Проект "Мини - музей для дошколят"
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Яйский детский сад «Чайка»
Мини-музей для дошколят
Педагогический проект в средней группе
Содержание
- Введение ……………………………………………………………... 3
- Актуальность ……………………………………………………….. 3
- Цель. Задачи …………………………………………………………. 5
- Педагогические средства ……………………………………………. 5
- Этапы проекта ……………………………………………………….. 6
- Подготовительный этап …………………………………………….. 6
- Практический этап …………………………………………………… 6
- Заключительный этап ……………………………………………….. 8
- Список литературы ………………………………………………….. 9
Душою красивы и очень добры,
Талантом сильны и сердцем щедры.
Все наши идеи, мечты о прекрасном,
Музеи, затеи не будут напрасны,
Мы к детям дорогу сумели найти
И ждут нас успехи на этом пути
Введение
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной, Н. Рыжовой и Л. Логиновой).
Основной целью музейной педагогики является создание условий для развития личности путем включения ее в многообразную деятельность с музейными экспонатами.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в познавательно-исследовательскую и коммуникативную деятельность.
Актуальность
Познавательная деятельность, также, как игровая и коммуникативная, является сквозным механизмом развития ребенка-дошкольника, включает в себя исследование объектов окружающего мира (история возникновения, разновидности, свойства и качества) и экспериментирование с ними. В процессе познавательной деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире.
Познавательная деятельность является основой организации работы в мини-музее в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому.
В мини-музее ДОУ можно получить интересную информацию об определенном предмете, который представлен с разных сторон: с экспонатом можно поиграть, его можно попробовать смастерить, рассмотреть с помощью лупы, измерить, зарисовать, примерить на себя, с ним еще можно и поэкспериментировать. Экспозиция мини-музея может рассказать об истории возникновения предмета, о том, как он выглядел в старину, каковы его особенности в разных странах. Дети могут познакомиться с процессом его изготовления, материалами, которые для этого используются, с разнообразием вариантов объекта (предмета), с интересными историями, которые так или иначе с ним связаны.
Организуя образовательную деятельность с опорой на экспонаты мини-музея педагог формирует у дошкольников интеллектуально-познавательные умения и, в первую очередь,
• обучает детей системе исследовательских действий, необходимых для самостоятельного многостороннего анализа предметов;
• формирует умение сравнивать, группировать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы.
С целью выявления степени заинтересованности родителей и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини-музеев провели беседу. В процессе беседы выяснилось, что родители сами редко посещают музеи и выставки и очень редко берут с собой на экскурсии детей, но родители готовы к взаимодействию с педагогами ДОУ по созданию мини-музеев.
Беседуя с детьми, мы узнали, что не все дети имеют представление о музее, как месте сбора разных интересных вещей и предметов. Но они хотят знать об истории того или иного предмета, взаимодействовать с музейными экспонатами, исследовать.
Исходя из этого, мы решили организовать работу по созданию мини музеев, и в этом нам помог проект «Мини-музей для дошколят».
Вид проекта: поисково-исследовательский, творческий, коллективный.
Участники: дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: 4-5 лет, средняя группа.
Срок: август – апрель
Цель: формирование познавательной активности детей через организацию мини - музея
Задачи:
1) разработать и апробировать алгоритм работы создания и функционирования мини-музеев;
2) подобрать и апробировать эффективные формы и методы организации деятельности дошкольников с использованием экспонатов мини-музеев;
3) увеличить развивающий потенциал развивающей предметно-пространственной среды группы через создание мини-музеев;
4) повышать компетентность родителей воспитанников через организацию проектной деятельности по созданию мини-музеев в группе.
Педагогические средства:
I. Формы образовательной деятельности:
1. проектная деятельность;
2. непосредственно образовательная деятельность (познавательные беседы, экскурсии, в том числе виртуальные);
3. массовые и культурно-досуговые мероприятия (конкурсы, выставки);
II. Виды детской деятельности:
1. коллекционирование;
2. экспериментирование;
3. наблюдения;
4. художественно-продуктивная деятельность;
5. игровая деятельность (дидактические и развивающие игры, проблемные игры-задания);
III. Развивающая предметно-пространственная среда
Проект – это то, чего ещё нет в реальности, но есть в воображении, в мыслях – то, что будет воплощено в жизнь. Технология проектирования позволяет смотреть на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», где усилия взрослых направлены на создание условий для саморазвития всех субъектов образования.
Проектная деятельность:
• непосредственно связана с жизнью, интересными событиями, окружающими предметами;
• предполагает организацию разнообразных видов детской деятельности, в том числе – познавательно-исследовательской в разных формах;
• обеспечивает возможность интеграции всех образовательных областей;
• позволяет учитывать и развивать познавательные интересы детей;
• дает детям возможность достигать результата, действуя в своем темпе, выбирать партнера и формы взаимодействия;
В ходе реализации проектной деятельности у детей формируются подлинная творческая активность и самостоятельность, внимательность, ответственность, решительность, чувство доверия к миру взрослых, а участие родителей в создании и реализации проектов пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольников.
Для каждого конкретного познавательного взаимодействия в рамках разработки и реализации проекта нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования. В качестве отправного момента каждого проекта мы использовали: внесение в группу предметов, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»).
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап: определили проблемы, цели и задачи. Провели для родителей: родительские собрания, беседы консультации.
Собрали необходимые материалы и литературные источники по соответствующим тематикам, наметили темы мини – музеев на год.
Тематику мини-музеев мы определяли с опорой на интересы и инициативу детей, с учетом их возрастных особенностей и задач образовательной программы ДОУ.
Тематика мини-музеев разнообразна: «Волшебный платок», «Веселый башмачок», «Мир динозавров», «Мишка косолапый», «Моя любимая кукла», «Такие разные часы» и другие.
Практический этап – это основной этап создания мини - музеев.
Разработали план работы, распределяли обязанности для реализации проекта, учитывали количество посетителей и экспонатов, выбор экскурсоводов (ими были сами дети, педагоги, старшие дошкольники.
Работа над мини – музеями способствовала всестороннему развитию детей. На базе мини-музеев проводились различные виды деятельности. Экспонаты музея постоянно использовались воспитателями, родителями и детьми.
При создании мини-музеев выбор места мини-музея в развивающей предметно-пространственной среде группы осуществлялся с учетом мнения и инициативы детей, с учетом принципов интерактивности и полифункциональности музейного пространства, доступности детям, психологической комфортности и безопасности.
Учет этих принципов дает возможность максимально использовать музейные экспозиции для организации разнообразной детской деятельности, позволяет обеспечить безопасность использования экспонатов мини-музея для жизни и здоровья воспитанников.
Каждый музей постепенно обогащается и дополняется экспонатами. К ним дети относятся бережно и аккуратно. Это объединяет и сближает всех участников проекта.
Например, мини-музей «Чудо книжка», «Музыкальный лабиринт», «Музей шляпок и очков» и «Теремок сказок» расположили рядом с книжным и музыкальным центрах, в центре художественно-продуктивной деятельности – мини - музей «Мамины ручки», «Мини-музей камня» – в центре природы.
Для музея «Чудо книжка» ребята отремонтировали любимые книги. Брали в музее экспонаты – книжки и рассказывали игрушкам сказки. В мини-музее «Теремок сказок» дети получили интересную информацию об разных куклах. Этому музею был посвящен целый день. Дети играли с «жителями» музея, рисовали картинки, лепили любимую игрушку, показывали игрушкам – экспонатам спектакль. Для кота Матроскина» ребята устроили день рождение.
Создавая мини - музеи дети мастерили, рассматривали, измеряли, зарисовали, примеряли на себя, экспериментировали. Важным этапом в реализации работы по созданию мини – музеев были экскурсии в мини – музеи в другие группы детского сада. Ребята знакомились, изучали, делились экспонатами. Это вызвало интерес, положительные эмоции и фантазию.
Участие родителей в реализации проекта способствует установлению партнерства родителей и педагогов, обеспечивает единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики. В процессе работы родители постепенно становились активными участниками создания мини-музеев в группе.
Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты для музеев, оформляли экспозиции. Родители помогли организовать открытие мини – музея «Необъятный космос». Все это способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.
Представленные в мини-музеях экспонаты красочные, некоторые являются достоянием семьи, многие из них сделаны руками воспитанников и их родителей, вызывают живой познавательный интерес у детей.
Вся работа позволяет детям активно осваивать музейное пространство на уровне практической деятельности, как отражение полученных знаний и впечатлений.
В настоящих музеях трогать руками экспонаты нельзя, в наших мини-музеях не только можно, но и нужно. Можно взять игрушку домой.
Важным моментом является то, что в течение всего учебного года развивающая предметно - пространственная среда в группе была динамичной, а не статичной и неизменной. В зависимости от тематики, содержания изменялось наполнение центров группы, какие-то объекты и пособия дополнялись или заменялись другими.
Заключительный этап: подведение итогов проделанной работы
- разработан алгоритм создания мини-музеев,
- реализован проект и оформлены мини-музеи в группе и паспорта для них,
- повысилась педагогическая компетентность родителей (есть предложения по созданию новых мини-музеев и улучшению уже существующих),
- подобраны и апробированы формы и методы организации познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста с использованием экспонатов мини-музея,
- повысился познавательный интерес детей к окружающей действительности (предлагают создать новые мини-музеи, задают вопросы, стремятся пополнить существующие экспозиции новыми экспонатами).
Как утверждал выдающийся швейцарский педагог И. Г. Песталоцци «в процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка».
Дальнейшая работа заключается в разработке конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музеев, подборе стихов, сказок, загадок, оформлении тематических альбомов по темам мини-музеев, организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях.
Проанализировав опыт работы по реализации музейной педагогики в группе, можно с уверенностью сказать, что данный вид деятельности успешен, доступен, интересен как для детей, так и для родителей и педагогов.
Педагогам необходимы теоретические и практические навыки освоения музейно-педагогического пространства как интегрированной развивающей среды нового типа.
Список литературы:
1. Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
2. Малюшова Н. Здравствуй, музей // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 11. - С. 24-29.
3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008.
4. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 4. - С. 38-42.
5. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 44-50.
6. Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 3. - С. 58-63.
7. Дыбина. О.В. Неизведанное рядом. ООО ТЦ Сфера, 2010. - 192с.
8. Емельянова Е. Исследовательская деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
9. Паршукова Н.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду// Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду
В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...

Презентации "Этикет для дошколят", Лепбук "Этикет для дошколят", "Что такое ТРИЗ?", "Русская изба"
Этикет в ДОУ....

Презентация "Мини музеи для дошколят в ДОУ"
Данная презентация содержит примерный перечень видов мини - музеев в детском саду....

"Музейный маршрут" для дошколят по Дарвиновскому музею
Государственный Дарвиновский музей можно и нужно посетить с детьми дошкольного возраста. Дети не только ознакомятся с миром живой природы, но и получат новые эмоции и впечатления. Однако обойти все зд...

Консультация для заботливых родителей и непоседливых дошколят « Снежные забавы или чем занять дошколят на зимней прогулке»
Материал поможет взрослым научить своих непосед правильно падать во время зимней прогулки,находить себе игры и занятия по душе Ведь что может быть веселей зимней прогулки?...
Сценарий праздника для дошколят «Пушкинская осень. Музыкальная гостиная для дошколят».
Сценарий праздника для дошколят«Пушкинская осень. Музыкальная гостиная для дошколят»....

Конспект НОД в мини-музее детского сада "Русская изба" - "«Экскурсия в мини-музей русской избы. Правила поведения в музее»"
Знакомство с предметами русского быта.Знакомство с мини-музеем «Русская изба», дать детям представление о том, что такое музей. Расширить кругозор детей.Знакомство с правилами поведения в ...
- Мне нравится (1)
