Статья "Педагогическое просвещение и модели взаимодействия с родителями сфере духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей"
статья (старшая, подготовительная группа)

Одним из приоритетных направлений педагогической работы по воспитанию дошкольников является развитие таких личностных качеств ребенка, как патриотизм, уважение к традиционным ценностям. Одним из приоритетных направлений современной образовательной политики является духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей. «На протяжении всей истории наше общество нуждалось в людях не просто интеллектуально грамотных, но прежде всего обладающих гражданской позицией, высокими нравственными качествами»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_sbornik_berseneva_l.s.docx35.44 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое просвещение и модели взаимодействия с родителями сфере духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей

Берсенева Людмила Сергеевна,

воспитатель МАДОУ детский сад №22 ГО Богданович

Содержание психолого-педагогической работы дошкольного учреждения согласно ФОП ДО, нацелено на всестороннее развитие личности ребёнка. Одним из приоритетных направлений педагогической работы по воспитанию дошкольников является развитие таких личностных качеств ребенка, как патриотизм, уважение к традиционным ценностям. Одним из приоритетных направлений современной образовательной политики является духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей. «На протяжении всей истории наше общество нуждалось в людях не просто интеллектуально грамотных, но прежде всего обладающих гражданской позицией, высокими нравственными качествами» [1, с. 11].

«Духовно-нравственное воспитание тесно переплетается с патриотическим воспитанием, ведь любовь к своему дому, городу, Родине влечет уважение и любовь к своей семь»[4].Согласно программным документам Правительства Российской Федерации (Закон РФ «Об образовании» 2012г., Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, «Патриотическое воспитание граждан» 2016- 2020 гг.) выделяется проблема воспитания личности, которая будет неравнодушно и ответственно относиться к судьбе своей страны, которая сможет противостоять внешним вызовам.

Анализ современных исследований в области дошкольного воспитания определяет пути нравственно – патриотического воспитания детей через приобщение к традициям семьи, общества и государства, формирования у детей представлений о малой родине и Отечестве, отечественных традициях и праздниках. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определяется необходимость передачи из поколения в поколение опыта, традиций. Семья выступает как заказчик и активный участник образовательной деятельности. Образовательная деятельность образовательной организации строится на основополагающем принципе взаимодействия организации и семьи.

Семья и образовательная организация – это неразрывно связанные институты, которые влияют на развитие и воспитание личности ребенка. Семья, является первым институтом воспитания. «Первые воспитатели человека-патриота – его семья: мама и папа, бабушки и дедушки, близкие родственники» [1, с. 39].

Бородина Е.Н. отмечает, что первая ступень в нравственно-патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста – любовь к своим родственникам, любовь к своей семье, к своему роду, а затем уже – к народу и Отечеству. А образовательные организации оказывают помощь родителям в сфере духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей. Задача работы с родителями по вопросам нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста – довести до сведения  родителей, что именно родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

В мире быстро развивающихся технологий многие родители ответственность за воспитание своего ребенка перекладывают на образовательные учреждения. Оставляя за собой задачу, оплатить потребности ребенка. Ссылаясь на нехватку времени, современна семья теряет родственные связи. Многие родителя даже не подозревают, что уже в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться социальные нормы, моральные требования и различные образцы поведения в ходе подражания, чаще всего родителям. Но не все родители имеют педагогическое образование. Может быть, они и рады формировать в детях только положительные качества, но к сожалению многие родители не знаю как это сделать.

Поэтому одним из направлений работы образовательной организации  является педагогическое просвещение родителей. Цель педагогического просвещения родителей – ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии, в большей степени с практикой работы с детьми. Разъяснить родителям, что они обязаны заложить основы нравственного развития личности ребенка (научить детей отличать добро и зло, учить творить добро и быть милосердными; формировать чувство уважения, любви к своей Родине). Задачи педагога: убедить родителей, что семья главное звено в сохранении и передаче обычаев и семейных ценностей переданных издавна и созданных ими; ориентировать семьи  на нравственное воспитание дошкольников, путем ознакомления с традиционными устоями семьи, знакомства с наследием малой родины, региона, страны; обеспечить необходимыми научно-методическими материалами, пособиями, художественной литературой; расширить спектр форм, методов и средств взаимодействия с родителями по вопросам духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Отношения педагогов и родителей при реализации задачи нравственно – патриотического развития детей необходимо выстраивать как партнерские. Взаимодействия педагогов и родителей будут эффективными и действенными при соблюдении принципа доверия, индивидуального подхода, системности. С учетом условий и уклада проживания, потребностей, уровня образования, педагогических знаний родителей, особенностей их религиозных взглядов. Виды работ с родителями в сфере духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей могут быть как индивидуальные так и групповые. При организации работы с родителями по вопросам духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей возможно использовать различные формы: экскурсии, совместные поездки, игровые мастерские, мастер - класс педагогов и родителей, родительские собрания; круглые столы, клубные часы, «дни открытых дверей» и др..

Благоприятными условиями вовлечения родителей в процесс воспитания у детей нравственно – патриотических чувств будет:

  • консультирование родителей по вопросам ознакомления с русской культурой, историей и семейными традициями: «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу»; «Роль отечественных памятников культуры в нравственном воспитании дошкольников»; «Куда повести малыша в выходной день»;  «Храм – дом божий»;  «Старинные предметы быта – как рассказать детям»; «О добре и зле»; «Отношения: человек и животные»; «Какие подарки можно смастерить с детьми к празднику»; «Русский дом без родства не живет»; «На всякий случай – свой обычай»; «Корми деда на печи – сам там будешь»; «Вместе весело шагать» (семейные походы) [5];
  • совместный просмотр родителями педагогами и детьми фото, книг, кинолент с последующим обсуждением: «Рукодельницы», «Народы Урала»;
  • организация и участие педагогов, детей и родителей в тематических праздниках «Рождество», «Масленица», «Пасха» именно они позволяют, познакомится наглядно и практически с традициями и обычаями своего народа;
  • организация и проведение государственных праздников «День матери», «День пожилого человека», «День Победы», «День защитника Отечества»;
  • посещение краеведческих музеев, галерей;
  • непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов: «Семейное древо», «Герб семьи», «Традиции семьи»;
  • организация акций «Подарок для труженика тыла», «Подарок пожилым»;
  • использование опыта семей по привлечению детей к ознакомлению с историей своего края и семейных традиций;
  • составление родителями и детьми очерков о родственниках, отмеченных государственными наградами за трудовые или военные подвиги, рассказывают о семейных традициях, праздниках, о бабушках и дедушках, об их молодости, о том какими ремеслами занимались их предки.

Педагогическое просвещение взаимодействия с родителями сфере духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей можно представить в виде следующей модели:

 

        

        

        

        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бородина, Е. Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности: монография [Текст] /
    Е. Н.Бородина ФГБОУ ВПО «УрГПУ» — Екатеринбург, 2015.-192с.
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016–2020 гг. [Электронный ресурс] //http://vpc-vympel.ru/gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossijskoj-federatsii-na-2016-2020-gg/(дата обращения 01.11.2018).
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // URL: minobr.gov-murman.ru (дата обращения 09.10.2019).
  4. Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей [Электронный ресурс] //Школа Родительского Мастерства URL: http://detki.guru/vospitanie/duhovno-nravstvennoe/rabota-s-roditeljami-nravstvennoe.html(дата обращения 12.11.2019).
  5. Савичева, Е. В. Организация работы с семьей по краеведению [Электронный ресурс] // URL: https://pedportal.net/po-tipu-materiala/dlya-roditeley-doshkolnye-nachalnye-starshie-klassy/organizaciya-raboty-s-semey-po-kraevedeniyu-nbsp-otchiy-dom-ndash-eto-mesto-na-zemle-kuda-roditeli-priglasili-svoego-rebenka-i-gde-proishodit-obretenie-malyshom-svoego-pervogo-zhiznennogo-opyta-laquo-roditelskiy-dom-raquo-kak-by-povtoryaet-soboy-materinsk-796210 (дата обращения 02.12.2018).
  6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/29614.html (дата обращения 26.09.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация из опыта работы с родителями "Взаимодействие с родителями по духовно – нравственному воспитанию как средство профилактики социального сиротства"

Семья и детский сад по – своему дают ребенку социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в их гар...

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Взаимодействие с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через традиции народной культуры.

В статье описывается просветительская  работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через традиции народной культуры. Проблема духовно-нравственного воспитания детей актуа...

Информационно – Практико-ориентированный проект в сфере духовно-нравственного воспитания на тему: «Красота природы России в русской классической литературе, фольклоре и живописи»

Инфармационно-практико-ориентированный проект в сфере духовно-нравственного воспитания на тему: "Красота природы России в русской классической литературе, фольклоре и живописи"...

"Образовательное пространство ДОУ.Сфера духовно-нравственного воспитания ребенка

Выступление на II родительской конференции"Образовательное пространство ДОУ.Сфера духовно-нравственного воспитания ребенка"        Духовные ценности, в пос...

СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности.Основой д...