«Игровая технология как эффективное средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
статья (средняя группа)

Наумкина Наталия Викторовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Игровая технология как эффективное средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

 В содержании Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) подчёркивается необходимость патриотического воспитания подрастающего поколения, ведь  именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — основа формирования будущего гражданина своей страны.

Патриотическое чувство - это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Очень важно, чтобы ребёнок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и её будущее. Нельзя быть патриотом не чувствуя связи с Родиной, без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры,  не зная, как любили, берегли и защищали её наши предки, наши отцы и деды. 

Любовь к Родине, родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти.

Целью ФОП ДО является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.[1]

Среди множества задач патриотического воспитания детей можно выделить основные:

  • воспитание настоящего гражданина, любящего свою Родину, уважительного отношения к Родине;
  • формировать патриотические чувства к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу);
  • формирование уважения к культурному наследию своего народа;
  • воспитание любви к своим национальным особенностям;
  • чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
  • уважительное  отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Патриотическое воспитание дошкольников представляет собой комплексное использование разнообразных методов и форм работы с учётом возраста детей: беседы о родном городе и стране, рассказы воспитателя о знаменитых людях и достопримечательностях; наблюдения за изменениями в облике родного города, трудом людей;  экскурсии и целевые прогулки; показ иллюстраций, фильмов, слайдов; прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине); использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички); ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством; знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов; организация тематических выставок; участие в акциях, общественных и народных календарных праздниках.

Чтобы достигнуть определенного результата в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста, в работе педагогов необходимо использовать новые методики и технологии. Причем эти технологии не должны казаться ребенку скучными и неинтересными, а должны естественно и гармонично наполнять его мировоззрение содержанием.

Одним из средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста является игровая технология.  Игровая технология занимает ведущее место в формировании у дошкольников чувств патриотизма. Знания, приобретаемые детьми в ходе различных форм игры, становятся достоянием их личного опыта. Именно игра, сочетая в себе эмоциональное, познавательное, занимательное, и позволяет овладевать необходимыми знаниями, повышает концентрацию внимания детей, влечёт за собой интерес к представленному материалу.

Игровая технология представляет собой процесс педагогического взаимодействия взрослых и детей в рамках единого ценностно-смыслового игрового пространства, результатом которого является формирование у детей патриотических ценностей на основе проявления чувства любви к родным и близким людям, привязанности к семье, родному дому, Родине.

В своей деятельности мы используем разные виды игр, которые направлены на развитие патриотических чувств у детей.  Это дидактические игры: «Путешествие по городу Балашову», «Собери флаг России», «Русские матрешки», «Народные промыслы», «Какие праздники ты знаешь»,  «Найти пару»,  «Народы Российской Федерации» и многие другие.

Увлечённый своей работой педагог всегда старается искать новые подходы, идеи, методы в своей педагогической деятельности, которые бы максимально заинтересовали детей и соответствовали бы их возрасту. Так была разработана настольная игра - ходилка «Моя Родина - Россия», которая позволяет детям в доступной форме получить и закрепить знания о своей Родине. Используя игровое поле (физическая карта России) педагог в игровой форме отправляется вместе с детьми в невероятное путешествие по просторам Родины. На каждой остановке воспитанники получают занимательные задания, расширяющие кругозор детей о народных костюмах, природных особенностях, историческом и культурном наследии нашей страны.

Таким образом, игровая технология позволяет сформировать у детей познавательный интерес к истории своей страны, родного города, поселка,  а также умение делиться полученной информацией со своими близкими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные (сюжетные) игры – эффективное средство физического воспитания детей дошкольного возраста.

Подвижные игры играют важную роль в воспитании как моральной и волевой устойчивости в действиях и поступках, так и воспитанию коммуникативных умений и сознательной дисциплинированности: с одной сторон...

Народные подвижные игры как эффективное средство физического воспитания детей дошкольного возраста»

Я не боюсь  еще раз и еще раз повторить:забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит ихдуховная жизнь, мировоззрение, умственное разв...

"Подвижные (сюжетные) игры - эффективное средство физического воспитания детей дошкольного возраста".

В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребенка. У него активно формируется нервная, костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основ...

«Подвижные игры как эффективное средство физического воспитания детей дошкольного возраста».

План: 1.  Введение.2.  Основная часть.               Теоретические основы изучаемой проблемы....

Игровая технология, как инновационное средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами инновационных техноло гий, воспитания у дошкольников чувства любви и уважения к родному краю с пр...

Виртуальная экскурсия как одно из эффективных и инновационных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Необходимость и значимость патриотического воспитания подрастающего поколения остается одним из главных и приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации.В Указе Президента Росс...