План по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
учебно-методический материал (средняя группа)

Мельникова Анжелика Викторовна

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2023_2024_melnikova.docx36.13 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Киселевского городского округа Детский сад № 10 «Семицветик»

(детский сад 10)

План по самообразованию.

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Воспитатель:

Мельникова Анжелика Викторовна

                         

2023-2024 учебный год.

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

Актуальность.

 «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

       На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода дошкольного возраста.

       Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность.

       Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.

       Проблема развития мелкой моторики в дошкольном возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсоматорики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

       В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

       Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

       Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

       Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка. 

Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников через нетрадиционную технику рисования.

Задачи самообразования:

- Развивать у детей художественно – творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования;

- Развивать чувство композиции, ритма, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

-  Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации;

- Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста;

- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве.

 Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

 Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме: «Структура нетрадиционных техник рисования и др.

 Работа с родителями: составление консультаций, папок - передвижек для родителей: «Зачем детям рисовать?»; «Нетрадиционная техника рисования»; «Рисуйте с детьми дома»; памятка для родителей: «Учите ребенка рисовать».

 

Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию:

1.Создание игровой ситуации.

2.Показ воспитателя.

3.Использование движения руки.

4.Сравнение двух техник.

5.Проговаривание последовательности работы.

6.Педагогическая диагностика.

При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.

 

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью; печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки.

Ожидаемые результаты:

  • Динамика развития мелкой моторики.
  • Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
  • Пополнение различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.

       

Работа по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования осуществляется с подгруппой детей.

       Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому в деятельности важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к дальнейшим действиям при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение;
  • яркая, хорошо продуманная наглядность и др.

              

Работа будет проводится поэтапно:

 - первый этап – репродуктивный, активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

 - второй этап – конструктивный, активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

- третий этап – заключительный: выставка детских поделок в нетрадиционных техниках рисования, участие в конкурсах.

 

Средства работы: совместная деятельность воспитателя с детьми; самостоятельная деятельность детей.

 

Методы работы: словесные, наглядные, практические, игровые.

        

Изучение методической литературы по теме:

  1. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009 г.
  2. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010 г.
  3. Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.
  4. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детсво-Пресс», 2004 г.
  5. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.
  6. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

Календарно-тематическое планирование на 2023-2024 учебный год.

Месяц: сентябрь

№п/п

Тема занятия

Техника

Цели занятия

1

Диагностика

- выявить уровень изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста

2

«Мухомор – лекарство для животных»

Рисование пальчиками

- вызвать интерес к рисованию, воспитывать интерес к природе;

- обучать наносить точки, пятнышки в заданный контур;

- отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки.

Месяц: октябрь

1

«Горошинки на зонтике»

Рисование пальчиками

- формировать представления детей о назначении зонта, закреплять знания о характерных особенностях осенней погоды;

- учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни;

- учить детей наносить пальцем ритмичные мазки на поверхности зонта, не выходя за контур;

- продолжать знакомить с основными цветами (красный, синий, желтый, зеленый);

- развивать мелкую моторику пальцев рук.

2

«Мой любимый дождик»

Рисование пальчиками

- познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками;

- показать приемы получения точек;

- учить рисовать из тучек дождик, передавая его характер (мелкий, капельками) использовать точку как средство выразительности;

- воспитывать аккуратность.

3

«Фрукты и ягоды»

Рисование пробками и ватными палочками

- учить детей создавать ритмическую композицию «Фрукты и ягоды» на тарелке, используя нетрадиционные      техники          рисования;

- закреплять знания детей о форме, цвете и величине предметов, упражнять в различении фруктов и ягод;

- формировать понятия «вверху», «внизу», «высоко», «низко», «один», «много»;

- воспитывать интерес к освоению изобразительных техник.

4

«Осенние листья»

Печатание листьями

- познакомить с техникой печатания листьями;

- закрепить умения работать с техникой печати;

- развивать цветовосприятие;

- учить смешивать краски прямо на листьях.

Месяц: ноябрь

1

«Разноцветные мячи»

Рисование пальчиками

- формировать умения детей правильно обмакивать в краску пальчик и лёгким движением наносить отпечаток на бумагу;

- формировать представление о геометрической фигуре - круг;

- упражнять в различии основных цветов, в группировке предметов по цветам;

- упражнять в звукоподражании голосом котёнка;

- развивать мелкую моторику, речь у детей;

- воспитывать желание помочь взрослым, заботливое отношение к животным, аккуратность и самостоятельность.

2

«Бусы для куклы»

Рисование пальчиками

- учить детей рисовать нетрадиционным способом – пальчиками, используя яркие краски;

- учить рисовать точки («бусинки») друг за другом на ниточке;

- создать радостное настроение – «подарить куколке бусы».

3

«Теремок»

Рисование методом «тычка» жесткой кистью

- учить детей с помощью воспитателя пересказывать небольшие отрывки из народных сказок. Развивать речевой голос детей, формировать основные его качества (силу и высоту);

- формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы, передавая их образную выразительность;

- учить детей создавать коллективные композиции, используя нетрадиционные методы работы.

4

«Рябинка»

Рисование ватными палочками

- учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования ватными палочками;

- закрепить навыки рисования; - развивать чувство композиции.

Месяц: декабрь

1

«Я слепил снеговика»

Рисование методом тычка

- познакомить детей с техникой рисования методом тычка (жесткой полусухой кистью и ватными палочками);

2

«Шарики»

Рисование мятой бумагой

- познакомить детей с техникой рисования мятой бумагой;

- развивать мелкую моторику рук, предварительно комкая её;

- учить дорисовывать недостающие детали кисточкой.

3

«Елочка нарядная на праздник к нам пришла»

Рисование ладошками (коллективная работа) с элементами аппликации

- познакомить детей с нетрадиционными способами рисования (рисование ладошками);

- учить детей передавать в рисовании образ елки, располагать изображение по всему листу бумаги;

- продолжать учить детей пользоваться клеем;

- развивать эстетическое восприятие;

- формировать образные представления;

- вызывать чувство радости от результата работы.

Месяц: январь

1

«Стая птичек»

Рисование ладошками

- показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек;

-  продолжать знакомить с техникой «принт» (печать); -  вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования;

- подвести к пониманию связи между формой ладошки и отпечатком – красочным силуэтом;

- развивать восприятие; - воспитывать интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми.

2

«Осьминожки»

Рисование ладошками и пальчиками

- закреплять навыки детей по нетрадиционной технике рисования отпечаток ладошкой, рисование пальчиками, развивать чувство композиции;

- воспитывать эстетически-нравственное отношение к морским животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках;

- развивать графические навыки, моторику рук.

3

«Зимний узор»

Рисование широкой кистью и воском

- продолжать учить детей правильно держать кисть; - закреплять приобретённые ранее навыки рисования;

- закреплять знания цветов (синий, белый);

- продолжать формировать интерес к рисованию;

- развивать эстетическое восприятие.

Месяц: февраль

1

«Жили у бабуси»

Рисование ладошками

- продолжать учить детей использовать ладонь, как изобразительное средство;

- закрепить умение дополнять изображение деталями;

- развивать чувство цвета, объемности композиции, мелкую моторику рук, мышцы кистей рук, творческую активность;

- воспитывать нравственное отношение к птицам домашним через изображение их образов в нетрадиционных техниках;

- формировать навыки здорового образа жизни.

2

«Рыбки плавают в аквариуме»

Рисование ладошками, дорисовывание кисточкой

- закреплять умение рисования ладошками, учить дорисовывать недостающие детали кисточкой; - развивать цветовосприятие.

3

«Румяный колобок»

Оттиск пенопластом, рисование пальчиками

- познакомить с техникой печатания пенопластовой подушечкой;

- учить наносить и закрашивать всю поверхность рисунка; - продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура; - использовать и сочетать в рисунке несколько способов рисования.

Месяц: март

1

«Мимоза для мамы»

Рисование тычком и пальцами

- упражнять и закреплять умение рисовать ватными палочками; - учить дорисовывать недостающие детали кисточкой;

- развивать чувство композиции.

2

«Солнышко»

Рисование ладошками

- закреплять технику печатанья ладошками;

- учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка;

- развивать цветовосприятие.

3

«Божьи коровки на лужайке»

Рисование пальчиками

- упражнять в технике рисования пальчиками;

- закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность).

4

«Петушок»

Рисование тычком в технике «сухая кисть»

- Сформировать у детей представление о характерных особенностях образа петуха и цыплят на основе изобразительно-выразительных средств поэтического слова, музыки и изобразительного искусства.

Месяц: апрель

1

«Поделись улыбкою своею»

Рисование ладошками и пальчиками

- продолжать рисовать в нетрадиционных техниках (рисование ладошками и пальцами), закреплять понятие отпечаток;

- развивать память, речь, мышление, мелкую моторику рук, творческие способности, координацию движений;

- воспитывать интерес к художественному творчеству, желание помогать окружающим.

2

«Помоги маме-курочке найти цыплят»

Рисование методом тычка

- продолжать знакомить детей с новым способом рисования – тычкование по контуру;

- вызвать у детей эмоциональный отклик;

- воспитывать аккуратность; - закрепить знание цветов (жёлтый, красный, коричневый).

3

«Волшебный дождик»

Рисование пальчиком

- продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования (пальчиками); - побуждать детей давать ответы на вопросы воспитателя; - развивать умение располагать изображение по всему листу; - способствовать развитию мелкой моторики, внимания; - воспитывать интерес к художественному творчеству; - создать положительную атмосферу в группе

4

«Бабочки»

монотопия

- закреплять умение делать кляксы разного цвета на готовом силуэте бабочки, знакомство с новым способом рисования (монотипия); - формировать умение выполнять ритмические движения под музыку.

Месяц: май

1

«Праздничный салют над городом»

Рисование восковыми мелками и акварелью

- учить детей передавать впечатления о праздничном салюте;

- рисовать различные виды салюта восковыми карандашами в виде распустившихся шаров в черном небе; - закреплять умение заполнять весь лист изображением; - придумывать свой салют; - закрашивать акварелью, без просветов чёрный фон ночного неба большими, широкими движениями, используя кисть № 5;

- развивать творческое воображение, фантазию; - воспитывать аккуратность, зрительную память и зрительное внимание.

2

«Носит одуванчик желтый сарафанчик»

Метод тычка жесткой полусухой кистью

- продолжать знакомить детей с техникой рисования методом тычка жесткой полусухой кистью; - закрепить названия основных цветов (желтый, зеленый); - развивать эстетические представления.

3

«Сделаем мир цветным»

Рисование с помощью веточек ели и сосны

- познакомить с нетрадиционной техникой изображения (рисование с помощью веточек ели или сосны);

- воспитывать умение работать в коллективе;

- развивать фантазию и воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать.На бумаге, на асфальте, на стене.И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)1.Актуальность. «Истоки способностей и дарования...

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст

Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» в старшей группе «Теремок»

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»в старшей группе «Теремок»...

План по самообразованию по теме: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координаци...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

В дошкольном детстве изобразительная деятельность становится одним из средств познания мира и становления эстетического восприятия. С помощью использования различных изобразительных материалов, новых ...

План самообразования по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

План   самообразования по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»....