  1. Закапываем страх.

Подготовьте коробочки с песком и одну большую пустую коробку. Слепите из глины несколько плоских кругов. Спросите ребенка: «Как будет называться этот страх?» (Страх темноты, страх шума, страх, «меня не заберут из сада» и т.д.). Получив ответ, предложите заковать страх. Когда все страхи будут закопаны, поставьте коробочки в большую коробку и предложите ребенку нарисовать сторожа, который не выпустит страхи из коробки. Коробку надо спрятать в шкаф,

  1. Угощу свой страх.

Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение по одной строчке:

Страх боится солнечного света,

Возьму три килограмма плюшек,

Конфет, пирожных и ватрушек,

Печенья, шоколада,

Варенья, мармелада.

Лимонада и кефира,

И какао, и зефира,

Персиков и апельсинов,

И чернил добавлю синих.

Страх все это съест и вот,

У него болит живот.

Надулись у страха щечки,

Разлетелся страх на кусочки.

Когда ребенок повторит стихотворение, попросите нарисовать к нему картинку, запереть на ключ.

  1. Где живет страх?

Предложите ребенку несколько коробок разного размера, скажите: «Сделай, пожалуйста, дом для страха и закрой его крепко».

  1. Игра «В темной норе»

В комнате, где находится ребенок, как бы по ошибке выключите на 3 — 5 минут свет. Предложите ребенку представить, что он попал в нору к кроту. К нему в гости спешит светлячок со своим волшебным фонариком. На роль светлячка выбирается ребенок, боящийся темноты. «Светлячок» с помощью своего волшебного фонарика (использовать любой заранее приготовленный фонарик) помогает детям дойти до освещенного места.

  1. Упражнение «Качели».

Ребенок садится в позу «зародыша»: поднимает колени и опускает к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Взрослый встает сзади, кладет руки на плечи ребенку и осторожно начинает медленно покачивать его. Ребенок не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2 — 3 минуты.

  1. «Покажи того, кого боишься»

Предложите ребенку разыграть такую сценку. Пусть он выберет игрушку, которая будет играть его роль. Сам же он должен перевоплотиться в  того кого боится и начать типичные для ситуации разговоры или действия. Когда наступает очередь ребенка отвечать, то он должен озвучить игрушку, взяв ее в руки и двигая в соответствии со сценарием.

  1. «Смелый разведчик»

Можно играть в компании, а можно вдвоем со взрослым. В какой-то момент ребенок (называемый, опять-таки, своим настоящим именем) получает задание сходить ночью на разведку. В затемненном помещении раскладывается  припасы, принадлежащее врагу. Ребенок должен все сосчитать и доложить командиру. Командир награждает его медалью за отвагу.

  1. «Кто притаился в темноте?»

Эта игра проходит гораздо оживленнее, если в ней участвуют несколько детей. Ребенок (он называется своим, а не вымышленным именем) ложится на кровать или на два сдвинутых кресла и делает вид, будто засыпает. Поначалу свет выключается понарошку, но со временем можно будет делать это и по-настоящему. Внезапно в темноте ребенку чудится какое-то лохматое чудовище. Он дрожит от ужаса, хочет закричать, позвать маму, но потом собирается с духом, встает, зажигает свет... И выясняется, что чудовище - это маленький, милый котенок (изображаемый либо куклой, либо другим ребенком).

  1. Напугаем страх.

Страх боится солнечного света,

Страх боится летящей ракеты,

Страх боится весёлых людей,

Страх боится интересных затей!

Я улыбнусь, и страх пропадёт,

Больше меня никогда не найдёт,

Страх испугается и задрожит,

И навсегда от меня убежит!

(Дети повторяют каждую строчку, улыбаются и хлопают в ладоши

Заключение

Со временем ребенок «перерастает» большинство детских страхов. Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной родительской и психотерапевтической помощи. Для предупреждения развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы, не показывать собственную тревожность и опасения. Важно правильно организовывать досуг, отдавая предпочтение подвижным и творческим занятиям в коллективе, а не просмотру телевизора и виртуальным играм в одиночестве.

Список литературы

  1. В.Бавина, Е.И.Агаркова Детские страхи: Решение проблемы в условиях детского сада. М.АРКТИ, 2008.
  2. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка, СПб Союз, 1997.
  3. Кедрова Н.Б. Лекции, М., МГИ, 2007.
  4. Панфилова М.А. Игротерапия общения , М.2001.
  5. Психология. Словарь \ Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского, М.:Политиздат, 1990.
  6. Наревская И.Н., Сабирова Н.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция детских страхов

В материале изложены теоретические основы возникновения и диагностики детских страхов, а так же коррекционные игры, используемые для преодолнения страхов у детей дошкольного возраста....

Коррекция детских страхов (дошкольный возраст)

По мнению специалистов-психологов, занимающихся проблемой детских страхов (Захаров А.И., Ковалёв В.В.) для большенства детей дошкольного возраста характерно наличие тех или иных страхов.Часто у малень...

Нарисуй свой страх (коррекция детских страхов).

В статье говориться о детских страхах. причинах и способах борьбы  с ними, описываются игры и игровые упражнения....

«Коррекция детских страхов».

Повышение уверенности в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка и коррекция поведенческих реакций средствами сказкотерапии ....

Консультация «Причины возникновения детских страхов и тревожности у детей. Методы коррекции детских страхов»

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может...

Картотека игр на коррекцию детских страхов

ВВЕДЕНИЕМногие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Но надо отметить, что по своей сути страх не является однозначно опасным и «вредным» для ребенка. Очень часто страх защищае...