"Образовательное пространство ДОУ.Сфера духовно-нравственного воспитания ребенка
консультация

Выступление на II родительской конференции

"Образовательное пространство ДОУ.

Сфера духовно-нравственного воспитания ребенка"

        Духовные ценности, в последнее время, становятся предметом пристального внимания философов, педагогов, психологов, основная мысль которых, сводится к тому, что сущность культуры, сущность цивилизации составляют не материальные, а духовные ценности.

         Россия имеет многовековую историю и богатейший педагогический опыт обучения и воспитания подрастающего поколения. На всем историческом пути русский народ хранил лучшие культурные и социальные традиции предшествующих поколений, они складывались веками и бережно передавались из поколения в поколение.

        В основе воспитания и образования детей всегда лежали духовно-нравственное начало, воспитание воли, души, ума и сердца на основе любви, добра и красоты; формирование цельной, высоконравственной личности; развитие навыков благочестия и воспитание добродетелей. Нравственное воспитание детей было государственной политикой.

        Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

      Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент всего дальнейшего образования.

       Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного развития духовной сферы человека, как внешней, так и внутренней. В процессе духовно-нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении.  

         У дошкольника формируются представления о доступных его пониманию конкретных фактах общественной жизни, поэтому именно с дошкольного возраста необходимо начинать духовно-нравственное воспитание.

          Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

          Таким образом, в настоящее время основной целью дошкольного воспитания является целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка. Исходя из цели, формулируются задачи:

 - формировать способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

- воспитывать у детей чувство почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру;

 - воспитывать детей в духе национальных и этнических духовных традиций; -развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

 - развитие познавательной активности, любознательности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания другим людям.

        Наша работа по духовно-нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной образовательной программе ДОУ» , экспериментальной программе по православной культуре «Мир – прекрасное творение», автор Любовь Петровна Гладких. Пособие содержит научно-методические рекомендации и конспекты занятий с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному образованию.       

           Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

        Организуются открытые показы занятий, что позволяет педагогам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности.

Воспитатели интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:

проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых, дидактических  игр;

организация праздников; конструктивных игр; словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр.

        В организации сюжетно-ролевых игр педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;

- продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;

- театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил»), («Давай помиримся»…)

     В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через: через создания проектов, совместных мероприятий детей и родителей , на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, встречи со священнослужителем.

        В группах оформлены   патриотические уголки для детей.

Россия, Родина, родной край… до боли знакомые каждому человеку слова. Содержание уголков представлено  литературой для детей, раскрасками, педагогами подобраны детские   журналы, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой, оформлены альбомы различной тематики.

         Опираясь на положительный опыт  дошкольного учреждения, рекомендуются следующие формы работы:

- занятия по познавательному развитию на тему духовно-нравственного воспитания детей;

 - беседы, дискуссии с детьми духовно-нравственной направленности;

 - слушанье классической, духовной музыки;

-чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике;

 -посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовно- нравственными ценностями;

 - выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, творческих работ детей и родителей;

 - проведение совместных праздников с родителями;

 - просмотр слайд - фильмов, фильмов, использование аудио записей и технических средств обучения и др.

         

     Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел «эмоциональный опыт», который будет иметь большое значение для его дальнейшего развития.

       В детстве,- писал В.А. Сухомлинский, – человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств.

            В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности.  Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

"Образовательное пространство ДОУ.

Сфера духовно-нравственного воспитания ребенка"

        Духовные ценности, в последнее время, становятся предметом пристального внимания философов, педагогов, психологов, основная мысль которых, сводится к тому, что сущность культуры, сущность цивилизации составляют не материальные, а духовные ценности.

         Россия имеет многовековую историю и богатейший педагогический опыт обучения и воспитания подрастающего поколения. На всем историческом пути русский народ хранил лучшие культурные и социальные традиции предшествующих поколений, они складывались веками и бережно передавались из поколения в поколение.

        В основе воспитания и образования детей всегда лежали духовно-нравственное начало, воспитание воли, души, ума и сердца на основе любви, добра и красоты; формирование цельной, высоконравственной личности; развитие навыков благочестия и воспитание добродетелей. Нравственное воспитание детей было государственной политикой.

        Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

      Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент всего дальнейшего образования.

       Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного развития духовной сферы человека, как внешней, так и внутренней. В процессе духовно-нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении.  

         У дошкольника формируются представления о доступных его пониманию конкретных фактах общественной жизни, поэтому именно с дошкольного возраста необходимо начинать духовно-нравственное воспитание.

          Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

          Таким образом, в настоящее время основной целью дошкольного воспитания является целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка. Исходя из цели, формулируются задачи:

 - формировать способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

- воспитывать у детей чувство почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру;

 - воспитывать детей в духе национальных и этнических духовных традиций; -развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

 - развитие познавательной активности, любознательности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания другим людям.

        Наша работа по духовно-нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной образовательной программе ДОУ» , экспериментальной программе по православной культуре «Мир – прекрасное творение», автор Любовь Петровна Гладких. Пособие содержит научно-методические рекомендации и конспекты занятий с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному образованию.       

           Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

        Организуются открытые показы занятий, что позволяет педагогам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности.

Воспитатели интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:

проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых, дидактических  игр;

организация праздников; конструктивных игр; словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр.

        В организации сюжетно-ролевых игр педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;

- продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;

- театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил»), («Давай помиримся»…)

     В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через: через создания проектов, совместных мероприятий детей и родителей , на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, встречи со священнослужителем.

        В группах оформлены   патриотические уголки для детей.

Россия, Родина, родной край… до боли знакомые каждому человеку слова. Содержание уголков представлено  литературой для детей, раскрасками, педагогами подобраны детские   журналы, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой, оформлены альбомы различной тематики.

         Опираясь на положительный опыт  дошкольного учреждения, рекомендуются следующие формы работы:

- занятия по познавательному развитию на тему духовно-нравственного воспитания детей;

 - беседы, дискуссии с детьми духовно-нравственной направленности;

 - слушанье классической, духовной музыки;

-чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике;

 -посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовно- нравственными ценностями;

 - выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, творческих работ детей и родителей;

 - проведение совместных праздников с родителями;

 - просмотр слайд - фильмов, фильмов, использование аудио записей и технических средств обучения и др.

         

     Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел «эмоциональный опыт», который будет иметь большое значение для его дальнейшего развития.

       В детстве,- писал В.А. Сухомлинский, – человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств.

            В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности.  Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка по духовно-нравственному воспитанию «Зернышки добра»

Программа позволяет углубить знания детей о нравственных ценностях....

О роли базового (опорного) дошкольного образовательного учреждения в осуществлении духовно – нравственного воспитания дошкольников в рамках Городецкого муниципального района.ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

 В Городецком муниципальном районе Учебно-методический центр УОиМП организует методическую работу в образовательных учреждениях через создание базовых (опорных) детских садов. ...

Информационно – Практико-ориентированный проект в сфере духовно-нравственного воспитания на тему: «Красота природы России в русской классической литературе, фольклоре и живописи»

Инфармационно-практико-ориентированный проект в сфере духовно-нравственного воспитания на тему: "Красота природы России в русской классической литературе, фольклоре и живописи"...

"Образовательное пространство ДОУ.Сфера духовно-нравственного воспитания ребенка"

ПрезентацияВыступление на II родительской конференции...

Презентация «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОУ: СФЕРЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА»

Презентация «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОУ: СФЕРЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА»...

Статья "Педагогическое просвещение и модели взаимодействия с родителями сфере духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей"

Одним из приоритетных направлений педагогической работы по воспитанию дошкольников является развитие таких личностных качеств ребенка, как патриотизм, уважение к традиционным ценностям. Одним из приор...