Картотека утренних кругов для групп ЗПР
методическая разработка

Ашмарина Оксана Владимировна

Картотека утренних кругов для групп ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_utrennih_krugov_1.docx39.55 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека утренних кругов для детей группы ЗПР.

Данная картотека предлагается педагогам, работающим в коррекционных учреждениях с детьми с задержкой психического развития. Предлагаемые  занятия направлены на подготовку детей к восприятию темы недели или дня,  но ни в коем случае не являются сборником НОД по ФЦКМ. Главная их задача: в свободной, доброжелательной обстановке заинтересовать ребенка, вызвать у него инициативу и желание проявлять активность в педагогическом процессе. Любой модуль можно изменить под возраст, умения и интересы детей.

Тема: «Растительный мир»

  1. Физминутка.  Задачи:  настрой на знакомство с новой темой, развитие речи, координации движений, подражания.

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок».

(дети поднимают и опускают руки)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой

(дети шагают на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай

(вращение головой)

Стебель наклони слегка -

Вот зарядка для цветка.

(наклоны)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.

(встряхивание кистями рук)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.[1]

  1.  Д.и.: воспитатель показывает карточку с плодом:  если овощ, поднимаем руки вверх, если фрукт - руки в стороны, если ягода - садимся на корточки.  Делаем вывод о многообразии растений. Задачи: развитие внимания, быстроты реакции.

  1.  Игра с мячом «Съедобное/несъедобное» Задачи: активизировать знания по теме; развивать реакцию, ловкость рук.
  2. Медитация под успокаивающую музыку "На полянке". Цель: снять эмоциональное напряжение.

Дары осени: овощи и фрукты.

  1. Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами поработаем  фермерами. Фермеры выращивают овощи, фрукты, ухаживают за домашними животными. Но поскольку сейчас у нас осень, как раз поспевают овощи и фрукты, приходит время сбора урожая и посева на следующий год. У кого-нибудь из вас, наверняка, есть дачи или, может, бабушки и дедушки, живущие в деревне?  Расскажите, какие овощи у вас там растут?

Задачи: активизация внимания и памяти на теме занятия, развитие связной  речи.

  1. Игра «Что где растет?» Задачи: развитие мышления, формирование представлений о взаимосвязи типа плода и способа его роста.

Воспитатель: каждый фермер знает, что фрукты у нас растут на деревьях, ягоды на кустах, а овощи мы сажаем в землю, они прорастают на грядках. Давайте потренируемся?  

Детям предлагаются бумажные заготовки фруктов, овощей и ягод, а также грядки, деревья и кусты. Нужно назвать фрукт или овощ и рассортировать, что и где у нас растет.

  1. Самомассаж бельевыми прищепками «Морковка»:

Мы приходим в огород.

(пальчики «шагают по столу»

Что это у нас растет?

(рисуем круг на ладошке)

Ухватив за хвостик ловко,

Тянем спелую морковку!

(тянем прищепкой все пальцы по очереди) [2]

Задачи: активизация биологически активных точек кисти, развитие чувства ритма, внимания, способности организовывать свои мысли и движения посредством кинестетических и слуховых ощущений.  

  1. В кругу обсуждаем, какие овощи у нас поспевают осенью. У воспитателя стоит корзина с настоящими овощами и фруктами, и каждый ребенок может их рассмотреть.

Тема: Осенний лес.

  1. Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в осенний лес и посмотрим, что нас там ожидает. Но, чтобы нам в лес попасть, нужно для начала разгадать несколько загадок.

Солнца нет, на небе тучи,  

Ветер вредный и колючий,  

Дует так, спасенья нет!  

Что такое? Дай ответ! (осень)

Листья в воздухе кружатся,  

Тихо на траву ложатся.  

Сбрасывает листья сад —  

Это просто… (листопад)

Ветер тучу позовет,  

Туча по небу плывет.  

И поверх садов и рощ  

Моросит холодный… (дождь) [3]

Цель: закрепление представлений детей об особенностях осенней погоды,

формирование логического мышления.

  1. Упражнение с су-джоками. Задачи: активизация биологически активных точек кисти, развитие чувства ритма, внимания, способности организовывать свои мысли и движения посредством кинестетических и слуховых ощущений.

Воспитатель:

В осеннем лесу уже деревья вокруг пожелтели, покраснели, но есть и зеленые. Знаете, какие деревья зеленые в любое время года? Верно, ели, сосны и так далее. Давайте с вами пройдем мимо наших зеленых деревьев, приговаривая:

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки,

/катаем шарик между ладошек по кругу/

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник.

/крепко сжимаем шарик в ладони/.[4]

  1. Ходьба по массажным дорожкам. Задачи: активизация биологически активных точек стоп, развитие двигательной имитации и формирование контроля, способности действовать по указанию взрослого.

Вот мы прошли мимо елок, пожелтевшей березы, красного клёна, яркой рябины (детям предлагается рассмотреть листья, которые предварительно заготовлены). Теперь зашли в чащу. В чаще сложно идти, там темно и густо (Детям предлагается пройти по массажным коврикам, подражая определенным движениям).  

  1. Постройка шалаша. Задачи: формирование представлений об осенних признаках, развитие мелкой моторики и слухового восприятия, развитие творческих способностей, получение удовольствия от коллективно выполненной работы.

Воспитатель: Ну вот, мы с вами пробрались сквозь лес и вышли на поляну. Здесь мы можем построить шалаш, чтобы отдохнуть и насладиться нашим осенним лесом.

Вместе строим шалаш из мягких блоков. Включим внутри шалаша фонарик, послушаем, как звучит лес. Вспомним признаки осени.

Тема: Я и мое тело. Сон и бодрствование.

  1. Игра «День-ночь». Задачи: оптимизация мышечного тонуса и повышение уровня психической активности, формирование представления о границах тела.

Дети лежат на спине.

Воспитатель: давайте представим, что мы – это солнышко. Когда светит солнце? Днем/утром. А ночью солнце «засыпает». Так вот днем у наших солнышек будут  просыпаться лучики, нужно будет ручки вытянуть в стороны и ножки тоже, а ночью собрать все наши лучики вместе.

Воспитатель дает команду «День»: дети напрягают руки и ноги. «Ночь» - расслабляют тело.

Воспитатель: «Итак, наши солнышки хорошо поработали. Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим? А мы с вами поговорим, зачем нашему организму нужна смена дня и ночи, режимов сна и активности. Вот сейчас у нас день и время занятия, верно? Мы с вами активно учимся, развиваемся, растем. А во время сна мы растем, как вы думаете? Да, правда, делаем это уже во сне, отдыхая.

Нашему телу нужно отдыхать, особенно детям нужно отдыхать чаще, потому что вы много узнаете о себе и том, что вокруг вас, а для этого требуется много энергии.

Давайте подумаем, что мы можем делать во время того, когда бодрствуем, прямо как сейчас. И во время того, когда спим?»

  1. Плакат «Я днем / я ночью»: воспитатель предлагает фоновую заготовку плаката, разделенную на две части-день и ночь, на каждой изображен ребенок (бодрствующий и спящий). Детям предлагаются разные заготовки из бумаги, которые обозначают определенную деятельность, например, игрушки – играю и т.д. (играю, ем, сплю, вижу сны, расту, общаюсь с друзьями, читаю книжки, пою)

Цель: формирование представления о смене ритма сна и активности у детей, деятельности, которую мы совершаем днем и ночью, развитие мелкой и крупной моторики, формирование мышления.

  1. Посмотрим поближе на часть, где мы спим. Обсудим, что с нами происходит во время сна: все наше тело расслабляется, хоть и не перестает работать, благодаря этому мы можем видеть сны.

Какие сны вам снились сегодня ночью?

Цель: развитие представления о снах, актуализация памяти.

  1. Воспитатель: сейчас я раздам вам по игрушке (машинка, звери, кукла) Как вы думаете, где спит машина? В гараже. А кукла? В кровати, как и люди. А животные? В своих домиках. А что снится машине?

Каждому ребенку предлагается рассказать, что приснилось бы именно его игрушке во сне.

Неговорящим деткам можно задавать наводящие вопросы.

Задачи: развитие воображения и формирование представления о разнообразии снов, формирование способности активного рассказа на заданную тему.

  1. После в кругу – обобщение материала.

Тема: Осень.

  1. Воспитатель: «Ребята, а когда наступает у нас осень? Она идет после лета? Или вслед за зимой?» Воспитатель на доске рисует солнышко и снежинку,  и просит помочь детей показать место для листика. Проговариваем основные признаки осени.

Задачи: актуализация памяти и внимания, формирование представлений детей об осени, как сменяемом времени года.

  1. Д. игра «Мои осенние вещи». Задачи: формирование представлений об осени, как прохладном времени года, развитие мышления и целенаправленного внимания.

Воспитатель: «Осень – это время года, когда становится  холоднее, солнышка становится меньше, чаще идет дождь и усиливается ветер. Когда вы собирались сегодня в садик, то надевали ли вы шапку и куртку потеплее? Давайте посмотрим, какие элементы одежды нам точно понадобятся осенью».

Перед детьми лежат одежда и обувь: сапоги резиновые, шапка, шарф, куртка, свитер, купальник, босоножки, шлепки и др. Каждому ребенку предлагается выбрать одну осеннюю вещь из представленных.

  1. Игра «Листопад».  Цель: формирование представлений о листопаде, развитие слухового, тактильного, а также зрительного восприятия.

Дети встают в круг,  и воспитатель предлагает им послушать, как шумит осенью ветер и шуршат упавшие листья, а затем разбрасывает разные разноцветные листья. Воспитатель дает задания: собрать все листочки желтого/красного/зеленого цвета; собрать листья одинокой формы; найти пару листу  и т.д.

  1. В кругу вспоминаем, что за время года осень, когда наступает её пора, какие отличия от других времен года.

Тема: Цветы.

  1.  Повторяем, что нужно для того, чтобы растения росли, вспоминаем, где растут цветы (улица, дом, луг, лес).
  2. Играем в тактильное лото: ребенку предлагается материал, который нужно пощупать с закрытыми глазами и найти такой же на общем фоне в виде поляны цветов. По 2-3 материала каждому.

Цель: формирование представлений детей о цветах, развитие тактильных ощущений.

  1. После игра «Цветок».  Задачи: формирование понимания границ своего тела, развитие проприоцептивного, вестибулярного восприятия, закрепление полученного материала.

Каждый выбирает себе цветок (карточки с изображениями), вместе в кругу изображаем, как вырастает цветок из семени (сидим, согнувшись к коленкам), как прорастают корешки (чуть выдвигаем пяточки), стебель и листья (постепенно приподнимаемся, руки вытягиваем в стороны - кто как хочет), затем появляется бутон (поднимаем голову, приподнимаемся на колени, а потом на стопы), рассматриваем, какие вышли цветы.

Тема: Ползающие насекомые.

  1. Чтение стихотворения  с демонстрацией изображений:

Когда в душистом сосняке

Присядешь летом на пеньке,

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое увидишь, друг!

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает лёгкий мотылёк,

пьёт хоботком душистый сок,

И собирает мёд пчела.

Все заняты, у всех дела!

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь![5]

Цель: развитие слухового внимания.

  1. Игра «Поймай жука» Цель: развитие тактильных ощущений. 

Дети закрывают глаза, а воспитатель водит мягкой игрушкой (насекомое) по их различным частям тела. Ребенок должен поймать игрушку и сказать, по какой части тела он пополз.

  1. Прохождение полосы препятствий с ползанием через тоннель.  Задачи:  развитие физической активности детей, тренировать внимание и сосредоточенность,  воспитывать терпение (ожидание своей очереди), уважение к товарищу.

Тема: Наше тело. Руки.

  1. Для начала посмотрим на наши ладони, сравним их: у кого самая маленькая, а у кого – большая. Посчитаем пальчики, каждый назовем. Затем воспитатель предложит поднять правую ручку вверх, а затем левую.  Обсудим, что мы можем с помощью наших рук (чувствовать, делать)?

Игра в тактильное лото: определенной частью руки (тыльная сторона ладошки, ладонь, локоть, определенный палец какой именно руки) трогаем разные текстуры, говорящие дети описывают ощущения, а воспитатель проговаривает название части руки.

Задачи: настрой на новый день, формирование представлений о теле, развитие тактильных ощущений, нейродинамическая стимуляция и развитие программирования и контроля.

  1. Пальчиковая гимнастика. Задачи: развитие мелкой моторики посредством двигательной имитации и слухового восприятия, развитие слухового внимания и понимания причинно-следственных связей.

Воспитатель: «Вот наши ручки нам помогли найти разные вещи без помощи глаз, помогли нам почувствовать. Как вы думаете, что мы можем делать благодаря нашим рукам?

Нам нужны руки, чтобы рисовать? да

А чтобы хлопать в ладоши? да

А чтобы дышать? нет

А есть суп? да

А чтобы слышать? нет

Как вы думаете, можно ли пальчиками рассказать историю?

Давайте попробуем?»

Пальчиковая гимнастика:

Вышли пальчики гулять,

/имитация ходьбы указ и сред. пальцами/

Стали весело плясать.

/крутим ладошками/

Вот так, вот так

/большой палец вверх/

Стали весело плясать.

/крутим ладошками/

Пальчики играли,

/ пальчики покачиваем вперед, назад/

Собачку увидали.

/ пальцы вытянулись в ладошку/

Она громко лает,

Пальчики пугает.

/складываем собачку из пальцев, показываем как она лает/

Пальчики сбежались,

В кулачок все сжались.

/сжали ручки в кулачки/.[6]

Воспитатель: «Вот у нас и получилась история. Про кого она была? А кого испугались пальчики?»

  1. Игра «Найди отпечаток» Задачи: развитие направленного зрительного внимания, формирование мышления, а также ориентации во внешнем пространстве.

Сыграем с вами в сыщиков. В этой комнате есть разные отпечатки ладоней. Нам нужно будет найти их все. И сказать, какого цвета самая большая ладошка, а какого – самая маленькая.

  1. В кругу вспомним, что мы можем при помощи наших рук и пальцев? Как называются наши части наших рук.

Тема: Эмоции.

  1. Воспитатель:  Эмоции и чувства – это наша суперсила! Они являются нашими незаменимыми помощниками, помогая разобраться в том, что нам нравится или не нравится, от чего нам весело, что вызывает у нас интерес, а чего мы бы хотели избежать.

Давайте для начала вспомним, какие эмоции и чувства мы знаем и можем испытывать?

Когда вы после садика видите маму и папу, вы радуетесь или расстраиваетесь?

А если кто-то забирает игрушку, в которую вам было интересно играть, вы разозлитесь?

А если вдруг вы услышите громкий звук или окажетесь одни в незнакомом месте, наверняка, вам станет не по себе, и вы ощутите страх? При этом воспитатель демонстрирует пантомимикой разные эмоции, о которых идет речь.

Вот видите, мы с вами назвали всего лишь несколько эмоций – это радость, злость, страх и интерес, а ведь есть и другие.

Задачи: активировать память и внимание на основной теме круга, а также оценить актуальные знания детей об эмоциях.

  1. Работа с мимикой. Задачи: формирование представлений об эмоциях и их проявлениях на уровне нашего тела, формирование собственных телесных границ.

Воспитатель: «А вы знаете, что каждая эмоция, когда мы её испытываем, отражается на нашем лице и теле. Давайте подумаем, как меняется наше лицо, когда мы рассержены, недовольны, удивлены, испуганы, рады, заинтересованы, и т.д.»

Детям предлагается изобразить разные эмоции у зеркала, при этом есть подсказки в виде карточек. Все изображаем основные эмоции, а затем каждый должен будет показать одну определенную, смотря, какая картинка ему попадется, а другие должны отгадать её.

  1. Игра «Ладонь в ладонь». Цель: формирование пространственного ориентирования, развитие социального взаимодействия.

Пары, прижав ладони, друг к другу, двигаются по комнате, в которой установлены различные препятствия. Основная цель: преодолеть препятствия, не разъединяя ладоней.

Тема: Органы чувств.

Воспитатель:

Ребята, в нашем теле есть органы, которые позволяют нам получать разную информацию о том, что вокруг нас. Они называются органами чувств.

Как вы думаете, какими частями тела мы можем чувствовать?

Когда мы смотрим, мы видим то, что перед нами? Да. Глаза позволяют нам видеть все, что вокруг. Уши – слышать, при помощи рта мы чувствуем вкусы, а при помощи носа ощущаем запахи. Еще у нас есть кожа на руках, ногах, туловище, голове. При помощи нее мы чувствуем прикосновения – осязаем. Давайте посмотрим, как работают наши с вами чувства, можем ли мы на них положиться?

Зрение: перед тем, как испытать наши с вами глаза, нужно их подготовить и размять немного. Для этого мы сделаем небольшую зарядку.

Игра «Что спрятано». Детям предлагаются картинки с наложенными изображениями, нужно их назвать. Цель: развитие зрительного восприятия.

Вкус: Теперь нам нужно будет закрыть глаза и положиться на свой язык. Я каждому дам что-то попробовать (лимон, соль, сахар, перец и др.), а  вы мне скажете какое оно на вкус? И, возможно, даже узнаете, что это.

Обоняние: понюхаем, как пахнут разные ароматы. На что похожи эти запахи? Цель: оценить возможности обоняния.

Осязание: потрогаем разные материалы: перо, шершавую губку, холодное и горячее, колючее и гладкое.

Игра «Назови фигуру»

Воспитатель на ладони ребенка рисует фигуру, а он должен попробовать назвать её без помощи зрения.

Цель: развитие тактильного восприятия и стереогнозиса.

Слух: «А сейчас мы с вами послушаем несколько разных звуков, для этого нужно будет закрыть глаза, чтобы зрение нас не отвлекало и внимательно прислушаться (пение птиц, шум воды, скрип двери, детские голоса и др)»

Цель: развитие слухового внимания и восприятия.

В кругу обсудим, как  и с помощью каких частей нашего тела, мы чувствуем.

Источники:

  1. www.prodlenka.org
  2. instruktor-myachikova.blogspot.com
  3. hvatalkin.ru
  4. detskiisad29.ru
  5. radugalk.ru
  6. www.maam.ru


[1] https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/316470-fizminutka

[2] http://instruktor-myachikova.blogspot.com/2015/10/blog-post_27.html

[3] https://hvatalkin.ru/zagadka/2675

[4] http://detskiisad29.ru/f/15042020.pdf

[5] http://radugalk.ru/news/605-udivitelnye-nasekomye

[6] https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-palchikovyh-igr-566924.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека утренний круг. Ясельная группа.

Комплекс, зарядка пробуждение после сна....

КАРТОТЕКА УТРЕННЕГО КРУГА Средняя группа

Картотека "Утренний круг"Подготовила : Воспитатель Маллаева А.Г.г. Ивантеевка М.О....

Картотека "Утренний круг". Старшая группа

Картотека "Утренний круг". Старшая группа...

Картотека утреннего круга: средняя группа

в данной публикации представлено содерэжание утреннего круга по дням недели на учебный год. Используется как план -конспект данного мероприятия...

Картотека утренних кругов средняя группа 2022 год

Картотека утренних кругов средняя группа 2022 годСентябрь 2 недели...

Картотеки "Утренний круг" , "Вечерний круг" (2 младшая группа)

Утренний круг: целью является становление эмоционального контакта, организация свободного речевого общения детей. Утреннему кругу детей в ДОУ педагоги уделяют особое внимание. Чем позитивнее...

Картотека утренний круг средняя группа

Картотека утренний круг средняя группа...