Статья "Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии дошкольника"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Морозович Алена Александровна

Детская литература считается важнейшим ресурсом развития личности ребенка, обладающим значительным воспитательным и развивающим потенциалом. Она играет важнейшую роль в формировании ребенка в годы становления, знакомя его со сложным миром эмоций, отношений и человеческих переживаний. Кроме того, детская литература служит мостом, соединяющим малышей с их культурными корнями и языковым наследием, и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии дошкольника

В отечественной науке детское чтение рассматривается как важнейший источник и средство развития личности растущего человека.

Детская художественная литература несет в себе большой воспитательный и развивающий потенциал. Именно становление ребенка как личности считается наиболее важной задачей воспитания в дошкольном возрасте. Очень большая роль в этом принадлежит детской художественной литературе. Поэтому знакомство ребенка с детской книгой социально значимо и играет большую роль в формировании личности ребенка. В этом реализуется основная функция детской художественной литературы – воспитательная.

Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Л.М. Гурович в своем пособии «Ребёнок и книга» пишет: «Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Книга раскрывает человеческие, духовные ценности».

Художественная литература создает словесные картины человеческой жизни, вводит ребенка во взрослый мир, наполненный многогранными чувствами, отношениями, мыслями и поступками; помогает понять самого человека и его сущность, разобраться в непростых жизненных ситуациях. Поступки, чувства, мысли людей, их отношения, события, которые с ними происходят, предметы, которые их окружают – все это воспринято писателем, пережито им и отображено в слове. Слушая художественное произведение, ребенок живет жизнью героев, сочувствует добру, осуждает зло, у него вырабатывается определенное отношение к явлениям окружающей жизни, к поступкам людей. Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе.

Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений становятся сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, дети приобретают их духовный и нравственный опыт. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, справедливость.

Лучшие литературные произведения, созданные для детей, без излишнего дидактизма формируют у ребенка нравственное отношение к действительности, несут целую программу позитивных форм поведения, в которых это отношение проявляется и выражается. Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа.

Так, произведения русского фольклора, начиная с колыбельных песенок, потешек и заканчивая сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь: уроки физической и нравственной чистоплотности (потешка «Водичка, водичка...», сказки «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк» и др.), трудолюбия, доброты («Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др.), дружбы, теплоты в отношениях, взаимопомощи («Репка», «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса» и др.). Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки. Фольклор формирует у ребенка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувство родного языка.

Носителем духовной культуры народа является также классическая литература. Чтение ребенку произведений А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, С. А, Есенина, М. М. Пришвина и других русских писателей — обязательное условие для его духовного становления.

Адресуясь к детям, писатели дают им систему нравственных ориентиров в сложном, многообразном мире (Л. Толстой «Котенок», «Филипок»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»; К. Чуковский «Мойдодыр»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»; А. Барто «Игрушки» и др.). Книги А. Гайдара, С. Могилевской, Е. Благининой, С. Баруздина и еще многих и многих писателей, рассказывая детям о родной стране, о ее людях, воспитывают гражданские качества, закладывают основы патриотизма.

Конечно, ничто не сравнится с волшебным миром поэзии, которая обогащает душу ребёнка красотой и гармонией. Поэзия способствует пробуждению чувства прекрасного, радости и оптимизма. Природа – неиссякаемый и вечный источник красоты! В душе ребёнка, умеющего радоваться, наслаждаться красотой природы не остаётся места обидам, зависти, злобе. Певучие и лиричные стихотворения классиков русской литературы, воспевающие красоту природы - И. Бунина, Ф. Тютчева, А. Фета, А. С. Пушкина, учат детей любить природу, понимать её красоту и доброту, быть неравнодушным к природе; воспитывают наблюдательность, глубокую и искреннюю любовь к Родине.

Литературные пристрастия детей дошкольного возраста включают и сказки, народные и авторские. Воспитательное влияние сказки всегда признавалось педагогикой. Сказка оказывает огромное влияние на нравственное развитие дошкольника. Она несёт в себе народную мудрость. Сказка вырабатывает у детей отрицательное отношение к злу, нетерпимость к несправедливости, учит их быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми. Также следует отметить, что сказка вызывает у всех дошкольников любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, необычностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума.

Неотъемлемой частью внутреннего мира современного человека является юмор, помогающий строить отношения, жить в гармонии с самим собой и окружающими людьми. Веселая книга отвечает потребностям ребенка в радости, душевном оптимизме, уверенности в том, что мир вокруг него гармоничен. Она открывает детям смешное в жизни, воспитывает ценные качества — умения шутить и смеяться, с чувством юмора принимать жизнь со всеми ее хорошими и плохими сторонами. Неизменным расположением детей пользуются произведения К. И. Чуковского, Н. Н. Носова, В. Г. Сутеева, В. Ю. Драгунского, Э. Н. Успенского, Б.В. Заходера и других.

Впечатления, полученные детьми во время чтения художественных произведений, находят отражение в творческой, продуктивной деятельности детей – в рисунках, лепке, словотворчестве, играх-драматизациях.

Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей. Следует отметить, что овладение родным языком, развитие речи являются одними из самых важных приобретений ребенка в детстве и рассматриваются в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, С.А. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Л.М. Гурович и другие).

Речевое развитие детей дошкольного возраста подразумевает сформированность всех его компонентов: звукопроизношения, фонематического слуха (восприятие, анализ, синтез, дифференцировки), слоговой структуры слова, лексического и грамматического средств языка, связной диалогической и монологической речи. Таким образом, к концу дошкольного возраста базовым компонентом готовности к обучению в начальной школе, выступает речевая активность, как полноценный источник общения. Развитие устной речи в дошкольном детстве закладывает основы готовности ребенка к обучению в школе, является залогом успешного освоения грамоты и чтения, письменная речь формируется на основе устной.

Произведения художественной литературы дают прекрасные образцы русского литературного языка. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Л.М. Гурович пишет по этому поводу: «Книга совершенствует содержание речи ребенка, обогащает и шлифует ее форму».

Литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений. С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка. Наукой и практикой установлено, что, если определённый уровень овладения языком не достигнут в дошкольном возрасте, то этот путь, как правило, не может быть пройден на более поздних этапах.

Таким образом, художественная литература является могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию : «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»

Тема: «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»...

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка....

Статья "Роль художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка дошкольного возраста: аспекты ФГОС"

Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка и его речевого развития. Задачи и содержание работы родителей и воспитателей по ознакомлению детей с художественной литературой....

"Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка"

Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русск...

Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка дошкольного возраста

Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка дошкольного возраста.Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых...

Презентация "Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка"

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Средствами художе­ственного слова еще до школы, до усвоения грамматичес­ких правил маленький ребе...

.Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

.Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка...