Консультации для родителей по теме "Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы"
консультация

Куликова Ольга Геннадьевна

Консультации для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русские сказки – без сомнения заслуживают большого внимания:

они память нашего уже давно минувшего, они хранилище русской народности.

Н.А.Некрасов

 

Патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного учреждения. Патриотизм – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда.

Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания. В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками, которые Л. Толстой называл «кладезем мудрости народа». Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине её содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребёнка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребёнок познаёт сердцем родной народ.

                    Роль сказки в нравственно – патриотическом воспитании

 Ранний возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств. Сказка, созданная в давние времена, живёт до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.

Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдётся такого человека. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Здесь есть обязательно что – то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными...

В сказке существуют две нравственные категории – добро и зло. Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение же нравственных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества.

«Под влиянием знакомства с миром сказок… - как отмечает Т. В. Кудрявцев, - в дошкольном возрасте складывается всё, что делает человека универсальным строителем».

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим примером, а также с помощью народных сказок.

Сказки помогут показать, как дружба помогает победить зло. («Зимовье зверей»).

Как добрые и миролюбивые побеждают злых и коварных. («Волк и семеро козлят»).

Что зло наказуемо. («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Положительные герои в сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.

Идеал для ребёнка является далёкой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретённый в детстве, во многом определит его, как личность.

Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми.

Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – это опасно, можно попасть в беду, а уж, если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.

Сказка «Теремок» учит детей жить в дружбе, помогать друг другу.

Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди» ,

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка» .

Хитрость и изворотливость высмеиваются в сказке «Лиса и журавль».

Трудолюбие в народных сказках всегда награждается. Этот урок можно извлечь из сказок «Ховрошечка», «Мороз Иванович»ш, «Царевна-лягушка».

Мудрость восхваляется в сказках «Мужик и медведь», «Лиса и козёл».

Забота о ближнем поощряется, например, в сказке «Бобовое зёрнышко».

Очень трудно перечислить все, чему учат сказки. Их вклад в воспитание личности детей трудно переоценить, он просто огромен.

Положительные герои в сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становятся девицы-красавицы, а для мальчиков – добрые молодцы, любящие свою Родину. Такие персонажи для дошкольников являются далекой перспективой, к которой они будут стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев.

В сказках мы не найдем прямых указаний, как нужно делать, а как нельзя, но в их содержании всегда заложен урок, который дети и воспринимают. Сказки обладают притягательной силой и позволяют воспитанникам свободно мечтать и фантазировать, раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях; учится преодолевать барьеры, возникающие в трудных ситуациях, искать союзников и вместе бороться за справедливость, верить в силу любви и добра. 

Вывод

 Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребёнка.

С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка. Она помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиций народа, учит добру, сочувствию, благородству, состраданию, отваге и справедливости. Чтение сказок должно стать доброй традицией, которая поможет создать теплую семейную атмосферу и в доме, и в детском саду, и способствовать воспитанию патриотизма у дошкольников.

«Сказка как могучее средство нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста»

Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

-дружба помогает победить зло («Зимовье»);

-добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

-зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Основной нравственный материал этносов заключен в сказках. Дошкольный возраст- возраст сказки. Именно в дошкольном возрасте ребенок проявляет тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Мы используем его, для того, чтобы показать детям с одной стороны, особенности семейно – бытовых традиций, обычаев и обрядов, а с другой стороны близость понимания жизненных проблем.

Русские народные сказки, на первый взгляд похожи друг на друг, несут в себе одинаковый смысл. В сказках добро побеждает зло, трудолюбие и страдание помогают герою достичь жизненной цели, добиться справедливости. В каждой сказке есть персонажи, которые приходят в момент, когда положительный герой находится в отчаянии и не может найти выход из сложившейся ситуации. К героям могут прийти самые неожиданные предметы – грибок, теремок, рукавичка. Либо сама природа помогает тем, кто добр к ней - речка, берега, яблонька

Сказка не дает прямых наставлений детям («слушай родителей», «не уходи из дома, без разрешения», «уважай старших», но в ее содержании заложен урок, который они постепенно усваивают.

В современных условиях жизни у детей снижен читательский интерес, дети не воспринимают в единстве содержательность, смысл и выразительность сторон. Не чувствуют красоту литературной речи, не стремятся объяснить и выразить смысл произведения, и свое отношение к нему.

Дети и родители не всегда понимают, что книга является особенным художественным средством окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей.

Исходя из этого у дошкольников не достаточно знаний о русских народных сказках.

Использование русских народных сказок окажет позитивное влияние на развитие нравственно – патриотических качеств детей дошкольного возраста.

Таким образом, можно отметить, что нравственно – патриотическое воспитание не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников нравственно-патриотических чувств можно решить с помощью народных сказок, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме узнать окружающий мир.

Рекомендации родителям

    Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - это сложный педагогический процесс. В основе его лежит чувство любви к семье, Родине.
К сожалению, многие родители не совсем правильно представляют процесс патриотического воспитания детей, особенно родители детей раннего возраста. Они думают, что о патриотическом воспитании малышей не стоит даже и говорить, в раннем возрасте это неактуально, так как дети еще ничего не понимают.
Но это не так.

     В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и
программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой задачами по патриотическому воспитанию детей раннего возраста является:
• Формирование образа Я;
• Формирование у детей представления о семье, о детском саде, о родном крае;
• Воспитывание доброты, терпения, чувства привязанности, любви к своим близким;
• Формирование бережного отношения к природе;
• Воспитание уважения к труду;
• Формирование дружбы и взаимопонимания между детьми;
• Знакомство детей с фольклором, расширение знания детей по сказкам и сказочным героям.

     Можно вести  работу по патриотическому воспитанию через знакомство с фольклором. Фольклор является идеальным средством для патриотического воспитания детей раннего возраста, поскольку прививает любовь к родителям, родственникам, братьям, сестрам; формирует культурно-гигиенические навыки; знакомит с красотами русской природы, родного дома, малой Родины.
Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности.

      Рассматриваются все виды фольклора: песенки, потешки, пестушки, дразнилки, прибаутки и, конечно же, сказки. Ведь в любом случае задача нравственно-патриотического воспитания, так или иначе, решается в каждой сказке.
Так сказка «Репка» учит детей быть дружными и трудолюбивыми.
Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним ходить нельзя – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.
Сказка «Теремок» также учит детей жить в дружбе, помогать друг другу.
Сказка «Колобок» предостерегает детей: не убегай от родителей, пока не повзрослел, не разговаривай с незнакомцами, не будь слишком самоуверенным, но и не пугайся в сложной ситуации, а придумай способ, как справится с трудностями.

Патриотическое воспитание детей раннего возраста

Работая с детьми раннего возраста, большое внимание педагоги детского сада уделяют понятию «семья», проводят этические беседы о семье, о близких родственниках. Воспитатели организуют беседы с детьми («Мой папа», «Моя мама», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали с папой и мамой»), дидактические игры («Чей малыш», «У кого какая мама»), пальчиковые игры («Семья», «Сорока Белобока», « Этот пальчик дедушка»), сюжетно-ролевые игры («Семья», «Дочки-матери», «Уложим куклу спать», «Чаепитие»), разучивают песни и стихи о маме и семье.

Следующим средством приобщения ребёнка к детскому саду и патриотического воспитания является организация и проведение праздников. В детском саду часто проводятся фольклорные праздники и развлечения, на которых уже с раннего детства происходит знакомство с традициями народа.

Ещё одно средство реализации нравственно-патриотического воспитания – ознакомление малышей с народными играми. Чаще всего это подвижные игры. Педагогами систематически планируется работа по приобщению детей к народному фольклору. Дети знакомятся с русскими народными сказками, потешками, попевками, прибаутками. Подобные игры помогают знакомить детей с русскими народными обычаями, развивают нравственные и патриотические чувства. В игре ребёнок отображает труд взрослых, окружающую жизнь, в игре развивается первое чувство дома.

Богатый материал для воспитания патриотических чувств - устное народное творчество. Очень сложно строить будущее, не зная прошлого. Оно знакомит нас с вековой историей земли русской, жизнью и бытом наших прадедов, народной культурой. К старшему дошкольному возрасту, дети уже имеют небольшой багаж знаний и важно, чтобы ребенок не только знал поговорки, прибаутки и сказки, но чтобы он использовал их в подходящих случаях, в играх.

С первой младшей группы, когда дети только пришли в детский сад, с первого умывания, они слышат речь взрослых, слышат добрую потешку «Водичка-водичка», так в детях воспитывается аккуратность, опрятность, стремление к чистоте. Чтение потешки «Пошёл котик на торжок», способствует развитию у детей желания делиться друг с другом. Потешка «Сорока-сорока» воспитывает трудолюбие, желание помогать ближнему.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. К.Д. Ушинский писал: «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно великий педагог подчеркивал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Так, например, рассказывая сказку «Курочка Ряба», воспитатель в доступной форме старается научить детей сопереживать близким. Народная сказка «Волк и семеро козлят» воспитывает у детей первые навыки послушания, а сказка «Теремок» – дружеские отношения. Сказки отображают своеобразие нашей Родины, условия труда, быт народа, рассказывают о природе, животном мире.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Совершенно очевидно, что если и педагоги, и родители будут гордиться своей Родиной, закладывать любовь к Отчизне с самого раннего детства, чтить традиции и обычаи своего народа, то и дети вырастут достойными гражданами общества, ощущающими себя неотъемлемой частью Отечества.

Использование сказок для формирования патриотических чувств

Актуальность: использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как именно народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа.

Современный период совершенствования процесса патриотического воспитания личности происходит в направлении повышения его качества и оптимизации.

Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитанию как целенаправленному процессу, включающему разностороннее воспитательное воздействие на личности.

Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.

Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые ребёнок познает сердцем родной народ.

Сказки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.

Сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа.

Задачи, которые решают сказки:

Обучающие:

-сказка позволяет формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;

-помогать усвоению детьми духовно- нравственных категорий: добро-зло, послушание- непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие- жадность, простота- хитрость; и правила доброй, совестливой жизни.

-с помощью сказки мы расширяем представления детей об окружающем мире посредством ведения их в литературную культуру и декоративно-прикладное искусство.

Развивающие:

- сказка содействует развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыкам связной речи;

-сказка развивает способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;

-развивает у детей социальные умения и навыки поведения;

-сказка содействует развитию мотивационной сферы: формированию стремлению подражать положительным героям сказок;

-содействует развитию творческих способностей в продуктивной деятельности;

-сказка позволяет создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;

-развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Воспитательные:

-сказка воспитывает послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

-сказка способствует формированию нравственных качеств в процессе установления

позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие;

-воспитывает трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Тема: "Воспитание детей средствами художественной литературы".

Воспитатель советует родителям, какие художественные книги они должны читать своим детям, как использовать их в воспитании детей....

Консультация для родителей «Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людя...

Консультация для родителей «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людя...

Консультация для родителей «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Чувство патриотизма многогранно по содер...