Паспорт проекта "Птичья столовая"
проект (средняя группа)

Олейникова Наталья Юрьевна

Формирование экологических знаний у детей о зимующих птицах родного края, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Выяснить, почему птицам нужно помогать зимой и как это правильно делать.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

 Привлечь взрослых членов семьи к изготовлению кормушек для птиц, выборе места расположения «Птичьей столовой» на участке ДОУ.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Паспорт проекта "Птичья столовая"135.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 2 «Колокольчик» с. Троицкое

Утверждаю заведующая

МБДОУ № 2 д/с «Колокольчик»

Милевская Е.М.

10 января

2023г.

Приказ № -ОД

                           

 IMG_256

Паспорт проекта:

«Птичья столовая»                                                      

воспитатели средней группы

Олейникова Н.Ю., Караулова М.К.

2023 год.

Актуальность

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается в детской душе только в том случае, если дошкольник ежедневно видит примеры внимательного, заботливого отношения к природе со стороны взрослых, воспитателей и родителей.
Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней через познание окружающего мира, научить помогать маленьким пернатым друзьям.
Зима для пернатых – самая тяжелая пора. Зимой птицы гибнут не от мороза, а от нехватки корма. Поэтому так важна подкормка птиц зимой.
Проблема:
       
Во второй половине зимы, когда большая часть зимних ягод и плодов съедена или пропала, птицам нечем питаться. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо постоянно подкармливать их в течение зимы. На сооружение кормушки из подручных материалов уйдёт немного времени. Главное - в дальнейшем кормить птиц постоянно.

Цель:

Формирование экологических знаний у детей о зимующих птицах родного края, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Выяснить, почему птицам нужно помогать зимой и как это правильно делать.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

 Привлечь взрослых членов семьи к изготовлению кормушек для птиц, выборе места расположения «Птичьей столовой» на участке ДОУ.
Задачи:

-Уточнить знания детей о зимующих птицах.
-Дать знания о том, что зимующим птицам очень трудно.
-Объяснить как правильно и чем подкармливать птиц.
-Развивать нравственные качества, желание заботиться о птицах.
-Способствовать развитию любознательности, познавательной и творческой активности.
-Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
-Воспитывать любовь к пернатым, интерес к ним, желание помочь в трудных зимних условиях.
-Воспитывать любовь и бережное отношение к животному миру.
-Укреплять семейные отношения.

Методы и приемы, используемые в работе: методы, используемые непосредственно образовательной

деятельности, были выбраны исходя из целей и задач проекта, с учетом

индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.

Словесные методы: объяснение, беседа, разъяснение, художественное

слово, речевые игры.

Наглядные методы: рассматривание иллюстраций.

Игровой метод:

Практические: упражнения, дидактические игры.

Тип проекта: информационно-творческий, экологический.

Авторы проекта: Олейникова Н.Ю., Караулова М. К.

Продолжительность проекта: средней продолжительности (с 16.01.2023 по 22.03.2023).

Виды деятельности: познавательный, коммуникативный, игровой, творческий, музыкальный.

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

- заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период будет способствовать укреплению детско-родительских отношений;

-развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
-пополнить предметно – развивающую среду в группе: фотографиями, иллюстрациями, загадками, художественной литературой о зимующих птицах.

Формы реализации:

Этапы развития проекта:
1. Подготовительный этап.

-Создание необходимых условий для реализации проекта.
-Перспективное планирование проекта.
-Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
-Подбор иллюстративного материала, детской художественной литературы по теме.

- Постановка задачи перед родителями: изготовление кормушек, сбор корма для птиц.
2. Основной этап. Реализация проекта.
     
Представляет собой внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период.
Выполнение проекта проводилось в трех направлениях:
• работа воспитателей с детьми;
• самостоятельная деятельность детей;
• совместная деятельность родителей и детей.

  1. Заключительный.

- Мини викторина «Зимующие птицы»

- Размещение кормушек на территории детского сада.

- Подкормка птиц в течении зимнего периода.

- Презентация проекта.

План мероприятий с детьми:

Перед началом работы мы провели беседу «Зимующие птицы», прослушали с детьми аудиозаписи голосов птиц (синица, воробей, ворона, сорока, и др.). Это помогло нам выяснить представления участников проекта о понятии «зимующие птицы», их отношение к ним, заинтересовать проблемой. Так же на протяжении проекта были проведены беседы:

«Что ты знаешь о зимующих птицах?»:

 - уточнить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

«Как живут наши пернатые друзья зимой»:

расширение представлений о зимующих птицах, об их образе жизни;

учить детей правильно их подкармливать; воспитание желания заботиться о птицах.

      • «Что ты знаешь о зимующих птицах»: закрепить знания детей о зимующих птицах; уметь определять птиц по внешнему виду; уточнить понятие «зимующие птицы»; уметь рассказывать о поведении птиц;

 - выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи – пищи стало меньше, поэтому улетают туда, где ее много.

«Кто заботится о птицах»: обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их.

      • «Какую пользу приносят птицы»: формирование представлений о пользе птиц, их значимости для человека и природы.

      •  "Какой корм любят зимующие птицы»: расширять представления воспитанников о зимующих птицах, роли человека в жизни птиц. Развивать коммуникативные способности. Воспитывать чувство сопереживания, желание и готовность помочь в трудные минуты.

Дидактические игры:

  • «Зимующие и перелетные птицы»: совершенствовать и обобщать у детей средней группы представления о зимующих и перелетных птицах, об условиях их обитания;
  • «Один - много»: образование множественного числа имени существительного (ворона-вороны и т. п.);
  • «Назови ласково»: упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей- воробушек, воробьишко);
  • «Счёт птиц»: закрепление согласования числительных с существительными (один воробей, два воробья, три воробья и т. д.);
  • «Назови птицу по описанию»: формировать умение узнавать птиц по описанию; развивать внимание, логическое мышление.
  • «Кто из птиц лишний»: развивать умение узнавать зимующих птиц по внешнему виду; развивать внимание, память.
  • «Кто из птиц улетел»: формировать умение узнавать зимующих птиц, правильно их называть; развивать зрительное внимание, память.
  • «Где какая птица находится»: формировать умение узнавать зимующих птиц, правильно их называть; развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «под», «над», «на».
  • «Доскажи словечко»: упражнять в узнавании птиц по описанию; развивать слуховое внимание, логическое мышление.

Подвижные игры:

  • «Воробушки и кот» - учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываясь от ловящего, быстро убегать, находить свое место; приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей;
  • «Совушка»: учить детей действовать по сигналу, быстро ориентироваться в пространстве. Расширять знания о сове, ее образе жизни.
  • Игра с мячом «Подбери действие»: закрепить знания детей о птицах, о действиях, которые они совершают;
  • «Воробушки и автомобиль»: развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках;
  • «Собачка и воробьи»: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

Сюжетно-ролевые игры:

  • «На птичьем дворе»
  • «Воробьиха и воробушки»
  • «Больница для птиц»

Настольные игры: 

«Разрезные картинки», "Найди по тени" Зимующие птицы, «Птицы»,

«Чем можно покормить птиц зимой», «Зимующие птицы» - домино

«Собери пазлы»

 

Игры со строительным материалом:

  • «Домик для птички»,
  • «Кормушка для птиц»

Чтение художественной литературы:

Т. Домаренок- Кудрявцева «Городские птицы», В. Сухомлинский «О чем плачет синичка», Горький «Воробьишко», Н. Калинина «Про птиц»,

Стихи: А. Яшин «покормите птиц», В. Звягина «Воробушки», А. Прокофьев

 «Снегири».

Загадки, пословицы, поговорки.

Экспериментирование:

«Исследование птичьего пера» - научить обследовать предмет, закрепить знания о птицах.

Наблюдения:

Наблюдение за птицами на участке: закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах.

Наблюдение за вороной: познакомить с воронами, учить различать ворон по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

Наблюдение за воробьями: познакомить с зимующими птицами - воробьями, учить различать воробьёв по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

    Наблюдение за птицами: формировать желание заботиться о зимующих птицах; учить сравнивать сороку и воробья, находя отличительные признаки.

Изобразительная деятельность:

Рисование. Тема: «Зимующие птицы», «Кисть рябины»,

«Раскрашивание силуэтов птиц» - Развивать творчество, умение воплощать свой замысел в рисунке.

Лепка. Тема: «Птички прилетели на кормушку сели»

Аппликация. Тема: «Снегири на ветке».

Трудовое воспитание:

• ручной труд - совместно с родителями сделать кормушку для птиц;

• труд в природе – чистка кормушек;

• кормление птиц.

Работа с родителями.

  1. Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли Вы дома с ребенком тему недели».
  2. Консультации:

• «Зимующие птицы»

• «Они остались зимовать, мы им будем помогать»

• «Верные друзья- зимние птицы»

  1. Совместно с детьми изготовить кормушку для птиц.

4. Рассмотреть вместе с детьми птиц на прогулке, на картинках, иллюстрациях.

5. Просмотр мультфильмов.

6. Памятка «Покормите птиц зимой»

7. Заучить с детьми стихотворение.

8. Сбор корма для птиц «С каждого по зернышку».

9. Проведение конкурса для семей воспитанников по изготовлению кормушек

Заключение.

Работа в рамках проекта позволила расширить кругозор детей о зимующих птицах. В процессе данной работы у детей сформировались элементарные представления о жизни пернатых как о части живой природы, их взаимосвязях в природе и с человеком, зависимости образа жизни птиц от времени года. Улучшилась предметно - развивающая среда – она пополнилась литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками. Был проведен цикл бесед о зимующих птицах. Дети с большим удовольствием слушали рассказы, сказки, стихи о зимующих птицах, отгадывали загадки, играли в разные дидактические и подвижные игры с удовольствием, рисовали птиц, раскрашивали картинки по теме. Дети получили ответы на интересующие вопросы и самостоятельно определили, и составили рекомендации - всем людям необходимо бережно относиться к птицам: знать название птиц, как можно им помочь. Наблюдая за птицами и изучив теоретический материал, мы с ребятами пришли к выводам, например,:

• Вороны ведут неколлективный образ жизни. Они умные и осторожные птицы.

• В еде птицы предпочитают семена подсолнуха, пшеницы, овса, рябины.

•  Все птицы приносят человеку пользу, поэтому мы должны отплатить им добром.

Многие родители приняли активное участие в изготовлении кормушек, принесли различный корм для птиц, иллюстрации и раскраски для детей в группу. Всего было изготовлено 10 кормушек.

Цель и задачи, поставленные в начале проекта выполнены.

Но главный результат проекта – это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети стали более добрыми, отзывчивыми.

Методическое обеспечение проектной деятельности:

Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1991.

Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (средняя группа). Учебное пособие – М., Центр педагогического образования, 2007.

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Новая школа. – Москва, 2011.

Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика - Синтез, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по столовому этикету на тему: «Знакомство с ножом как столовым прибором». В старшей группе.

Конспект открытого занятия по столовому этикету на тему:                                     ...

Занятие на тему : “Столовая посуда, столовые приборы. Этикет за столом”

Занятие на тему : “Столовая посуда, столовые приборы. Этикет за столом”               Воспитатель :Попова Т.А....

Паспорт экологической тропы «Птичья столовая»

Цель объекта: «Птичья столовая» расширить представления детей о птицах нашего края, их образе жизни. Воспитывать доброжелательное заботливое отношение к птицам; прививать любовь к при...

Паспорт педагогического проекта «Пернатая столовая»

Паспорт педагогического проекта «Пернатая столовая»...

Паспорт педагогического проекта «Пернатая столовая»

Паспорт педагогического проекта «Пернатая столовая»...

Паспорт проекта "Птичьи столовые"

Проект создаёт условия для формирования детьми целостной картины мира....