Паспорт проекта "Птичья столовая"
проект (средняя группа)
Формирование экологических знаний у детей о зимующих птицах родного края, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Выяснить, почему птицам нужно помогать зимой и как это правильно делать.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Привлечь взрослых членов семьи к изготовлению кормушек для птиц, выборе места расположения «Птичьей столовой» на участке ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 135.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 2 «Колокольчик» с. Троицкое
Утверждаю заведующая
МБДОУ № 2 д/с «Колокольчик»
Милевская Е.М.
10 января
2023г.
Приказ № -ОД
Паспорт проекта:
«Птичья столовая»
воспитатели средней группы
Олейникова Н.Ю., Караулова М.К.
2023 год.
Актуальность
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается в детской душе только в том случае, если дошкольник ежедневно видит примеры внимательного, заботливого отношения к природе со стороны взрослых, воспитателей и родителей.
Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней через познание окружающего мира, научить помогать маленьким пернатым друзьям.
Зима для пернатых – самая тяжелая пора. Зимой птицы гибнут не от мороза, а от нехватки корма. Поэтому так важна подкормка птиц зимой.
Проблема:
Во второй половине зимы, когда большая часть зимних ягод и плодов съедена или пропала, птицам нечем питаться. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо постоянно подкармливать их в течение зимы. На сооружение кормушки из подручных материалов уйдёт немного времени. Главное - в дальнейшем кормить птиц постоянно.
Цель:
Формирование экологических знаний у детей о зимующих птицах родного края, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Выяснить, почему птицам нужно помогать зимой и как это правильно делать.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Привлечь взрослых членов семьи к изготовлению кормушек для птиц, выборе места расположения «Птичьей столовой» на участке ДОУ.
Задачи:
-Уточнить знания детей о зимующих птицах.
-Дать знания о том, что зимующим птицам очень трудно.
-Объяснить как правильно и чем подкармливать птиц.
-Развивать нравственные качества, желание заботиться о птицах.
-Способствовать развитию любознательности, познавательной и творческой активности.
-Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
-Воспитывать любовь к пернатым, интерес к ним, желание помочь в трудных зимних условиях.
-Воспитывать любовь и бережное отношение к животному миру.
-Укреплять семейные отношения.
Методы и приемы, используемые в работе: методы, используемые непосредственно образовательной
деятельности, были выбраны исходя из целей и задач проекта, с учетом
индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.
Словесные методы: объяснение, беседа, разъяснение, художественное
слово, речевые игры.
Наглядные методы: рассматривание иллюстраций.
Игровой метод:
Практические: упражнения, дидактические игры.
Тип проекта: информационно-творческий, экологический.
Авторы проекта: Олейникова Н.Ю., Караулова М. К.
Продолжительность проекта: средней продолжительности (с 16.01.2023 по 22.03.2023).
Виды деятельности: познавательный, коммуникативный, игровой, творческий, музыкальный.
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период будет способствовать укреплению детско-родительских отношений;
-развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
-пополнить предметно – развивающую среду в группе: фотографиями, иллюстрациями, загадками, художественной литературой о зимующих птицах.
Формы реализации:
Этапы развития проекта:
1. Подготовительный этап.
-Создание необходимых условий для реализации проекта.
-Перспективное планирование проекта.
-Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
-Подбор иллюстративного материала, детской художественной литературы по теме.
- Постановка задачи перед родителями: изготовление кормушек, сбор корма для птиц.
2. Основной этап. Реализация проекта.
Представляет собой внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период.
Выполнение проекта проводилось в трех направлениях:
• работа воспитателей с детьми;
• самостоятельная деятельность детей;
• совместная деятельность родителей и детей.
- Заключительный.
- Мини викторина «Зимующие птицы»
- Размещение кормушек на территории детского сада.
- Подкормка птиц в течении зимнего периода.
- Презентация проекта.
План мероприятий с детьми:
Перед началом работы мы провели беседу «Зимующие птицы», прослушали с детьми аудиозаписи голосов птиц (синица, воробей, ворона, сорока, и др.). Это помогло нам выяснить представления участников проекта о понятии «зимующие птицы», их отношение к ним, заинтересовать проблемой. Так же на протяжении проекта были проведены беседы:
• «Что ты знаешь о зимующих птицах?»:
- уточнить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
• «Как живут наши пернатые друзья зимой»:
расширение представлений о зимующих птицах, об их образе жизни;
учить детей правильно их подкармливать; воспитание желания заботиться о птицах.
• «Что ты знаешь о зимующих птицах»: закрепить знания детей о зимующих птицах; уметь определять птиц по внешнему виду; уточнить понятие «зимующие птицы»; уметь рассказывать о поведении птиц;
- выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи – пищи стало меньше, поэтому улетают туда, где ее много.
• «Кто заботится о птицах»: обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их.
• «Какую пользу приносят птицы»: формирование представлений о пользе птиц, их значимости для человека и природы.
• "Какой корм любят зимующие птицы»: расширять представления воспитанников о зимующих птицах, роли человека в жизни птиц. Развивать коммуникативные способности. Воспитывать чувство сопереживания, желание и готовность помочь в трудные минуты.
Дидактические игры:
- «Зимующие и перелетные птицы»: совершенствовать и обобщать у детей средней группы представления о зимующих и перелетных птицах, об условиях их обитания;
- «Один - много»: образование множественного числа имени существительного (ворона-вороны и т. п.);
- «Назови ласково»: упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей- воробушек, воробьишко);
- «Счёт птиц»: закрепление согласования числительных с существительными (один воробей, два воробья, три воробья и т. д.);
- «Назови птицу по описанию»: формировать умение узнавать птиц по описанию; развивать внимание, логическое мышление.
- «Кто из птиц лишний»: развивать умение узнавать зимующих птиц по внешнему виду; развивать внимание, память.
- «Кто из птиц улетел»: формировать умение узнавать зимующих птиц, правильно их называть; развивать зрительное внимание, память.
- «Где какая птица находится»: формировать умение узнавать зимующих птиц, правильно их называть; развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «под», «над», «на».
- «Доскажи словечко»: упражнять в узнавании птиц по описанию; развивать слуховое внимание, логическое мышление.
Подвижные игры:
- «Воробушки и кот» - учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываясь от ловящего, быстро убегать, находить свое место; приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей;
- «Совушка»: учить детей действовать по сигналу, быстро ориентироваться в пространстве. Расширять знания о сове, ее образе жизни.
- Игра с мячом «Подбери действие»: закрепить знания детей о птицах, о действиях, которые они совершают;
- «Воробушки и автомобиль»: развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках;
- «Собачка и воробьи»: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.
Сюжетно-ролевые игры:
- «На птичьем дворе»
- «Воробьиха и воробушки»
- «Больница для птиц»
Настольные игры:
«Разрезные картинки», "Найди по тени" Зимующие птицы, «Птицы»,
«Чем можно покормить птиц зимой», «Зимующие птицы» - домино
«Собери пазлы»
Игры со строительным материалом:
- «Домик для птички»,
- «Кормушка для птиц»
Чтение художественной литературы:
Т. Домаренок- Кудрявцева «Городские птицы», В. Сухомлинский «О чем плачет синичка», Горький «Воробьишко», Н. Калинина «Про птиц»,
Стихи: А. Яшин «покормите птиц», В. Звягина «Воробушки», А. Прокофьев
«Снегири».
Загадки, пословицы, поговорки.
Экспериментирование:
«Исследование птичьего пера» - научить обследовать предмет, закрепить знания о птицах.
Наблюдения:
• Наблюдение за птицами на участке: закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах.
• Наблюдение за вороной: познакомить с воронами, учить различать ворон по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
• Наблюдение за воробьями: познакомить с зимующими птицами - воробьями, учить различать воробьёв по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
• Наблюдение за птицами: формировать желание заботиться о зимующих птицах; учить сравнивать сороку и воробья, находя отличительные признаки.
Изобразительная деятельность:
Рисование. Тема: «Зимующие птицы», «Кисть рябины»,
«Раскрашивание силуэтов птиц» - Развивать творчество, умение воплощать свой замысел в рисунке.
Лепка. Тема: «Птички прилетели на кормушку сели»
Аппликация. Тема: «Снегири на ветке».
Трудовое воспитание:
• ручной труд - совместно с родителями сделать кормушку для птиц;
• труд в природе – чистка кормушек;
• кормление птиц.
Работа с родителями.
- Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли Вы дома с ребенком тему недели».
- Консультации:
• «Зимующие птицы»
• «Они остались зимовать, мы им будем помогать»
• «Верные друзья- зимние птицы»
- Совместно с детьми изготовить кормушку для птиц.
4. Рассмотреть вместе с детьми птиц на прогулке, на картинках, иллюстрациях.
5. Просмотр мультфильмов.
6. Памятка «Покормите птиц зимой»
7. Заучить с детьми стихотворение.
8. Сбор корма для птиц «С каждого по зернышку».
9. Проведение конкурса для семей воспитанников по изготовлению кормушек
Заключение.
Работа в рамках проекта позволила расширить кругозор детей о зимующих птицах. В процессе данной работы у детей сформировались элементарные представления о жизни пернатых как о части живой природы, их взаимосвязях в природе и с человеком, зависимости образа жизни птиц от времени года. Улучшилась предметно - развивающая среда – она пополнилась литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками. Был проведен цикл бесед о зимующих птицах. Дети с большим удовольствием слушали рассказы, сказки, стихи о зимующих птицах, отгадывали загадки, играли в разные дидактические и подвижные игры с удовольствием, рисовали птиц, раскрашивали картинки по теме. Дети получили ответы на интересующие вопросы и самостоятельно определили, и составили рекомендации - всем людям необходимо бережно относиться к птицам: знать название птиц, как можно им помочь. Наблюдая за птицами и изучив теоретический материал, мы с ребятами пришли к выводам, например,:
• Вороны ведут неколлективный образ жизни. Они умные и осторожные птицы.
• В еде птицы предпочитают семена подсолнуха, пшеницы, овса, рябины.
• Все птицы приносят человеку пользу, поэтому мы должны отплатить им добром.
Многие родители приняли активное участие в изготовлении кормушек, принесли различный корм для птиц, иллюстрации и раскраски для детей в группу. Всего было изготовлено 10 кормушек.
Цель и задачи, поставленные в начале проекта выполнены.
Но главный результат проекта – это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети стали более добрыми, отзывчивыми.
Методическое обеспечение проектной деятельности:
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1991.
Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (средняя группа). Учебное пособие – М., Центр педагогического образования, 2007.
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Новая школа. – Москва, 2011.
Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика - Синтез, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/10/picture-40571.jpg)
Конспект открытого занятия по столовому этикету на тему: «Знакомство с ножом как столовым прибором». В старшей группе.
Конспект открытого занятия по столовому этикету на тему: ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/20/picture-326045-1542723475.jpg)
Занятие на тему : “Столовая посуда, столовые приборы. Этикет за столом”
Занятие на тему : “Столовая посуда, столовые приборы. Этикет за столом” Воспитатель :Попова Т.А....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/28/picture-762430-1456662831.jpg)
Паспорт средней группы Наам Светланы Алексеевны. МКДОУ с. Круглоозерное детский сад « Родничок» Паспорт средней группы «Медвежата- веселые ребята»
паспорт группы...
Паспорт экологической тропы «Птичья столовая»
Цель объекта: «Птичья столовая» расширить представления детей о птицах нашего края, их образе жизни. Воспитывать доброжелательное заботливое отношение к птицам; прививать любовь к при...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/04/picture-1467536-1680588226.jpg)
Паспорт педагогического проекта «Пернатая столовая»
Паспорт педагогического проекта «Пернатая столовая»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/04/picture-1467536-1680588226.jpg)
Паспорт педагогического проекта «Пернатая столовая»
Паспорт педагогического проекта «Пернатая столовая»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/06/picture-778475-1459935179.jpg)
Паспорт проекта "Птичьи столовые"
Проект создаёт условия для формирования детьми целостной картины мира....