Проект "Мини - музей для дошколят"
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Яйский детский сад «Чайка»
Мини-музей для дошколят
Педагогический проект в средней группе
Содержание
- Введение ……………………………………………………………... 3
- Актуальность ……………………………………………………….. 3
- Цель. Задачи …………………………………………………………. 5
- Педагогические средства ……………………………………………. 5
- Этапы проекта ……………………………………………………….. 6
- Подготовительный этап …………………………………………….. 6
- Практический этап …………………………………………………… 6
- Заключительный этап ……………………………………………….. 8
- Список литературы ………………………………………………….. 9
Душою красивы и очень добры,
Талантом сильны и сердцем щедры.
Все наши идеи, мечты о прекрасном,
Музеи, затеи не будут напрасны,
Мы к детям дорогу сумели найти
И ждут нас успехи на этом пути
Введение
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной, Н. Рыжовой и Л. Логиновой).
Основной целью музейной педагогики является создание условий для развития личности путем включения ее в многообразную деятельность с музейными экспонатами.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в познавательно-исследовательскую и коммуникативную деятельность.
Актуальность
Познавательная деятельность, также, как игровая и коммуникативная, является сквозным механизмом развития ребенка-дошкольника, включает в себя исследование объектов окружающего мира (история возникновения, разновидности, свойства и качества) и экспериментирование с ними. В процессе познавательной деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире.
Познавательная деятельность является основой организации работы в мини-музее в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому.
В мини-музее ДОУ можно получить интересную информацию об определенном предмете, который представлен с разных сторон: с экспонатом можно поиграть, его можно попробовать смастерить, рассмотреть с помощью лупы, измерить, зарисовать, примерить на себя, с ним еще можно и поэкспериментировать. Экспозиция мини-музея может рассказать об истории возникновения предмета, о том, как он выглядел в старину, каковы его особенности в разных странах. Дети могут познакомиться с процессом его изготовления, материалами, которые для этого используются, с разнообразием вариантов объекта (предмета), с интересными историями, которые так или иначе с ним связаны.
Организуя образовательную деятельность с опорой на экспонаты мини-музея педагог формирует у дошкольников интеллектуально-познавательные умения и, в первую очередь,
• обучает детей системе исследовательских действий, необходимых для самостоятельного многостороннего анализа предметов;
• формирует умение сравнивать, группировать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы.
С целью выявления степени заинтересованности родителей и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини-музеев провели беседу. В процессе беседы выяснилось, что родители сами редко посещают музеи и выставки и очень редко берут с собой на экскурсии детей, но родители готовы к взаимодействию с педагогами ДОУ по созданию мини-музеев.
Беседуя с детьми, мы узнали, что не все дети имеют представление о музее, как месте сбора разных интересных вещей и предметов. Но они хотят знать об истории того или иного предмета, взаимодействовать с музейными экспонатами, исследовать.
Исходя из этого, мы решили организовать работу по созданию мини музеев, и в этом нам помог проект «Мини-музей для дошколят».
Вид проекта: поисково-исследовательский, творческий, коллективный.
Участники: дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: 4-5 лет, средняя группа.
Срок: август – апрель
Цель: формирование познавательной активности детей через организацию мини - музея
Задачи:
1) разработать и апробировать алгоритм работы создания и функционирования мини-музеев;
2) подобрать и апробировать эффективные формы и методы организации деятельности дошкольников с использованием экспонатов мини-музеев;
3) увеличить развивающий потенциал развивающей предметно-пространственной среды группы через создание мини-музеев;
4) повышать компетентность родителей воспитанников через организацию проектной деятельности по созданию мини-музеев в группе.
Педагогические средства:
I. Формы образовательной деятельности:
1. проектная деятельность;
2. непосредственно образовательная деятельность (познавательные беседы, экскурсии, в том числе виртуальные);
3. массовые и культурно-досуговые мероприятия (конкурсы, выставки);
II. Виды детской деятельности:
1. коллекционирование;
2. экспериментирование;
3. наблюдения;
4. художественно-продуктивная деятельность;
5. игровая деятельность (дидактические и развивающие игры, проблемные игры-задания);
III. Развивающая предметно-пространственная среда
Проект – это то, чего ещё нет в реальности, но есть в воображении, в мыслях – то, что будет воплощено в жизнь. Технология проектирования позволяет смотреть на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», где усилия взрослых направлены на создание условий для саморазвития всех субъектов образования.
Проектная деятельность:
• непосредственно связана с жизнью, интересными событиями, окружающими предметами;
• предполагает организацию разнообразных видов детской деятельности, в том числе – познавательно-исследовательской в разных формах;
• обеспечивает возможность интеграции всех образовательных областей;
• позволяет учитывать и развивать познавательные интересы детей;
• дает детям возможность достигать результата, действуя в своем темпе, выбирать партнера и формы взаимодействия;
В ходе реализации проектной деятельности у детей формируются подлинная творческая активность и самостоятельность, внимательность, ответственность, решительность, чувство доверия к миру взрослых, а участие родителей в создании и реализации проектов пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольников.
Для каждого конкретного познавательного взаимодействия в рамках разработки и реализации проекта нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования. В качестве отправного момента каждого проекта мы использовали: внесение в группу предметов, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»).
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап: определили проблемы, цели и задачи. Провели для родителей: родительские собрания, беседы консультации.
Собрали необходимые материалы и литературные источники по соответствующим тематикам, наметили темы мини – музеев на год.
Тематику мини-музеев мы определяли с опорой на интересы и инициативу детей, с учетом их возрастных особенностей и задач образовательной программы ДОУ.
Тематика мини-музеев разнообразна: «Волшебный платок», «Веселый башмачок», «Мир динозавров», «Мишка косолапый», «Моя любимая кукла», «Такие разные часы» и другие.
Практический этап – это основной этап создания мини - музеев.
Разработали план работы, распределяли обязанности для реализации проекта, учитывали количество посетителей и экспонатов, выбор экскурсоводов (ими были сами дети, педагоги, старшие дошкольники.
Работа над мини – музеями способствовала всестороннему развитию детей. На базе мини-музеев проводились различные виды деятельности. Экспонаты музея постоянно использовались воспитателями, родителями и детьми.
При создании мини-музеев выбор места мини-музея в развивающей предметно-пространственной среде группы осуществлялся с учетом мнения и инициативы детей, с учетом принципов интерактивности и полифункциональности музейного пространства, доступности детям, психологической комфортности и безопасности.
Учет этих принципов дает возможность максимально использовать музейные экспозиции для организации разнообразной детской деятельности, позволяет обеспечить безопасность использования экспонатов мини-музея для жизни и здоровья воспитанников.
Каждый музей постепенно обогащается и дополняется экспонатами. К ним дети относятся бережно и аккуратно. Это объединяет и сближает всех участников проекта.
Например, мини-музей «Чудо книжка», «Музыкальный лабиринт», «Музей шляпок и очков» и «Теремок сказок» расположили рядом с книжным и музыкальным центрах, в центре художественно-продуктивной деятельности – мини - музей «Мамины ручки», «Мини-музей камня» – в центре природы.
Для музея «Чудо книжка» ребята отремонтировали любимые книги. Брали в музее экспонаты – книжки и рассказывали игрушкам сказки. В мини-музее «Теремок сказок» дети получили интересную информацию об разных куклах. Этому музею был посвящен целый день. Дети играли с «жителями» музея, рисовали картинки, лепили любимую игрушку, показывали игрушкам – экспонатам спектакль. Для кота Матроскина» ребята устроили день рождение.
Создавая мини - музеи дети мастерили, рассматривали, измеряли, зарисовали, примеряли на себя, экспериментировали. Важным этапом в реализации работы по созданию мини – музеев были экскурсии в мини – музеи в другие группы детского сада. Ребята знакомились, изучали, делились экспонатами. Это вызвало интерес, положительные эмоции и фантазию.
Участие родителей в реализации проекта способствует установлению партнерства родителей и педагогов, обеспечивает единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики. В процессе работы родители постепенно становились активными участниками создания мини-музеев в группе.
Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты для музеев, оформляли экспозиции. Родители помогли организовать открытие мини – музея «Необъятный космос». Все это способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.
Представленные в мини-музеях экспонаты красочные, некоторые являются достоянием семьи, многие из них сделаны руками воспитанников и их родителей, вызывают живой познавательный интерес у детей.
Вся работа позволяет детям активно осваивать музейное пространство на уровне практической деятельности, как отражение полученных знаний и впечатлений.
В настоящих музеях трогать руками экспонаты нельзя, в наших мини-музеях не только можно, но и нужно. Можно взять игрушку домой.
Важным моментом является то, что в течение всего учебного года развивающая предметно - пространственная среда в группе была динамичной, а не статичной и неизменной. В зависимости от тематики, содержания изменялось наполнение центров группы, какие-то объекты и пособия дополнялись или заменялись другими.
Заключительный этап: подведение итогов проделанной работы
- разработан алгоритм создания мини-музеев,
- реализован проект и оформлены мини-музеи в группе и паспорта для них,
- повысилась педагогическая компетентность родителей (есть предложения по созданию новых мини-музеев и улучшению уже существующих),
- подобраны и апробированы формы и методы организации познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста с использованием экспонатов мини-музея,
- повысился познавательный интерес детей к окружающей действительности (предлагают создать новые мини-музеи, задают вопросы, стремятся пополнить существующие экспозиции новыми экспонатами).
Как утверждал выдающийся швейцарский педагог И. Г. Песталоцци «в процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка».
Дальнейшая работа заключается в разработке конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музеев, подборе стихов, сказок, загадок, оформлении тематических альбомов по темам мини-музеев, организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях.
Проанализировав опыт работы по реализации музейной педагогики в группе, можно с уверенностью сказать, что данный вид деятельности успешен, доступен, интересен как для детей, так и для родителей и педагогов.
Педагогам необходимы теоретические и практические навыки освоения музейно-педагогического пространства как интегрированной развивающей среды нового типа.
Список литературы:
1. Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
2. Малюшова Н. Здравствуй, музей // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 11. - С. 24-29.
3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008.
4. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 4. - С. 38-42.
5. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 44-50.
6. Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 3. - С. 58-63.
7. Дыбина. О.В. Неизведанное рядом. ООО ТЦ Сфера, 2010. - 192с.
8. Емельянова Е. Исследовательская деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
9. Паршукова Н.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду// Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музеи Москвы. Палеонтологический музей.
Совместная работа детей и родителей....
Из опыта работы в мини-музее группы №10 «Земляничка». «Музей идет в детский сад»
В нашей группе по результатам анкетирования и опроса родителей воспитанников группы был создан мини-музей «Рязанская горенка». Родители и сами оказались активными помощниками в создании ми...
Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду
В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...
Презентации "Этикет для дошколят", Лепбук "Этикет для дошколят", "Что такое ТРИЗ?", "Русская изба"
Этикет в ДОУ....
Презентация "Мини музеи для дошколят в ДОУ"
Данная презентация содержит примерный перечень видов мини - музеев в детском саду....
"Музейный маршрут" для дошколят по Дарвиновскому музею
Государственный Дарвиновский музей можно и нужно посетить с детьми дошкольного возраста. Дети не только ознакомятся с миром живой природы, но и получат новые эмоции и впечатления. Однако обойти все зд...
Консультация для заботливых родителей и непоседливых дошколят « Снежные забавы или чем занять дошколят на зимней прогулке»
Материал поможет взрослым научить своих непосед правильно падать во время зимней прогулки,находить себе игры и занятия по душе Ведь что может быть веселей зимней прогулки?...
- Мне нравится (1)