Мастер-класс "Эффективные формы работы с детьми, направленные на индивидуализацию образовательной деятельности"
материал

Щербина Татьяна Викторовна

«Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок может учиться участию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_po_individualizatsii.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Комсомольский детский сад "Ромашка"

Мастер-класс

"Эффективные  формы работы с детьми, направленные на индивидуализацию образовательной деятельности"

Воспитатель:

Щербина Т.В.

2023 год

Здравствуйте уважаемые коллеги .

Сегодня я хочу познакомить вас с технологией " Детский совет". Уважаемые коллеги, кто из вас знаком с этой технологией?

Что собой представляет «детский совет»? Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе. Именно детям принадлежит роль инициаторов и активных участников образовательного процесса. Технология «Детский совет» дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть им активными в выборе содержания своего образования, что позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО. 

«Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы. Чтобы начался процесс учения, дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышат, видят. Одним из путей достижения интереса является право на самостоятельный выбор. Организация образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования, учит детей пробовать, делать что-то новое, рисковать, ошибаться и находить ответы.

 Детский совет не имеет определенную структуру.  Я выделила  некоторые смысловые части: приветствие, коммуникативные игры, обмен новостями, размышления. В совместном диалоге мы обсуждаем мысли идеи и планы, составляем план деятельности, определяем, кто, чем будем заниматься, в соответствии с выбором дети распределяются по центрам активности.

Такая форма взаимодействия предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений, организацию образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования.

Итак," Детский совет" подразумевает общее собрание группы детей вместе с педагогом. Каждый получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, описать свои переживания, поделиться желаниями, получить новую информацию от других. По инициативе детей и взрослых планируются предстоящие занятия, устанавливаются групповые правила, проводятся разного рода игры и упражнения.

Приглашаю для участия в мастер-классе коллег и предлагаю объединиться в две группы.

Для того чтобы осознать, что такое детский совет, необходимо определить для себя понимание данной формы взаимодействия.

Вашему вниманию предлагаю следующие упражнения:

«ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Первой группе участников:

•Детский совет – это…. (ваши варианты ответов).

Второй группе участников:

•Детский совет не…

Время на выполнение задания 3 минуты.

А вас уважаемая аудитория я попрошу ответить на следующий вопрос:

«СОВРЕМЕННЫЙ РЕБЕНОК-ДОШКОЛЬНИК, КАКОЙ ОН? КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ОН ОБЛАДАЕТ?»

•любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

•способный к организации собственной деятельности;

•доброжелательный, умеющий слушать и слышать своего партнера, уважающий свое и чужое мнение;

•готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Таким образом, у нас получился портрет современного ребенка дошкольника.

А теперь вернемся к нашим группам и послушаем, что у них получилось.

Детский совет – это….

-выбор;

-участие;

-соучастие;

-новости;

-инициатива;

-сотрудничество;

-обсуждение;

-взаимодействие;

-жизнетворчество;

-общение;

-содействие;

-планирование;

-активность;

-коммуникация;

-объединение.

Детский совет не…

-занятие;

-образовательная деятельность;

-имеет регламента;

-имеет единых правил;

-обязательное участие;

-принуждение;

-имеет структуры;

-учебно-тренировочные действия;

-единичная акция.

При всей внешней простоте проведения детского совета хочу сказать, что проблемные ситуации, возникают нередко и не всегда быстро и виртуозно их можно разрешить.

Я предлагаю коллегам этим сейчас заняться.

«ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ….» Работаем по группам.

Задание для первой группы:

1. Если ребенок при совместном планировании ничего не выбирает. Как быть?

Задание для второй группы:

2. Если ребенок выбирает один и тот же центр. Как быть?

1. Если ребенок при совместном планировании ничего не выбирает. Как быть?

•После того, как большинство детей сделают свой выбор, повторите еще раз оставшимся, какие материалы есть в центрах активности, при необходимости назовите возможные действия, выждите минуту и вновь задайте вопрос о принятом ими решении.

•Пригласите затрудняющегося в выборе ребенка присоединиться к вашей работе.

•Предложите ему (если психологически ребенок готов к сотрудничеству с вами) игру в разведчиков (инопланетян, журналистов, в ходе которой он должен будет обойти все центры активности и рассказать вам о том, что интересного делают дети. Здесь важно не поддаваться на отрицательные высказывания (ничего не делают, балуются). Подержите ребенка в этой роли несколько дней: «А для тебя есть особое задание – ты будешь снова как разведчик», и, возможно, скоро вы заметите его стремление сделать свой выбор самостоятельно.

2. Если ребенок выбирает один и тот же центр. Как быть?

•Если ребенок увлечен, не стоит его тревожить.

•Если необходимо сменить малоподвижное состояние – предложить подвигаться, выполнить ответственное поручение.

•Если нет динамики в действиях ребенка – предложить разнообразить привлекательными для ребенка дополнениями.

«Закрыть» центр на некоторое время, мотивируя запрет.

Я предлагаю ответить вам на вопрос:

ВИДИТЕ ЛИ ВЫ УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕТСКОМ СОВЕТЕ? ЕСЛИ ДА, ТО КАКОВА ИХ РОЛЬ? Для обеих групп.

После ответов участников резюмирую.

Родитель - активный, добровольный, равноправный участник.

Взаимодействие с родителями в детском совете :

•Приглашаем в удобное для родителей время.

•Интересуемся, нужна ли наша помощь.

•Создаем памятки для родителей о том, что и как можно делать в центрах активности.

•Подбадриваем родителей, но не задаем лишних вопросов и не мешаем.

•Открыто и искренне благодарим, привлекаем к обсуждению жизни детей в группе.

Я хочу поблагодарить коллег за работу в мастер-классе.

Использовать или не использовать такую форму взаимодействия с детьми, решать только вам, дорогие коллеги! Но мне бы хотелось, чтобы Детский совет имел место быть. Потому, что…

•Знание своих прав и обязанностей, умение свободно выражать свое мнение – один из показателей социально развитой личности.

•Участие каждого ребенка в принятии решений, затрагивающих его интересы, приобретает особую важность для достижения социальной справедливости и социальной включенности, для равенства возможностей.

•Право ребенка быть услышанным и серьезно воспринятым составляет одну из основных жизненных ценностей.

Мне хотелось бы обратить внимание на последнюю фразу:" Право ребенка быть услышанным и серьезно воспринятым составляет одну из основных жизненных ценностей".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер – класса «Использование в работе с детьми нетрадиционного способа изображения - фотокопия» на тему: «Морозные узоры»

Нетрадуционные способы рисования очень нравятся детям. В конспекте используется один из нетрадиционных способов - фотокопия - рисование свечой....

Мастер-класс "Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук"

показать методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук. сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей....

Использование современных технологий в воспитательнообразовательном процессе ДОО, направленных на индивидуализацию образовательной деятельности

Современные требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, подразумевают, что педагог должен смело владеть необходимыми образовательными техноло...

Мастер - класс на тему: "Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста"

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали еще педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребенка, был известный немецкий педагог 19 век...

Мастер-класс для воспитателей «Использование Су-Джок терапии в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми»

Мастер-класс для воспитателей «Использование Су-Джок терапии в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми»...

Мастер-класс для педагогов "Использование развивающего пособия "Кубики-помощники" в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Современные дети — это уникальные создания, требующие особого подхода. Каким должен быть современный ребенок? Уверенным в себе, коммуникабельным, самостоятельным, настойчивым, обладать способнос...