Программа "Мы играем в кубанские народные игры" (использование кубанских народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста)
методическая разработка ( группа) по теме
Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования, при отсутствии педагогических рекомендаций по методике использования кубанских народных подвижных игр в области "Физическая культура", была разработанна программа "Мы играем в кубанские народные игры", направленная на физическое развитие детей в процессе использования кубанских народных подвижных игр.
В приложении представленные материалы (перспективное планирование, картотека игр, анкета мониторинга), которые помогут коллекгам успешно применять данную методическую разработку в своей работе. Материал может быть использован педагогами дошкольного образования в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_my_igraem_v_kubanskie_narodnye_igry.docx | 99.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 станицы Варениковской
муниципального образования Крымский район
ПРОГРАММА
«Мы играем в кубанские народные игры»
Использование кубанских народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Автор:
Инструктор ФК МБДОУ детский сад № 26
Бирюкова Александра Сергеевна
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
педагогическим советом Заведующий МБДОУ
МБДОУ детский сад № 26 детским садом № 26
Протокол № ____ от __________ г. __________Л.С.Леонтьева
«___» __________201___ г. «_____»_______201___г.
2015-2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Информационная карта 3
- Аннотация (Проблема) 4
- Введение (актуальность, новизна, цели и задачи программы «Мы играем в кубанские народные игры», ожидаемые результаты) 5- 11
- Основная часть 11
- Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, количество часов в неделю, сроки реализации); 11-12
- Условия реализации программы; 12
- Содержательная часть (формы, методы и приёмы работы, ожидаемые результаты, мониторинг эффективности) 12-13
- Принципы, лежащие в основе программы; 13
- Техническое оснащение; 13
- Методическое обеспечение программы «Мы играем в кубанские народные игры» 14-15
- Заключение (выводы) 16
Список литературы 17
Приложение
Приложение 1. Перспективное планирование использования кубанских народных игр; 18-21
Приложение 2. Картотека кубанских народных игр – подвижных; 22-29
Приложение 3. Картотека кубанских народных игр – малоподвижных; 30-33
Приложение 4. Картотека кубанских народных игр – хороводные; 34-37
Приложение 5. Анкеты для воспитателей и родителей 38-39
- ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
- Учреждение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 станицы Варениковской муниципального образования Крымский район.
- Название программы: «Мы играем в кубанские народные игры». По разучиванию и использованию в повседневной жизни детей кубанских народных игр.
- Ф.И.О., Должность автора: Инструктор по ФК Бирюкова Александра Сергеевна
- Тип программы: Физическое развитие
- Вид программы: развивающая
- Направление деятельности: спортивно – оздоровительное
- Продолжительность освоения программы: 2 года (3 раза в неделю)
- Количество участников: вся группа
- Возраст участников: 5-7 лет
- Форма организации: групповая
- Продолжительность: в непосредственной организованной деятельности по физической культуре (старшая группа 5-10 мин., подготовительная 10-15мин.), на прогулках и в самостоятельной деятельности старшая группа 10-15 мин., подготовительная 15-20 мин.).
- АННОТАЦИЯ
Проблема: Доказано, что в период дошкольного детства у ребенка закладываются основы для физического развития, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. В этот период необходимо сформировать у воспитанников не только знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и научить их использовать в повседневной жизни, но и воспитывать любовь к малой Родине, её традициям и обычаям, расширять коммуникативные способности детей.
Подвижная игра – является естественным спутником жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Поэтому кубанские народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к малой Родине; ее культуре и наследию.
Отсутствие научно-обоснованных педагогических рекомендаций по методике использования кубанских народных подвижных игр в образовательной области «Физическая культура» определило разработать программу, направленную на физическое развитие детей в процессе использования воспитательного и развивающего потенциала кубанских народных подвижных игр, а также на разработку педагогических рекомендаций по использованию кубанских народных подвижных игр в физическом развитии дошкольников.
- ВВЕДЕНИЕ
«Через детей последующих поколений
детские игры снова повторяются,
снова оживляются в памяти
живущих поколений и снова молодеют»
Е. А. Покровский.
Актуальность
Как только ребёнок рождается, он сразу же начинает познавать и осваивать окружающий его мир, изменять его, учится думать, мечтать, любить и радоваться всему прекрасному. Мир детства – мир игры, это незыблемая формула испокон веков. Дети играли везде и всегда, независимо от возраста, достатка, сословия. На протяжении веков существовал «механизм передачи таинства детской игры», позволяющей игре «жить и развиваться».
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. У каждого народа свои сказки, песни, танцы, игры, и все они передают из поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, совесть, честь, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения.
Старший дошкольный возраст — благоприятный период для развития двигательных способностей, воспитания физических и нравственно-волевых качеств, укрепления физического и психического здоровья ребёнка.
Подвижные игры — одно из основных средств физического развития детей. Во время подвижных игр совершенствуются физические качества (быстрота, сила, ловкость и др.), развиваются такие личностные качества, как инициативность и самостоятельность, уверенность и настойчивость, волевые качества (смелость, решительность, сила воли, целеустремлённость, ответственность). Дети учатся согласовывать свои действия и соблюдать определенные правила.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование в трудах В.Г. Белинского. Н.А. Добролюбова. Н.Г. Чернышевского и др. К.Д. Ушинский задачу будущей педагогики видел в организации и создании из народных игр «превосходного и могущественного воспитательного средства».
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Народные кубанские игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство, а также способствуют воспитанию патриотических чувств и любви к малой Родине.
Отсутствие научно-обоснованных педагогических рекомендаций по методике использования кубанских народных подвижных игр в образовательной области «Физическая культура» определило разработать программу, направленную на физическое развитие детей в процессе использования воспитательного и развивающего потенциала кубанских народных подвижных игр, а также на разработку педагогических рекомендаций по использованию кубанских народных подвижных игр в физическом развитии дошкольников.
Данная программа имеет физкультурно-оздоровительную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Кубанские народные игры являются доступными и понятными для детей нашей местности. Программа предполагает развитие у детей таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, развитию крупной и мелкой моторики обеих рук, а так же с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), овладение правилами игр; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни (ФГОС).
По содержанию кубанские игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей умственной деятельности.
В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы развития ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т.е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Плетень», «Сон казака» и др.).
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может проявить воспитываемые у него качества. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один – за всех и все – за одного»), ответственности, смелости, находчивости.
В кубанских играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Эти четкие считалки, напевно-забавные певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передается от поколения и никогда не стареет.
Основным условием успешного внедрения кубанских игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое значение и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру, как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть в народные игры.
Объясняя новую кубанскую игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин.
Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально-выразительно. Воспитатель дает представление о ее содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. в конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.
Сюжетную народную игру тоже можно объяснять по - разному. Например: воспитатель предварительно рассказывает о жизни казаков, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает казачьими обычаями, фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать послушать диалог, если он имеется, и перейти к распределению ролей, которое помимо применения считалок, проходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами (поощрить и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким; отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включиться в игру самому воспитателю с целью показать ответственность роли водящего, от действий которого зависит, например, правильность ориентировки в пространстве всех остальных игроков).
Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
Итак, народные кубанские игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Цель программы «Мы играем в кубанские народные игры» - создание максимально благоприятных условий для укрепления здоровья, гармоничного психического и физического развития ребенка одна из важных задач дошкольного образования на современном этапе.
Задачи программы:
Образовательные
- расширять объем знаний детей об окружающем мире, о себе и своих возможностях через кубанские народные подвижные игры;
- Изучать правила кубанских народных игр;
- Формировать умения следовать правилам игры;
- Обучать правильному выполнению основных игровых двигательных упражнений и приёмов;
- Обучение старших дошкольников забытым народным играм, считалкам, другим жанрам устного народного творчества;
Развивающие
- Развивать физические качества: ловкость, координацию движений, гибкость, быстроту, силу, равновесие, крупную и мелкую моторику обеих рук;
- Прививать организаторские способности.
- Развивать личностные качества воспитанников: смелость, физическую активность, упорствао в достижении цели, дружелюбие и коммуникативность, честность, правдивость, выдержку, дисциплину, товарищество и эстетические чувства ребенка через беседы, художественное слово и совместную игровую деятельность;;
- Развивать двигательную активность детей - совершенствовать навыки в ОВД - беге, прыжках, лазанье, метании;
- содействовать развитию речи: обогащению словарного запаса, повышению выразительности речи и движений, навыкам речевого общения в совместной деятельности.
Воспитательные
- Воспитывать интерес и потребность к повседневному применению кубанских подвижных игр;
- Воспитывать у детей интерес к занятиям физкультурой и спортом;
- Воспитание любви к малой Родине, её традициям и обычаям;
- Расширять коммуникативные способности детей.
Ожидаемые результаты.
В результате работы по данной программе дети должны:
Знать:
- Не менее 8-10 считалок для использования их в игре;
- Правила не менее 10 кубанских народных игр;
- Правила безопасного поведения во время проведения игр.
Уметь:
- Сотрудничать друг с другом во время проведения игр;
- Участвовать в организации и проведении кубанских народных игр в группе.
- действовать по правилам;
- выполнять игровые действия;
- следовать роли;
- соблюдать нормы взаимоотношения в игре.
Достижения воспитанников в физическом развитии:
- развить физические качества (скоростные, силовые, гибкости, выносливости и координации);
- обогатить двигательный опыт детей (овладению основными движениями на основе использования кубанских народных игр);
- повысить потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Достижения воспитанников в личностных качествах:
- умение действовать по правилам;
- умение выполнять игровые действия;
- умение следовать роли;
- соблюдать нормы взаимоотношения в игре.
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, количество часов в неделю, сроки реализации)
Программа «Мы играем в кубанские народные игры» является парциальной программой к «Основной образовательной программе МБДОУ детского сада № 26», рассчитана на 2 года (с детьми старшей и подготовительной группы), используется в непосредственной организованной деятельности по физической культуре (старшая группа 5-10 мин., подготовительная 10-15мин.), на прогулках и в самостоятельной деятельности старшая группа 10-15 мин., подготовительная 15-20 мин.).
Количество часов в неделю: содержание программы предполагает три занятия в неделю. Основу учебного материала составляют игры, сходные по определённым признакам:
- по физическим качествам (игры, способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости);
- по интенсивности используемых в игре движений (игры малой, средней и высокой интенсивности);
- по содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные);
- по способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные);
- по отношению к структуре НОД (для подготовительной, основной, заключительной частей НОД).
Программа разработана для педагогов ДОУ: инструктора ФК, воспитателя.
Программа включает четыре блока, учитывая сезонные изменения, праздничные даты:
I блок: «Осенние народные игры»;
II блок: «Зимние народные забавы»;
III блок: «Весенние народные гуляния»;
IV блок: «Летние народные развлечения».
- Условия реализации программы
- наличие материально-технического обеспечения
- систематичность работы по изучению правил игр
- регулярное применение игр в НОД и прогулках
- проведение развлечений и праздников с использованием кубанских народных игр, учитывая сезонные изменения, праздничные даты.
- Содержательная часть
Формы и методы.
Форма организации деятельности – групповая, индивидуально-групповая.
С целью максимальной реализации программы широко используется способ проведения занятий в игровой форме.
Занятия имеют практическую направленность, теоретическая часть включается в каждое занятие в виде краткого словесного изложения правил игры, по выбору воспитателя или инструктора ФК предварительное разучивание «зачина», считалки или потешки игры, основ техники безопасности при проведении кубанских народных подвижных игр и упражнений.
Наглядные методы обучения используются в виде показа выполнения игровых упражнений педагогом.
Во время практических занятий применяются разнообразные методы ведения тренировки: репродуктивный, поточный, игровой и соревновательный методы.
Мониторинг эффективности - начало и конец года.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:
- Наблюдение педагога в ходе занятий, в свободной игровой деятельности, на прогулке;
- Оценка зрителей, членов жюри и анализ результатов интервьюирования детей, выступлений на различных спортивных досугах, праздничных, развлекательных мероприятиях, конкурсах.
- Принципы, лежащие в основе программы
В основе программы лежат следующие принципы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- принцип добровольности (вступление в игру по желанию);
- принцип личностного подхода;
- принцип соответствия возрасту детей;
- принцип опоры на интерес ребенка;
- принцип доступности (детскому пониманию и восприятию);
- принцип последовательности и систематичности.
- Техническое оснащение
Для реализации и организация программы «Мы играем в кубанские народные игры» необходимо:
Место проведения - детская игровая площадка, физкультурный зал.
- уголок «Мир кубанской народной подвижной игры»;
- картотека кубанских народных подвижных игр;
- атрибуты к кубанским народным подвижным играм;
- фотографии проведения кубанских народных подвижных игр;
Принципиальной установкой программы является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении игрового материала на занятиях.
- Методическое обеспечение программы «Мы играем в кубанские народные игры»
I. Учебные и методические пособия. Интернет ресурсы.
- Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, 2007г.
- Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей: Кн.для учителя .- Мн.: Нар. Асвета, 1989.
- Невдахина З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. — Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007.
- Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 — 6 лет: Пособие для воспитателя дет.сада. — М.: Просвещение, 2003.
- Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003.
- О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - СПБ.: Детство-Пресс,2004.
- . М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2003.
Список используемых интернет-ресурсов:
- http://www.twirpx.com/file/750283/grant/ - Всё для студента
- http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/02/08/kubanskie-narodnye-igry - Социальная сеть работников образования
- http://www.maam.ru/detskijsad/-kubanskie-narodnye-igry-konsultacija-dlja-roditelei.html – МААМ.RU Международный образовательный портал
- http://www.zarobr.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=911:2012-08-12-14-36-49&catid=52:2011-01-12-05-19-36&Itemid=169 – Департамент образования г. Заречный Пензенской обл.
- http://dou-sad.ru/index.php/metodicheskaya-kopilka/47-razvlecheniya-prazdniki/222-kartoteka-igr - сайт «Воспитатель»
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/01/12/peredovoy-pedagogicheskiy-opyt-na-kubani-my-zhivem Социальная сеть работников образования.
II. Материалы из опыта работы педагога
- Перспективное планирование использования кубанских народных игр
- Картотека кубанских народных подвижных игр
- Анкета мониторинга для воспитателей
- Анкета «Патриотическое воспитание ребенка»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы: Кубанские народные подвижные игры являются одной из интересных и эффективных форм работы, способствующей раскрытию детской активности, самостоятельности и инициативности, а так же является эффективным средством создания благоприятных условий для развертывания двигательной деятельности детей, для самостоятельного творческого выбора конкретных способов действий, их сочетания, чередования, изменение характера и интенсивности в зависимости от неожиданно возникающих новых игровых ситуаций.
Интенсивность физического развития детей и их здоровье напрямую зависят от двигательной активности. Программа направлена на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движении, сохранение и развитие природных задатков, так же развитие двигательных способностей в выполнении тех или иных ролей, согласно игровой ситуации. Помочь каждому ребенку занять достойное место в детском коллективе, преодолеть неуверенность у робких детей, вызвать желание выполнять не только второстепенную, но и главную роль в игре. Обучение детей кубанским народным играм расширяет кругозор детей о малой Родине, способствуют нравственно-патриотическому воспитанию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - СПБ.: Детство-Пресс,2004.
- Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, 2007г.
- Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003.
- Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей: Кн.для учителя .- Мн.: Нар. Асвета, 1989.
- Невдахина З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. — Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007.
- Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 — 6 лет: Пособие для воспитателя дет.сада. — М.: Просвещение, 2003.
- М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2003.
Приложение 1
Перспективное планирование использования кубанских народных игр
I блок: «Осенние кубанские народные игры»
Таблица №1
Месяц | Классификация народных игр | Название игры |
Сентябрь | Подвижные | «Плетень» «Тяни в круг» «Брыль» |
Малоподвижные | «Защити курень» «Передай подкову» «Попади в цель» | |
Хороводные | «Кривой петух» «Сон казака» | |
Октябрь | Подвижные | «Перетяжки» «Сторожевые» «Путы» |
Малоподвижные | «Подсолнухи» «Разбей кувшин» | |
Хороводные | «Золотые ворота» (1-й вариант) «Роман, Роман» | |
Ноябрь | Подвижные | «Сбей шапку» «Тяни в круг» «Казачья» |
Малоподвижные | «Малечена-калечена» «Птицелов» «Кубанка-шапка казака» | |
Хороводные | «Заплетайся плетень» «Лень» | |
II блок: «Зимние кубанские народные забавы»
Таблица №2
Декабрь | Подвижные | «Достань платок» «Тяни в круг» «Вытолкни из круга» |
Малоподвижные | «Передай подкову» «Сон казака» «Повтори!» | |
Хороводные | «Золотые ворота» (2-й вариант) | |
Январь | Подвижные | «Не замай» (Не тронь меня) «Перетяжки» |
Малоподвижные | «Колесо» «Разбей снежный ком» «Путы» | |
Хороводные | «Калядки» «Щедровки» | |
Февраль | Подвижные | «Хлибчик» «Ляпка» «Чапля» |
Малоподвижные | «Камешки» «Подбрось – поймай» «Пень» | |
Хороводные | «Козёл» «Баба Яга» | |
III блок: «Весенние кубанские народные гуляния»
Таблица №3
Март | Подвижные | «Калачи» «Курень» |
Малоподвижные | «Лихие наездники» «Тополёк» | |
Хороводные | «Селезень и утка» «Мельница» «Во садике царевна» | |
Апрель | Подвижные | «Конники» «Стадо» «Четыре угла» |
Малоподвижные | «Кубанка-шапка казака» «Малечена-калечена» | |
Хороводные | «Лень» «Кривой петух» | |
Май | Подвижные | «Плетень» «Тяни в круг» «Петушиные бои» |
Малоподвижные | «Заря-заряница» «Птицелов» «Повтори!» | |
Хороводные | «Козёл» «Баба Яга» | |
IV блок: «Летние народные развлечения»
Таблица №4
Июнь | Подвижные | «Капуста» «Мельница» |
Малоподвижные | «Птицелов» «Горшки» | |
Хороводные | «Заря-Заряница» «Роман, Роман» | |
Июль | Подвижные | «Хлибчик» «Тяни в круг» «Чур у дерева» |
Малоподвижные | «Горшки» «Заплетайся плетень» «Шкракобушка» | |
Хороводные | «Золотые ворота» (1-й вариант) «Гуси» | |
Август | Подвижные | «Калачи» «Гонка мяча по улице» «Хваталки» |
Малоподвижные | «Городки» «Подбрось – поймай» «Пень» | |
Хороводные | «Кривой петух» «Игровая» | |
Приложение 2.
ПОДВИЖНЫЕ КУБАНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
«Змейка»
Вот как описывали эту игру старожилы станиц Верхней Кубани:
«Малы хлопци чи лягають на спыну, чи хлопаются на коленки, чи сидають на зимлю один за другим, но на небольшом расстоянии.
Самый крайний сигаеть через остальных, а на кониц сам лягае чи сидае на другом конци.
И так один за другим».
«Чур у дерева!»
Эта игра, традиционная в арсенале 5-7-летних казачат, также была излюбленной, в неё играли совместно с маленькими горцами.
Играли обычно в саду или там, где росло хотя бы несколько деревьев.
Число играющих зависело от количества деревьев. Все, кроме водящего, становились каждый у своего дерева, водящий же — в середине между деревьями.
Стоящие у деревьев начинали перебегать от дерева к дереву; в это время водящий должен успеть осалить бегущего, пока тот не подбежал к дереву и не выкрикнул: «Чур у дерева!»
Осаленный менялся местом с водящим.
«Домовой за грубкой?»
Если игра проходила в помещении, кто-нибудь из мальчиков становился в угол, а если во дворе — около дерева.
Остальные бегали вокруг него и приговаривали: «Хто за грубкой? Домовой?»
Домовой бегает за ними и ловит их. Поймав кого-нибудь, ставит его на место домового, а сам присоединяется к другим.
«Шкракобушка»
Собирается группа мальчиков; один из них отделяется и спрашивает кого-нибудь из остальных товарищей: «Где ты был?» Тот отвечает: «На мельнице».
- «Что делал?» — «Муку молол». — «Что вымолол?» — «Копеечку». — «Что купил?» — «Калачик». — «С кем съел?» — «С тобой». — «Кто подбирал?» Спрашиваемый отвечает: «Он», — указывая при этом на кого-нибудь из мальчиков, стоящих в группе.
Все разбегаются от указанного мальчика со словами: «Шкракобушка, шкракобушка!»
Он же старается поймать кого-нибудь, и если это удастся ему, то делаются шкракобушкой двое и т.д., пока они не переловят всех остальных.
«Чапля»
Играли мальчики 5-7 лет на достаточно маленькой площадке — примерно 5×5 м.
По жребию или по считалке выбирали водящего — чаплю.
Остальные — «лягушки».
Пока чапля «спит», т. е. стоит, наклонившись вперёд и опираясь на прямые ноги, лягушки прыгают на корточках.
Проснувшись, чапля издаёт крик и начинает ловить (салить) лягушек обязательно большими шагами и на прямых ногах (не сгибая коленей) и держась хотя - бы одной рукой за голени ног.
Лягушки не должны спасаться от чапли, прыгая на корточках.
При нарушении условий, например, если кто-то из лягушек встанет во весь рост или выпрыгнет за пределы площадки, а также при осаливании они меняются местами.
«Лень»
Один из играющих, изображающий лень, садится на землю. Дети стоят поодаль от него врассыпную.
Дети: Тепло ли тебе, лень? Холодно ли молодому?
Лень: Не тепло.
Дети:
Не одеть ли нам его,
Не обуть ли нам его?
Как с молодца кафтан,
Со старушки сарафан,
С молодицы-то платок,
С красной девушки венок.
(Изображают, как его одевают).
Дети: Что ты, лень, сидишь?
Лень: Пить, есть хочу.
Дети: Что же тебе надобно?
Лень:
Яства боярские,
Питья государские.
Дети:
Кто спину не гнет,
Тому ложка не в рот,
А где гнулась спина,
Тому рожь густа и колосиста,
Колосиста, ядрениста.
С зерна-то пирог,
С колоска весь мешок.
Лень догоняет детей, они убегают. Пойманный ребенок становится ленью.
«Баба Яга»
В центре зала стоит Баба Яга, в руках у неё помело (веточка). Дети становятся по кругу и приговаривают:
Бабка Ёжка, костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала!
А потом и говорит: «У меня нога болит!»
Пошла на улицу – раздавила курицу,
Пошла на базар – раздавила самовар,
Вышла на лужайку - испугала зайку!
Дети разбегаются, а Баба Яга прыгая на одной ноге, пытается осалить детей своим помелом. Бабой Ягой становится тот, кого водящий заведет в круг.
«Хваталки»
Игроки должны выстроиться двумя шеренгами одна против другой на расстоянии 50-60 шагов. Между ними на земле проводится черта. В соответствии с количеством игроков по всей длине черты раскладываются какие-нибудь предметы: камешки, палочки и др.
По команде: «Раз, два, три!» игроки бегут к предметам, стараясь захватить их как можно больше. Та команда, которая захватила больше предметов, выигрывает.
Игра заканчивается либо по соглашению, либо если набрано нужное количество очков
«Колесо»
Играющих 16 или значительно больше.
Они, разделившись на одинаковые группы, становятся рядами, лицом к середине — как спицы в колесе.
Водящий помещается вне колеса. Он бежит по кругу и, ударив по спине кого-либо из задних игроков, становится позади него.
Запятнанный передаёт удар впереди стоящему, тот — следующему и так далее до головного в спице; головной, получив удар, громко кричит «ай!». После крика все стоящие в спице и водящий бегут по кругу, обгоняя друг друга. Обежав круг, стараются стать на прежнее место.
Игрок, оказавшийся в спице сзади всех, идёт водить.
Нельзя пятнать раньше, чем получен удар.
Нельзя выбегать раньше крика. Нельзя мешать игрокам бежать и отталкивать вставших в спицу.
Игры с прыжками и борьбой для мальчиков 3-7 лет.
«Путы»
Ноги завязываются платком или верёвкой примерно так же, как спутываются ноги у лошади.
И так играющие прыгают до назначенного места. Кто первым прискакал, тот и выиграл.
«СБЕЙ ШАПКУ»
Под музыку мальчики скачут, имитируя езду на коне по кругу, друг за другом. С окончанием музыки должны быстро сбить шапку с помощью шашки. Выигрывает тот, кому это удается, тогда он приглашает казачку на танец и они пляшут. Затем игра повторяется.
«ПЛЕТЕНЬ»
Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест. Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги.
По сигналу (свисток) играющие расходятся по всей комнате, выполняя определенные движения под звуки бубна (подскоки, легкий бег, галоп и т.д.). По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест- накрест. Выигрывает та шеренга, которая первая построится.
«КРИВОЙ ПЕТУХ»
Дети стоят по кругу. Один в центре.
Дети: «Кривой петух, на чем стоишь? (На иголочках)
А как тебе, не колко? (На подковочках)
Дети идут по кругу и поют:
Ступай в кут,
Там блины пекут,
Там блины пекут,
Тебе блин дадут.
Ребенок стучит ногой об пол. (3 раза)
Дети: - Кто там?
- Это я, Тарас.
Дети: - Лови нас, не открывая глаз.
Кого поймал, должен угадать.
«ТЯНИ В КРУГ»
Участники становятся в круг и берутся за руки. Перед носками их ног(в 100см от них) чертится круг. Внутри этого круга чертится второй круг меньшего диаметра (50-60см). Пространство между внутренним и наружным кругом считается запретной зоной.
По сигналу ведущего игроки идут по кругу вправо или влево. По свистку шли по команде «тяни» каждый игрок старается втянуть за черту большого круга своего соседа, находящегося справа или слева от него. Однако сам он может также в любой момент оказаться за этой чертой. Поэтому, спасаясь. Игрок может перешагнуть через запрещенное пространство или перепрыгнуть через него, чтобы попасть одной рукой (ногой0 или двумя ногами в меньшей круг. Это остров спасения, и вступивший внутрь этого круга не считается нарушившим правило.
Игрок, вступивший хотя бы одной ногой в пространство между большим и малым кругом, выбывает из игры. Та же участь постигает и тех игроков, которые расцепят руки.
Когда играющих станет меньше, и они не смогут окружить черту большого круга, все становятся перед чертой малого круга, и тогда игра продолжается. Здесь уже «острова безопасности» нет, и каждый заступивший за черту круга выбывает из игры.
«ПЕРЕТЯЖКИ»
Участники делятся на две команды и становятся на крайних линиях лицом друг к другу. Затем они сходятся на средней черте и, не поворачиваясь, выстаиваются в одну шеренгу так, что каждый играющий одной команды занимает место между двумя играющими другой команды.
Участники игры берут друг друга за руки. По сигналу начинают «перетяжки». Каждая команда старается перетянуть всех противников за ту крайнюю черту, где они раньше стояли. Побеждает команда, которой удается это сделать.
Если во время «перетяжки» цепь разорвется, то два человека, допустившие разрыв, выходят из игры.
«КОННИКИ»
Игроки – «конники» верхом на палках наперегонки устремляются от старта по свистку «атамана» к плетню, который надо преодолевать с помощью палки, пользуясь ее как шестом. Затем перепрыгивают водное препятствие «на коне», не замочив своих ног и «коня», достать палкой с шеста кубанку. Победит тот, кто успешно достигнет цели.
«СТОРОЖЕВЫЕ»
На площадке выкапывают круглую яму – центральную лунку, а вокруг на расстоянии 5-6 м от центральной лунки маленькие ямки – «лунки».
В игре принимают участие 8-10 человек - «сторожевые и один нападающий». «Сторожевые» с палками выстраиваются по кругу возле каждой лунки. Находящий находится за кругом с палкой и резиновым мячом. Его задача загнать мяч в центральную лунку. Задача «сторожевых» этот мяч не упускать.
Дается 3-5 попыток. «Сторожевые» отбивают мяч подальше от центральной лунки. При последней попытке нападающий может занять любую свободную лунку. Тот, чья лунка захвачена становится нападающим.
«ЛЯПТА»
Один из игроков – водящий, его называют ляптой. Водящий бегает за участниками игры, старается кого-то засалить, приговаривая: «На тебе ляпку, отдай ее другому!» Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать. Водящий не должен преследовать одного и того же игрока.
«СТАДО»
Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:
Пастушок, пастушок!
Заиграй во рожок!
Травка мягкая,
Роса сладкая!
Гони стадо в поле
Погулять на воле!
Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.
«НЕ ЗАМАЙ (НЕ ТРОНЬ МЕНЯ)»
В игре принимают участие 10-15 человек. Все участники игры, кроме двух водящих, разбегаются по площадке. Водящие держат один другого за руки. Они стараются поймать кого-либо из играющих. Игроки, убегая, кричат: «Не замай!»
Пойманным считается тот, вокруг кого ведущие сомкнули руки, тогда этот игрок присоединяется к водящим. Теперь ловят трое, образовав одну цепь. Так цепь водящих постепенно увеличивается. Когда все играющие окажутся в одной цепи, игра заканчивается.
«ТОПОЛЕК»
В игре участвуют: ведущий - «тополь», игроки- «пушинки», 3 игрока- «ветры».
В центре площадки в кругу диаметром 2 м стоит ведущий «тополь», вокруг него кругами «пушинки» за кругом на любом расстоянии.
Ведущий: На Кубани пришла весна,
Распушила тополя!
Тополиный пух кружится,
Но на землю не ложится.
Дуйте, ветры, с кручи
Сильные, могучие!
После этих слов налетают «ветры» и «уносят», т.е. ловят «пушинки». «Пушинки» устремляются в круг к тополю. За чертой они недосягаемы. Пойманные «пушинки» становятся «ветрами».
Выигрывают те, кто остается около тополя.
«КАЗАЧЬЯ»
В игре участвуют только мальчики, они стоят в кругу. В центре круга стульчик – «боевой конь», верхом на «коне» - командир с красным флажком.
Дети скачут на воображаемых лошадках, ноги слегка пружинят в коленях. Левая рука каждого вытянута вперед, правая поднята вверх.
По сигналу воспитателя командир соскакивает с «коня», кладет флажок и становится в общий круг. Все остальные маршируют на месте, затем поворачиваются вправо и идут по кругу за командиром. Командир делает шаг внутрь круга, берет дудку, и, поворачиваясь кругом, дудит в нее. Двое мальчиков, около которых он остановился, поворачиваются спиной друг к другу и бегут в противоположные стороны вдоль круга. Каждый из них старается первым взять флажок и вскочить на «коня». Выигравший становится командиром.
«Четыре угла» («По уголкам»)
На земле чертится квадрат. Четверо учащихся становятся по углам, а пятый «мышка» заходит в середину. Стоящие по углам меняются местами по условному сигналу одного из игроков, а «мышка» старается занять чей- нибудь угол. Оставшийся без угла, становится «мышкой».
Раньше чтобы выявить водящего «канались» (делились) на палке. По очереди брались за палку, и чья рука была выше всех, тот становился водящим.
«Пивнячие (петушиные) бои» (единоборства в парах):
- вытолкнуть друг друга за линию, упираясь спинами;
- вытолкнуть друг друга за линию, упираясь плечом в плечо правым боком;
- вытолкнуть друг друга за линию, упираясь плечом в плечо левым боком;
- вытолкнуть друг друга за линию, упираясь грудью, руки за спиной.
«Попади в цель» (метание казацкой пики в цель). С пяти метров необходимо попасть «пикой» (палкой) в цель (мяч), закреплённую на стойке.
«Хлибчик»
Дети делятся на пары и встают врассыпную. Ведущий – хлибчик (хлебец)- становится на некотором расстоянии от детей, у него нет пары. Он громко произносит:
- Пеку, пеку хлибчик!
- А выпечешь?
- выпеку!
- А убежишь?
- Посмотрю!
С этими словами дети и хлибчик бегают по залу (по площадке) врассыпную по одному. На команду педагога «Пара!» быстро образуют пару, взявшись за руки. Тот ребенок, кому не хватило пары, становится хлибчиком. Игра повторяется.
«Калачи»
Дети становятся в три круга. Двигаются, подскоками по кругу и при этом произнося слова:
Бай – качи – качи - качи!
Глянь - баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры игроки могут меняться местами в кругах.
«Капуста»
Рисуют круг – огород. В его центр играющие складывают кубанки, платки и другие вещи, обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один выбранный хозяином, садится рядом с капустой. Хозяин, показывает движениями воображаемую работу, поет:
Я на камушке сижу.
Лозу тешу –
Плетень горожу.
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали
Коза с козлятами,
Свинья с поросятами,
Утка с утятами, курица с цыплятами.
Играющие стараются забежать в огород, быстро схватить капусту и убежать. Кого хозяин коснется рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет с огорода капусты, объявляется победителем.
«Заря-заряница»
Один игрок ребенок или взрослый держит шест с прикрепленными на конце лентами. Каждый играющий берется за ленту. Водящий стоит вне круга. Дети, держась за ленту, идут по кругу и поют:
Заря-заряница,
Казачка девица.
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые.
Раз, два не воронь,
А беги как огонь!
С последними словами водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот побеждает, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.
Приложение 3.
МАЛОПОДВИЖНЫЕ КУБАНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
«Пень»
Дети стоят по кругу парами лицом в круг. Один ребенок в середине круга прыгает на одной ноге. Дети поют:
Пень, пень, пень,
Дай конопель.
Трошку горошку,
Масла ложку.
При последнем слове мальчик встает впереди какой-нибудь пары. Ребенок, стоящий сзади, становится ведущим.
«Повтори!»
В эту игру играли казачата 3-6 лет по 10-20.
Создавали круг.
Вожаком был самый старший – шестилетка.
Он отходил в сторону, потому как не должен был видеть, кого выберут затейником.
А задача затейника — показывать разные движения, которые остальные играющие должны повторять сразу же, не раздумывая: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать на двух ногах — для трёх-, четырёхлеток; или как бы скакать на лошади, подпрыгивать на одной ноге — для 5-6-леток.
Вожака звали в круг.
Он прохаживался внутри него и присматривался, кто же затевает каждый раз новое движение.
При этом, по условиям, ему не разрешалось смотреть долго на кого - нибудь из игроков, т.е. на того, кто, как он думал, в настоящий момент исполнял роль затейника, а надо было поворачиваться в разные стороны. Как только при нём совершалось три движения, вожак угадывал затейника.
Это было довольно-таки трудно, потому как затейник старался менять движения незаметно, выбирал момент, когда вожак смотрит не на него. Если он ошибался и называл затейником не того, игра продолжалась.
Но после трёх ошибок выбирали нового вожака, а тот уходил из круга. Когда же вожак угадывал затейника, они менялись.
«ЗАЩИТИ КУРЕНЬ»
Подгруппа детей (8-10) стоят вокруг импровизированного куреня на расстоянии 1,5-2м. водящий в центре куреня, у него шашка. У каждого ребенка кольцо из полых резиновых трубок. По команде воспитателя «В курень попади!» дети быстро поочередно бросают кольца, стараясь попасть в курень.
« КАМЕШКИ»
Для игры нужно 5 небольших более или менее круглых камешков такой величины, чтобы все они уместились в ладони.
Дети, желающие играть. В порядке очередности легким броском рассыпают эти камушки, потом, выбрав один из них, подбрасывают его вверх и в то время, пока он летит вверх и спускается вниз, быстро берут одной рукой камешек и ловят в эту же руку тот, который опускается.
Затем, отложив один камешек в сторону, снова бросают оставшийся в руке камушек вверх и берут со стола по одному камешку.
«ЩЕЛЧКИ»
От круглой палочки диаметром 1 см воспитатели отрезают 10-15 маленьких кусочков в 1-2 см длиной, которые разрезают вдоль пополам: получаются маленькие ровные кусочки дерева (половинки), которые хранятся в коробочке.
Дети в порядке очереди берут эти половинки в пригоршню и рассыпают их по столу. Затем играющий щелчком ударяет один кусочек дерева о другой, лежащий в одинаковом положении (тоже берутся). Тот кусок дерева, в который он попадает, считается выбитым и берется как выигрыш.
Половинки, упавшие друг на друга и лежащие в одинаковом положении тоже берутся как выигрыш. Если же во время щелчка половинка задевает за другие половинки или падает на лежащие в неодинаковом положении, то играющий передает очередь в следующем порядке, в том случае он не берет и половинки.
Игра продолжается до тех пор, пока все половинки не окажутся выигранными.
Затем камешки раскладывают по 2 штуки и, подбросив один вверх, и берут уже каждый раз по два камешка. После этого ребенок раскладывает камешки так: три вместе и один в стороне. Снова бросает камешек вверх и, пока он летит, берет рукой один камешек, откладывает его, снова бросает находящийся на руке камешек и берет уже три камешка. Наконец он кладет все 4 камешка вместе, бросает пятый вверх и в это время захватывает все 4 камешка. Если ребенок роняет камешек или не успевает захватить лежащие на столе, игра передается следующему, который начинает игру с той фигуры, на которой он останавливается. Выигрывает тот, кто первый выполнит последнюю фигуру.
«РАЗБЕЙ КУВШИН»
Ведущий кладет колесо в центре игровой площадки. На палку, вставленную в спицу колеса, надевается глиняный кувшин. Можно заменить кувшин воздушным шариком, картонной коробкой и др. игрок берет в руки палку, отходит от кувшина на 5-6 шагов. Ему завязывают глаза. Делает несколько оборотов вокруг себя на месте, а затем направляется к кувшину, чтобы его разбить.
«ЛИХИЕ НАЕЗДНИКИ»
Оборудование: две детские лошадки и 12 резиновых колец.
Игра – шутка, в которой участвуют 6-12 человек. Участники делятся на две команды и становятся лицом друг к другу на расстоянии 6-8 шагов. На линии старта, между шеренгами команд, устанавливают коней, к ним привязывают шнур длиной 6-7 метров. Шнур от тележки каждой лошадки идет к катушке, которую держит «жокей» на линии финиша.
Остальным участникам раздают равное количество колец разного цвета - каждой команде свой цвет. По сигналу ведущего участники быстро ведут своих коней к финишу. Стоящие в шеренгах должны суметь набросить свои кольца на шеи коня противника. Побеждает команда, приведшая к финишу своего коня и набросившая наибольшее количество колец.
«КУБАНКА – ШАПКА КАЗАКА»
Ребята делятся на равные две команды. Играющие по команде подбрасывают вверх шапку-кубанку. Надо попробовать ее во время падения одеть на голову или палку. Побеждает та команда, которая меньше уронит кубанок.
«СЕЛЕЗЕНЬ И УТКА»
Играющие становятся рядом, рука в руке. Двое, стоящих на одном краю вереницы, отрываются от нее (это «селезень» и «утка») и бегут, подныривая под руки стоящих в ряду то спереди, то сзади, причем «селезень» догоняет «утку». Стоящие в углу приговаривают:
Догони, селезень, утку,
Догони, молодой, утку.
Поди, утушка, домой,
У тебя семеро детей,
Восьмой – селезень,
Девятая – утка,
Десятая – гуска.
Та пара, под руками которой «селезень» поймал «утку», заменяет их, а они становятся на освободившееся место.
«БРЫЛЬ (СОЛОМЕННАЯ ШЛЯПА С ШИРОКИМИ ПОЛЯМИ)»
Игроки сидят по кругу. В центре круга на расстоянии 5-6 см от края начерчен еще один круг. По команде ведущего: «солнце»,- все руками закрывают глаза . Одному из игроков ведущий надевает на голову брыль и сразу говорит: «Тень». Все открывают глаза. Тот, у кого брыль на голове, по этой команде бежит к центру круга. Остальные игроки не должны пускать его во внутренний круг. Если забежал в круг, он становится ведущим, если не успел - выходит из игры.
«ПОДСОЛНУХИ»
Игроки стоят в несколько рядов - это «подсолнухи». Один «земледелец» стоит в стороне и запоминает порядок расположения «подсолнухов». По команде ведущего: «Солнышко!», «земледелец» уходит. Два «подсолнуха» меняются местами. К началу считалки «земледелец» появляется перед «подсолнухами» и до конца считалки должен определить перемещение. Во время считалки «солнышко» ходит по кругу, а «подсолнухи» постоянно поворачиваются лицом к нему.
Считалка: Солнце: Солнце светит!
Все: Дождь идет!
Солнце: Семечко!
Все: Растет! Растет!
Солнце: К солнцу тянется росток!
Все: Тонкий, тонкий стебелек!
Солнце: Небосвод весь обегая,
Все: Солнце светит не мигая.
Солнце: Земледелец, не зевай,
Все: Перемены отгадай!
«МАЛЕЧЕНА – КАЛЕЧЕНА»
Играющие выбирают ведущего. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку длиной 20-30 см. все произносят такие слова:
Малена – Калена,
Сколько часов осталось.
До вечера,
До зимнего?
После слов «до зимнего» дети ставят палочку на ладонь или любой палец правой или левой руки. Как только дети поставят палочки, ведущий считает: «Раз, два, три...десять!». Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку. Ведущий может давать дополнительные задания: походить, присесть, поворачиваться направо, налево, вокруг себя. Детям желательно разойтись по всей площадке и встать как можно дальше друг от друга, чтобы удобнее было держать равновесие для палочки.
«ГОРШКИ»
Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Другая команда – «хозяевами». Они становятся за горшками. Один из играющих – водящий – изображает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает:
-Почем горшок?
Хозяин отвечает:
-По денежке.
А он не с трещиной?
- Попробуй.
Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит:
- Крепкий, давай сговор!
«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая:
Чичары, чичары, собирайтесь гончары
По кусту, по насту, по лебедю горазду!
Вон!
Со словом «вон» и «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны и вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот «хозяин», а опоздавший – водящий
«ЗАПЛЕТАЙСЯ ПЛЕТЕНЬ»
Выбирается водящий, который должен выйти в другую комнату или отвернуться от остальных играющих, чтобы не видеть их действий. Играющие образуют «плетень» - замкнутый руками круг. Кто – либо из участников хоровода проходит под руками детей противоположной стороны круга, затягивая за собой остальных, и так – до полного «заплетения», запутывания. Затем играющие зовут водящего, который должен распутать хоровод. Причем соединенные руки игроков должны находиться в правильном (не ломанном) соединении.
Приложение 4.
ХОРОВОДНЫЕ КУБАНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
«Во садике царевна»
Дети идут по кругу в одну сторону, девочка царевна в другую и поют: (движения повторяются согласно тексту)
Во садике царевна, царевна, царевна,
Царевну звать Наталья, Наталья, Наталья,
По садику ходила, ходила, ходила,
Златым кольцом звенела, звенела, звенела.
Царевича манила, манила, манила,
Иди сюда поближе, поближе, поближе,
И кланяйся пониже, пониже, пониже,
Ещё того пониже, пониже, пониже,
Здоровайся покрепче, покрепче, покрепче,
Ещё того покрепче, покрепче, покрепче,
В конце хоровода кланяются и обнимаются.
«Козел»
Дети идут по кругу, взявшись, за руки и поют:
Шел козел дорогою,
Дорогою широкою,
Нашел козел безрогую,
Безрогую козу,
Выходит мальчик «козел», обходит круг, выбирает «козу», кланяется, делая «рога».
Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем,
Печаль тоску размыкаем,
Размыкаем тоску.
Мальчик и девочка пляшут, дети хлопают в ладоши. Хоровод повторяется, девочка остается в роли «козы».
«ПЕРЕДАЙ ПОДКОВУ»
На Кубани есть поверье старинное: «Кто найдет подкову, тому она счастье принесет». Звучит музыка, дети стоят в круге и под музыку передают подкову друг другу. Как только музыка замолкает, тот у кого осталась подкова в руках, выходит в круг и танцует.
«РОМАН, РОМАН....»
Дети стоят в кругу лицом к центру. Говорят хором:
-Роман, Роман - на первое слово, наклонившись, обеими руками вырывают воображаемый сорняк, на второе слово- отбрасывают его в правую сторону от себя
Вырывай бурьян
Повторяются те же движения
Чтоб росла морковка
Воспроизводится посадка семян
Большая, как мутовка,
Чтоб росла репка
Сладкая и крепкая.
Чтоб вырос бобок
С большой горшок.
На первое ударение на каждой строке правой рукой берут из горсти левой руки семечко, а на второе ударение втыкают его в воображаемую грядку. Берутся за руки и водят хоровод.
«ПЕТУХ» («СОН КАЗАКА»)
Из играющих выбирается «казак», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:
Кто с утра чертей гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит «Ку-ка-ре-ку»?
Один из стоящих в кругу, кричит по- петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, - забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:
Все коровы во дворе
Размычались на заре.
Не понятно никому,
Почему «Му-Му, Му-Му».
Стоящий в кругу мычить, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:
Вот казак заснул опять,
Но не долго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать «кря-кря-кря».
Действие повторяется – казак забирает «утку».
Надоело казаку
«кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».
- Я не лягу больше спать,
Вас я буду догонять!
По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки – «воротники», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.
«ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» (1-Й ВАРИАНТ)
Играющие берутся за руки, образуя круг. В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх – делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку.
Один из участников игры – водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все говорят:
В золотые ворота проходите господа:
В первый раз – прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
Играющие, руки которых разъединил ведущий, бегут в стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, выдернувший ветку, идет в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.
ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» (2-Й ВАРИАНТ)
Играющие выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «серебряное блюдечко», другой — «наливное яблочко».
После этого ведущие берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота».
Остальные участники игры выстраиваются один за другим и гуськом проходят в «ворота», при этом говоря:
В золотые ворота
Проходите, господа!
В первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают «ворота», задерживая одного из игроков. Он просит: «Золотые ворота, пропустите вы меня!».
Ему отвечают: «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! Что выбираешь — серебряное блюдечко или наливное яблочко?». Задержанный игрок выбирает и переходит на ту или другую сторону, он встаёт за спину ведущего и поднимает руки. То же происходит с другими игроками.
Так играющие делятся на две команды. После этого они меряются силой — берут длинную верёвку и перетягивают её.
«ПТИЦЕЛОВ»
Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазам. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:
В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке
Птицы песни поют.
Ай! Птицелов идет!
Он в неволю нас зовет.
Птицы, улетайте!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птиц, которую он себе выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока.
Угаданная птица становится птицеловом.
«ДОСТАНЬ ПЛАТОК»
Играющие ходят по кругу, выполняя любые танцевальные движения. В центре круга стоит водящий с шестом в руке, на конце которого – платок. По сигналу воспитателя или по окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок. Кому это удается, тот и победитель, который становится водящим. Игра продолжается.
«Мельница»
Играющие встают в круг, и каждый не сходя, со своего места кружится. При этом все поют:
Мели, мели мельница!
Жерновочки вертятся!
Мели, мели засыпай
И в мешочки набивай!
Крутись, крутись, жернов!
Съеден хлеб наш черный,
Съеден белый хлебик.
Мели новый мельник!
На последнем слове песни все должны остановиться, и стоять не шевелясь. Кто не сумеет вовремя остановиться, из игры выходит. Остальные повторяют песню и опять кружатся. Остается в кругу самый внимательный. Он выигрывает.
«Заря-заряница»
Один игрок ребенок или взрослый держит шест с прикрепленными на конце лентами. Каждый играющий берется за ленту. Водящий стоит вне круга. Дети, держась за ленту, идут по кругу и поют:
Заря-заряница,
Казачка девица.
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые.
Раз, два не воронь,
А беги как огонь!
С последними словами водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот побеждает, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.
Приложение 5.
АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ МБДОУ детский сад №26
Уважаемые воспитатели! Просим вас ответить на вопросы анкеты. Искренние ответы помогут вам и вашим воспитанникам.
1. Какие из всех видов детской физической деятельности являются более важными?___________________________________________________________________________________________________________________________
2. Являются ли кубанские народные подвижные игры средством формирования основных движений детей 5-7 лет?_______________________
__________________________________________________________________
3.Что является содержанием основных движений? _______________________
__________________________________________________________________
4. Необходимо ли развивать эмоциональную отзывчивость детей в физической деятельности? ___________________________________________
__________________________________________________________________
5. Какие условия способствуют наиболее эффективному освоению детьми кубанских народных подвижных игр? _________________________________
__________________________________________________________________
6. Какие методы и приёмы, способствуют наиболее эффективному обучению кубанских народных подвижных игр у детей? __________________________
__________________________________________________________________
7. Какие трудности возникают у ваших воспитанников в освоении кубанских народных подвижных игр?_________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Целесообразно ли привлекать родителей к работе по формированию у детей патриотических чувств к малой Родине? __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
9. Используете ли вы в работе кубанские народные подвижные игры?_______________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета для родителей «Патриотическое воспитание ребенка»
1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Как вы думаете, необходимо ли патриотическое воспитание в детском саду?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Как Вы считаете, следует ли обучать детей кубанским подвижным играм? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Игры-ребусы и игры-головоломки в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Интеллектуальное развитие старших дошкольников Использование развивающих игр и головоломок Развитие интеллектуальных способностей...
Народные игры со словами для работы с детьми старшего дошкольного возраста
Народные игры со словами для работы с детьми старшего дошкольного возраста...
Игры на развитие речи с использованием технологии интерактивного обучения в работе с детьми старшего дошкольного возраста
В работе представлена подборка игр с использованием технологий интерактивного обучения по всем компонентам речевого развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования, направленных на:- овладение ...
Сообщение из опыта работы на городском методическом совете воспитателей старших и подготовительных групп "Коммуникативные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение.Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования к це...
Примерное перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по блоку «Круглый год народный месяцеслов»
Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были тесно связаны с земледельческим трудом, с жизнью природы. Наши предки верили в божества, поклонялись им. Первыми, еще в глубокой древности, возникли...
Использование русских народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Русская народная игра как предмет творческой деятельности формировалась и развивалась в течение достаточно длительного времени, именно поэтому в ней гармонично сочетаются двигательные функции, речь, п...
Календарное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста ТЕМА НЕДЕЛИ: «История и традиции кубанского народа»
Задачи периода:Образовательные: Формировать знания о родном крае, его традициях, развивать интерес к народным промыслам Кубани, воспитывать любовь к малой родине.Развивающие: Развивать духовно - нравс...