Статья "Игровая технология, как инновационное средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
статья

Огонькова Оксана Евгеньевна

Аннотация: статья посвящена вопросам нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами инновационных техноло гий, воспитания у дошкольников чувства любви и уважения к родному краю с применением информационных и коммуникационных технологий и использованием игровых технологий в образовательной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Огонькова Оксана Евгеньевна

Воспитатель

МКОУ «Новочерепетская СОШ ЦО»

Суворовского района Тульской области

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИННОВАЦИОННОЕ СРЕДСТВО  ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: статья посвящена вопросам нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами инновационных техноло гий, воспитания у дошкольников чувства любви и уважения к родному краю с применением информационных и коммуникационных технологий и использованием игровых технологий в образовательной деятельности.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, игровая технология, игра, инновационные технологии, дидактическая игра.

Одним из самых важных и высоких моральных чувств, формируемых у дошкольников, является чувство патриотизма. Это чувство является одним из самых существенных показателей нравственности личности. Наиболее благоприятным для воспитания патриотических чувств является дошкольный возраст, когда активизируется интерес ребенка к социальному миру, общественным явлениям. Вместе с тем проблема патриотического воспитания обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению.        

 Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме патриотического воспитания в семье.

Возможным средством решения существующего противоречия может стать игровая технология. Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, поэтому ее применение для реализации задач патриотического воспитания является эффективным. Знания, приобретаемые детьми в ходе различных форм игры, становятся достоянием их личного опыта.

Игровая технология представляет собой процесс педагогического взаимодействия взрослых и детей в рамках единого ценностно-смыслового игрового пространства, результатом которого является формирование у детей нравственно-патриотических ценностей на основе проявления чувства любви к родным и близким людям, привязанности к семье, родному дому, Родине.

Игровая технология в дошкольной организации должна быть организована с учетом ряда принципов.

Принцип культуроцентричности основывается на учете ситуации, в которой развивается ребенок. Игра учитывает этнокультурный компонент области, особенности национальной культуры.

На основе принципа аксиологичности выстраивается система ценностей, свойственная социокультурной среде, в которой ребенок развивается, и это, прежде всего, система базовых национальных ценностей. Важным компонентом выступает самоопределение значимых для ребенка взрослых – родителей и педагогов в направлении духовности, нравственности и патриотизма. Благодаря ценностной позиции значимых взрослых ребенок приобретает опыт личностных, эмоционально окрашенных смыслов в отношении ценностей окружающего мира и выступает как субъект ценностного освоения норм и правил поведения, соотнося свое поведение с усвоенными ценностями.

В своей деятельности мы используем разные виды игр. Такие, как дидактическая игра лото «Семейные ценности». Цель, которой актуализировать значимость семейных ценностей в жизни человека и его семьи, рода, народа. Так же мы разработали комплекс дидактических игр, направленных на изучение ис тории города и области.

  1. Дидактическая игра «Собери картинку». Цель: учить собирать целое из частей, развивать мышление детей.
  2. Дидактическая игра «По улицам города». Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Свои ответы дети сопровождают показом на макете.
  3. Дидактическая игра «Помоги добраться до указанного места». Цель: учить выполнять правила, держать цель от начала до конца.
  4. Дидактическая игра «Какие люди живут в твоём городе». Цель: расширить знания детей о разнообразных профессиях взрослых, их названиях. Воспи тывать интерес и уважение к труду.
  5. Дидактическая игра «Прогулка по городу» Цель: развивать интерес к истории своего города. Содержание игры: на игровом поле картинки с изображением города Суворова. А также изготовили атрибуты для творческих сюжетно-ролевых игр: «Путешествие по городу», «Мы пришли в музей».

Нами применяются игры, посвященные национальным патриотическим праздникам. Например, ко Дню народного Единства, используем игру «Найти пару» «Народы Российской Федерации».

В образовательном процессе мы используем игру-бродилку «Путешествие по Тульской области» с указанием основных достопримечательностей города. Эта игра позволяет сформировать у наших воспитанников первичные представления о своей родине, ее традициях и обычаях, познакомит с выдающимися людьми, архитектурой некоторых сооружений, поселениями  Тульской области. С помощью игрового поля и фишек дети ходят от места к месту, или от события к событию, и знакомятся с указанными пунктами в игровой форме. Таким образом, дети знакомятся с интересными историческими фактами, со знаменитыми людьми.

Развивающая предметно-пространственная среда по патриотическому воспитанию наполнена, по теме народные традиции и культура такими играми: игра «Парочки», «Национальный костюм, «Русские народные сказки, лото, «Народные костюмы и национальная кухня». Таким образом, игровая технология, включающая в себя различные средства, формы и виды игры позволяет сформировать у детей познавательный интерес к истории родном городе, поселке, а также умение делиться полученной информацией со своими близкими. Таким образом, итоги наблюдений, осуществлённых в процессе проводимой работы по патриотическому воспитанию дошкольников средствами ознакомления с историей родного края, позволяют сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155).
  2. Акинина Е.И. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Е.И. Акинина, С.И. Ростовщикова, Ю.А. Акинина // Вестник научных конференций. – 2019. – №3–3 (43). – С. 13–14 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37624316_53002908.pdf
  3. Ахметова Н.Н. План-программа по краеведению в дошкольном образовательном учреждении / Н.Н. Ахметова. – Ч. I. – М., 1997.
  4. Батаговская Н.Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольни ков посредством ознакомления с Родиной / Н.Н. Батаговская, Г.В. Беляева, Н.Н. Малявина // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: сб. трудов XXIV междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 28 октября 2019 г.). – Белгород, 2019.
  5. Герасимова З. Знакомим старших дошкольников с родным городом / З.

Герасимова // Дошкольное воспитание. – 1986. – №11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типично...

Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Воспитатель найдет здесь полезную информация при создании мини-музея в группе детского сада....

«Анализ работы по инновационной деятельности «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современного детского сада»

С 2019 года  МДОУ «Детский сад № 5» начал работать в инновационном режиме по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современной дошкольной организации&raq...

Игровая технология, как инновационное средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами инновационных техноло гий, воспитания у дошкольников чувства любви и уважения к родному краю с пр...

Виртуальная экскурсия как одно из эффективных и инновационных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Необходимость и значимость патриотического воспитания подрастающего поколения остается одним из главных и приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации.В Указе Президента Росс...