Педагогическое сопровождение родителей, как успешный фактор адаптации детей к детскому саду
методическая разработка (младшая группа)

Севалова Юлия Николаевна

Методическая разработка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Педагогическое сопровождение  родителей, как успешный фактор адаптации детей к детскому саду»

Дошкольное детство – важнейший этап в жизни ребёнка. Проблема адаптации ребёнка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и продолжает оставаться актуальной и в наше время.

Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого периода. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована в первую очередь на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребёнка. Это значит, что взрослые в процессе общения с ребёнком обеспечивают ему: чувство психологической защищенности; доверие к миру; эмоциональное благополучие; формирование базиса личностной культуры; развитие его индивидуальности.

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. При поступлении в дошкольное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптация – серьезное испытание, как для малышей, так и для их родителей. И поэтому так актуален на сегодняшний день комплексный подход к решению проблемы адаптации.

Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт и содержательную жизнь в детском саду и дома, то это станет залогом оптимального течения адаптации детей.

Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. От того, насколько успешно ребёнок адаптируется к детскому саду, будет зависеть конечный результат – спокойный ребёнок, с удовольствием посещающий ДОУ.

 В.А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.

Целью в период адаптации детей к детскому саду является: создание условий для установления доверительных, партнёрских отношений с родителями, развитие педагогической компетентности родителей.

Для достижения цели я решала следующие задачи:

  • выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в семье и ДОУ.
  • оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по вопросам воспитания ребёнка.
  • работать в тесном контакте с семьями воспитанников.
  • использовать различные формы сотрудничества с родителями.

В процессе взаимодействия детского сада и семьи лежит принцип открытости ДОУ обществу, дающий возможность обоснования знакомства родителей с программами и условиями организации образовательного процесса в ДОУ, а также адаптации программного материала для родителей.

При этом условиями гармонизации отношений педагога и родителей служат следующие принципы работы педагога с семьёй:

  • соблюдение прав и свобод ребёнка;
  • тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребёнка;
  • правильная оценка достоверности информации, полученной в процессе исследования семьи;
  • понимание неизбежности субъективности точки зрения педагога;
  • учёт запросов родителей в планировании и осуществлении педагогической деятельности.

Ожидаемые результаты работы с родителями:

  • появление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско–родительских отношений;
  • повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах;
  • увеличение количества обращений с вопросами,  индивидуальными консультациями к педагогу;
  • возрастание интереса к мероприятиям, проводимых в ДОУ;
  • увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятиях;
  • рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и ФГОС ДО одной из основных задач, стоящим перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при проектировании системы взаимодействий ДОУ и семьи. Процессы в системе образования, его вариативность, инновационные программы, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОУ с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической  культуры родителей.

Задача модернизации взаимодействия семейного воспитания и ДОУ – развитие отношений «Ребёнок-педагог – родитель».

Любая инициатива педагога, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение связей и отношений ребенка со взрослыми.

Взаимодействие педагогов с родителями невозможно без учёта интересов семьи. Поэтому я стараюсь использовать такие формы и методы работы, которые позволяют учесть актуальные интересы родителей.

Применяю разные формы работы с родителями: коллективные, индивидуальные, наглядно – информационные.

Коллективные формы.

Родительское собрание на тему «Адаптация ребёнка к детскому саду», на котором  я познакомила родителей с нормативными документами дошкольного учреждения, с коллективом педагогов. Родители получили полезную информацию о содержании работы с детьми.

  Предоставила консультацию «Что делать, если ребёнок плачет при расставании с родителями».

 Применяю индивидуальные формы работы с родителями: индивидуальные консультации, беседы с воспитателем, педагогом – психологом, обучение родителей осуществлению коррекционно – развивающего взаимодействия с ребёнком.

В процессе индивидуальной беседы родителям предоставляется возможность выяснить все интересующие их вопросы, связанные с адаптацией ребёнка к ДОУ. Они задают вопросы, предлагают свои варианты их решения. В форме дискуссии обсуждаем проблему адаптации детей, родители рассказывают об опыте семейного воспитания ребёнка.

При необходимости провожу с родителями консультации с целью помочь им в разрешении проблемных вопросов по адаптации ребёнка. Например, «Как избежать осложнений в адаптации?», «Режим дня для ребёнка» и др.

 Использую наглядно – информационные формы работы. В родительском уголке поместила консультации «Адаптация ребёнка в детском саду», информационные листы - памятки «Адаптация. Что это такое?».

Предложила вниманию родителей информационную раскладушку «Ребёнок начал ходить в детский сад, как ему помочь адаптироваться?», папку - передвижку «Факторы, от которых зависит успех адаптационного периода».

Наряду с традиционными формами я использую и нетрадиционные формы работы с родителями: информационно – аналитические, наглядно – информационные, познавательные, досуговые формы.

    Информационно – аналитические формы: проведение соцопросов; анкетирование.

 Провожу с родителями соцопросы, анкетирование с целью определения готовности ребёнка к посещению дошкольного учреждения. Предлагаю родителям заполнить анкету «Готов ли ваш ребёнок к поступлению в детский сад?», содержащую вопросы о поведении ребёнка дома, его познавательной и игровой активности. Анкета позволяет получить дополнительную информацию о степени готовности ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение. Отвечая на вопросы анкеты, родители могут оценить степень готовности ребёнка к новым условиям на основе своих наблюдений и семейного опыта и предотвратить возможные трудности. Наблюдая за родителями и анализируя анкеты, которые они заполняли, я отметила, что некоторые родители не оценивают плаксивость ребёнка, как вероятность нормального состояния дошкольника в период адаптации к детскому саду, они напуганы этим, не готовы проявить терпение. Говорю родителям о необходимости посещения детского сада укороченное время, прибегаю к помощи педагога – психолога.

1. Первичная анкета для родителей «Давайте познакомимся» (очень полезна для знакомства с семьёй ребёнка и с самим ребёнком, а также даёт возможность родителям лишний раз вспомнить, что любит ребёнок и с кем он этим занимается и вообще немного

2. Анкета для родителей "Особенности общения родителей и детей в семье" (позволяет воспитателю узнать особенности общения родителей и детей в каждой семье)

3. Анкета для родителей «Как вы относитесь к своему ребёнку» (даёт возможность родителям задуматься о своём отношении к ребёнку)

4. Тест на выявление отношения родителей к воспитателю и детскому саду «Курочка и цыплята» (результаты тестирования позволяют:

- выявить отношение родителей к воспитателю и к детскому саду, а также к ребёнку;

- выработать систему действий, направленных на укрепление детско-родительских отношений). Этот тест может проводится раз в год, он помогает планировать работу с родителями.

5. Анкета для родителей «Воспитание детей» (результат анкетирования позволяет родителям узнать правильных ли принципов воспитания они придерживаются).

6. Тест – игра: «Какой Вы родитель?»

7. Тест-игра: «Семейное дерево» (даёт возможность родителям увидеть, как выстраиваются отношения в семье, в том числе родителей и детей).

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

    Наглядно – информационные формы: выпуск стенгазет, мини – журналов; ормление инфациормов;онных стенд создание видеотеки по работе ДОУ; открытые занятия  занятия(((онлайн); презентации; размещение информации на сайте ДОУ.

Оформила для родителей стенгазету «Первые дни в детском саду», мини – стенд «Я пришёл».

   Создала видеотеку по работе с детьми нашей группы в форме папки – передвижки с целью ознакомления родителей с содержанием работы с ребёнком в детском саду. На диске показаны разные виды деятельности по развитию детей.

   В работе использую разные средства наглядной пропаганды. Показываю родителям открытые занятия (онлайн), включаю в занятие элемент беседы с родителями (ребёнок может рассказать родителям что - то новое из жизни группы, ввести его в круг своих интересов). Просматривание фрагментов организованной и самостоятельной деятельности детей расширяет представления родителей о своих детях. Данная работа носит систематический характер, что позволяет родителям почувствовать себя частью образовательного процесса.

    Использую познавательные формы: семейные гостиные, проектную деятельность.

    Вовлекаю родителей в педагогический процесс. Провела родительские собрания на тему «Игры в жизни наших детей». Наша встреча началась с психологической разминки «Улыбка». Рассказала родителям о видах игр: дидактических, подвижных, сюжетно – ролевых, музыкальных и т.д. Рассказ сопровождался показом слайдов.

  Порекомендовала родителям игры, в которые они могут поиграть с детьми дома, занимаясь домашними делами. Например, «Выложи рисунок из фасоли», «Сделай бусы из макарон» и т. д. В конце нашей встречи предложила родителям самим изготовить художественную аппликацию из пластилина и различных круп, чтобы дома они могли это сделать со своими детьми.

    Интересно прошла встреча с родителями в форме «Семейной гостиной» на тему «Делимся опытом семейного воспитания» (родители рассказывали, как занимаются с ребёнком и какую помощь семье оказывает детский сад).

    Организовала в группе «Семейный клуб». Работа клуба выстроена так, чтобы укрепить отношения между родителями и ребёнком, а также сделать взаимоотношения семьи и педагогов более близкими.

    В этом году обсуждалась тема «Растим детей здоровыми». Родители высказывали свои мнения о здоровом образе жизни ребёнка, рассказывали о том, как они укрепляют здоровье ребёнка в семье. В ходе обсуждения затрагивали и вопрос о закаливании детей. Этот вопрос вызвал у них дискуссию, кто-то был «за», кто-то «против» использования методов закаливания в детском саду.

    Заинтересовала родителей проектом «Огород на подоконнике», они приносили семена овощных культур, рассказывали детям о благоприятных условиях для роста растений.

     Использую досуговые формы: досуги, развлечения для детей; участие родителей в подготовке к праздникам.

    В ноябре провела праздник «День матери». К этому празднику мы подготовили выставку рисунков «Моя Мама самая  лучшая», сделали с детьми подарки мамам, показали видеосъёмку, на которой дети поздравляют своих мам с праздником, читают стихи, поют песни о любимых мамах. А родители, в свою очередь, оформили семейные альбомы.

   Всем известно, что в адаптационный период дети часто болеют, поэтому мы используем формы оздоровления: точечный массаж, чесночный настой, заваривание чая из лечебных трав. Конечно же, предварительно беседуем с родителями, консультируемся с медиком, чтобы у детей не было противопоказаний (аллергия и т. п.).

Работу с детьми в адаптационный период ни в коем случае нельзя пускать на самотек. Ее необходимо планировать. Я старалась сделать, чтобы жизнь малыша в детском саду была насыщенной в эмоциональной, познавательной, социальной сферах. Когда ребенку интересно, ему некогда будет скучать и вспоминать о доме, о маме.

Технология педагогической поддержки ребёнка и семьи в адаптационный период

Этапы работы с детьми в период адаптации:

Вся работа с детьми, особенно на 1-ых этапах формирования группы, сводится к наблюдению за деятельностью и поведением детей в разные отрезки времени. Педагогу необходимо в течении всего адаптационного периода играть с детьми в различные игры, стараться ввести в любые режимные моменты игру (ведь это основной вид деятельность ребёнка). В адаптационный период необходимо соблюдать последовательность работы с семьей:

1. Знакомство. Ребенок, поступающий в ДОУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Родителям предлагается совместное посещение группы в момент организации разнообразной жизнедеятельности. Мероприятия: новоселье, игры, развлечения, ритуалы встреч, прощания, оздоровительные прогулки. Знакомство с детским садом, встречи с сотрудниками.

2. Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения. Лучший вариант включения ребенка в группу детей – это дневная или вечерняя прогулка, где дошкольнику доступны условия игры и совместного общения. Первые несколько дней родителям рекомендовано забирать детей до сна, постепенно по мере социализации личности, время пребывания увеличивается.

3. Наблюдение за адаптацией к среде и заполнение данных. Составление схемы индивидуальной психологической помощи. Педагогами заполняются адаптационные листы. Заполнение адаптационных листов происходит после 10, 20 и 60 дней пребывания

воспитателем на группе.

Степень адаптации:

Легкая степень: к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.

Средняя степень: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.

Тяжелая степень: Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.

4. Организация диагностической работы. Постепенно, по мере активизации адаптационных возможностей у детей (первичная ориентировка в группе, помещении детского сада, территории, установлению контакта с детьми и взрослыми) педагог совместно с психологами организует диагностическую работу. Диагностика проводится предварительно согласовав с родителями.

Психолого-педагогическая диагностика в период адаптации ребёнка к ДОУ проводится в три этапа:

1-й этап. Первичная диагностика.

Цель: определить факторы, которые могут затруднить адаптацию, и сильные стороны развития ребенка, его адаптационные возможности.

Метод: анкетирование родителей, наблюдение, беседа с родителями.

Организация: анкетирование проводится до прихода ребенка в группу. На основе ответов родителей на вопросы анкеты составляется психологический портрет ребенка с точки зрения его темпераментных особенностей.

Данные анкетирования дополняются беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания ребенка в ДОУ.

Результат: полученные факты сравниваются с таблицей «Показатели адаптационных возможностей ребенка второго-третьего года жизни», определяется прогноз на течение адаптации и составляется индивидуальный образовательный маршрут. Наиболее информативными являются следующие диагностические параметры:

- нарушение контакта с матерью по типу симбиотической привязанности или эмоциональной холодности, отчуждения;

- несформированность культурно-гигиенических навыков;

- недостаточно выраженная способность к активному подражанию.

Выявляются тип темперамента и особенности высшей нервной деятельности ребенка.

Определяются типичные образцы взаимодействия с близкими взрослыми, чтобы избежать ломки коммуникативных стереотипов в адаптационный период.

Составляется «Карта индивидуального сопровождения ребенка в адаптационный период».

2-й этап. Текущая диагностика.

Цель: охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления дезадаптации.

Метод: наблюдение за ребенком во время пребывания в ДОУ (см. таблицу «Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям»).

Организация: воспитатели и психолог наблюдают за ребенком, совместно заполняют таблицу «Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям». При необходимости вносятся коррективы в карту индивидуального сопровождения ребенка.

Результат: в конце каждой недели выделяют итоговые показатели в отношении каждого ребенка и группы детей, составляют индивидуальные и сводные профили адаптации. Вносятся коррективы в индивидуальные образовательные маршруты.

3-й этап. Итоговая диагностика.

Цель: определить уровень адаптированности (дезадаптации) ребенка к ДОУ.

Метод: наблюдение.

Организация: за ребенком наблюдают в течение недели через 3 недели после начала посещения ДОУ.

Результат: составляют сводную таблицу по уровням адаптированности (дезадаптации) детей группы. Принимается решение о завершении процесса адаптации или об оказании ребенку индивидуальной помощи специалистами ДОУ.

Результаты всех этапов диагностики обсуждаются воспитателем, педагогом-психологом и старшим воспитателем на медико-педагогическом совещании. В отношении каждого ребенка определяются и при необходимости корректируются меры поддержки.

 Еще раз следует отметить, что адаптация ребенка невозможна без тесного сотрудничества с семьей. Родители нашей группы принимали активное участие и были хорошими помощниками в организации процесса адаптации детей.

   Благодаря использованию таких форм взаимодействия с родителями  адаптация у детей прошла успешно. Изо всех детей нашей группы один ребёнок был со средней степенью адаптации, а остальные дети перенесли адаптацию в лёгкой форме. Повысился интерес родителей к работе ДОУ; повысилась компетентность родителей в психолого - педагогических и правовых вопросах; увеличилось количество обращений с вопросами к педагогам; возрос интерес родителей к мероприятиям, проводимых в детском саду; увеличился рост удовлетворенности родителей работой педагогов и дошкольного учреждения в целом.

   Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель – воспитать достойных членов нашего общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Успешная адаптация детей к детскому саду – как фактор эмоционального благополучия.

Мой педагогический стаж -23года. В МАДОУ ЦРР№ 7 работаю с 1990г. В моём данном докладе раскрыта актуальность проблемы «Успешная адаптация детей к условиям детского сада», раскрыто состояние рабо...

Опыт работы «Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»

Новизна педагогического опыта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов групп  раннего возраста и семьи:  взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается до п...

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: "Условия для успешной адаптации детей к детскому саду".

В данном материале подробно описаны проблемы адаптации малышей к детскому саду и взгляд на эти проблемы с трех сторон процесса: со стороны ребенка, родителей и педагогов....

Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей старшего дошкольного возраста при поступлении в ОУ

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в...

Психолого-педагогические рекомендации для родителей по успешной адаптации детей к детскому саду

Разработанные рекомендации для родителей детей средней группы, как нужно поддержать ребенка при поступлении в детский сад....

Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.

Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....

Педагогическая песочница - как средство успешной адаптации детей к детскому саду.

Одним из эффективных средств адаптации является «Песочная» терапия.Маленькие дети часто не могут выразить свои переживания из – за отсутствия активной речи. Песочная терапия может ок...