Дидактические игры с детьми.
методическая разработка (старшая группа)

Татьяна Егоровна Кычкина

Дидактическая игра является одним из эффективных средств по развитию речи. Игра учит ребенка общаться и понимать других людей. Дидактические игры мы используем во всех образовательных оюластях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_s_regionalnym_komponentom.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления и развития ребенка. Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Именно она пронизывает всю жизнь ребенка, способствует его физическому и духовному развитию, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей.

Игра-это приобретаемый ребёнком опыт думать и говорить свободно, не боясь, критики за возможные ошибки. Этот его новый опыт способствует пониманию принятых в обществе соотношений норм и ценностей, а также повышению самооценки и развитию собственного эго. Игра учит детей общаться и понимать других людей. Дидактическая игра имеет определенную структуру. Прежде всего она должна содержать задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Обязательным компонентом являются правила игры, благодаря которым можно управлять действиями детей. Один из видов игровой деятельности - дидактическая игра, мы уделяем ей особое внимание. Дидактической игра является одним из эффективных средств развития речи дошкольников, поскольку в играх ребенок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует. В своей работе мы используем различные дидактические игры: игры с предметами, настольные - печатные и словесные. В ходе игры развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. В процессе многих дидактических игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. При общении детей в игре, решении спорных вопросов активизируется речь.

Дидактические игры мы используем во всех образовательных областях.

• В социально-коммуникативном развитии: словесные, игры с предметами, настольно-печатные игры.

• В познавательном развитии: словесные, игры с предметами, настольно-печатные игры.

• В художественно-эстетическом развитии: музыкально-дидактические, игры с предметами, настольно-печатные, словесные игры.

• В речевом развитии: словесные, игры с предметами, настольно-печатные игры.

• В физическом развитии: подвижно-дидактические, настольно-печатные, словесные игры.

Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевого общения, что создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Кроме того игра на занятиях и в режимных моментах способствует снижению психических и физических нагрузок. Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения, нравственные чувства и качества, формируются этические представления.

Актуальность:

Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается как основа воспитания и обучения детей. Дети, не получившие соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на дальнейшее общее развитие ребенка.

Цель:

формирование у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, воспитание эмоционально-ценностного отношения к традиционной народной культуре и развитие речи детей , посредством дидактических игр с содержанием регионального компонента

Задачи:

-Формировать правильное понимание слов, их употребление и дальнейшее обогащение активного словаря.

- Воспитание звуковой культуры речи. Развивать фонетическую сторону речи дошкольников и связную речь.

-Воспитание культуры речевого общения.

-Привлечение родителей к участию в проекте.

-Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и уважительного отношения к представителям других национальностей;

-Формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях своего народа:

- Создание условий для воспитания детей и формирование интереса к духовно-нравственному наследию своего народа:

-Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию :

Ожидаемые результаты:

.

-Расширение знаний детей о малой Родине, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям, представлений об обычаях, традициях,

-Усвоение детьми нравственных правил и норм поведения в обществе, толерантное, уважительное отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашей Республике

-Бережное отношение к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему с рождения.

-Качественное расширение активного словаря дошкольников

(дети обладают довольно большим запасом слов, используют большое количество обобщающих слов, знают синонимы, антонимы, многозначные слова…)

-Дети овладевают грамматическим строем речи (морфологией, словообразованием (созданием новых слов), синтаксисом (построением предложений)).

-Связная речь - дети умеют составлять рассказы об игрушках, умеют логически правильно выстроить рассказ по последовательным картинкам.

-Взаимодействие родителей с педагогами по вопросам речевого развития

Этапы реализации:

I этап: Подготовительный

-Подобрана специальная методическая литература по данной теме, создана развивающая среда в группе с учетом регионального компонента , помогающая детям закреплять, развивать ранее полученные знания.

-Игровой и дидактический материал доступен детям и расположен в их поле зрения. --Проведена работа с родителями, подготовлены консультации и рекомендации, для того, чтобы они получили как можно больше информации о развитие речи ребенка.

-Создана развивающая среда в группе, изготовлены игры и пособия с региональным компонентом

2 этап: Проектные мероприятия (содержание проекта)

Для реализации проекта было разработано перспективное тематическое планирование. В него включила дидактические игры (игры с предметами, настольные - печатные, словесные), игры и упражнения с использованием регионального компонента .

Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, внедрение новых технологий, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников. Среди направленной образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент. Одним из ведущих компонентов культурно-образовательной среды современного образовательного учреждения должна стать традиционная народная культура, обладающая громадным воспитательным потенциалом. Традиционная культура всегда отражала ценностные, ментальные особенности народа, в то же время она всегда оказывала влияние на формирование и развитие внутреннего, духовного мира человека.Сегодня, когда одним из направлений реформирования образовательного процесса является его регионализация, проблема реставрации давних традиций в контексте региональной культуры, изучение и раскрытие их педагогического потенциала имеет большую практическую значимость, прежде всего в сфере воспитательной работы с детьми. К сожалению, приобщение детей к богатейшему наследию народной культуры, с целью их нравственного, эстетического воспитания, носит на данный момент бессистемный, эпизодический характер. Вот поэтому темой моей работы был мини-проект по приобщению дошкольников к национальной культуре. В структуру проекта включены занятия, беседы, смотры-конкурсы и развлечения. Работа по проекту планируется в течение года. Прогнозируемые результаты такой работы это - осознание воспитанниками ДОУ себя, как носителей национальной региональной культуры, обогащение знаний ребят о своей малой Родине, расширение кругозора дошкольников, обогащение и активизация словарного запаса детей.

Основные направления деятельности ДОУ по реализации регионального компонента:

• изучение национальных традиций и обычаев,

• воспитание любви к природе родного края и его обитателям,

• уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову,

преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к другим

Основными целями регионального компонента являются:

-создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;

-обеспечение единства образовательного пространства.

Актуальность разработки и включения данного направления в воспитательно-образовательный процесс ДОУ заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития

С помощью родителей оформили национальный уголок «Моя республика Якутия», где дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родной республике (городе Якутске , Республике Саха Якутия ). Изготовили дидактические игры, много художественной литературы с яркими иллюстрациями, атрибуты для подвижных народных игр, есть куклы в русских, якутских народных костюмах. В якутском уголке находятся иллюстрации ,снимки достопримечательностей города, произведения устного народного фольклора ,образцы герба и флага Росси и Якутии , картотеки якутских и русских народных игр, настольные игры «Найди флаг республики», «Собери национальный костюм», «Разрезные картинки» (по теме).

Так же совместно с родителями проводим разные акции, например посвященное ко Дню Победы акция «Поздравь ветерана».

Дидактические игры с содержанием регионального компонента

-Игра «Чья лошадка быстрее».

Цель : Развитие моторики рук. Воспитывать умение доводить игру до конца.

Играют двое детей. Они берут по лошадке. У каждой лошадки палочка со шнуром. Дети по команде начинают наматывать шнур на палочку. Чья лошадка быстрее доберется до финиша, тот побеждает.

-Игра «Якутский балаган». Макет балагана и двор.

Цель: Познакомить детей с народным и национальным бытом якутов.

-Игра «Поиграем с лучиками солнца».

Цель: Развитие моторики рук. Развитие быстроты реакции. Играют 6 детей. По команде наматывают на палочку ленту(лучики). Побеждает тот, кто доберется быстрей.

-Пособие «Вышиваем узор».

Цель: Развитие мелкой моторики рук и творческого воображения. Воспитывать умение доводить начатое до конца.

Ребенок берет шнур из конских волос и вдевая в отверстия создает узор.

-Игра «Белкины запасы».

Цель: Развитие тактильных восприятий, мелкой моторики рук. Развитие речи. Воспитывать доброе отношение к животным.

Перед ребенком коробка, внутри которого песок. На коробке два отверстия для рук. По бокам коробки две емкости. Ребенок опускают руки через отверстие .Он должен собрать в одну емкость орешки, в другую емкость шишки для белки.

-Пазлы «Собери флаг Республики», «Ньургун Ботур Стремительный».

Цель: Развитие логического мышления, логики. Развитие мелкой моторики рук.

Ребенок по образцу собирает картинку, разрезанную на части.

-Лото-пазл «Якутские украшения», «Саха сирин отонноро», «Моя Якутия», «Мой край родной-Якутия».

Цель: Развитие процессов мышления: (анализа, синтеза, классификации, внимания, памяти, речи. Привитие любви к родному краю, природе. Обучение якутскому языку, расширение словарного запаса.

Все пазлы с изображениями перемешиваются, а дети выбирают и прикрепляют только те изображения, которые подходят к центральному пазлу.

-Игра- серсо «Поймай пчелку».

Цель: Развитие моторики рук, развитие ловкости.

Ребенок правой рукой бросает кольцо снизу вперед-наверх так, чтобы его удобно было ловить.

Работа с родителями:

На родительском собрание, познакомили родителей с темой и содержанием проекта. Провела анкетирование, по его результатам были разработаны необходимые рекомендации по речевому развитию детей и размещены в «уголке для родителей», а именно:

-игровые дыхательные упражнения,

-пальчиковые игры и упражнения;

- дидактические игры, направленные на обогащение словаря, развития грамматического строя речи

Взаимодействие детского сада и семьи, направленно на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье.

С целью повышения педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития, проводила консультаций:

«Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка»;

«Роль родителей в развитии речи детей»;

«Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста»;

«Значение дидактических игр в развитие речи»;

«Влияние речевых нарушений на школьное обучение»;

«Какие игры предложить дома»;

«Культура речи».

На игровых тренингах, где родители выступали в роли детей, знакомила их с различными дидактическими играми, обучала пальчиковым играм и дыхательным упражнениям, для дальнейшего использования их со своими детьми дома.

3 этап: Результаты проекта

В группе созданы условия для речевой деятельности детей, имеется разнообразные дидактические игры, дидактический материал для развития мелкой моторики. Дети с удовольствием играют с ними. В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов. У детей повысился познавательный интерес, они проявляют самостоятельность, творческую инициативу, активность,

свободно высказываются, научились контролировать себя, помогают друг другу. У дошкольников расширился активный словарь (обладают довольно большим запасом слов, используют большое количество обобщающих слов, употребляют в речи синонимы, антонимы, многозначные слова…). Дети овладевают грамматическим строем речи (морфологией, словообразованием (созданием новых слов), синтаксисом (построением предложений)). Они способны к простейшему звуковому анализу слова, умеют дифференцировать звуки, делят слова на слоги. Дети умеют составлять рассказы об игрушках, пересказывать и т. д.

По результатам проведенной работы уровень развития речи у детей значительно повысился по сравнению с началом учебного года. Можно сделать вывод, что цель и задачи проекта достигнуты.

Таким образом, работа по реализации регионального компонента у детей дошкольного возраста, посредством, дидактических игр позволяет сделать два основных вывода: во-первых, в период дошкольного возраста формируется личность ребенка, развитие которой можно моделировать на основе материала региональной культуры; во-вторых, поддержание интереса к традициям культуры родной республики через разные виды деятельности позволяет раскрыть духовно-нравственный потенциал дошкольника. Воспитание любви к своей Родине, своей республике , родному городу – это многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Еще великий педагог-гуманист В.А. Сухомлинский писал, что «в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Нам хотелось, чтобы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному краю и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.

Уровни сформированности знаний детей о родном крае (6-7 лет)

Высокий уровень (13-15 баллов)

Знает название мкр, города, республики , свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации)

достопримечательности 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Якутска,

поможет объяснить символику; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства родной республики,

Средний уровень (8-12 баллов)

Знает название города, свой домашний адрес; флаг, герб; затрудняется назвать

достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого);

затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дают без рассуждений и

объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.

Низкий уровень (5-7 баллов)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия города, не может объяснить. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния

Список используемой литературы:

#1041;ондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада- 2-е изд., дораб.- М.; Просвещение, 160с.

#1053;еустроева Е.Н. «Национальные детские игры». – Якутск: Изд. ИРО МО РС(Я). 2005.

3. Платонова Т.В. Хохлова Е.Е. «Люби и знай родной край»- Якутск: Изд. ЯНЦ СО РАН, 2009

4. Шадрина А.А. «Якутские национальные игры».-Якутск. 2000. 6. Шамаев Н.К. «Семейное воспитание на основе национальных традиций» Якутск, 200

#1064;вайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы/ Под. ред. В. В. Гербовой.- 2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 64с.

Перспективный план работы

на 2020-2021 уч.год

Дата

месяцы

Тема занятия

Сентябрь

Беседа «Моя республика Якутия»,

Беседа «Что мы знаем о настольных играх «Знакомство с атрибутами якутских настольных игр»

Беседа «Игры связаны с жизнью и бытом народа»

Дидактическая игра «Найди флаг республики Якутия» Самостоятельные игры .

Турнир «Чья лошадка быстрее ?»

Октябрь

Знакомство с настольной игрой «Тыксаан» Беседа о значении игры в развитии ловкости пальчиков, внимания, терпения

Рассказываем правила игры «Тыксаан» друг к другу»

Дидактическая игра «Из чего сделано?»

Дать задание родителям сделать «Тыксаан» из тальника

Ноябрь

Что такое игра «Тырыынка» (На что похожа? Почему народ саха придумал такую игру)

Дидактическая игра «Делаем из тырыынок разные фигуры»

Самостоятельная игра «Тыксаан»

Игра «Назови площади города Якутска»

Декабрь

Игра «Якутский балаган» игра с макетом

-Пазлы «Собери флаг Республики», «Ньургун Ботур Стремительный».

Дидактическая игра «Отгадай чей след?» (следы животных)

Игра «Назови снаряженья охотника и рыбака» (макеты атрибутов охотника и рыбака)

Беседа « Великая река Лена»

Февраль

Учить придумывать загадки о настольных играх

Настольная игра «Тыксаан»

Настольная игра «Шашки»

-Лото-пазл «Якутские украшения», «Саха сирин отонноро»,

Март

Игра «Вышиваем узор».

Игра «Поиграем с лучиками солнца

-Лото-пазлы «Моя Якутия», «Мой край родной-Якутия».

Самостоятельные игры по желанию

Апрель

Игра «Белкины запасы».

Игра «Назови правильно посуду» (якутская национальная посуда)

Игра «Собери ягоды в туесок»

Беседа «Как жили наши бабушки и дедушки раньше »

Май

Знакомство с якутскими орнаментами

Знакомство с настольной игрой – домино «Якутские орнаментами»

Учить рисовать орнаменты и сделать самим домино

Итоговый турнир «Знатоки якутских настольных игр» с вручением грамот и подарков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра с детьми 2 младшей группы

1. Закрепить знание детей о свойствах песка: песок – сыпучий, сырой, сухой, лепится, когда влажный, меняет цвет от воды.2. Устанавливать простые логические связи: мокрый – лепится…3. Воспитывать...

Дидактические игры с детьми раннего возраста при восприятии цвета

В течении года мы с детишками изучаем цветовую палитру, и что бы им это было интересно, я использую в работе различные игры. Детишки в возрасте 2-3 лет....

Конспект НОД по методике Музыкально – ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ С детьми средней группы

1.Название              Музыка для кукол 2.Програмное содержание Образовательные задачи  -формировать представление...

Дидактическая игра с детьми 6-7 лет "Семейное древо"

Дидактическая игра по ознакомлению детей дошкольного возраста с семьей и семейными ценностями....

Дидактические игры с детьми 5-6 лет на освоение математических представлений, средств и способов познания.

Дети 5-6 лет – это люди познающие, впитывающие информацию о мире, как маленькие губки, и люди размышляющие. Мышление детей этого возраста, очень важного в развитии познавательной сферы, характеризуетс...

Дидактические игры с детьми от 6 до 7 лет на освоение математических представлений, средств и способов познания.

Логические детские игры помогают с ранних лет развивать мышление, желание экспериментировать, анализировать свои действия и их результат, делать верные выводы и учиться самостоятельно решать любые зад...

Дидактические игры с детьми раннего возраста

Дидактическая игра - это игра, с четко поставленной целью и системой контроля  за ее достижением и процессом игры....