Паспорт экологической тропы «Птичья столовая»
материал по окружающему миру

Цель объекта: «Птичья столовая» расширить представления детей о птицах нашего края, их образе жизни. Воспитывать доброжелательное заботливое отношение к птицам; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

Задачи:

  1. Воспитывать интерес детей к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты их жизни.
  2. Расширять знания детей при наблюдении за птицами.
  3. Формировать знания детей о роли человека в жизни птиц и какую пользу они приносят.
  4. Воспитывать у детей эмоциональное – положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptichki.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска

Паспорт экологической тропы

«Птичья столовая»









Подготовили:

Воспитатели группы «Пчелки»

Козлова Е.А.
Касаткина В.И.



г. Смоленск, 2020

Объект экологической тропы: «Птичья столовая»

Возрастная группа: старшая

Участники: воспитатели, дети, родители.

Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири,дятлы.

Описание объекта экологической тропы «Птичья столовая»

Ответственный за объект экологической тропы «Птичья столовая» - воспитатели  Козлова Е.А. и Касаткина В.И..

Цель объекта: «Птичья столовая» расширить представления детей о птицах нашего края, их образе жизни. Воспитывать доброжелательное заботливое отношение к птицам; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

Задачи:

  1. Воспитывать интерес детей к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты их жизни.
  2. Расширять знания детей при наблюдении за птицами.
  3. Формировать знания детей о роли человека в жизни птиц и какую пользу они приносят.
  4. Воспитывать у детей эмоциональное – положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.

Прогнозируемые результаты наблюдений за птицами на объекте «Птичья столовая» во время совместной деятельности педагога и детей, осуществляемых в ходе режимных моментов.

  1. Проявляет интерес к птицам нашего края.
  2. Расширит познавательную активность к жизни птиц и взаимосвязи их со средой обитания.
  3. Сформированы понятия причинно - следственных связей единство всей природы и место человека в ней.
  4. Испытывает радость от осознанного взаимодействия с живыми существами.

Объект: «Птичья столовая» оборудован на озелененном участке местности, внутри огражденной территории МБДОУ №78 Исток, с левой стороны от центральных ворот и обеспечивает свободный подход детей для наблюдения за птицами.

Объект: «Птичья столовая» включает в себя:

Скворечник – (дом) для птиц.

Кормушка – птичья столовая.

Емкость с водой – поилка для птиц.

Для установки оборудования «Птичья столовая» было выбрана клумба .

.

Перспективное планирование работы на 2020 г.

Экологическая тропа объект «Птичья столовая»

- Привлечение родителей в оказании помощи по благоустройству экологической тропы объекта: «Птичий дворик».

-Повышение экологической культуры родителей через участие в подборе наглядно – дидактических пособий, книг для групповой библиотеки, рекомендации по домашнему чтению

-Изготовление кормушек, скворечника для птиц.

Информация о птицах для детей

Птицы — одни из самых удивительных животных на Земле. Птицы имеют крылья и перья. У птиц есть клювы и когти. Птицы живут в гнездах. Птицы едят фрукты, зерно, червей, насекомых и т. д. Птицы бывают разных видов. Они тоже разных размеров. Самая маленькая птица — колибри. Самая большая птица — Страус. Птицы имеют разный цвет. У некоторых птиц, таких как павлин, есть красивые и красочные перья. Ворона и кукушка имеют черный цвет. Хотя лебеди и голуби имеют белый цвет. Некоторые птицы могут летать высоко, и некоторые птицы могут плавать в воде. Утка, аист и лебедь — водяные птицы. Птицы, такие как павлин и петух, не могут летать высоко. Птицы, такие как орел, стервятник, коршун и ястреб, могут летать очень высоко в небе. Некоторые птицы не могут летать, один из таких видов — пингвин. Птица откладывает яйца и вылупляет молодых особей. Кукушка и соловей поющие птицы. Попугая можно научить говорить. Совы могут видеть даже в темноте. Летучие мыши висят на ветвях деревьев вверх ногами. Птицы — особый вид животных с определенными специфическими характеристиками. Птицы населяют окружающую среду, которая им подходит. Птицы являются социальными. Они живут в стаях, охотятся. Птицы играют важную роль в жизни человека. Птицы, такие как куры и утки, дают пищу человеку в виде мяса и яиц. Птицы помогают нам избавиться от насекомых. Некоторые птицы выращиваются человеком для развлечений, такие как попугай, голубь и т. д.

Рекомендуем использовать при работе на «Птичьей столовой»

1. Беседы:

«Какие они птицы?»

Цель: активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц, об уходе за птицами в уголке природы; воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них, охранять; закрепить произношение трудных звуков ч, ж.

Кого вы видите на дереве? Как вы догадались, что это птицы? (Все с крыльями, все умеют летать.) Но имеют крылья и умеют летать не только птицы, но и бабочки, жуки? (Тело птиц покрыто перьями, у них есть клюв, две ноги с острыми коготками.) Перья - оперение. Произнесите эти слова. Они похожи друг на друга? А по оперению, цвету крыльев, перьев эти птицы похожи? (Нет, оперение разное). Кому какая птица представляется наиболее красивой и почему (2 - 3 ответа.) 

Ребята, а знаете ли вы,  как птица спит (распушает перья, закрывает глаза и прячет голову под крыло), как купается (влезает ногами в воду, приседает, бьет крылышками по воде, потом приглаживает и сушит перышки). И т. д.

Как вы думаете, почему говорят, и говорят правильно, что птицы  - наши друзья?  (Они поедают насекомых и гусениц, сохраняя людям леса, парки, сады. С птицами, радующими окружающих своим щебетанием, веселее, радостнее жить.)

В заключение  предложить детям рассказать все, что они знают о птицах.

«Знакомство с вороной»

Цели:

  1. Дать знания о птице - вороне, её строении.
  2. Познакомить с особенностями поведения (повадками).
  3. Активизировать словарь детей за счёт слов: ворона, крылья, летает, прыгает, каркает.
  4. Воспитывать доброжелательное отношение к природе, всему живому.
  5. Развивать интерес к жизни птиц.

Воспитатель говорит, что по дороге в детский сад встретил чудовище. Описывает его: оно большое, серого цвета, чёрные крылья, две ноги, на голове большой клюв.

- Как называется эта птица?  (ворона)

Буратино спорит с ребятами, что она большая. Дети доказывают игровому персонажу, что ворона -  это птица. Называют существенные признаки (крылья, клюв, перья). Обсуждают размер крыльев, цвет крыльев.

Воспитатель рассказывает о том, чем питается ворона.

Буратино: Ребята, а каких птиц вы ещё знаете?

Воспитатель с детьми вспоминают снегиря (вывешивается картинка снегиря).

2. Художественная литература: Чтение Е. Чарушиной «Утка с утятами». Чтение сказки К. Чуковского «Цыпленок». Разучивание стихотворения В. Берестова «Петушки». Чтение рассказа Е. И. Чарушиной «Курочка» (серия на нашем дворе). Чтение сказки«На птичьем дворе». Чтение стихотворения А. Майкова «Ласточка примчалась». Чтение потешки «Гули-гули». Разучивание стихотворения В. Берестова «О чем поют воробышки?»

3. Наблюдение

«Наблюдение за птицами»

Цель: учить детей узнавать пернатых по внешнему виду, замечать, как птицы передвигаются, чем питаются, подводить к пониманию отличительных черт живых организмов от объектов неживой природы. Продолжать формировать у детей эмоциональную отзывчивость.

2  «Наблюдение за воробьями»

Цель: помочь детям вспомнить названия птиц, обратить внимание на изменившееся поведение птиц на участке, обратить внимание на щебетание.

3 «Наблюдение за птицами, кормление птиц»

Цель: учить детей сравнивать птиц (голубя и воробья, снегиря и синицу, сороку и ворону) по величине, окраске, оперению. Дополнять знания детей о различных видах птиц.

Обогащение словаря: птицы, крупные, мелкие, оперение, ходить, прыгать, летать, лапки, коготки.

4 «Наблюдение за птицами. Чтение И. Токмакова «Голуби»»

Цель: обратить внимание детей на изменение в поведении птиц с приходом весны (воробьи греются на солнышке, купаются в лужах, чирикают, голуби воркуют). Покормить птиц. Предложить детям показать, как птицы клюют корм.

Обогащение словаря: птицы, тепло, весна, рады, звонко поют и чирикают.

«Наблюдение за грачом»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами, рассказать о том, что с приближением теплого времени года птицы возвращаются в родные края, первыми прилетают грачи и скворцы.

«Наблюдение за грачами»

Цель: продолжать знакомить детей со строением птиц, активизировать знания детей о частях тела птиц, учить называть их.

Обогащение словаря: крыло, клюв, хвост, лапы, шея, туловище, блестит, перья.

«Наблюдение за птицами»

Цель: систематизировать и дополнить знания детей о птицах, их характерных особенностях (внешний вид, движения, питание).

Обогащение словаря: птицы, оперение, грудка, хвост, крылья.

«Наблюдение за скворечником»

Цель: рассмотреть скворечник, уточнить форму домика, крыши, отверстия. Понаблюдать, как вылетают скворцы, как они возвращаются в скворечник, продолжать знакомить детей с птицами, дать представление о том, как люди заботятся о птицах.

Обогащение словаря: скворец, скворечник, домик, крыша, жердочка, окошко, отверстие.

4. Загадки

Верст не считали

По дорогам не езжали,

А за морем бывали...

(перелетные птицы)

Эту птицу знает всякий

На месте его дворец

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день... ( скворец)

Гости приходят весной,

А уходят осенью...

(перелетные птицы)

Шея тонкая и ноги,

Не боясь воды и капли,

Рыб, лягушек ловят много

Клювом длинным. Это (цапли)

Весной и летом

За пахарем ходит,

А под зиму

С криком уходит...(грач)

В синем небе голосок

Будто крошечный звонок...

(жаворонок)

По весне к нам с юга мчится

Черная, как ворон птица.

Для деревьев наших врач-

Насекомых ест всех.(грач)

Окраской — сероватая,

Повадкой — вороватая,

Крикунья хрипловатая.

Известная персона

По имени... (ворона)

Жить чужим птенцам мешают,

А своих они бросают.

И в лесу возле опушки

Счет годам ведут... (кукушки)

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится

Не орел, но все же птица... (воробей)

Всех приметных птиц черный,

Чистит землю от червей

Вдоль по пашням мчится вскачь

А зовется птица...(грач)

На месте — дворец,

Во дворе — певец...

(скворец)

Маленький мальчишка,

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

В поле ночует,

Коноплю ворует...(воробей)

Это хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекозится белобока

А зовут её... (сорока)

На шесте — веселый дом 
С круглым маленьким окном. 
Чтоб уснули дети, 
Дом качает ветер. 
На крыльце поет отец — 
Он и летчик, и певец.  (
скворечник)

Почему так говорят?

5. Пословицы и поговорки

Всякая птица своим голосом (свои песни) поет

Всякая птица своим клювом сыта (кормится)

Всякая птица своим пером красуется

Всякая птица тепло ищет

Где птица не летает, а свое гнездо знает

Здоровое дерево дятел не долбит.

Знает и ворона, в чем оборона

Знает сорока, где зиму зимовать

И кулик в своем болоте велик

И птица, выкормив птенца, его летать учит

И птицы весною парочками летают

И черный ворон вещает, да невпопад

Каждая птица в своем гнезде хозяйка

Каждая птица свое гнездо хвалит

Каждая птица своим носом кормится

Каждый кулик свое болото хвалит

Красна птица пером, а человек умом

Красна птица перьями, а человек учением

Кричит, как выпь

Летает, значит птица

Мала птица, да и та свое гнездо бережет

Мало-помалу птичка гнездо свивает

Нет дерева, на которое бы птица не садилась

Птицы сильны крыльями, а люди дружбой

У маленькой птицы и гнездо маленькое

6. Подвижные игры

"Воробушки и автомобиль".

Цель - научить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Ход игры: Начинать движение и менять его сигналу воспитателя, находить свое место. Дети делятся на две команды: одна — "автомобили", другая — "воробушки".

По сигналу "Автомобили!" "автомобили" двигаются по дорожке. "Воробушки" сидят на обочине. По сигналу "Воробушки!" "автомобили" останавливаются и начинают "летать" "воробушки".

"Птички летают".

Цель - научить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу, приучить детей помогать друг другу.

Ход игры: На сигнал "Птички летают!" дети бегают по площадке, изображая птиц. На сигнал "Кот!" "птички" "улетают" в свои домики.

"Перелет птиц".

Цель - научить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

Ход игры: Дети-"птицы" собираются на одной стороне площадки. По сигналу "Полетели!" "птицы" "разлетаются" по всей площадке. По сигналу "Буря!" — "летят" к "деревьям".

"Филин и пташки".

Цель - упражнять в беге врассыпную.

Ход игры. Играющие выбирают "филина". Он уходит в свое гнездо. Дети "летают" по площадке, подражая крику той птицы, которую выбрали. На сигнал "Филин!" все птицы "улетают" в свои гнезда. Если "филин" успеет кого-то поймать, то он должен угадать, какая это птица, и только тогда пойманная становится "филином".

"Веселый воробей".

Цель — научить выполнять движения по тексту игры.

Ход игры.

Воробей с березы (Дети прыгают.)
На дорогу прыг! 
Больше нет мороза — 
(Прыгают и чирикают.)
Чик-чирик! 
Вот журчит в канавке 
(Произносят: "Ж-ж-ж!")
Быстрый ручеек, 
И не зябнут лапки — 
(Прыгают.)
Скок-скок-скок! 
Высохнут овражки — 
(Прыгают.) 
Прыг, прыг, прыг! 
Вылезут букашки — 
(Чирикают.)
Чик-чирик! 

7. Дидактическая игра (А) и упражнения (Б)

А. "Угадай по описанию" — воспитатель описывает птиц, дети угадывают.

Цель — развить умение составлять описательный рассказ, внимание, связную речь, находить сходства и различия.

Б. "Звукоподражание" — воспитатель называет птиц, дети произносят звукоподражание.

Цель — закрепить произношение отдельных звуков.

Птицелов
Цель: учить различать и имитировать крики различных птиц; развивать умение ориентироваться с закрытыми глазами.
Ход игры:
Играющие выбирают себе названия птиц. Встают в круг, в центре птицелов с завязанными глазами. Птицы водят хоровод
Во лесу в лесочке, 
На зеленом дубочке
Птички весело поют. 
Ах, птицелов идет, 
Он в неволю нас возьмет.
Птицы, улетайте!
Птицелов хлопает в ладоши и начинает искать птиц. Кого поймали, кричит подражая какой-либо птице. Водящий должен угадать имя игрока и птицу.

Птицы
Цель: закрепить знания детей о различных птицах; совершенствовать умение соблюдать правила игры.
Ход игры:
Играющие выбирают хозяйку и ястреба. Остальные - птицы. Прилетает ястреб. Хозяйка говорит
- Зачем пришел?
- За птицей!
- За какой?
Ястреб называет. Если названной птицы нет, хозяйка прогоняет его. Игра продолжается до тех пор, пока ястреб не переловит всех птиц.

«Угадай по описанию».

Цель: Учить детей составлять описательный рассказ.

Ход игры:

По плану, предложенному воспитателем, ребёнок составляет описание птицы, не называя её.

«Собачка и воробьи».

Цель игрызакрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

Ход игры:

Одного выбирают «собачкой», все остальные -«воробьи».

Скачет, скачет воробей- Дети скачут.

Скок-поскок!

Скок-поскок!

Кличет маленьких детей: Повторяют: «Чив!Чив!Чив!»

«Чив! Чив! Чив!»

«Чив! Чив! Чив!»

Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою:

Чик-чирик! Повторяют: «Чик-чирик!»

Чик-чирик!

Вдруг прибежала «собачка» и громко залаяла. Воробьи разлетаются.

Игра проводится 2-3 раза.

«Ворона и собачка».

Цель игрынаучить подражать движениям и звукам птиц, двигаться не мешая друг другу.

Ход игры:

Выбирается «собачка», остальные дети -«вороны».

Возле ёлочки зелёной Дети прыгают, изображая ворону.

Скачут, каркают вороны:

«Кар! Кар! Кар!»

Тут собачка прибежала

И ворон всех разогнала:

«Ав! Ав! Ав!». Дети убегают от «собачки».

Игра повторяется 2-3 раза.

«Птички, раз! Птички, два!»

Цель игрынаучить детей выполнять движения по счёту.

Ход игры:

Сколько у птички лапок, глаз, крыльев?

Птички, раз! Выставляют вперёд одну ногу.

Птички, два! Выдвигают другую ногу.

Скок, скок, скок! Скачут на обеих ногах.

Птички, раз! Поднимают одну руку.

Птички, два! Поднимают другую руку.

Хлоп! Хлоп! Хлоп! Хлопают в ладоши.

Птички, раз! Закрывают рукой один глаз.

Птички, два! Закрывают другой глаз.

Всё, улетели!

Открывают глаза, бегают, машут крылышками, чирикают, пищат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский экологический проект "Птичья столовая"

Цель данного проекта в рамках эколого-образовательной программы, которая является приоритетом в деятельности нашего ДОУ, это -знакомство детей с жизнью зимующих птиц Самарской области. Работа по проек...

Экологический проект Птичья столовая

Экологический проект « Птичья столовая»В нашем дошкольном учреждении проведение экологических акций- проектов с детьми среднего возраста стало одной из интересных форм работы.Экологическая акция- ряд ...

Конспект НОД (по экологической тропе) "Птичья столовая" подготовительная группа

КонспектНепосредственной образовательной деятельностиЭкскурсия по экологической тропе.« Птичья столовая»Цель: Создать условия для продолжения    формирования представлений детей об объе...

Экскурсия по экологической тропе « Птичья столовая».

Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней....

Объект экологической тропы "Птичья столовая"

учебно-методический материал...

2. Объект экологической тропы "Птичья столовая"

2.Объект экологической тропы «Птичья столовая» «Птичья столовая» включает в себя:Скворечник – (дом) для птиц.Кормушка и поилка – птичья столовая.Для устан...