Трудовое воспитание ребёнка в семье любящих родителей
консультация (младшая группа)

Шошина Наталья Юрьевна

Трудовое воспитание ребёнка в семье любящих родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tr.vosp_.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ ЛЮБЯЩИХ РОДИТЕЛЕ

Первоначальные предпосылки развития трудовой деятельности и трудового воспитания детей закладываются в раннем возрасте. В качестве предпосылок становления трудовой деятельности рассматриваются развитие произвольных движений, формирование связи между действием и результатом и развитие результативных действий, развитие орудийных действий, развитие продуктивной деятельности, стремление к самостоятельному решению доступных практических задач.

Развитие результативных действий начинается с формирования произвольных движений, рук ребенка к концу первого полугодия жизни. Постепенно они дифференцируются и приспосабливаются к форме, величине, местоположению предмета. Затем во втором полугодии отдельные движения объединяются в системы, и ребенок оказывается способным достигать объективного результата — захватывать погремушку и греметь ею, выбрасывать предметы из коляски и т. п. Это результативные повторные действия. Они характеризуются целесообразностью, так как ребенок повторяет их для достижения элементарного результата. К концу года при обучающем воздействии взрослого такие целесообразные результативные действия усложняются: дети вкладывают полые предметы один в другой, нанизывают колечки на стержень, складывают мелкие предметы в коробку и т. п.

Однако дети могут терять цель действия и направленность на результат, возвращаться к манипулированию с предметом. Это происходит в том случае, если ребенок не устанавливает связь между действием и результатом. Условиями установления такой связи является показ взрослым действия и результата, привлечение внимания ребенка к результату, близость его к действию во времени. Получение результата становится мотивом для повторения действия. На этой основе в начале второго года жизни формируются элементарные орудийные действия: ребенок начинает пользоваться чашкой, ложкой в соответствии с их назначением, а затем и другими орудиями (палочкой для доставания предметов, лопаткой для насыпания песка и т. п.).На втором и третьем году жизни ребенок овладевает отдельными результативными трудовыми действиями (расстегнуть пуговицы, снять носки и т. п.). Овладение этими действиями и простейшей элементарной продуктивной деятельностью приводит к дальнейшему развитию произвольных движений, формированию различных двигательных навыков, пробуждает у ребенка интерес к действиям взрослых, к простым трудовым процессам.


Таким образом, в раннем возрасте формируются весьма существенные предпосылки для дальнейшего развития трудовой деятельности. В соответствии с этим ставятся и задачи трудового воспитания:

1. Формировать у детей результативные, а затем продуктивные ручные и орудийные действия и на этой основе элементарные трудовые действия по самообслуживанию.

2. Воспитывать у детей интерес к трудовым действиям взрослых.
Решение задач трудового воспитания наиболее целенаправленно осуществляется со второго года жизни. Содержание трудового воспитания на втором году определяется возможностями детей, особенностями развития предпосылок трудовой деятельности. В первом полугодии это формирование результативных и орудийных действий и простых трудовых действий (трудовых умений) по самообслуживанию: есть ложкой, снимать колготки, расшнурованные ботинки, смывать мыльную пену с рук под струей воды и т.д.

Во втором полугодии дети продолжают учиться мыть руки, учатся самостоятельно есть, снимать расстегнутые и развязанные взрослым части одежды, не разбрасывать их.

На третьем году жизни содержание самообслуживания усложняется. Дети должны освоить процесс мытья рук, одевания и раздевания, учатся расстегивать и застегивать пуговицы спереди, шнуровать ботинки, надевать предметы одежды в определенном порядке, замечать неопрятность в костюме и устранять с помощью взрослых.
В это же время детей начинают привлекать к выполнению простейших трудовых действий с близким результатом: принести какие-нибудь предметы, поставить на стол тарелку с хлебом, собрать в коробку кубики с пола и т. п.

Элементарные трудовые действия представляют значительные трудности для малышей второго и третьего года жизни, и их становление требует тщательного педагогического руководства. Воспитатель формирует навыки самообслуживания, опираясь на большой интерес детей этого возраста к самостоятельным действиям с предметами, на большую подражательность действиям взрослого. Все попытки к самостоятельному достижению результата («Я сам!») воспитатель поддерживает и поощряет. Однако, чтобы ребенок смог достигнуть результат, малыша нужно научить видеть его, научить соответствующим действиям.

Это осуществляется взрослым как при самообслуживании, так и в процессе хозяйственно-бытового труда, где ребенок выступает только зрителем, например: вымыли руки — они стали чистые; вытерли полотенцем — стали сухие, чистые; выгладили куклам платья — они стали красивые, глаженые. Эмоциональная реакция взрослого на достижение результата формирует эмоционально-положительное отношение к нему и ребенка, пробуждает стремление к его достижению. Разъяснение взрослого еще раз позволяет связать процесс действия с результатом и целью: вымыли руки, они стали чистые — можно идти обедать.

Научение трудовым действиям осуществляется в процессе индивидуального общения с ребенком, в процессе ухода за ним. Научение включает неторопливый показ, объяснение, как выполнить сначала одно, а затем и ряд действий в последовательности, прямую помощь. В одних случаях взрослый может помочь ребенку правильно взять предмет, которым малыш должен действовать, вложить в руки ребенку ложку, полотенце, чтобы правильно ими пользоваться, или тарелку с хлебом, чтобы ее перенести. В других случаях взрослый действует руками ребенка, давая ему возможность проявить усилие, почувствовать выполняемое действие: снять колготки или ботинки с ноги и т. д.

По мере освоения трудовых действий воспитатель помогает только при выполнении наиболее трудных для ребенка, а затем просто подсказывает следующее действие, которое выполняет ребенок (сначала расправь полотенце на руках, затем вытри лицо и т. д.). Каждый успех ребенка необходимо отметить. Поощрение вызывает у ребенка радостное настроение, стремление к повторению действия, к достижению желаемого результата.

Для закрепления первоначальных трудовых, действий необходимы следующие условия:
а) показ, пояснение и упражнение в действиях;
б) постоянство требований к детям в детском саду и в семье (дети сами выполняют посильные действия по самообслуживанию);
в) постоянство требований к последовательности выполнения, качеству трудовых действий и результату;
г) спокойная деловая обстановка, учитывающая возможности ребенка;
д) переход от индивидуального научения к групповому по мере усвоения действий и умения слушать взрослого.

Самостоятельность ребенка этого возраста в самообслуживании опирается на сформированность умений застегивать, расстегивать, шнуровать и т. п. В формирований таких умений широко применяются игровые упражнения: одевание кукол, когда дети многократно застегивают или расстегивают их одежду. Существуют и специально сделанные дидактические пособия — разные виды застежек. Дети охотно упражняются в довольно сложных движениях и овладевают необходимыми умениями.
С целью закрепления последовательности трудовых действий по самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание и т. д.) проводятся занятия с использованием игровых приемов: уложим куклу спать, оденем куклу на прогулку, умоем куклу и т. п.

Игры привлекаются и для совершенствования орудийных действий: детей учат пользоваться совком, лопаткой, чтобы насыпать песок в формочки, забивать деревянным молоточком колышки и т. д.
Bce это обеспечивает не только научение, но и приучение, т. е. воспитание привычки действовать в определенных условиях усвоенным образом. У маленького ребенка происходит быстрая выработка привычек и быстрое их угасание. Поэтому необходимо постоянное повторение трудовых действий с учетом возможностей растущего ребенка. Таким образом, методика трудового воспитания предусматривает формирование у детей раннего возраста трудовых действий, их направленности на результат и стремления преодолевать посильные в процессе достижения результата трудности.

Труд – важнейшее средство воспитания, в процессе которого формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. И здесь самая главная роль принадлежит – семье, именно здесь приобретаются элементарные навыки хозяйственно – бытового труда.

Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.

Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности.

В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему. Некоторые родители, понимая, что ребенок дошкольного возраста должен посильно трудиться, не представляют, каковы его возможности, как сформировать у него трудовые навыки, как сделать выполнение им трудовых обязанностей систематическим, как с возрастом должны изменяться эти обязанности, руководство и контроль со стороны взрослых.

Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся «Программой воспитания в детском саду», знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении.

Почему нужно приучать ребенка к труду с ранних лет? Посильный труд необходим, потому что он способствует всестороннему развитию ребенка.

Труд требует от ребенка физического напряжения и содействует повышению выносливости, укреплению детского организма. Разнообразные движения в процессе труда развивают различные группы мышц.

Труд всегда связан с работой мысли, воображения. Выполняя работу, ребенок задумывается, над тем, что и как сделать, какие орудия труда и материалы использовать. Работая ребенок непосредственно знакомиться со свойствами предметов, материалов.

Систематически выполняя посильные трудовые обязанности, ребенок закаляет свою волю, у него воспитывается умение доводить дело до конца, настойчивость, ответственность, инициатива. А эти качества необходимы человеку в любом виде деятельности.

Сам, затрачивая усилия в труде, ребенок начинает с уважением относится к труду других людей.

Посильно участвуя в домашнем труде семьи, ребенок приучается заботиться о родителях, братьях и сестрах, стремится быть полезным окружающим.

Порученная ребенку работа должна быть для него посильной. Чтобы выполнить её, ребенку придется приложить усилия. Но он не должен переутомляться. Лучше прервать работу, когда у ребенка ещё есть желание продолжить её, а потом продолжить закончить её.

Большую роль играет оценка взрослым результатов детского труда. Похвалы заслуживает прежде всего старание ребенка, стремление сделать поручение хорошо. Следует не просто сказать «молодец», «хорошо поработал», а конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему ещё не совсем удалось.

Недопустимо наказывать трудом: « За то, что насорил, теперь сам все будешь убирать». Ребенка необходимо приучать к тому, что если он что-то разлил или, играя, занимаясь насорил, он сам должен все убрать.

Труд для ребенка должен быть радостью. Труд может быть наградой: «Ты научишься быть аккуратной, - говорит мама дочке. - Теперь я позволю тебе вытирать чашки и блюдце».

Труд приносит радость, если ребенок добивается положительного результата, и наоборот, частые неудачи могут вызвать неприязнь к труду.

Надо показать ребенку правильные приемы работы, терпеливо учить, подбадривать, отмечать успехи.

Необходимо формировать у ребенка нравственные мотивы труда: выполнять поручения, чтобы оказать помощь кому-то, проявить заботу, доставить радость.

В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье и.т.д. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогают понять значимость их значимость. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут сопровождать свою работу пояснением.

Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.

        В семье ребенка необходимо привлекать к повседневному участию в бытовом труде, при этом надо заинтересовать ребенка, изложив в доступной форме значимость предстоящей работы, ее результата. Поручения, даваемые детям должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения.

В некоторых семьях бытует ошибочное мнение, что детей нужно оберегать от труда. Родители часто ссылаются на собственную тяжелую работу, стремясь облегчить жизнь ребенка, огораживая его от сравнительно неприятных и тяжелых трудовых обязанностей. Эта установка взрослых отрицательно влияет на ребенка. Кроме того, некоторые родители полагают, что домашний труд является уделом женщины, приучают к нему только девочек. И вследствие этого мальчики стыдятся выполнять « женскую » работу.

Родители должны знать, что и девочек, и мальчиков нужно приучать ко всем видам домашней работы наравне. Учитывая , разумеется, их возможности и возраст. Пример отца сильно влияет на приучение мальчиков к домашним работам. Когда отец во всем помогает матери, деля обязанности поровну, сын будет равняться на него. Дети, освобожденные от домашних обязанностей, вырастают неумелыми, к тому же, относящимися к чужому труду неуважительно. Постепенное приучение детей к домашним обязанностям вырабатывает у них нужные навыки и умения. Такой труд становится для них необременительным, появляется желание доводить до конца начатое дело. Родители должны хвалить сына или дочь за достигнутые ими результаты.

Особо следует остановиться на том, что родители должны внимательно относиться к детским вопросам, понятно отвечать на них. Даже если на вопрос ребенка нельзя ответить так, чтобы он все понял, не следует оставлять его без внимания - это отобьет у ребенка желание спрашивать. Можно в таких случаях дать не прямой ответ, а рассказать ребенку что-либо доступное ему о заинтересовавшем его предмете или явлении. Недопустимо отмечать на вопросы детей односложно или в насмешливой форме.

Для развития речи и представлений детей, помимо специальных бесед, можно использовать выполнение необходимых домашних дел. Соскучившийся за день по родителям ребенок старается быть рядом с ними. Участвовать в их делах. Не следует отстранять ребенка, а наоборот, поручить ему, что-то принести, поставить подать. При выполнении этих поручений у малыша нередко возникает потребность рассказать, спросить.

Отвечая на вопросы сына, дочери, родители называют предметы, их качества, действия с ними. Так незаметно ребенок усваивает новые слова и понятия.

Занимаясь вместе с ребенком домашними делами, можно одновременно упражнять его в произношении звуков: родители и ребенок по очереди произносят скороговорки, потешки.

Труд детей в семье не только воспитывает чувство ответственности, доброжелательности,отзывчивости,дисциплинированности, самостоятельности, но и сближает ребенка.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представления о себе и об окружающем мире. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду.

День, прожитый ребёнком, не вернёшь. Нашим детям предстоит ещё пройти сложный путь становления и роста. Не уповайте на то, что впереди ещё много времени. Поверьте: когда настанет пора зрелости, мы с тем же удивлением обнаружим – годы минули быстро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Трудовое воспитание ребенка в семье любящих родителей"

что дает ребенку совместный труд в семьетрудовое воспитание должно проводиться совместно в детском саду и в семье...

Консультация для родителей на тему: Трудовое воспитание ребёнка в семье.

Консультация для родителей : "Трудовое воспитание ребёнка в семье"....

Консультация для родителей «Трудовое воспитание ребёнка в семье»

Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это, прежде...

Консультация для родителей: «Трудовое воспитание ребёнка в семье».

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребёнка. Трудолюбие не даётся от природы, оно должно воспитываться с самого раннего детства. Таким образом, именно в семье з...

Консультация для родителей на тему: «Трудовое воспитание Ребёнка в семье»

Описание материала: Данный материал составлен в виде рекомендаций по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста. Консультация будет полезна родителям детей от 5-7 лет....

Консультация для родителей "Трудовое воспитание ребёнка в семье"

Трудовое воспитание дошкольников – целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к тр...

Консультация для родителей" Трудовое воспитание ребёнка в семье".

Трудовое воспитание, не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания....