Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности для детей 5-7 лет «Подготовка к школе»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Смышляева Валерия Викторовна

Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности для детей 5-7 лет «Подготовка к школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 19-20_i_20-21_dop_rp_podgotovka_k_shkole.doc351.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска

Принята на заседании

педагогического

совета

от «___» _________ 2019 г.

Протокол № ___

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

«Детский сад №28 «Надежда»

____________ Кузнецова В.А.

Приказ № ___ от ______2019 г.

Дополнительная

общеразвивающая программа

познавательной направленности

«Подготовка к школе»

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель: Смышляева Валерия Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории

Смоленск

2019

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел  ………………………………………………………………3

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………….3

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы……………………………………….4

1.1.2. Целевые ориентиры…………………………………………………………….

2. Содержательный раздел………………………………………………………8

2.1. Общая характеристика программы дополнительного образования

«Подготовка детей к школе» ……………………………………………….8

2.2. Содержание программы дополнительного образования

«Подготовка детей к школе» …………………….

2.3. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов ………………………11

2.4. Планируемые результаты освоения Программы………………………….

3. Организационный раздел …………………………………………………….12

3.1.  Материально-техническое обеспечение

3.2. Учебный план занятий «Подготовка детей к школе»………………………..13

3.3. Календарно-тематическое планирование ………………………………………13

4. Дополнительный раздел

Раздел 1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка                                            

Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.                                                                                                                             На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создать условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Главная цель подготовки детей к школе – формирование компетенций дошкольников, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе, предотвращения стрессов, комплексов, которые могут нивелировать желание учиться на все последующие годы. В соответствии с комплексной модернизацией образования и с целью обеспечения равных стартовых возможностей для образования детей перед школой и введена программа дополнительного образования «Подготовка детей к школе».

Актуальность и целесообразность создания

программы дополнительной образования «Подготовка к школе»

Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и школы. Готовность к обучению в школе принято рассматривать как физиологическую, психологическую и социально-личностную готовность к школьному обучению, т.е. такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для его здоровья. Все составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из них, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Проблема преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием постоянно привлекает внимание, как педагогов системы дошкольных учреждений, так и учителей начальной ступени образования. И это не случайно. Ни для кого не секрет, что адаптационный период у детей, поступающих в первый класс, может растянуться не на один месяц, а многие из них с трудом адаптируются к новым условиям до конца первого года обучения. Особенно остро эта проблема стоит в настоящее время. Во многих семьях не уделяется достаточного внимания развитию детей, упускается сензитивный период для формирования познавательных процессов, мотивационной, личностной и социально-психологической, эмоционально-волевой готовности к школе. В результате этих особенностей нашего времени дети, поступающие в 1 класс общеобразовательной школы, имеют разные стартовые возможности.

Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.

Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Поступление ребёнка в школу – это ответственный и сложный момент в его жизни. При подготовке к школе необходимо учесть психологическую готовность к школьному обучению, сформировать у ребёнка те качества характера, которые помогут ему построить общение со сверстниками и выполнять правила школьной жизни, т.е. научить учиться. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, самостоятельности, прилежания. Ведущей деятельностью на занятиях является игровая, т.к. в ситуации дидактической игры ученик усваивает материал значительно успешнее.

Ведущей деятельностью при подготовке детей к школе является игра. В игре ребенок очень быстро постигает возможности замены реального предмета игрушкой или схематическим изображением. Таким образом, игра на этом этапе становится символической по своему существу.

Символическая игра – употребление ребенком символов, является одной из ступеней в развитии его мышления. Благодаря использованию символов, у ребенка формируется классифицирующее восприятие, развивается содержательная сторона интеллекта.

Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти.

Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка в игре к целенаправленному, сосредоточенному запоминанию.

Большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. Возникающая в процессе игры потребность понимать словесные инструкции своих товарищей стимулирует его развитие речи.

В игре ребенок учится использовать обобщенные значения слов, впервые открывает для себя отношения, существующие между людьми, начинает постигать определенные правила, принятые в обществе.

Наряду с игрой существенную роль в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста оказывает продуктивная деятельность – рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждая из перечисленных выше работ характеризуется направленностью на получение продукта, обладающего определенными заданными качествами. От ребенка требуется умение добиваться нужного результата даже в том случае, если сам процесс его мало привлекает.

Программа разработана в соответствии с основными требованиями существующих программ дошкольного обучения, одобренных и рекомендованных Министерством образования Российской Федерации. В основе программы лежит принцип преемственности и непрерывности дошкольного и начального общего образования, что способствует простому и естественному поступлению ребёнка в первый класс.

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы

Программа «Подготовка детей к школе» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе. 

Цель программы: Цель программы:   Развитие познавательных способностей детей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач, развитие речевой деятельности.

Задачами программы «Подготовка детей к школе» являются:

- формирование положительного отношения к учению;

- формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;

- формирование адекватной возрастному уровню картины мира;

- развитие логики;

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;

- развитие фантазии и творческих способностей;

- развитие речи;

- умение излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения;

- развитие памяти и внимания;

- развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную самооценку;

- создание предпосылок к школьному обучению;

- формирование предпосылок УДД (универсальных учебных действий);

1.1.2. Целевые ориентиры

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.                                                                                                     Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.                Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, 16 целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.                                                                                                  Таким образом, целевые ориентиры программы «Подготовка детей к школе» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе «Подготовка к школе».                                                                                

Целевые ориентиры на этапе завершения обучения

• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.                                                                  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.                                                                                     • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.                                                                                                                                                                             • Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.                                                                                                                                               • Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.  • Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.                                                                                                                                                     • Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.                                                     • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.                                                                                                                                   • Проявляет ответственность за начатое дело.                                                                                                                         • Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.                                                                         В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

Раздел 2. Содержательный раздел

2.1. Общая характеристика программы дополнительного образования

«Подготовка детей к школе»                                                                                                                                                   Основные положения программы:

1. подготовка к школе носит развивающий характер;

2. не допускает дублирования программ первого класса;

3. помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми);

4. обеспечивает формирование ценностных установок;

5. ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;

6. обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;

7. организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности;

8. готовит переход от игровой учебной деятельности к творческой, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;

9. инвариативна и готовит к любой системе школьного образования. 

Основные принципы построения программы:

- общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

- развитие творческой деятельности;

- развитие личностных компетенций;

- поддержка и сохранение здоровья;

- формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;

- развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;

-сотворчество обучающих, обучающихся и родителей. 

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как:

учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная). 

Портрет дошкольника, поступающего в первый класс

Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами: 
- физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками;

- самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью;

- соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами; 
- знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; 
- владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

- использует вербальные и невербальные способы общения;

- владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;

- осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.

 2.2. Содержание программы дополнительного образования

«Подготовка детей к школе» 

Содержание программы «Подготовка детей к школе» ориентировано на:

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы     картины мира;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

  направлено на:

  • создание условий для развития личности ребенка;
  • развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • профилактику асоциального поведения;
  • создание условий   для    самоопределения, творческой   самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
  • укрепление психического и физического здоровья ребенка;

Программа состоит из двух разделов.

Первый раздел: развитие речи и обучение грамоте.

Второй раздел: развитие математических представлений и логики.

 

Основные задачи при реализации данной программы:

  1. По первому разделу:

Развитие речи и обучение грамоте:

  • развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.
  • обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.
  • развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других);
  • развитие фонематического анализа (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);
  • развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать;
  • подготовка руки к письму («печатание» букв, слов, предложений)

 

  1. По второму разделу:

Развитие математических представлений и логики:

  • развитие математических представлений о числах и цифрах;
  • знакомство с математическими знаками;
  • развитие умение решать и составлять арифметические задачи;
  • развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;
  • подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм)

 

Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет.

Продолжительность реализации программы – два года (период с сентября по май месяц включительно, 72 часа в год). Занятия проводятся 8 раз в месяц, 2 занятия в неделю (с 1 сентября по 31 мая). Продолжительность занятия: первый год обучения - 30 минут, второй год обучения - 30  минут.

2.3. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов 

                                                                                                                                                Приёмы и методы: словесные, наглядные, творческие, репродуктивные, проблемные, уроки с использованием ИКТ.

 Форма занятий: совместная игровая - познавательная деятельность взрослых и детей, (игры и продуктивная деятельность), индивидуальные, групповые.

 Основные принципы работы:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;

- уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

- комплексный подход;

- систематичность и последовательность;

- вариативность занятий;

- наглядность.

Критерии и индикаторы эффективности реализации учебной программы:

- сформированная мотивационная готовность к учебной деятельности;

- развитая функция произвольного поведения;

- овладение детьми основными компонентами учебной деятельности (умение принимать учебную задачу, планировать свою деятельность, контролировать её ход, правильно оценивать её результаты);

- сформированность индивидуальных учебно-познавательных умений (умений наблюдать, «слушать» и «слышать», смотреть и видеть, воспринимать и понимать речь взрослого, сверстников. Воспринимать и понимать язык художественной литературы, умений следовать инструкции, умений умственной деятельности: обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать и др.;

- сформированность умений взаимодействия со сверстниками в процессе фронтальных форм организации деятельности (умение относить к себе учебную задачу, работать в общем темпе и ритме, способность слышать и понимать речь сверстников);

- развитость разнообразных практических умений (двигательных, игровых трудовых, графических, социально-нравственных и др.)

Программа построена с учётом возрастных возможностей детей. Большое внимание уделено решению творческих задач - самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, решении задач, содержащих поисковые творческие элементы.

Формирование положительного отношения к учению достигается подбором занимательных заданий и упражнений, позволяющих ребёнку через игровую деятельность лучше усваивать сложный материал. Интересные сюжеты превращают занятие в увлекательную игру. Игры помогают снять напряжение, переключить внимание ребёнка с одного задания на другое. Динамические переменки позволяют переключать активность детей.

Занятия проходят в игровой свободной форме. Дети сидят за столами лишь недолгое время, необходимое на выполнение какого-либо конкретного задания, что с одной стороны приучает их к дисциплине, с другой – не утомляет.

В возрасте 5-7 лет ребёнок продолжает совершенствоваться через игру, поэтому игровые образовательные технологии являются ведущими во всех разделах учебно-познавательного блока программы, а предлагаемые детям знания выступают в качестве средства развития личности ребёнка – дошкольника.

Для успешной реализации программы подготовки детей к школе используются различные педагогические технологии:

- игровые, т.к.ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая;

информационно-коммуникационные – обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, предоставляют новые возможности добычи информации;

технологии деятельностного метода, развития критического и творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта ребёнка.

Ориентация на самостоятельную деятельность ребёнка органично сочетается с групповыми методами работы.

Формы оценки и контроля усвоения учебной программы: психолого-педагогическая диагностика учащихся на начальном и завершающем этапе, промежуточная диагностика.

Пространство занятий готовит малыша к общению в школьном коллективе, учит доказывать свою точку зрения, с одной стороны, а с другой - быть терпеливыми и мудрыми с окружающими людьми. Дети учатся усидчивости и дисциплине, необходимой в школе, постепенно привыкая к тому, что в классе необходимо слушать учителя и трудиться. Занятия проходят в комфортной атмосфере, в которой педагог находит индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогает развить ему творческий потенциал.

2.4. Планируемые результаты освоения Программы 

В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. 

Личностные УУД:

мотивационные и коммуникативные;

формирование Я – концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе;

положительное отношение к школьному обучению.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. 

Регулятивные УУД:

осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. 

Коммуникативные УУД:

овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы. 

1. По первому разделу:

- ребенок должен хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»; знать порядок букв (алфавит);

- различать гласные и согласные звуки;

- правильно ставить ударение в знакомых словах;

- свободно и осознанно читать простые слова

- правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры;

- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;

- проявлять интерес к родному языку.

  1. По второму разделу:

- ребенок должен различать и называть цифры и другие математические знаки (сложения- вычитания, знаки больше-меньше, равно);

- уметь составлять и решать арифметические задачи;

- уметь решать логические задачи, обосновывать доказательство;

- ориентироваться в тетради

 

Организация учебно-воспитательного процесса:

Основная форма организации работы - игровая, так как именно в игре развиваются творческие способности личности.

При реализации данной образовательной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти);

 Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.

                                                                                                                                 Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Подготовка детей к школе» – открытое занятие для родителей.

 Ребенок получит возможность научиться:

устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);                                                        различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами; 
устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении; 
присчитывать и отсчитывать по одному, по два; 
использовать основные правила построения линейного орнамента; 

Раздел 3. Организационный раздел

3.1.  Материально-техническое обеспечение

Оборудование и наглядный материал

С учетом возрастных особенностей детей на занятиях используется богатая красочная наглядность, счетный материал, при проведении подвижных игр и физкультминуток - музыкальное сопровождение:

магнитофон

компьютер

проектор

фланелеграф

маркерная доска

цветные маркеры

музыкальные записи, сказки

иллюстрации сказок, сказочные персонажи

игрушки

предметные картинки

схемы звуков, слов, предложений

геометрические фигуры

индивидуальные разрезные наборы букв и цифр

картинки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий - согласный, зеленый- согласный мягкий)

сюжетные картинки для составления рассказов

тетради в клетку

мнемотаблицы

простые, цветные карандаши

рабочие листы- прописи букв, цифр

дидактический материал (подвижная азбука: наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами)                                                                                                            

3.2. Учебный план занятий «Подготовка детей к школе» 

Содержание работы по программе «Подготовка детей к школе» ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей  наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. Но ведущими областями являются образовательная область «Познавательное развитие», а именно формирование элементарных математических представлений и образовательная область «Речевое развитие».

Учебный план                                                                                                                  «Подготовка детей к школе»

Количество часов в неделю

Количество часов в месяц

Количество часов в год

Основы грамоты и подготовка руки к письму

1 час

4 часа

32 часа

Введение в математику

1 час

4 часа

32 часа

Итого учебных часов

2 часа

8 часов

64 часа

3.3. Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование по дополнительной образовательной программе «Подготовка детей к школе» (первый год обучения)

Основы грамоты и подготовка руки к письму

Цель  – работа над звуковой культурой речи, работа по формированию

связной речи детей, всестороннее развитие личности ребенка, его

ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта,

личностных качеств.

Основными задачами данного курса являются:

1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу

обучения;

2.  Развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического

мышления, умение делать выводы, обосновывать свои суждения;

3.  Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи

окружающих;

4.  Обогащение активного, пассивного словаря;

5.  Развитие грамматического строя речи и развитие умения

конструировать связное высказывание;

6.  Развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи;

7.  Расширение представлений об окружающем мире, явлений

действительности с опорой на жизненный опыт ребенка;

8.  Обучение звуко–слоговому анализу слов;

9.  Формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза,

сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;

10.  Развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом,

словом, предложением;

11.  Развитие мелкой моторики ребенка.

5-6 лет

Развитие связной диалоговой и монологической речи:                                                               - развернутые ответы на вопросы взрослого;                                                                                - обсуждение тем, беседы детей со взрослыми или друг с другом

- рассказывание по сюжетной картине, по опорным картинкам или схемам

- пересказ сказок, историй, составление с помощью взрослого рассказов по серии картинок

-участие в коллективном рассказе и пересказе

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и аналитико-синтетических способностей:

- развитие представлений об органах артикуляции, их участие в произнесении звука

- определение акустических характеристик звука (гласный [согласный], согласный звонкий [глухой], твердый [мягкий]);

- классификация звуков по артикуляционным и акустическим признакам;

- выделение звука в различных частях слова (в начале, середине, конце), определение положения звука в слове, выделение повторяющихся в слове звуков;

- анализ звукового состава слогов и слов

-развитие умения составлять слоги и слова с помощью условных звуковых обозначений;

-слоговой анализ слов

-знакомство с буквами

-различение понятий звук и буква

Обогащение и уточнение словаря:

- обогащение словарного запаса детей

- создание условий для употребления новых слов в собственной речи детей

- деление слов на тематические группы

Совершенствование грамматического строя речи:

- совершенствование умений образования новых слов

- составление словосочетаний и предложений по опорным словам и картинкам

- расширение представления о предлогах

Развитие мелкой моторики рук

- развитие тонких дифференцированных движений и выносливости пальцев рук в ходе выполнения штриховки, рисования по контуру, проведение прямых и извилистых линий, обведение и печатания букв в прописи

Планируемые результаты освоения детьми 5-6 лет данного курса обучения

- чистое звукопроизношение;

- достаточно развитая мелкая моторика пальцев рук

- речь в отдельных случаях обогащена выразительными средствами

- ребенок употребляет одно, двух, трехсложные слова

- умеет воспроизводить и изменять фонетический, слоговой, морфологический рисунок слова

- использует в речи сложные предложения

- активно и свободно общается со взрослыми и сверстниками

- составляет подробные рассказы с опорой на схему, придает рассказу индивидуальную окраску

- использует в речи простые и сложные предлоги

- имеет представление о гласных и согласных звуках, твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуках

- умеет производить простой звуковой и слоговой анализ слов, различать слова по звуковому и слоговому составу

Примерное тематическое планирование блока «Основы обучения грамоте и подготовка руки к письму»

занятия

Тема занятия

Направление работы

Развивающий аспект

1.

Звуки и буквы. Слова. Звуки.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

2.

Гласные звуки. Звук [А]

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.

3.

Звук [О]. «Осень». Описательный рассказ по схеме

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме

4.

Звук [Э]

Заучивание чистоговорки

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме

5.

Звук [И]. «Времена года». Рассказ по серии картинок

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме

6.

Звук [Ы]

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме

7.

Звук [У]. рассказ по картине «Стройка»

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме

8.

Твердые и мягкие согласные. Звук [М], звук  [М’]

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме

9.

Звук [Н], звук  [Н’]. Пересказ сказки

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме

10.

Звук [П], звук  [П’]. рассказ об игрушке по схеме

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме

11.

Звук [Т], звук  [Т’]. Составление предложений по картинкам

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме

12.

Звук [К], звук  [К’]. «Фокусник». Рассказ по серии картинок

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме

13.

Звук [Х], звук  [Х’]. Простые предлоги

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме

14.

Звук [Ф], звук  [Ф’]. Составление предложений по схеме, опорным картинкам

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме

15.

Звук [Й’]

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности

16.

Дружные звуки. Звук [Й’О]

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности

17.

Звук [Й’У]. «Зима». Рассказ по схеме

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме

18.

Звук [Й’А].

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности

19.

Звук [Й’Э]. Пересказ сказки

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.

20.

Звук [Л], звук  [Л’]. Рассказ о себе по схеме

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.

21.

Звук [В], звук  [В’]. Простые предлоги

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.

22.

Звук [Ч’], звук  [Щ’]. Описательный рассказ по схемам

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.

23.

Звук [Б], звук  [Б’]. Рассказ по сюжетной картинке с опорой на схему

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.

24.

Звук [Д], звук  [Д’]. Рассказ по опорным картинкам

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.

25.

Звук [С], звук  [С’]. Рассказ по серии картинок

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.

26.

Звук [Ц]. Пересказ сказки

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.

27.

Звук [Г], звук  [Г’]. Описательный рассказ по схемам

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.

28.

Звук [З], звук  [З’]. Свистящие согласные

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.

29.

Звук [Ж], звук  [Ш]. Шипящие согласные

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.

30.

Звук [Р], звук  [Р’]. Рассказ по сюжетным картинкам

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.

31.

Досуг «Летний сон Дюймовочки

31.

Итоговое занятие «Страна Азбука»

Развитие связной и диалоговой речи. Повторение изученных звуков

6-7 лет

Развитие связной диалоговой и монологической речи:                                                               - развернутые ответы на вопросы взрослого;                                                                                - обсуждение тем, беседы детей со взрослыми или друг с другом

- развитие опыта индивидуализации рассказа

- пересказ сказок, историй, составление с помощью взрослого рассказов по серии картинок

-участие в коллективном рассказе и пересказе

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и аналитико-синтетических способностей:

- совершенствование умений определять артикуляторные и акустические характеристики звука

- развитие умений называть пары и группы звуков

- совершенствование умений выделять звук в различных частях слов, определять положение звука в слове, выделять повторяющиеся звуки в слове

- развитие умений анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, восполнения, моделирования и конструирования на основе звукового состава слова

- развитие умения составлять слоги и слова с помощью условных звуковых обозначений

- развитие умений анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, восполнения, моделирования и конструирования на основе слогового состава слова

-знакомство с буквами

-закрепление умений различать понятия звук и буква

Обогащение и уточнение словаря:

- обогащение словарного запаса детей

- создание условий для употребления новых слов в собственной речи детей

- совершенствование умения относить слова к тематическим группам, выбирать слова одной тематики по признаку наличия в них определенного звука

Совершенствование грамматического строя речи:

- совершенствование умений образования новых слов

- составление словосочетаний и предложений по опорным словам и картинкам

- различие простых  предлогов между собой, простых и сложных предлогов, составление предложений с заданными предлогами, их употребление в рассказах и самостоятельной речи

Развитие мелкой моторики рук

- развитие тонких дифференцированных движений и выносливости пальцев рук в

ходе выполнения штриховки, рисования по контуру, проведение прямых и извилистых линий, обведение и печатания букв в прописи

Планируемые результаты освоения детьми 6-7 лет данного курса обучения

- чистое произношение всех звуков родного языка;

- хорошо развита мелкая моторика пальцев рук

- речь обогащена выразительными средствами

- ребенок употребляет одно, двух, трех и четырехсложные слова

- умеет воспроизводить и изменять фонетический, слоговой, морфологический рисунок слова

- использует в речи сложные предложения

- активно и свободно общается со взрослыми и сверстниками

- составляет подробные рассказы с опорой на схему и без опоры на наглядность        - использует в речи простые и сложные предлоги

- свободно и выразительно излагает свои мысли, чувства, впечатления; пересказывает сказки и рассказы

- имеет представление обо всех звуках русского языка, их классификации

- знает все буквы алфавита, умеет производить сложный звуковой и слоговой анализ слов

Примерное тематическое планирование блока «Основы обучения грамоте и подготовка руки к письму»

занятия

Тема занятия

Направление работы

Развивающий аспект

1.

Звуки и буквы. Слова. Звуки.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

2.

Звук [У]. Буква У

Подбор слов к готовым схемам

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.

3.

Звук [А]. Буква А

Пересказ

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме

4.

Звук [И]. Буква И

Произнесение скороговорок

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме

5.

Звуки [П], [П’]. Буква П

Различие гласных и согласных звуков. Звонких и глухих согласных

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме

6.

Звуки [Т], [Т’]. Буква Т

Подбор слов на заданные звуки

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме

7.

Звуки [К], [К’]. Буква К

Рассказ по серии картинок

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме

8.

Звуки [М], [М’]. Буква М

Работа над предложением

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме

9.

Звук [О]. Буква О

Пересказ сказки

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме

10.

Звук [Ы]. Буква Ы

Заучивание стихотворения

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме

11.

Звуки [С], [С’]. Буква С. Составление предложений по картинкам

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме

12.

Звук [Н], звук  [Н’]. Буква Н Рассказ по серии картинок

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме

13.

Звук [Э]. Буква Э

Работа над предложениями

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме

14.

Звуки [Х], [Х’]. Буква Х Составление предложений по схеме, опорным картинкам

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме

15.

Звук [Й’]. Буква Й

Словарная работа

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности

16.

Дружные звуки. Звук [Й’А]

Буква Я.

Чтение буквы Я в прямых и обратных слогах

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности

17.

Звуки [З], [З’]. Буква З

Знакомство с ударением

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме

18.

Звуки [Б], [Б’]. Буква Б

Чтение предложений. Работа над интонацией

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.

Развитие мелкой моторики руки, мышц кисти руки, аккуратности и прилежности

19.

Звуки [В], [В’]. Буква В

Конструирование слов

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.

20.

Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф Заучивание стихов.

Работа над интонацией

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.

21.

Звуки [Д], [Д’]. Буква Д Сложные предлоги

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.

22.

Звуки [Г], [Г’]. Буква Г Чтение слов в разных направлениях

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.

23.

Звуки [Л], [Л’]. Буква Л Изменение слов путем добавления букв

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.

24.

Звук [Й’Э]. Буква Е

Рассказ по опорным картинкам

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.

25.

Звук [Ж], звук  [Ш]. Буквы Ж, Ш

Разучиваем правило

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.

26.

Звук [Й’О]. Буква Е

Работа над предложениями

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.

27.

Звуки [Р], [Р’]. Буква Р Описательный рассказ по схемам

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.

28.

Звук [Ч’], звук  [Щ’]. Буквы Ч, Щ.

Восполнение слов. Разучиваем правило

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.

29.

Звук [Й’У]. Буква Ю

Работа над предложениями

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.

30.

Звук [Ц]. Буква Ц.  

Рассказ по сюжетным картинкам

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме.

31.

Буквы Ь, Ъ

Кроссворд

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии.

Развитие навыка правильной посадки, положения при письме

32.

Итоговое занятие «Страна Азбука»

Развитие связной и диалоговой речи. Повторение изученных звуков

Введение в математику

Цель: создание благоприятных условий для интеллектуального развития ребёнка.

Задачи:                                                                                                                                      - подготовить детей к овладению простейшими умственными операциями;                     - устанавливать сходства и различия в предметах и в математических объектах;  - выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством;                                                                                                                                - давать точный ответ на поставленный вопрос;                                                                                             - подготовить к восприятию наиболее важных в начальном обучении понятий ( число, отношение, величина и др.).                                                                                              - научить детей в период подготовки к школе счету, чтобы подвести их к понятию числа.                                                                                                                                             - целенаправленно и систематически развивать познавательные способности через развитие познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания.

В содержании объединены 3 линии:

- арифметическая;

- геометрическая;

- содержательно-логическая.

                                                                                                                                             Основные методы: практические, дидактическая игра, моделирование.

5-6 лет

Содержательный раздел

Общие понятия: свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др.  Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

1. Введение.                                                                                                                          Знакомство с понятиями «один» - «много», их иллюстрация с помощью предметов окружающей обстановки.

2. Сравнение предметов и совокупностей (групп предметов).                                          Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства.

Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.

Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.

Сравнение групп предметов, содержащих до 5 предметов, по количеству на основе составления пар ( равно - не равно, больше – меньше предметов).

Формирование представлений о сохранении количества.

3. Числа 0-10

Образование чисел в пределах 10 на предметной основе.

Количественный и порядковый счёт от 0 до 10. сравнение предыдущего и последующего чисел.

Знакомство с наглядным изображением чисел 0-10, формирование умения соотносить цифру с количеством.

Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на..) на наглядной основе.

4. Величины.

Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине. Отношения: длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже.

5. Пространственно временные представления.

Формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.

Формирование временных представлений: утро-вечер, день-ночь. Установление последовательности событий. Части суток.

6. Геометрические фигуры.

Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал. Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы

Планируемые результаты освоения детьми 5-6 лет данного курса обучения

- название однозначных чисел;

- считать до 10 и обратно;

- сравнить количество предметов;

- определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;

- знать название основных геометрических фигур:

- различать геометрические фигуры и находить их прообразы в окружающей действительности;

- проводить простейшие логические рассуждения:

 сравнить объекты;

 проводить классификацию предметов по заданным признакам;

 выявлять несложные закономерности и исследовать их для выполнения задания

№ занятия

Тема занятия

Направление работы

Познавательно-развивающий аспект

Свойства предметов

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Число и цифра один. Линия

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Число и цифра один. Полный, пустой

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Число и цифра два.

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Число и цифра два. Один, много.

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Сравнение. Знаки больше, меньше, равно.

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, расширение словарного запаса, рефлексии

Число и цифра три. Гладкий, пушистый

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Сложение

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, расширение словарного запаса, рефлексии

Число и цифра три. Круг

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Число и цифра четыре.

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Число и цифра четыре. Верх, низ.

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Число и цифра пять. Треугольник

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Вычитание

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, расширение словарного запаса, рефлексии

Число и цифра пять. Справа, слева

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Число и цифра шесть. Прямоугольник

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Точка. Линия. Прямая и кривая линия

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, расширение словарного запаса, рефлексии

Число и цифра шесть. Неделя. На-, под-.

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, расширение словарного запаса, рефлексии

Число и цифра семь. Квадрат

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, расширение словарного запаса, рефлексии

Отрезок. Луч

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, расширение словарного запаса, рефлексии

Число и цифра семь. Год. Утро, вечер

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Число и цифра восемь. Легкий, тяжелый

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Замкнутые и незамкнутые линии

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, расширение словарного запаса, рефлексии

Число и цифра восемь. Быстрый, медленный.

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Число и цифра девять

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Ломаная линия. многоугольник

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, расширение словарного запаса, рефлексии

Число и цифра девять. Угол

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Число и цифра десять. Длинный, короткий.

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Число и цифра десять. Раньше, позже. Впереди, сзади

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Число и цифра ноль.

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Повторение

Повторение изученного материала

Повторение

Повторение изученного материала

Досуг «В мире математики»

Развлечение

6-7 лет

1. Введение.

Выявление математических представлений детей. Работа с программным материалом 1-го года обучения.

2. Сравнение предметов и совокупностей (групп предметов).

Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер, материал, назначение и др. Выделение признаков различия и сходства.

Объединение предметов в группу по общему признаку.

Выделение части группы предметов или фигур. Нахождение «лишних» элементов. Деление группы на части.

Сравнение групп предметов, содержащих до 10 предметов, по количеству на основе составления пар ( равно - не равно, больше – меньше предметов).

Формирование представлений о сохранении количества.

Поиск и составление закономерностей (ритмических рисунков).

3. Числа 0-20.

Образование последующего числа из предыдущего путём прибавления единицы.

Количественный и порядковый счёт от 0 до 20. Сравнение предыдущего и последующего чисел.

Знакомство с наглядным изображением чисел 0-20, формирование умения соотносить цифру с количеством.

Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого.  Взаимосвязь между целым и частью.

Равенство и неравенство чисел в пределах 20.

4. Величины.

Формирование представлений о величине предметов: длина, масса, объём жидких и сыпучих веществ (вместимость).

Непосредственное сравнение предметов по длине, ширине, высоте, объёму (вместимости).

Практическое измерение величин с помощью условных мерок. Наблюдение зависимости результата измерения от величины мерки.

Формирование представлений о возрастающем и убывающем ряде величин.

5. Пространственно временные представления.

Формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.

Ориентировка в пространстве (вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево).

Временные отношения: раньше-позже, вчера-сегодня-завтра.

Формирование временных представлений: утро-вечер, день-ночь. Установление последовательности событий. Части суток.

6. Геометрические фигуры.

Знакомство с геометрическими фигурами: цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, шар, куб, ромб, трапеция. Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.

Планируемые результаты освоения детьми 6-7 лет данного курса обучения

- название чисел второго десятка и записывать их;

- понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;

- использовать и писать математические знаки;

- сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;

- дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;

- преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания разрезания;

- раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;

-измерять линейкой отрезки, записывать результаты, изображать отрезки заданной величины;

- ориентироваться на листе бумаги в клетку;

- определять положение предмета по отношению к другому;

- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

- понимать задание и выполнять его самостоятельно;

- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.  

№ занятия

Тема занятия

Направление работы

Познавательно-развивающий аспект

Мы умеем считать до десяти

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Число и цифра одиннадцать

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Число и цифра одиннадцать. Шар

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Число и цифра двенадцать

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Число и цифра двенадцать. Куб

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Длиннее, короче. Измерение длины

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, расширение словарного запаса, рефлексии

Число и цифра тринадцать

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Пространственно временные представления

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, расширение словарного запаса, рефлексии

Число и цифра тринадцать. Конус

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Число и цифра четырнадцать.

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Число и цифра четырнадцать. Параллелепипед

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Число и цифра пятнадцать

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Тяжелее, легче. Сравнение по массе

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, расширение словарного запаса, рефлексии

Число и цифра пятнадцать. Пирамида

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Число и цифра шестнадцать

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Объем. Сравнение по объему

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, расширение словарного запаса, рефлексии

Число и цифра шестнадцать. Трапеция

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, расширение словарного запаса, рефлексии

Число и цифра семнадцать

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, расширение словарного запаса, рефлексии

Площадь. Измерение площади

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, расширение словарного запаса, рефлексии

Число и цифра семнадцать. Ромб

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Число и цифра восемнадцать

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Символы

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, расширение словарного запаса, рефлексии

Число и цифра восемнадцать. Цилиндр

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Число и цифра девятнадцать

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Календарь

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориентации в пространстве, расширение словарного запаса, рефлексии

Число и цифра девятнадцать. Треугольник

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Число и цифра двадцать

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Число и цифра двадцать. Овал

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Число и цифра ноль.

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, логического мышления, ориентации в пространстве, развитие мелкой моторики, рефлексии

Повторение

Повторение изученного материала

Повторение

Повторение изученного материала

Досуг «В мире математики»

Развлечение

Раздел 4. Дополнительный раздел

Краткая презентация программы

П. 2.13. ФГОС ДО – дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

Краткая презентация Образовательной программы дополнительного образования

Программа направлена на разностороннее развитие детей с 5  до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми старшего дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям старшего дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Основной структурной единицей дополнительного образования является группа детей старшего дошкольного возраста.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Разделы программы:

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, в которой отражены:

- цели и задачи реализации Программы;

- принципы и подходы к формированию Программы;

- планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры)

Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.

Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, а также учебный план занятий и календарно-тематическое планирование.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, и охватывает следующие образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования детей:
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др).

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания культуры, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, (физминутки); формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

При разработке программы были использованы:

Готовность детей к школе. Под редакцией В.В Слободчикова. Томск, 1994

Методические рекомендации к образовательной программе речевого развития детей дошкольного возраста. Под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой Москва, 2016

Методическое пособие по развитию математических представлений детей 5-6 и 6-7 лет. Под ред. Л.Г. Петерсона, Н.П. Холиной. Москва, 2008Парамонова Л.Г. Подготовка к школе. Речь. Письмо. Математика.// С.¬ Петербург.: 2006г.                       Конышева Н.М. К проблеме преемственности дошкольного и начального образования// Начальная школа. 2008г.

Формирование математических представлений: Занятия для дошкольников в учреждениях дошкольного образования. – М.: ВАКО, 2005г.

Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать.- СПб.: Акцидент, 1998

Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста .-Волгоград: Учитель,2006

Основными формами взаимодействия педагога с семьями детей являются:                               - Знакомство: анкетирование, вводное родительское собрание                                                      

- Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, размещение информации на сайте ДОУ.

- Образование родителей: беседы-консультации, проведение мастер-классов, тренингов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития ДОШКОЛЬНИКОВ '' М.: ACT,

2002г.

2. Образовательный проект. Математика 5-6 лет. Рабочая тетрадь.//М.: 2016г.

3. Образовательный проект. Математика 6-7 лет. Рабочая тетрадь.//М.: 2016г.

4. Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз-ступенька, два-ступенька» 5-6 лет. Рабочая тетрадь . Москва, 2008

5. Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз-ступенька, два-ступенька» 6-7 лет. Рабочая тетрадь . Москва, 2008

6. Образовательный проект. Букварик 5-6 лет. Рабочая тетрадь.//М.: 2016г.

7. Образовательный проект. Букварик 6-7 лет. Рабочая тетрадь.//М.: 2016г.

8. Гомзяк О.С. говорим правильно в 5-6 лет. Альбом 1.//М.:2016г.

9. Гомзяк О.С. говорим правильно в 5-6 лет. Альбом 2.//М.:2016г.

10. Гомзяк О.С. говорим правильно в 5-6 лет. Альбом 3.//М.:2016г.

11. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». Рабочая тетрадь ч.3,4 Москва, 2016  

12. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке». Рабочая тетрадь ч.5 Москва, 2016                                                                                                                                                                                                                                                          13. Методические рекомендации к образовательной программе речевого развития детей дошкольного возраста. Под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой Москва, 2016                                                                                                                                 14. Методическое пособие по развитию математических представлений детей 5-6 и 6-7 лет. Под ред. Л.Г. Петерсона, Н.П. Холиной. Москва, 2008Парамонова Л.Г.

15. Землянухина Т.М. Подготовительная и коммуникативная активность ребенка при подготовке его к школе.// Начальная школа, 2006г.                                            

16. Конышева Н.М. К проблеме преемственности дошкольного и начального образования// Начальная школа. 2008г.

17. Парамонова Л.Г. Подготовка к школе. Речь. Письмо. Математика.//

С.¬ Петербург.: 2006г.

18. Синицына Е. И Умные пальчики. М.: Лист. 2009г.

19. Степанова М.И. Здравствуй, школа! М.: АСТ-2007г.

20. Ресурсы сети Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Логика для малышей»

В течение последних 5 лет в своем ДОУ веду кружок "Логика для малышей". Современные требования ФГОС ДО обязывают всю образовательную  деятельность выстраивать в соответствии с современн...

Дополнительная общеразвивающая программа физической направленности для детей 4-6 лет «Школа мяча» Срок реализации: 2 года. (базовый уровень)

Для развития организма ребенка – дошкольника и его разнообразной двигательной деятельности большую ценность представляют основные движения. Важное место в системе физического воспитания детей до...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Развивайка» для детей 5-6 лет с ТНР

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА-ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ) «Жила была посуда….»

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения (посуда); прилагательными, характеризующимисвойства и качества предметов. Развитие всех компонентов устной речи дет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности для детей подготовительной группы «Занимательная математика»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программапознавательной направленности«Занимательная математика»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАЛЕНЬКИЕ ЛОГИКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Логика – очень важный навык для человека, поэтому с дошкольного возраста  важно развивать в детях логическое мышление. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютер...

Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Подготовка к школе»

Дополнительная общеразвивающая программапознавательной направленности«Подготовка к школе»...