О роли базового (опорного) дошкольного образовательного учреждения в осуществлении духовно – нравственного воспитания дошкольников в рамках Городецкого муниципального района.ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Махиня Валентина Дмитриевна

     В Городецком муниципальном районе Учебно-методический центр УОиМП организует методическую работу в образовательных учреждениях через создание базовых (опорных) детских садов. Базовое (опорное) ДОУ является одной из моделей современного детского сада, обладающего современной материально-технической и учебно-методической базой, а также возможностью осуществлять деятельность по предоставлению поливариантных образовательных услуг, адекватных социальному заказу, потребностям населения, запросам социально-экономической сферы района и являющегося опорным для районных ДОУ. На основе базового (опорного) ДОУ функционирует  районное  методическое объединение, направленное на  повышение квалификации педагогических  кадров для районных ДОУ и оказание методической и консультативной помощи.

В Городецком муниципальном районе методическую работу в рамках базового (опорного) детского сада по духовно – нравственному воспитанию  дошкольников осуществляли с 2004г. по 2016г. три разных дошкольных учреждения, а педагог- консультант оставался прежним (Махиня В.Д.). Ниже можно проследить как постепенно в течении 12 лет менялась тематика работы методобъединения от патриотического к духовно- нравственному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_gorodetskie_chteniya_pro_rmo.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

О роли базового (опорного) дошкольного образовательного учреждения в осуществлении духовно – нравственного воспитания дошкольников в рамках Городецкого муниципального района.

Старший воспитатель МБДОУ «Тимирязевский детский сад»,

педагог-консультант опорного детского сада Махиня В.Д.

Для того, чтобы засолить десять килограммов мяса

 не нужно десять килограммов соли, а нужно

 всего сто граммов, но то, что эти

 сто граммов существуют в те непростые времена,

что нам достались, это очень важно.

Вы действительно – соль, элита духовности

российской государственности.

А.В. Коновалов министр юстиции России

Из приветственного слова

 победителям Всероссийского педагогического конкурса

 «За нравственный подвиг учителя».

Важно, чтобы обучение и воспитание (детей) не ограничивались одной мудростью светской, чтобы наряду с этим они познавали высшую правду, чтобы они, изучая науки, всегда помнили о Боге… Тогда и только тогда они не заблудятся на пути мудрости человеческой.

Святитель Лука (Войно – Ясенецкий)

      ФГОС ДО  определяет цель для дошкольных учреждений – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества.   Духовно-нравственное воспитание в дошкольных учреждениях  является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. Результаты  воспитания духовности, нравственности, целомудрия укореняются в ребенке при одном, среди прочих, условий - реализации комплексного подхода к воспитанию.

     В Городецком муниципальном районе Учебно-методический центр УОиМП организует методическую работу в образовательных учреждениях через создание базовых (опорных) детских садов. Базовое (опорное) ДОУ является одной из моделей современного детского сада, обладающего современной материально-технической и учебно-методической базой, а также возможностью осуществлять деятельность по предоставлению поливариантных образовательных услуг, адекватных социальному заказу, потребностям населения, запросам социально-экономической сферы района и являющегося опорным для районных ДОУ. На основе базового (опорного) ДОУ функционирует  районное  методическое объединение, направленное на  повышение квалификации педагогических  кадров для районных ДОУ и оказание методической и консультативной помощи.

В Городецком муниципальном районе методическую работу в рамках базового (опорного) детского сада по духовно – нравственному воспитанию  дошкольников осуществляли с 2004г. по 2016г. три разных дошкольных учреждения, а педагог- консультант оставался прежним (Махиня В.Д.). Ниже можно проследить как постепенно в течении 12 лет менялась тематика работы методобъединения от патриотического к духовно- нравственному. (См. приложение). Такому изменению послужили  исторические и общественные события российского масштаба (возрождение духовности, участие российской общественности в проекте «Имя России», принятие важных церковных и государственных документов (Закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, «Православный компонент дошкольного образования»), а также  события, произошедшие непосредственно на Городецкой земле (возрождение Фёдоровского мужского монастыря и создание на его территории  Научного миссионерского культурно – просветительского центра, создание Городецкой епархии). Участие городецких педагогов – дошкольников в работе региональных и международных рождественских образовательных чтений (секция «Дошкольное образование») с 2007года, участие во всероссийских педагогических конкурсах «За нравственный подвиг учителя» и «Се рафимовский учитель», активное участие в работе Всероссийского практического семинара «Программно – методическое и дидактическое сопровождение духовно – нравственного воспитания дошкольников» (г. Белгород, 2014г.) подняло уровень работы методобъединения на качественно новую ступень, рассматриваемые вопросы  приведены в соответствие тем ориентирам, которые задают именно образовательные чтения и всероссийский опыт педагогов – дошкольников. За 12 летний опыт работы на заседаниях методобъединений рассмотрены наиважнейшие вопросы (основная тема рождественских образовательных чтений всегда красной нитью проходила через тематику заседаний РМО конкретного учебного года!) и затронуты глубочайшие темы духовно- нравственного воспитания дошкольников, разработаны конспекты занятий, авторские дидактические игры, методические рекомендации по обогащению развивающей предметно – пространственной микро и макросреды ДОУ, накоплен опыт по взаимодействию с родительской общественностью и взаимодействию с социумом. Многократно опыт работы городецких педагогов печатался в научных сборниках ГОУ ДПО НИРО, изданных по итогам региональных образовательных  чтений. В рамках работы опорного детского сада педагогами просмотрены и проанализированы десятки разнообразных форм НОД с детьми, накоплен уникальный краеведческий материал, выявлен инновационный потенциал отдельных педагогов (МБДОУ «Детский сад №49»: педагог дополнительного образования Григорьева И.Н., старший воспитатель Полякова О.В.)

РМО по ДНВ дошкольников преследует решение следующих задач:

1.Осуществление методической работы по проблеме «Духовно - нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» единым составом заинтересованных педагогов.

2.Интеграция содержания духовно-нравственного воспитания в жизнь ДОУ.

3.Формирование духовно – нравственных чувств детей на основе изучения культуры страны и родного края.

4. Ориентирование родителей на духовно – нравственное воспитание детей в условиях семьи. Разработка рекомендаций методического характера для родителей по вопросам духовно – нравственного воспитания в семье.

5.Разработка методических рекомендаций для воспитателей района по планированию и определению содержания духовно – нравственного воспитания дошкольников в ДОУ.

В 2013 году РМО переросло в Сетевое взаимодействие педагогов по проблеме «Духовно - нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО», которое объединило ряд дошкольных образовательных учреждений Городецкого муниципального района

(МБДОУ «Тимирязевский детский сад», МБДОУ «Детский сад» №49, МБДОУ «Детский сад» №14, МБДОУ «Детский сад» №18) а также сюда вошли отдел образования Городецкой и Ветлужской епархии, Воскресная школа православного прихода  храма в честь Нерукотворного образа Спасителя, Научный миссионерский культурно – просветительский  центр Городецкого Фёдоровского мужского монастыря.) Сетевая модель взаимодействия педагогов позволяет выработать систему работы в творческих группах по проблемам, возникающим при осуществлении ДНВ дошкольников и оказать методическую помощь не только педагогам, работающим в рамках работы сети, но и всем педагогам муниципального района, проявившим заинтересованность данной проблемой.

ВЫВОДЫ:

1.РМО по проблеме «Духовно - нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО», действующее в рамках Городецкого муниципального района способствует внедрению новых актуальных идей и технологий в работу каждого дошкольного образовательного учреждения, что в свою очередь влияет на реформирование всей системы дошкольного образования.

2.Современная практика образования характеризуется активным включением большинства педагогов в инновационную деятельность. Под инновационной педагогической деятельностью понимается освоение педагогами новых, инновационных способов организации образовательного процесса, использование в воспитании детей современных образовательных программ. РМО позволяет быстро и эффективно познакомить педагогов с современными образовательными программами по духовно – нравственному воспитанию, как местными , так  региональными  и федеральными,  и способствует активизации обмена опытом среди дошкольных образовательных учреждений муниципального района.

3.РМО способствует расширению сознания педагогов, их духовному росту. (Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций, в условиях светского образовательного учреждения - делом необычайно трудное и деликатное, требующее  единения желаний всех:  педагогов, детей и родителей, а также установления внешних связей).

4.Участие в заседаниях РМО представителей отдела образования Городецкой епархии, активное участие ДОУ Городецкого района в конкурсах, организуемых Научным миссионерским культурно – просветительским центром Городецкого Фёдоровского монастыря, способствует созданию благоприятной среды для творческого общения, духовному просвещению педагогов Городецкого муниципального района, повышению их компетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания дошкольников.

Приложение.

Изменение тематики работы опорного детского сада по годам :

- с 2004года по 2008г. МБДОУ «ЦРР Детский сад №49» (заведующий Батракова И.В., старший воспитатель, педагог - консультант Махиня В.Д.).

Направления работы методического объединения на базе опорного детского сада следующие:

2004-2005гг. Тема: «Патриотическое воспитание в ДОУ».

2005-2006гг. Тема: «Патриотическое воспитание в ДОУ».

2006-2007гг. Тема: «Патриотическое воспитание в ДОУ».

2007-2008гг. Тема: «Патриотическое воспитание в ДОУ. Развитие представлений о человеке в истории и культуре».

     МБДОУ «ЦРР Детский сад №49» в указанные выше годы наряду с организацией работы в рамках опорного детского сада являлся экспериментальной площадкой ГОУ ДПО НИРО по теме «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ». Коллективом педагогов  под руководством к.п.н. Белоусовой Р.Ю. были разработаны и изданы краеведческая программа для старших дошкольников «Расти счастливым в Городецком крае»  и приложение к ней книга «О Городце от А до Я».

(На программу выдано экспертное заключение №72 от 22 апреля 2009года НМЭС Нижегородским институтом развития образования и она  рекомендована к использованию в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений Городецкого района.

Содержание программы направлено на формирование у ребёнка старшего дошкольного возраста духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию Городецкого края. Краеведческая направленность проявляется в приобщении детей к культуре, традициям, родной природе, местным достопримечательностям).

Педагоги – авторы Батракова И.В.и Махиня В.Д. приняли участие во Всероссийских педагогических конкурсах «За нравственный подвиг учителя» и «Серафимовский учитель»  - 2009г. (Махиня В.Д. – лауреат педагогической премии данного конкурса).

2008г – Книга «О Городце от А до Я» явилась победителем в номинации «Лучший издательский проект»  на всех этапах конкурса: региональном, окружном и федеральном .

Материал об издании книги «О Городце от А до Я» и её авторах печатался в газете Нижегородские епархиальные новости» - 2008г.: «Книга о любимом городе» Л. Крапивиной

2011г. – Программа «Расти счастливым в Городецком крае»

Диплом 3 степени в региональном этапе конкурса в номинации «Лучшая программа по духовно-нравственному воспитанию»

Диплом 2 степени в окружном этапе конкурса в номинации «Лучшая программа по духовно-нравственному воспитанию»

 - с 2008года по 2012г. МБДОУ «Детский сад №14» (заведующий Сиротина Л.Ю., заместитель заведующей, педагог - консультант Махиня В.Д.).

Направления работы методического объединения на базе опорного детского сада следующие:

2008-2009гг. Тема «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ».

2009-2010гг. Тема. «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ».

2010-2011гг. Тема. «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ».

2011-2012гг. Тема. «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ».

2012-2013гг. «Семья и детский сад – совместное воспитание дошкольника»

В МБДОУ «ЦРР Детский сад №49» в указанные выше годы продолжалась работа по разработке  методического обеспечения к краеведческой программе «Расти счастливым в Городецком крае». Сборник конспектов НОД практически готов к изданию. В рамках работы опорного детского сада на практике  апробированы многие конспекты.

Педагоги – авторы Сиротина Л.Ю., Махиня В.Д. и Добронравова Е.Л. приняли участие во Всероссийском педагогическом конкурсе «За нравственный подвиг учителя» с проектом «Святой защитник Руси Александр Невский и Городец» (Номинация «Лучший издательский проект» - Сертификат об участии).

- с 2013года по 2016г. МБДОУ  «Тимирязевский  детский сад» (заведующий Девицына Е.В., старший воспитатель, педагог - консультант Махиня В.Д.).

Направления работы методического объединения на базе опорного детского сада следующие:

2013-2014гг. Сетевая модель взаимодействия педагогов по проблемам духовно нравственного воспитания дошкольников.

2014-2015гг. Тема: Сетевая модель взаимодействия педагогов по проблеме «Духовно - нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

 2015-2016гг. Тема:  Сетевая модель взаимодействия педагогов по проблеме «Духовно - нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Информация о проведённых РМО неоднократно размещалась на сайте Городецкой епархии.

Представление опыта работы педагогического коллектива МБДОУ «Тимирязевский детский сад» и педагога – консультанта Махини В.Д. в рамках электронной  Всероссийской Выставки РФ – 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути осуществления духовно- нравственного воспитания дошкольников в условиях ФГОС

Путь осуществления духовно - наравственного воспитания через авторскую сказку....

Консультация для воспитателей по духовно – нравственному воспитанию дошкольников в рамках ФГОС

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на в...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках ФГОС ДО

О духовно-нравственном воспитании и развитии личности ребенка....

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в д/с № 1 "Умка" (из опыта работы)

В данной статье представлена информация, раскрывающая понятия "духовность", "нравственность" , а также способы и методы развития данных качеств у дошкольников....

Доклад "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Данный доклад был представлен в работе секции "Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования"...

Описание педагогического опыта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках тематических недель ДОУ средствами физической культуры»

Описание педагогического опыта Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках тематических недель ДОУ средствами физической культуры»...