Дидактическое пособие «Сборник Кубанских народных игры»
методическая разработка (подготовительная группа)

Дидактическое  пособие

 «Сборник Кубанских народных игры»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 1

Дидактическое  пособие

 «Сборник Кубанских народных игры»

Составитель: ст.воспитатель Прапро Е.А.

Содержание:

Введение        2

Цель и задачи        2

 Кубанские народные игры        3-8

Тематический  досуг «Играем в Кубанские народные игры»        9

Заключение        11

 Используемая  литература        12

Введение

На Кубани возобновился и интерес к его традиционному образу жизни, веками ковавшему из обычных людей российскую элиту. Тренировать тело и дух, кубанские казаки начинали едва ли не с пеленок, и даже самые ранние детские игры учили их быть сильными, ловкими, волевыми, справедливыми.

Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Народные кубанские игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляет собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Никто не думает о том, что игры - прекрасная, мощная тренировка, а между тем у казачат развивается и сила, и выносливость, и умение балансировать, и многое, и многое другое, что потом выручало казака в бою.

Цель: донести до воспитанников национальный колорит обычаев, образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Задачи:

-уметь играть в обрядовые и подвижные игры кубанского казачества;

- бережно относиться своей малой родине, к прошлому и настоящему Кубани, к памятникам культуры и искусства;

  •  знать традиции казачества;
  •  быть наблюдательными, активными, прилежными, добросовестными, трудолюбивыми, отзывчивыми;

-уметь использовать игры в условиях соревновательной деятельности и казачьих праздников.

 

  1.  «Чур у дерева!»

Эта игра, традиционная в арсенале 5-7-летних казачат, также была излюбленной, в неё играли совместно с маленькими горцами.

Играли обычно в саду или там, где росло хотя бы несколько деревьев.

Число играющих зависело от количества деревьев. Все, кроме водящего, становились каждый у своего дерева, водящий же — в середине между деревьями.

Стоящие у деревьев начинали перебегать от дерева к дереву; в это время водящий должен успеть осалить бегущего, пока тот не подбежал к дереву и не выкрикнул: «Чур у дерева!»

Осаленный менялся местом с водящим.

  1. «Домовой за грубкой?»

Если игра проходила в помещении, кто-нибудь из мальчиков становился в угол, а если во дворе — около дерева.

Остальные бегали вокруг него и приговаривали: «Хто за грубкой? Домовой?» Домовой бегает за ними и ловит их. Поймав кого-нибудь, ставит его на место домового, а сам присоединяется к другим.

  1.  «Шкракобушка»

Собирается группа мальчиков; один из них отделяется и спрашивает кого- нибудь из остальных товарищей: «Где ты был?» Тот отвечает: «На мельнице».

- «Что делал?» — «Муку молол». — «Что вымолол?» — «Копеечку». — «Что купил?» — «Калачик». — «С кем съел?» — «С тобой». — «Кто подбирал?» Спрашиваемый отвечает: «Он», — указывая при этом на кого-нибудь из мальчиков, стоящих в группе.

Все разбегаются от указанного мальчика со словами: «Шкракобушка, шкракобушка!»

Он же старается поймать кого-нибудь, и если это удастся ему, то делаются шкракобушкой двое и т.д., пока они не переловят всех остальных.

4. «Вежа»

Игроки, взявшись за руки, стоят в кругу.

Один из игроков начинает запутывать весь круг по ходу своего движения (можно

переворачиваться, подлазить под ноги). Запутываются до тех пор, пока свободное

движение не остановится. Другой игрок начинает запутанный "клубок" или "вежу"

распутывать. При этом руки не расцепляются. Распутывание происходит до исходного положения.

5. «Лень»

Один из играющих, изображающий лень, садится на землю. Дети стоят поодаль от него врассыпную.

Дети: Тепло ли тебе, лень? Холодно ли молодому?

Лень: Не тепло.

Дети:

Не одеть ли нам его,

Не обуть ли нам его?

Как с молодца кафтан,

Со старушки сарафан,

С молодицы-то платок,

С красной девушки венок.

(Изображают, как его одевают).

Дети: Что ты, лень, сидишь?

Лень: Пить, есть хочу.

Дети: Что же тебе надобно?

Лень:

Яства боярские,

Питья государские.

Дети:

Кто спину не гнет,

Тому ложка не в рот,

А где гнулась спина,

Тому рожь густа и колосиста,

Колосиста, ядрениста.

С зерна-то пирог,

С колоска весь мешок.

Лень догоняет детей, они убегают. Пойманный ребенок становится ленью.

6. «Баба Яга»

В центре зала стоит Баба Яга, в руках у неё помело (веточка). Дети становятся по кругу и приговаривают:

Бабка Ёжка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала!

А потом и говорит: «У меня нога болит!»

Пошла на улицу - раздавила курицу,

Пошла на базар - раздавила самовар,

Вышла на лужайку - испугала зайку!

Дети разбегаются, а Баба Яга прыгая на одной ноге, пытается осалить детей своим помелом. Бабой Ягой становится тот, кого водящий заведет в круг.

7. «Хваталки»

Игроки должны выстроиться двумя шеренгами одна против другой на расстоянии 50-60 шагов. Между ними на земле проводится черта. В соответствии с количеством игроков по всей длине черты раскладываются какие-нибудь предметы: камешки, палочки и др.

По команде: «Раз, два, три!» игроки бегут к предметам, стараясь захватить их как можно больше. Та команда, которая захватила больше предметов, выигрывает.

Игра заканчивается либо по соглашению, либо если набрано нужное

количество очков

8. «Колесо»

Играющих 16 или значительно больше.

Они, разделившись на одинаковые группы, становятся рядами, лицом к середине — как спицы в колесе.

Водящий помещается вне колеса. Он бежит по кругу и, ударив по спине кого- либо из задних игроков, становится позади него.

Запятнанный передаёт удар впереди стоящему, тот — следующему и так далее до головного в спице; головной, получив удар, громко кричит «ай!». После крика все стоящие в спице и водящий бегут по кругу, обгоняя друг друга. Обежав круг, стараются стать на прежнее место.

Игрок, оказавшийся в спице сзади всех, идёт водить.

Нельзя пятнать раньше, чем получен удар.

Нельзя выбегать раньше крика. Нельзя мешать игрокам бежать и отталкивать вставших в спицу.

Игры с прыжками и борьбой для мальчиков 3-7 лет.

9. «Путы»

Ноги завязываются платком или верёвкой примерно так же, как спутываются ноги у лошади.

И так играющие прыгают до назначенного места. Кто первым прискакал, тот и выиграл.

  1. «КРИВОЙ ПЕТУХ»

Дети стоят по кругу. Один в центре.

Дети: «Кривой петух, на чем стоишь? (На иголочках)

А как тебе, не колко? (На подковочках)

Дети идут по кругу и поют:

Ступай в кут,

Там блины пекут,

Там блины пекут,

Тебе блин дадут.

Ребенок стучит ногой об пол. (3 раза)

Дети: - Кто там?

- Это я, Тарас.

Дети: - Лови нас, не открывая глаз.

Кого поймал, должен угадать.

  1.  «ТЯНИ В КРУГ»

Участники становятся в круг и берутся за руки. Перед носками их ног(в 100см от них) чертится круг. Внутри этого круга чертится второй круг меньшего диаметра (50-60см). Пространство между внутренним и наружным кругом считается запретной зоной.

По сигналу ведущего игроки идут по кругу вправо или влево. По свистку шли по команде «тяни» каждый игрок старается втянуть за черту большого круга своего соседа, находящегося справа или слева от него. Однако сам он может также в любой момент оказаться за этой чертой. Поэтому, спасаясь. Игрок может перешагнуть через запрещенное пространство или перепрыгнуть через него, чтобы попасть одной рукой (ногой0 или двумя ногами в меньшей круг. Это остров спасения, и вступивший внутрь этого круга не считается нарушившим правило.

Игрок, вступивший хотя бы одной ногой в пространство между большим и малым кругом, выбывает из игры. Та же участь постигает и тех игроков, которые расцепят руки.

Когда играющих станет меньше, и они не смогут окружить черту большого круга, все становятся перед чертой малого круга, и тогда игра продолжается. Здесь уже «острова безопасности» нет, и каждый заступивший за черту круга выбывает из игры.

  1.  «ПЕРЕТЯЖКИ»

Участники делятся на две команды и становятся на крайних линиях лицом друг к другу. Затем они сходятся на средней черте и, не поворачиваясь, выстаиваются в одну шеренгу так, что каждый играющий одной команды занимает место между двумя играющими другой команды.

Участники игры берут друг друга за руки. По сигналу начинают «перетяжки». Каждая команда старается перетянуть всех противников за ту крайнюю черту, где они раньше стояли. Побеждает команда, которой удается это сделать.

Если во время «перетяжки» цепь разорвется, то два человека, допустившие разрыв, выходят из игры.

  1.  «КОННИКИ»

Игроки - «конники» верхом на палках наперегонки устремляются от старта по свистку «атамана» к плетню, который надо преодолевать с помощью палки, пользуясь ее как шестом. Затем перепрыгивают водное препятствие «на коне», не замочив своих ног и «коня», достать палкой с шеста кубанку. Победит тот, кто успешно достигнет цели.

  1.  «СТОРОЖЕВЫЕ»

На площадке выкапывают круглую яму - центральную лунку, а вокруг на расстоянии 5-6 м от центральной лунки маленькие ямки - «лунки».

В игре принимают участие 8-10 человек - «сторожевые и один нападающий». «Сторожевые» с палками выстраиваются по кругу возле каждой лунки. Находящий находится за кругом с палкой и резиновым мячом. Его задача загнать мяч в центральную лунку. Задача «сторожевых» этот мяч не упускать.

Дается 3-5 попыток. «Сторожевые» отбивают мяч подальше от центральной лунки. При последней попытке нападающий может занять любую свободную лунку. Тот, чья лунка захвачена становится нападающим.

  1.  «ЛЯПТА»

Один из игроков - водящий, его называют ляптой. Водящий бегает за участниками игры, старается кого-то засалить, приговаривая: «На тебе ляпку, отдай ее другому!» Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать. Водящий не должен преследовать одного и того же игрока.

  1.  «СТАДО»

Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные - овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

Пастушок, пастушок!

Заиграй во рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая!

Гони стадо в поле Погулять на воле!

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

  1. «СБЕЙ ШАПКУ»

Под музыку мальчики скачут, имитируя езду на коне по кругу, друг за другом. С окончанием музыки должны быстро сбить шапку с помощью шашки. Выигрывает тот, кому это удается, тогда он приглашает казачку на танец и они пляшут. Затем игра повторяется.

  1.  «ПЛЕТЕНЬ»

Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест- накрест. Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги.

По сигналу (свисток) играющие расходятся по всей комнате, выполняя определенные движения под звуки бубна (подскоки, легкий бег, галоп и т.д.). По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест- накрест. Выигрывает та шеренга, которая первая построится.

  1.         «СБЕЙ ШАПКУ»

Под музыку мальчики скачут, имитируя езду на коне по кругу, друг за другом. С окончанием музыки должны быстро сбить шапку с помощью шашки. Выигрывает тот, кому это удается, тогда он приглашает казачку на танец и они пляшут. Затем игра повторяется.

  1.  «ПЛЕТЕНЬ»

Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест- накрест. Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги.

По сигналу (свисток) играющие расходятся по всей комнате, выполняя определенные движения под звуки бубна (подскоки, легкий бег, галоп и т.д.). По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест- накрест. Выигрывает та шеренга, которая первая построится.

 Тематический досуг « Играем в Кубанские народные игры» для подготовительной  группы

Цели:        развивать        познавательную активность и обогащать знания детей о

народных играх на Кубани.

Задачи:

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: -закреплять знания о народных играх на Кубани.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  •  воспитывать уважение к прошлому Кубани и кубанским традициям;
  • воспитывать        готовность        к взаимопомощи, сотрудничеству,

дружеские взаимоотношения между детьми.

Образовательная область «Речевое развитие»:

  • донести до        потомков        своеобразие национального языка,

особенности содержания текстов.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  •  развивать познавательный интерес к родному краю.

Образовательная область «Физическое развитие»:

-воспитывать выдержку, внимание, ловкость, чувство коллективизма, ориентироваться в пространстве;

  •  сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
  •  создавать положительный эмоциональный настрой.

Использование технологий:

Современные образовательные технологии:

  •  личностно-ориентированные;

-здоровьесберегающие технологии (физкультминутка);

  •  игровые.

ИКТ:

  •  Microsoft Word ,
  •  Microsoft Power Point.

Атрибуты:

Коники, кубанки, обручи.

Предварительная работа:

Рассказ о жизни казаков, их традициях, показ иллюстраций, предметов быта и искусства.

Ход развлечения:

Ведущий: Кубань! Одно слово. Два слога. Как сладостно дополняют они друг друга! И как звучат благословенно! Так и слышится в них звон колоколов первых православных храмов, появившихся в этих краях ещё в давние времена.

Песня: «Ой, да на Кубани»

Ведущий: Кубанская земля завораживает чистотой горных рек, терпким запахом луговых трав, пением жаворонков, тоскливым голосом куликов, настойчивым призывом перепелов по весне: «Пить-полоть!» Как не вспомнить щебетание ласточки над крышей дома, и всплеск крыльев белых лебедей на степной речке, и крики чаек, оторвавшихся от моря и устремившихся в глубину пшеничных полей.

Кубанская игра «Петушок»

( ведущий считалкой выбирает одного игрока, остальные дети сидят на своих местах. Среди оставшихся детей назначается Петушок. Ведущий произносит слова: Утром кто бесов гоняет, песни звонкие спивает, спать мешает казаку и кричит... Петушок:        ку-ка-ре-ку! Выбранный игрок

отгадывает, кто кричал.)

Ведущий:        Очень дурманит и теряешь голову от медового запаха

подсолнухов, когда в один из дней, словно сговорившись, они разом зацветают желто-горячим цветом от одной лесопосадки до другой. Ты стремишься охватить поле взором, а оно не вмещается в нем, выплёскивается и переливается через край.

Кубанская игра «Подсолнух»

(Игроки стоят в несколько рядов - это подсолнухи. Один «земледелец» стоит в стороне и запоминает порядок построения. По команде ведущего - «солнышка», «земледелец» уходит. «Солнышко» меняет местами двух игроков. К началу считалки «земледелец» появляется перед «подсолнухами» и до конца считалки должен определить перемещение. В это время «солнышко» ходит по кругу, куда переходит «солнышко» туда и поворачиваются лицом все «подсолнухи»).

Считалка: Солнце светит, дождь идёт,

Семечко растёт, растёт!

К солнцу тянется росток,

Тонкий, тонкий стебелёк.

Небосвод весь обегая,

Солнце светит не моргая.

Земледелец, не зевай,

Перемены отгадай!)

Ведущий: Невозможно представить жизнь казака без коня. Как в праздники, так и в будни все было связано с этим неизменным спутником казачьей жизни. Когда мальчику исполнялось пять лет отец или старший брат подводил к крыльцу коня, поднимал казачонка на руках и водружал в седло. В семь лет мальчик ездил верхом на коне без уздечки.

Реб: Наделён конь прекрасною гривой,

Пышный хвост да две пары копыт.

Кто ж не видел, как мощно, красиво Конь по полю раздольному мчит.

Шею выгнет в стремительной скачке,

Дрожь пройдёт в перегретой земле.

Из-под рук вслед смотрели казачки,

Как казак мчался, сидя в седле.

Кубанская игра «Коники»

(Эстафета. По сигналу дети седлают коней, скачут до препятствия, перепрыгивают его, скачут до плетня, снимают кубанку, одевают её и возвращаются назад. Второй делает всё наоборот)

Ведущий: Казаки говорили: «Мальчик- зёрнышко, а девочка - полова», имея ввиду, что на мальчиков выделялся пай земли по исполнении им 17 лет. Но все хотели, чтобы в семье первой была девочка, доверяясь народной мудрости: «Сначала - нянька. Потом - лялька». Когда взрослые были на работе, дети были под присмотром старших детей. У них были и свои игры.

Кубанская игра «Не займай»

(В игре участвуют 10-15 детей и 2 водящих. Дети разбегаются по площадке, а водящие держатся за руки. Водящие стараются поймать кого- либо из играющих. Игроки убегая, кричат: «Не займай» Пойманым считается тот, вокруг кого ведущие сомкнули руки, тогда этот игрок присоединяется к водящим. Теперь ловят трое и т.д. Когда все играющие окажутся в этой цепи, игра заканчивается)

Ведущий: Казаки знали толк в ведении хозяйства, были трудолюбивы. И не было для них большей награды, чем услышать одобрение от соседей, друзей, атамана, когда те приходили в гости и, оглядывая ухоженный скот, говорили: «Да, хозяин в этом дворе есть!» Когда во дворе было много животных, возникала проблема с грызунами.

Кубанская игра «Мышка»

(Дети - мышки занимают домики - обручи (5-7 игроков) Про словам «Сыр» - дети меняются домиками, а водящий может занять любой домик) Ведущий: Вновь и вновь хочется сердцу оторваться от обыденной жизни, ощутить неведомые или забытые чувства, жадно припасть к старине, как к целебному роднику, забыв о равнодушии окружающего «технического» века.

Шлём тебе, Кубань родимая,

До сырой земли поклон.

Раньше, под строки этой песни казаки снимали папахи и низко кланялись. Их поклон был выражением сыновней преданности родной земле за её щедрость и доброту, за то, что не один век одаривала и одаривает нас своим богатством. Давайте и мы низко поклонимся нашей родной Кубанской земле (поклон)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Народные подвижные игры Кубани являются одной из интересных и эффективных форм работы, способствующей раскрытию детской активности, самостоятельности и инициативности, а так же является эффективным средством создания благоприятных условий для развертывания двигательной деятельности детей, для самостоятельного творческого выбора конкретных способов действий, их сочетания, чередования, изменение характера и интенсивности в зависимости от неожиданно возникающих новых игровых ситуаций.

 

Используемая литература:

  1.  О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - СПБ.: Детство-Пресс,2004.
  2.  М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУБАНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

КУБАНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ...

Кубанские народные игры

Казачьи народные игры с ярко выраженным историческим и бытовым содержанием, отличаются юмором, находчивостью и смекалкой....

Кубанские народные игры

В этой картотеке 28 разнообразных кубанских игр. Их можно использовать в тематических развлечениях, на прогулках. Разучивая с детьми эти игры мы приобщаем детей к культуре родного края, развиваем ловк...

«Кубанские народные игры» (приложение к программе по кубановедению)

Содержит описание кубанских народных игр, предлагаемых для использования в работе с дошкольниками....

"Кубанские народные игры" ("Музыкальная палитра" 8/2012)

Консультация для педагогов.Опубликована в журнале "Музыкальная палитра" 8/2012....

Кубанские народные игры

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.    Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, ...

Программа "Мы играем в кубанские народные игры" (использование кубанских народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста)

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования, при отсутствии педагогических рекомендаций по методике использования кубанских народных подвижных...