Проект "Мини - музей для дошколят"
проект (средняя группа)

Сухарева Вера Николаевна

Педагогический проект "Мини-музей для дошколят"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_muzey.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Яйский детский сад «Чайка»

Мини-музей для дошколят

Педагогический проект в средней группе

Содержание

  1. Введение ……………………………………………………………...  3
  2. Актуальность  ………………………………………………………..  3
  3. Цель. Задачи ………………………………………………………….  5
  4. Педагогические средства …………………………………………….  5
  5. Этапы проекта ………………………………………………………..  6
  6. Подготовительный этап ……………………………………………..  6
  7. Практический этап …………………………………………………… 6
  8. Заключительный этап ………………………………………………..  8
  9. Список литературы …………………………………………………..  9

Душою красивы и очень добры,

Талантом сильны и сердцем щедры.

Все наши идеи, мечты о прекрасном,

Музеи, затеи не будут напрасны,

Мы к детям дорогу сумели найти

И ждут нас успехи на этом пути

Введение

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.

 Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной, Н. Рыжовой и  Л. Логиновой).

Основной целью музейной педагогики является создание условий для развития личности путем включения ее в многообразную деятельность с музейными экспонатами.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в познавательно-исследовательскую и коммуникативную деятельность.

Актуальность

Познавательная деятельность, также, как игровая и коммуникативная, является сквозным механизмом развития ребенка-дошкольника, включает в себя исследование объектов окружающего мира (история возникновения, разновидности, свойства и качества) и экспериментирование с ними. В процессе познавательной деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире.

Познавательная деятельность является основой организации работы в мини-музее в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому.

В мини-музее ДОУ можно получить интересную информацию об определенном предмете, который представлен с разных сторон: с экспонатом можно поиграть, его можно попробовать смастерить, рассмотреть с помощью лупы, измерить, зарисовать, примерить на себя, с ним еще можно и поэкспериментировать. Экспозиция мини-музея может рассказать об истории возникновения предмета, о том, как он выглядел в старину, каковы его особенности в разных странах. Дети могут познакомиться с процессом его изготовления, материалами, которые для этого используются, с разнообразием вариантов объекта (предмета), с интересными историями, которые так или иначе с ним связаны.

Организуя образовательную деятельность с опорой на экспонаты мини-музея педагог формирует у дошкольников интеллектуально-познавательные умения и, в первую очередь,

•        обучает детей системе исследовательских действий, необходимых для самостоятельного многостороннего анализа предметов;

•        формирует умение сравнивать, группировать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы.

С целью выявления степени заинтересованности родителей и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини-музеев провели беседу. В процессе беседы выяснилось, что родители сами редко посещают музеи и выставки и очень редко берут с собой на экскурсии детей, но родители готовы к взаимодействию с педагогами ДОУ по созданию мини-музеев.

Беседуя с детьми, мы узнали, что не все дети имеют представление о музее, как месте сбора разных интересных вещей и предметов. Но они хотят знать об истории того или иного предмета, взаимодействовать с музейными экспонатами, исследовать.

Исходя из этого, мы решили организовать работу по созданию мини музеев, и в этом нам помог проект «Мини-музей для дошколят».

Вид проекта: поисково-исследовательский, творческий, коллективный.

Участники: дети, воспитатели, родители.

Возраст детей: 4-5 лет, средняя группа.

Срок: август – апрель

Цель: формирование познавательной активности детей через организацию мини - музея

Задачи:

1) разработать и апробировать алгоритм работы создания и функционирования мини-музеев;

2) подобрать и апробировать эффективные формы и методы организации деятельности дошкольников с использованием экспонатов мини-музеев;

3) увеличить развивающий потенциал развивающей предметно-пространственной среды группы через создание мини-музеев;

4) повышать компетентность родителей воспитанников через организацию проектной деятельности по созданию мини-музеев в группе.

Педагогические средства:

I. Формы образовательной деятельности:

1.        проектная деятельность;

2.        непосредственно образовательная деятельность (познавательные беседы, экскурсии, в том числе виртуальные);

3.        массовые и культурно-досуговые мероприятия (конкурсы, выставки);

II. Виды детской деятельности:

1.        коллекционирование;

2.        экспериментирование;

3.        наблюдения;

4.        художественно-продуктивная деятельность;

5.        игровая деятельность (дидактические и развивающие игры, проблемные игры-задания);

III. Развивающая предметно-пространственная среда

Проект – это то, чего ещё нет в реальности, но есть в воображении, в мыслях – то, что будет воплощено в жизнь. Технология проектирования позволяет смотреть на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», где усилия взрослых направлены на создание условий для саморазвития всех субъектов образования.

 Проектная деятельность:

•        непосредственно связана с жизнью, интересными событиями, окружающими предметами;

•        предполагает организацию разнообразных видов детской деятельности, в том числе – познавательно-исследовательской в разных формах;

•        обеспечивает возможность интеграции всех образовательных областей;

•        позволяет учитывать и развивать познавательные интересы детей;

•         дает детям возможность достигать результата, действуя в своем темпе, выбирать партнера и формы взаимодействия;

В ходе реализации проектной деятельности у детей формируются подлинная творческая активность и самостоятельность, внимательность, ответственность, решительность, чувство доверия к миру взрослых, а участие родителей в создании и реализации проектов пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольников.

Для каждого конкретного познавательного взаимодействия в рамках разработки и реализации проекта нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования. В качестве отправного момента каждого проекта мы использовали: внесение в группу предметов, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»).

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап: определили проблемы, цели и задачи. Провели для родителей: родительские собрания, беседы консультации.

Собрали необходимые материалы и литературные источники по соответствующим тематикам,  наметили темы мини – музеев на год.

Тематику мини-музеев мы определяли с опорой на интересы и инициативу детей, с учетом их возрастных особенностей и задач образовательной программы ДОУ.

Тематика мини-музеев разнообразна: «Волшебный платок», «Веселый башмачок», «Мир динозавров», «Мишка косолапый», «Моя любимая кукла», «Такие разные часы» и другие.        

Практический этап – это основной этап создания мини - музеев.

Разработали план работы, распределяли обязанности для реализации проекта, учитывали количество посетителей и экспонатов, выбор экскурсоводов (ими были сами дети, педагоги, старшие дошкольники.

Работа над мини – музеями способствовала всестороннему развитию детей.  На базе мини-музеев проводились различные виды деятельности. Экспонаты музея постоянно использовались воспитателями, родителями и детьми.

При создании мини-музеев выбор места мини-музея в развивающей предметно-пространственной среде группы осуществлялся с учетом мнения и инициативы детей, с учетом принципов интерактивности и полифункциональности музейного пространства, доступности детям, психологической комфортности и безопасности.

Учет этих принципов дает возможность максимально использовать музейные экспозиции для организации разнообразной детской деятельности, позволяет обеспечить безопасность использования экспонатов мини-музея для жизни и здоровья воспитанников.

Каждый музей постепенно обогащается и дополняется экспонатами. К ним дети относятся бережно и аккуратно. Это объединяет и сближает всех участников проекта.

Например, мини-музей «Чудо книжка», «Музыкальный лабиринт», «Музей шляпок и очков» и «Теремок сказок» расположили рядом с книжным и музыкальным центрах, в центре художественно-продуктивной деятельности – мини - музей «Мамины ручки», «Мини-музей камня» – в центре природы.

Для музея «Чудо книжка» ребята отремонтировали любимые книги. Брали в музее экспонаты – книжки и рассказывали игрушкам сказки. В мини-музее «Теремок сказок» дети получили интересную информацию об разных куклах. Этому музею был посвящен целый день. Дети играли с «жителями» музея, рисовали картинки, лепили любимую игрушку, показывали игрушкам – экспонатам спектакль.  Для кота Матроскина» ребята устроили день рождение.

Создавая мини - музеи дети мастерили, рассматривали, измеряли, зарисовали, примеряли на себя, экспериментировали. Важным этапом в реализации работы по созданию мини – музеев были экскурсии в мини – музеи в другие группы детского сада. Ребята знакомились, изучали, делились экспонатами. Это вызвало интерес, положительные эмоции и фантазию.

Участие родителей в реализации проекта способствует установлению партнерства родителей и педагогов, обеспечивает единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики. В процессе работы родители постепенно становились активными участниками создания мини-музеев в группе.

Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты для музеев, оформляли экспозиции. Родители помогли организовать открытие мини – музея «Необъятный космос». Все это способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.

Представленные в мини-музеях экспонаты красочные, некоторые являются достоянием семьи, многие из них сделаны руками воспитанников и их родителей, вызывают живой познавательный интерес у детей.

Вся работа позволяет детям активно осваивать музейное пространство на уровне практической деятельности, как отражение полученных знаний и впечатлений.

В настоящих музеях трогать руками экспонаты нельзя, в наших мини-музеях не только можно, но и нужно. Можно взять игрушку домой.

Важным  моментом является то, что в течение всего учебного года развивающая предметно - пространственная среда  в группе была динамичной, а не статичной и неизменной. В зависимости от тематики, содержания  изменялось наполнение центров группы, какие-то объекты и пособия  дополнялись или заменялись другими.

Заключительный этап: подведение итогов проделанной работы

- разработан алгоритм создания мини-музеев,

- реализован проект и оформлены мини-музеи в группе и паспорта для них,

- повысилась педагогическая компетентность родителей (есть предложения по созданию новых мини-музеев и улучшению уже существующих),

- подобраны и апробированы формы и методы организации познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста с использованием экспонатов мини-музея,

- повысился познавательный интерес детей к окружающей действительности (предлагают создать новые мини-музеи, задают вопросы, стремятся пополнить существующие экспозиции новыми экспонатами).

Как утверждал выдающийся швейцарский педагог И. Г. Песталоцци «в процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка».

Дальнейшая работа заключается в разработке конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музеев, подборе стихов, сказок, загадок, оформлении тематических альбомов по темам мини-музеев, организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях.

Проанализировав опыт работы по реализации музейной педагогики в группе, можно с уверенностью сказать, что данный вид деятельности успешен, доступен, интересен как для детей, так и для родителей и педагогов.

Педагогам необходимы теоретические и практические навыки освоения музейно-педагогического пространства как интегрированной развивающей среды нового типа.

Список литературы:

1. Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.

2. Малюшова Н. Здравствуй, музей // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 11. - С. 24-29.

3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008.

4. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 4. - С. 38-42.

5. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 44-50.

6. Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 3. - С. 58-63.

7. Дыбина. О.В. Неизведанное рядом. ООО ТЦ Сфера, 2010. - 192с.

8. Емельянова Е. Исследовательская деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.

9. Паршукова Н.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду// Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музеи Москвы. Палеонтологический музей.

Совместная работа детей и родителей....

Из опыта работы в мини-музее группы №10 «Земляничка». «Музей идет в детский сад»

В нашей группе по результатам анкетирования и опроса родителей воспитанников группы был создан мини-музей «Рязанская горенка». Родители  и сами оказались активными помощниками в создании ми...

Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду

В современном обществе музеи продолжают свою культурную  и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...

Презентация "Мини музеи для дошколят в ДОУ"

Данная презентация содержит примерный перечень видов мини - музеев в детском саду....

"Музейный маршрут" для дошколят по Дарвиновскому музею

Государственный Дарвиновский музей можно и нужно посетить с детьми дошкольного возраста. Дети не только ознакомятся с миром живой природы, но и получат новые эмоции и впечатления. Однако обойти все зд...

Консультация для заботливых родителей и непоседливых дошколят « Снежные забавы или чем занять дошколят на зимней прогулке»

Материал поможет взрослым научить своих непосед правильно падать во время  зимней прогулки,находить себе игры и занятия по душе Ведь что может быть веселей  зимней прогулки?...