"Современные развивающие технологии: использование методов и приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников"
презентация

Грачёва Елена Игоревна

Презентационный материал

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Современные развивающие технологии: Использование игровых методов и приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников» Подготовила учитель – логопед МДОУ «Детский сад № 61» Грачева Елена Игоревна Ярославль, 2017 Семинар-практикум Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 61»

Слайд 2

Актуальность Высокий творческий потенциал Способный нестандартно мыслить Умеющий находить выход из любой ситуации Самостоятельный Необходимо: изменить способы взаимодействия с дошкольниками

Слайд 3

«Творчество во всём» ТРИЗ-технология – теория решения изобретательских задач Генрих Саулович Альтов ( Альтшуллер )

Слайд 4

ТРИЗ-технология Радость от первых творческих открытий Детям некогда скучать Диалоги, живое общение, дискуссии Внимание на любопытные вещи Предложение посмотреть на событие, предмет с разных сторон Интересные опыты " ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию". Г. С. Альтшуллер

Слайд 5

Цель ТРИЗ-технологии: учить ребенка творчески подходить к решению той или иной проблемы. ТРИЗ - технология = РТВ ( развитие творческого воображения) . Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению Регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами

Слайд 6

Педагогический поиск Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить Основное средство работы с детьми П оиск нетривиальных вариантов для выхода из разных жизненных ситуаций

Слайд 7

Дидактические принципы ТРИЗ-технологии Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора. Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения. Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность. Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих. Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей. Принцип природосообразности обучения - предполагает необходимость воспитания ребёнка в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире, т.е. учёт возрастного и индивидуального подходов.

Слайд 8

Обучение решению творческих изобретательных задач На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта. Например: мяч- как можно использовать предмет? Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Например: «Хорошо-плохо». Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда

Слайд 9

Обучение решению творческих изобретательных задач На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др. Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д. На последнем этапе , опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.

Слайд 10

Основные методы ТРИЗ-технологии Синектика – метод аналогий «Мозговой штурм» «Да-нет-ка» Метод фокальных объектов Морфологический анализ Метод Робинзона Системный оператор

Слайд 11

Особенности Взаимодействия между воспитателем и ребёнком При ответе детей их необходимо слушать внимательно, восхищаться новой идеей. Отсутствие отрицательных оценок и критики в адрес ребенка. Привычные оценочные слова заменяются и разбавляются синонимами, например, использовать не слово "правильно", а слова "замечательно", "здорово", "интересное решение", "необычный подход". Поддерживать ребенка, когда он хочет возразить взрослому, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.

Слайд 12

Особенности Взаимодействия между воспитателем и ребёнком Не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны. Общение детей и воспитателя должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости. Создание ситуации успеха: целенаправленное создание комплекса внешних условий, способствующих удовлетворению радости, спектру положительных эмоций участников педагогического процесса. Мотивация ребенка на активное участие в играх и занятиях.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования в коррекции развития речи дошкольников

В докладе представлены различные методы наглядного моделирования в практической работе учителя-логопеда....

Мастер-класс на тему: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Мастер-класс на тему:«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»...

«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Сегодня дорогие коллеги ,я хочу поговорить с вами о ТРИЗ технологии. ТРИЗ зародился давно, в 1946 году, основателем данной технологии является великий немецкий  философ, писатель, изобрета...

«Использование методов и приёмов ТРИЗ-технологии в работе с дошкольниками». для школы молодого специалиста.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспита...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Мастер-класс для педагогов на тему:«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»...

Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности с ТНР с использованием методов и приёмов ТРИЗ

Занятие по развитию связной речи "Придумаем новую  сказку" составлено с применением методов и приёмов ТРИЗ. Дети учатся придумывать новые сказки, связывать их в единую сюжетную линию на...

Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности с ТНР с использованием методов и приёмов ТРИЗ

Занятие по развитию связной речи "Придумаем новую  сказку" составлено с применением методов и приёмов ТРИЗ. Дети учатся придумывать новые сказки, связывать их в единую сюжетную линию на...