Использование русских народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа)

Старикова Елена Юрьевна

Русская народная игра как предмет творческой деятельности формировалась и развивалась в течение достаточно длительного времени, именно поэтому в ней гармонично сочетаются двигательные функции, речь, последовательность действий и культурные традиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_russkih_narodnyh_igr_v_rabote_pedagoga.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Использование русских народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Русская народная игра как предмет творческой деятельности формировалась и развивалась в течение достаточно длительного времени, именно поэтому в ней гармонично сочетаются двигательные функции, речь, последовательность действий и культурные традиции.

Практически во всех русских народных играх есть элемент передачи опыта жизненно важной деятельности от взрослых к детям, поэтому правила этих игр предопределяются необходимостью формированию волевых качеств личности (умение терпеливо ждать, действовать только по сигналу, быстрота и точность движений, умение достойно проигрывать и выигрывать).

Во многих русских народных играх передаются традиции семейного и бытового уклада русского народа, правила воспитания детей и отношение к старшим. Именно поэтому русские народные игры должны использоваться как действенный способ воспитания морально-нравственных качеств отдельной личности и общества в целом.

Использование элементов костюмов, масок, многообразие движений и перестроений во время игры стимулируют процессы восприятия цвета и формы, а если в правилах игры присутствуют еще и временные и пространственные категории это дает возможность ребенку осознать их через игровую форму.

Необходимость запоминания игры в целом и ее отдельных частей, для того чтобы выиграть, показать лучший результат развивает память и наглядно-действенное мышление, координацию движений и речи.

Во многих играх, особенно общественных, участвующим приходится выбирать из своей среды товарища, который должен начинать игру или вести её от начала до конца, а вместе с этим распоряжаться её действиями и вообще наблюдать за правильным ее ходом. Чтобы  во всех этих  распоряжениях не было ни малейшего спора. А, наоборот, всюду господствовал полнейший порядок и правила игры строго исполнялись, в большей части игр выбирается по жребию один или несколько лиц, на которых и возлагаются  обязанности ненарушимо блюсти существующие обычаи игры. (Т.Е. практически любой участник игры, будучи выбранным ведущим, становится лидером. Стремясь к этому, ребенок легче преодолевает страх, напряжение физическое и моральное, неуверенность в себе и у него возникает желание показать лучшие свои качества, и заслужить уважение сверстников)

Жребий:

- счет (обыкновенный счет по числу игроков. Например 5. Слово «пять» ключевое)

- прибаутки (считалочки)

Например:

Шла кукушка мимо сети,        Ах ты, Совушка – сова,        Конь ретивый с длинной гривой

А за нею малы дети.                 Ты большая голова!              Скачет, скачет по полям,

Кукушата просят пить.             Ты на дереве сидела,             Тут и там, тут и там!

Выходи – тебе водить!              Головою ты вертела –           Где проскачет он -

                                                     Во траву свалилася,              Выходи из круга вон!

                                                     В яму покатилася!

- меряться на палке (канаться)

Дети перехватывают по очереди палку руками, тот чья рука окажется последней - водит

- угады

Палочки, одна из которых короче остальных, дети вытягивают по одной палочки. Кто вытащит короткую, тот водит.

В любой игре неизбежно бывают промахи, неудачи, оплошности и за все это следует наказание. Раньше наказания были достаточно жестоки, они приносили или физическую боль, или дополнительное усилие. Например: закидать бегущего мячами, ударить в спину, битьё шапками и т.д. В настоящее время наказание носит безобидный характер и является скорее условным, чем настоящим. Наказание должно восприниматься шутя и смеясь, «В игре не плакать!». Например: пропрыгать на одной ножке, прокукарекать, изобразить статую и т.д.

Я использую различные типы игр.

1. Символические игры (театрализованное представление)

- во-первых, дети большей частью повторяют только то, что они сами видят в жизни, к которой готовятся и для которой путем упомянутых игр упражняют себя

- во-вторых, все эти игры обязательно подчиняются известным правилам и законам, в следствии чего дети только больше и больше социально адаптируются и обретают навыки общения;

- в-третьих,  в символических играх  четко расставлены положительные и отрицательные акценты, а дети вносят свои наблюдения в форме разных оттенков, делают их предметом своей детской критики, выражая сочувствие одним, порицание другим, вырабатывают для себя обдуманную и более практическую программу для дальнейшей своей жизни.

К символическим играм относятся:

- Волк и дети

В этой игре дети имеют возможность проявить фантазию при имитации движений. Особое внимание уделяется действию по сигналу, что требует выдержки и самоконтроля.

Кто-нибудь по жребию изображает собой волка. Волк, подперши лицо руками, сгорбленный, сердитый, сидит в стороне и молчит. Остальные игроки, детки, разбегаются в разные стороны, делают вид, будто собирают ягоды в лесу и поют:

Щипаю, щипаю по ягодку.

По черную смородинку,

Батюшке в стаканчик,

Матушке в рукавчик,

Серому волку травки на лопатку!

С последними словами дети бросают в волка травку (листочки) и бегут от него врассыпную. А он ловит их. Пойманный становится волком.

- Гуси-лебеди

Данная игра по своему содержанию ближе к театральному представлению. В игре достаточно много текста и детям нужно или запомнить его, или передать очень близко к тексту, иначе игра не может быть продолжена. Две главные роли с ярко выраженным характером: положительная – хозяйка, и отрицательная – волк. Волка как отрицательного персонажа наказывают обманом.

Играющие выбираю волка и хозяина, а сами изображают гусей-лебедей. Волк уходит на указанное ему место, называемое горой, а гуси-лебеди, посидев некоторое время у хозяина, убегают в поле. Через некоторое время хозяин идет в поле и кричит: «Гуси-лебеди! Домой!» Гуси отвечают: «Волк под горой!» - «Что волк делает?» - «Травку щиплет». – «Ну бегите же домой!» Гуси бегут, а волк их ловит и поодиночке уводит на свою гору. Когда переловит всех гусей, тогда хозяин топит волку баню, приносит ему щепки, камушки и т.п. Волк идет в баню и делает вид, что он моется и парится.

По выходе из «бани» хозяин кричит: «Волкушко! Я тебе коровушку брошу!» Бросает палку, волк бежит за брошенной палкой, а гуси-лебеди в это время убегают к хозяину

- В короли

- В рабы

- Оленьки

-Казаки и разбойники

- Коршун

- Ворон и куры

- Волк и овцы

- У медведя во бору

- Зайчики

2. Игры с песнями и хороводами, прибаутками, закличками, имитацией движений. 

В этих играх очень важно гармоничное сочетание движений и речи. Причем речь не простая, а имеющая напевную форму и определенный ритм, совпадающий с движением. Дети в эти игры могут внести большую долю творчества. Эти игры приносят детям большое эмоциональное удовлетворение. Они хороши для игры в перерыве между двумя частями сложного интеллектуального занятия.

- Гори, гори ясно

В этой игре сохранены культурные традиции в речи, в движениях, в правилах. Есть соревновательный дух.

Дети стоят в кругу и держатся за руки. В середине – ребенок с платочком в руке (водящий)

1-8 такты. Все идут вправо по кругу, а водящий машет платочком.

9-16 такты. Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий движется поскоками внутри круга. С окончанием музыки останавливается и поворачивается лицом к двум стоящим в кругу детям.

7-22 такты. Играющие хором поют считалку:

Гори, гори ясно.

Чтобы не погасло.

Раз, два, три! Беги!

После этого двое ребят, напротив которых остановился водящий, поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремится прибежать первым, чтобы взять у водящего платок и поднять его вверх.

- Селезень и утка

Речевая составляющая этой игры носит яркий фольклорный характер. Присутствуют две роли положительная и отрицательная, но с неярко выраженными чертами. Для играющих в круге важно скоординировать движения и проявить сплоченность.

Играющие становятся в круг, в середину которого ставят утку, а за кругом селезня, который ловит утку. Стоящие в круговой цепи поют:

Селезень ловит утку,

Молодой ловит серую.

Поди, утица, домой,

Поди, серая, домой!

У тя семеро детей,

Восьмой селезень!

Во время исполнения песни селезень, ходящий за кругом, старается поймать утку, а для этого проникнуть в круг, но его всячески удерживают составляющие круг.

«Бабка Ёжка»

Это игра приносит детям большое эмоциональное удовлетворение, снимает психическое напряжение из-за веселого забавного текста и возможности проявить свои физические навыки

Бабка Ёжка костяная ножка

С печки упала, ногу сломала,

А потом и говорит:

  • У меня нога болит.

Пошла она на улицу

-Раздавила курицу.

Пошла на базар

- Раздавила самовар!

«У дядюшки Трифона»

В этой игре ведущий должен проявить незаурядные творческие способности для придумывания и демонстрации новых движений, поэтому каждый ребенок стремится стать ведущим.

У дядюшки Трифона семеро детей,

Семеро детей, и все сыновья.

Они не пьют, не едят,

Друг на друга глядят

И все делают вот так.

- Прибаутки с движением

Слова сопровождаются определенными движениями. При повторах темп игры ускоряется. От ребенка требуется большая концентрация внимания, памяти и самоконтроля, чтобы выполнить все без ошибок.

Летели две птички.

Собой невелички.

Как они летели-

Все люди глядели

Как они садились-

Все люди дивились

Сели, посидели

Взмыли, полетели!

-Мышеловка

Эта задорная, веселая игра, которая доставляет детям огромное удовольствие. Для развития внимания и моторики можно использовать одну мышеловку или несколько. Усложнение игры идет за счет изменения правил. Мышеловки могут захлопываться одновременно или по очереди, по определенному сигналу.

- Ворота

-Олень

-Лень

3. Игры с завязанными глазами

Эти игры незаменимы для развития слухового  восприятия, тактильной чувствительности, вестибулярного аппарата

- Узнай, кто?

- Жмурки

- Пора, бабушка, в пир

Играющие образуют круг, держа друг друга за руки. В середину круга ставят одного с завязанными глазами, - это и есть бабушка. Кто-нибудь из стоящих в кругу говорит: «Бабушка, бабушка! Пора в пир!». Бабушка отвечает: «Не в чем!» - «В рогоже!» - «Не гоже!» - «В лукошке!» - «Покато!» - «На крылышках полетай!»

При последних словах бабушка, кружась и махая руками наподобие летящей птицы, приближается к окружности круга и, натыкается на кого-нибудь, старается узнать его. Если узнает, то последний делается бабушкой, если не узнает, то бабушка продолжает ловить по-прежнему.

-Слепая Олена.

Эти игры нужно организовывать так, чтобы у детей было безопасное пространство. Для того чтобы игра была интересной дети должны проявлять высокий уровень самоконтроля и выдержки, т.к. стоять нужно неподвижно и не произносить ни слова.

Одному игроку завязывают глаза и сажают на скамейку, это «слепая Олена». Остальные подходят к водящему , дотрагиваются до него рукой, приговаривают:»Прощай. Слепая Олена!». После быстро удаляются от него, тщательно скрывая место своего нахождения. «Слепая Олена» прислушивается к шороху игроков, встает с места и быстро идет к тому месту, где, по его мнению, игроки находятся. Если там действительно находится игрок «Олена» пытается его  рассмешить. Засмеялся игрок, то он становится «слепой Оленой».

В настоящее время, когда все больше места в жизни детей занимает компьютер, русская народная игра дает возможность получать удовольствие от общения со сверстниками, обучает навыкам коммуникативной культуры и дает возможность для эмоциональной и физической разрядки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методическое пособие по использованию элементов русского народного фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

В работе с детьми младшего дошкольного возраста  потешки и пальчиковые игры применяются не только с целью развития речи, но и для формирования привычки здорового образа жизни, развития мелкой мот...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарёй, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. А чт...

Программа "Мы играем в кубанские народные игры" (использование кубанских народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста)

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования, при отсутствии педагогических рекомендаций по методике использования кубанских народных подвижных...

Педагогическая система работы «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста »

quot;Болеет без конца ребёнок.Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.- Ведь я его с пелёнокВсегда в тепле держать стремлюсь.В квартире окна даже летомОткрыть боится – вдруг сквозняк,С ним,...

Проект «Русское народное декоративно – прикладное искусство с детьми старшего дошкольного возраста»

Знакомство с русским народным декоративно – прикладным искусством и развитие художественно – творческих способностей средствами декоративного рисования у детей старшего дошкольного возраст...