проектная деятельность - "это удивительное дерево -Липа"
проект (младшая группа)

Вердян Аревик Сергеевна

  Актуальность темы:

 

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и бережное отношение к традициям, культуре и быту своего народа, и любовь к природе родного края.

Знакомя ребенка с родной природой, мы даем толчок к расширению его горизонта познания и направляем малыша в мир общечеловеческих ценностей.

Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо знакомить детей с природой ближайшего окружения, расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lipa.docx52.05 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад №78

 Творческо - познавательный проект

« Это удивительное дерево липа»


(для детей 2-й младшей группы)

липа дерево рисунок: 654 изображения найдено в Яндекс Картинках

 Руководитель проекта :

Воспитатель второй младшей группы «Карапузы»

Вердян Аревик Сергеевна

  

                                     2023г.

Паспорт педагогического проекта

 

Вид проекта: краткосрочный

Тип проекта: : творческо-познавательный .

Сроки проведения : июль 2023г.

Участники проекта: дети 2 младшей группы, родители, воспитатели

Место проведения: МАДОУ д.с 78

Цель проекта: формирование познавательного интереса к дереву-липе; приобщение детей к традиционной отечественной культуре.

Задачи:

 Познавательное развитие:

- формировать представления о жизни дерева, о закономерностях в природе.

Социально-коммуникативное развитие:

- расширять знания детей об использовании растения человеком: в строительстве, столярном деле, в медицине, кулинарии.

Речевое развитие:

- продолжать развивать речь как средство общения, учить детей строить высказывания, делиться впечатлениями;

- обогатить словарь народными пословицами и поговорками о растениях, о липе, о пчелах, о родном крае.

Художественно-эстетическое развитие:

- познакомить с образом липы в народной и музыкальной культурах, изобразительном искусстве, в художественной литературе

Методы и приемы:

Метод обследования, наглядности (рассматривание картин, иллюстраций, альбомов, и др. наглядных пособий …

Словесный: беседа, речевое развитие (изучение стихов, пословиц ...)

Практический (Рисование ,экспериментирование, аппликация  …)

Игровой (игры на улице около липы)

                                         

                         

  Актуальность темы:

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и бережное отношение к традициям, культуре и быту своего народа, и любовь к природе родного края.

Знакомя ребенка с родной природой, мы даем толчок к расширению его горизонта познания и направляем малыша в мир общечеловеческих ценностей.

Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо знакомить детей с природой ближайшего окружения, расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного

Этапы проекта :

Подготовительный ,практический , завершающий.

1этап. Подготовительный.

- Подбор справочной и художественной литературы о липе, произведений устного народного творчества о липе и предметов, сделанных из древесины липы, лыка

- Подбор фольклорного материала о липе:

" Загадки про липку".

- Отбор видеоматериала о липе и предметах, связанных с ней:

м/фильм "Золотая липа", в/фильм "Липа, липушка".

- Работа с художественной и документальной литературой

- Беседа с родителями "Мы участвуем в проекте "Эта удивительная липа".

2 этап. Основной.

Виды деятельности:

Игровая:

- дидактические игры: "Деревья", "Деревья и леса", "С какого дерева листок?", "Найди листочек липы", "Что делают из липы", "Узнай по описанию", "Отгадай, что это - дерево или куст

- развивающие игры: "Стань другом природы", " Про растения", "Зеленый город";

- сюжетно-ролевая игра " Прогулки по парку", "Юные лесничии";

- игровые ситуации " В гости к заюшке из лубяной избушки";

- пазлы "Собери картинку" (деревья);

Коммуникативная:

Беседы: "Царевна Липа",

"Цветок неказистый, но очень душистый",

"Зеленый доктор",

Познавательно-исследовательская:

- рассматривание листика липы (размер, форма, цвет, текстура);

- рассматривание липового цвета;

- эксперимент " Учимся заваривать липовый чай";

- игра-исследование "Пчелка мед нам принесла" (о свойствах липового меда);

- наблюдения "Наша липа";

Восприятие художественной литературы и фольклора:

- чтение произведений из сборника "Книга сказок и рассказов о липе", "Стихи о липе";

- чтение русских народных сказок "Медведь - липовая нога", "Заюшкина избушка", "Пузырь, соломинка и лапоть", "Лиса и лапоть";

- отгадывание загадок из альбома "Загадки про липку";

- пословицы и поговорки о липе "Дерево лапотное да медовое";

- конкурс чтецов "Славим липу";

- настольный театр "Заюшкина избушка";

- драматизация сказки "Как пчелка Анфиса липку искала";

- просмотр мультфильма «Золотая липа» (Киевнаучфильм, 1980 год).

Изобразительная:

- рисование "Деревья на нашем участке";

- рисование "Липовая аллея" (коллективная работа");

Музыкальная:

- слушание песен о липе ("Липа вековая",

- слушание частушек "Ах, вы лапти-лапоточки" в исп. М. Мордасовой;

- хороводная игра "Ай, во поле липонька. ";

- игра на русских народных музыкальных инструментах (ложки, трещотки.).

Двигательная:

- подвижные игры "Липушка", "Пчелки",

"Раз, два, три! К липе беги!";

- динамическая пауза "Вырастали липки. ";

Работа в различных Центрах активности:

Центр искусства и детского творчества "Юные художники" :

- Подобрать раскраски по теме ("Деревья", "Листья", "Лес").

- Подготовить набор различной цветной и тонированной бумаги для аппликации "В лесу", "Вырастала липка", "Веселые игрушки-матрешки".

Центр " Мир книги" :

информация о

- деревьях наших лесов,

- деревьях - целителях, о древесине,

- что делают из липы,

3этап. Заключительный.

Организация и проведение выставки рисунков "Эта удивительная липа".

Предполагаемый результат проекта:

 Есть дерево, которое много значит в жизни и истории нашего русского народа. Без него не появилась бы народная, всеми любимая, игрушка матрешка и масса полезных и важных вещей. Липа используется в строительстве, столярном деле, в медицине, кулинарии, зеленом хозяйстве.

Данный проект поможет детям получить достоверные знания и представления о липе, ее целебных свойствах, пользе и добре; дети приобретут дополнительные навыки коллективной творческой и исследовательской работы.

Участие родителей:

- привлечь родителей к совместной творческо-исследовательской деятельности с детьми и педагогами;

- экскурсии родителей с детьми по участку  ;

- подбор загадок, пословиц, поговорок о липе и предметов, связанных с ней.

- помощь в оформлении альбомов « Липа- удивительное дерево»

Необходимое оборудование:

наглядный, иллюстрированный материал о липе, подбор произведений устного народного творчества и художественной литературы по теме, материал для художественного творчества, дидактические игры, словесные игр

Конспекты к занятиям

Загадки

Это дерево цветет,

Аромат и мед дает.

И спасает нас от гриппа,

От простуд царевна – …                       

                              (Липа)

 Пахучим сладким цветом Ты каждый год цветешь. И мед свой жарким летом Ты пчелам отдаешь.

                               (Липа)

Медоносным цветом

Зацвету я летом.

Береги меня, Ведь я …

                              (Липа)

Ароматное цветенье.

И  весною день рожденье.

И поет как будто скрипка –

Шелестит так нежно…

                         Загадки

Поздно дерево цветёт,
У неё сок липкий.
Собирают пчёлы мёд,
Пьют нектар у … (Липы)

Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною свалишь.
Во дворе оно растёт…

Добывают пчёлы мёд
Из цветочков золотых,
Что в ветвях цветут густых.
От простуды и от гриппа
Лечит лучший доктор … (Липа)

В парках дерево растёт,
Аромат, когда цветёт.
От простуды и при хрипах
Что поможет? Цветы – …
                                          (Липа)

Объекты для наблюдений:  листья, почки, цветки, плоды, ветки, кора.


                             

Общение

Беседа «Почему липу называют «медовое дерево»?

Беседа «Липа – царица лета»

Беседа «Как береза готовится к зиме?»

Беседа «Зачем березе листья?

Беседа «Зачем дереву кора, корни?»

Познавательный рассказ «Как размножается липа»

Диалог-рассуждение «Почему листья желтеют?»

Беседа «Какую пользу приносит липа?»

Познавательный рассказ «Применение кленового цвета  в медицине»

Познавательная беседа «О пользе липового мёда

Беседа- рассуждение «Как вы понимаете выражение «В старину так бывало: дерево людей обувало»

Диалог-рассуждение «Объясни пословицу»

Познавательная беседа «Народные приметы о липе»

Беседа-рассуждение «Прорастет ли липовый орешек, упавший на асфальт?  А орешек, упавший в воду?»

Познавательно-практическая деятельность

Наблюдение «Дерево и его части»

Наблюдение «Особенности  строение липы»

Наблюдение «Есть ли у липы соседи?»

Рассматривание листьев

Наблюдение «Сравнение липы и сирени

Наблюдение за липой в ветреную погоду

Наблюдение за тенью дерева, ее движением

Рассматривание почек

Рассматривание цветков, объяснение пословицы  «Цветок неказистый, но очень душистый»

Рассматривание плодов (семян)

Рассматривание коры липы

Наблюдение за изменением почек весной

Наблюдение «Чем похожи и чем отличаются лиственные деревья ?»

Наблюдение «Чем похожи и чем отличаются клен и липа»

Рассматривание корней липы, которые выходят на поверхность

Наблюдение «Кто живет в почве под деревом?»

Наблюдение «Какие птицы любят прилетать к липе?»

Наблюдение «Каких насекомых можно увидеть на дереве?»

Эксперимент " Учимся заваривать липовый чай"

Дидактические игры

«С какой ветки детки?»

«Комплименты липе» (подбор прилагательных).

«Составь узор»  (на асфальте из опавших листьев)

«Кто больше назовет действий?»

«Кто больше запомнит»

«К названному дереву беги»

                                             

  Утверждаю: Заведующий МАДОУ д/с 78

Блинова Е.Э._______________

“____” _____________2023г.

                                 

            Перспективное планирование проекта 2 младшая группа

месяц

Вид деятельности

Практический выход

июль

Продуктивный

Коммуникативный

Познавательно-исследовательская

Взаимодействие с родителями  

1.рисование

Коллективная работа ,

Рисование цветков липы

2.аппликация :пчелка  

1.беседа : “чем полезно дерево Липа ”

Чтение художественной литературы: стишки , поговорки ,сказки

Игры на улице около липы , дидактические игры ....подвижные игры ... 

Беседы о проведении проекта

Пополнение альбома

Выводы

Дети с удовольствием познакомились с деревом Липа, которое находится на нашем участке. Узнали о свойствах этого дерева ,  о его широком использовании (кулинарии , столярном деле, медицине...)

Так же ребята познакомились с множеством русских народных сказок, поговорок ,пословиц ... Узнали о происхождении русской народной игрушке Матрешке.

Пополнился словарь деток новыми словами : узнали , что такое луб

Больше всего детям понравилось описание про то, как из цветков липы пчелки добывают мед .

Кроме этого детки очень увлеченно совместно с воспитателем провели экспериментирование с завариванием цветков липы в горячей и холодной воде , предварительно собрав их и засушив на подоконнике в группе !

Не остались в стороне и родители : вместе с детьми собирали цветки липы , сушили и пили чай . в процессе чаепития дети рассказывали родителям русскую народную сказку , и все то что больше запомнилось от проделанной работы.

                   

Используемая литература:

1. Акулова О. В., Солнцева О. В. Образовательная область «Социализация. Игра». / Учебно-методическое пособие – СПб. : ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2012г.

2. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова и др. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников// Методические рекомендации для воспитателей, учителей. – М. : Баласс, 2011г.

3. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. :Мозаика-Синтез,2008г.

4. Шорыгина Т. А. «Деревья. Какие они?» - М. : Издательство Гном и Д, 2001г.

                                 

                                    ПРИЛОЖЕНИЕ

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия с детьми старшего возраста в рамках проектной деятельности " Мое Родовое Дерево"

В данном конспекте представлено описание заключительного этапа проекта " Моё Родовое Дерево" с указанием целей, оборудования и описанием предварительной работы.с детьми и родителями....

Комплексное занятия по проектной деятельности. Тема «Лес. Деревья» для средней группы.

Развитие  развитие, экологической культуры, познавательного интереса...

проектная деятельность "Посадка лукового дерева" младшая группа

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬВ МЛАДШЕЙ ГРУППЕПРОЕКТ«ПОСАДКА ЛУКОВОГО ДЕРЕВА»   Подготовила:Кузнецова М.В....

План-программа проектной деятельности "Этот удивительный песок"

В материале приведен подробный план с сеткой занятий для проектной деятельности "Этот удивительный песок". Проект был организован и проведен с дошкольниками со сложным дефектом. Также содерж...

проектная деятельность - "это удивительное дерево -Липа"

Актуальность темы: Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и бережное отношение к традиция...