Игры и упражнения по развитию речи детей раннего возраста.
статья (младшая группа)

Головлёва Наталья Владимировна

imageimageimageimageИгры и упражнения по развитию речи детей раннего возраста.

imageimage

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В раннем возрасте главное внимание в развитии речи уделяется:

 

  • развитию потребности в общении.

 

  • совершенствованию понимания речи и становлению самостоятельной речи ребѐнка.

 

 

Одним из условий развития речи является общение. Дети подражают, активно действуют с предметами, начинают сами говорить.

 

Ведущая деятельность детей раннего возраста — игра. Для игр необходимо использовать достаточное количество игрушек одного и того же вида, но разных по величине, цвету, материалу. Обследуя игрушки, дети развивают элементарные мыслительные операции, повышается самостоятельная речевая активность.

 

Существенное значение имеет мотивация, обеспечивающая интерес и желание ребѐнка играть.

 

Рассмотрим некоторые приемы развития речи.

 

imageimageimageimageПоказ с называнием.

 

 

 

 

 

Занятия с картинками.

 

 

Взрослый показывает картинку, называет то, что на ней нарисовано. Внимание малышей ещѐ неустойчиво, поэтому надо их сначала заинтересовать. С усложнением заданий, детям предлагается не только рассматривать их, но и действовать с ними. Для этого используются слова : « возьми», « найди», « покажи пальчиком».

 

 

Занятия с сюжетными картинками.

 

 

Дети учатся понимать изображения знакомых сюжетов, обозначать их словом. Малыши слушают небольшие рассказы взрослого по картинке.

image

 

imageimageimageimageПоручения.

 

 

Ребѐнку называют действия, и он учится находить предметы по слову взрослого. « Принеси куклу Катю», « Найди зайца». Затем обязательно спрашивают, что принѐс, где нашел?

 

 

Договаривание слов вместе с ребѐнком. Подсказывание нужного слова.

 

 

 

Упражнения в назывании.

 

 

 

 

 

 

В игре побуждать малыша к произнесению слова и выполнению действий.

 

«Где ты взял машину? Покажи», « Что тебе дать? Скажи»

image

 

imageimageimageimageОбследование предметов и игрушек вместе с ребѐнком, его рукой.

 

 

 

Всем известно, что на кончиках пальцев есть активные точки. Воздействие на них улучшает здоровье и интеллект малыша.

 

Занятия по развитию мелкой моторики положительно влияют не только на развитие речи, но и на формирование познавательных процессов. Дети учатся обобщать предметы сначала в понимаемой, а затем в активной речи. Постепенно надо усложнять задания. Так, проводя с детьми игру «Чудесный мешочек», не показывать каждый раз одни и теже предметы, а добавлять новые.

 

Также используются игры, развивающие движения кисти рук - « пальчиковая гимнастика». « Сорока- сорока», « Пальчик-мальчик» и другие.

 

 

 

Упражнения с использованием « пальчикового бассейна» часто используются для развития моторики рук.

 

« Пальчики разбежались» . Ребѐнок опускает то одну, то другую руку в « бассейн», прижимает ладонь ко дну, попеременно сдвигает и раздвигает пальцы.

image

 

imageimageimageimageИспользование потешек, коротких стихов.

 

 

Чем разнообразнее приѐмы при проведении игр, тем эффективнее будет их воздействие на детей.

 

Движения под музыку позволяют решать следующие задачи: - развивать координацию движений, способность согласовывать движения со словами песни или стихотворения. Пение вместе с детьми и для детей развивает речь и совершенствует звукопроизношение.

 

Чем чаще будут дети петь со взрослыми, тем лучше впоследствии они будут говорить.

 

 

Малыши, малыши                                              Я по комнате хожу,

 

Весело шагают.                                                         Деток я не нахожу

 

Ах, как дружно, высоко                                  Ну куда же мне идти?

 

Ноги поднимают.                                               Где ребяток мне найти?

 

 

Игра с погремушками.

 

 

Побежали малыши,

Держат погремушки.       Дети бегут по кругу.

 

До чего же хороши

 

Новые игрушки.

 

Припев:

 

Ля-ля-ля, ля-ля-ля

Новые игрушки.                           Кружатся.

По ладошкам застучат    Стучат погремушкой по  ладошке

 

Сразу погремушки.

Вот как у ребят звенят    Играют вверху погремушками.

 

Новые игрушки. Припев: тот же.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения по развитию речи детей раннего возраста.

В раннем возрасте главное внимание в развитии речи уделяется:

  • развитию потребности в общении.

  • совершенствованию понимания речи и становлению самостоятельной речи ребѐнка.

Одним из условий развития речи является общение. Дети подражают, активно действуют с предметами, начинают сами говорить.

Ведущая деятельность детей раннего возраста — игра. Для игр необходимо использовать достаточное количество игрушек одного и того же вида, но разных по величине, цвету, материалу. Обследуя игрушки, дети развивают элементарные мыслительные операции, повышается самостоятельная речевая активность.

Существенное значение имеет мотивация, обеспечивающая интерес и желание ребѐнка играть.

Рассмотрим некоторые приемы развития речи.

Показ с называнием.

Занятия с картинками.

Взрослый показывает картинку, называет то, что на ней нарисовано. Внимание малышей ещѐ неустойчиво, поэтому надо их сначала заинтересовать. С усложнением заданий, детям предлагается не только рассматривать их, но и действовать с ними. Для этого используются слова : « возьми», « найди», « покажи пальчиком».

Занятия с сюжетными картинками.

Дети учатся понимать изображения знакомых сюжетов, обозначать их словом. Малыши слушают небольшие рассказы взрослого по картинке.

Поручения.

Ребѐнку называют действия, и он учится находить предметы по слову взрослого. « Принеси куклу Катю», « Найди зайца». Затем обязательно спрашивают, что принѐс, где нашел?

Договаривание слов вместе с ребѐнком. Подсказывание нужного слова.

Упражнения в назывании.

В игре побуждать малыша к произнесению слова и выполнению действий.

«Где ты взял машину? Покажи», « Что тебе дать? Скажи»

Обследование предметов и игрушек вместе с ребѐнком, его рукой.

Всем известно, что на кончиках пальцев есть активные точки. Воздействие на них улучшает здоровье и интеллект малыша.

Занятия по развитию мелкой моторики положительно влияют не только на развитие речи, но и на формирование познавательных процессов. Дети учатся обобщать предметы сначала в понимаемой, а затем в активной речи. Постепенно надо усложнять задания. Так, проводя с детьми игру «Чудесный мешочек», не показывать каждый раз одни и теже предметы, а добавлять новые.

Также используются игры, развивающие движения кисти рук - « пальчиковая гимнастика». « Сорока- сорока», « Пальчик-мальчик» и другие.

Упражнения с использованием « пальчикового бассейна» часто используются для развития моторики рук.

« Пальчики разбежались» . Ребѐнок опускает то одну, то другую руку в « бассейн», прижимает ладонь ко дну, попеременно сдвигает и раздвигает пальцы.

Использование потешек, коротких стихов.

Чем разнообразнее приѐмы при проведении игр, тем эффективнее будет их воздействие на детей.

Движения под музыку позволяют решать следующие задачи: - развивать координацию движений, способность согласовывать движения со словами песни или стихотворения. Пение вместе с детьми и для детей развивает речь и совершенствует звукопроизношение.

Чем чаще будут дети петь со взрослыми, тем лучше впоследствии они будут говорить.

Малыши, малыши        Я по комнате хожу,

Весело шагают.        Деток я не нахожу

Ах, как дружно, высоко        Ну куда же мне идти?

Ноги поднимают.        Где ребяток мне найти?

Игра с погремушками.

Побежали малыши,

Держат погремушки.       Дети бегут по кругу.

До чего же хороши

Новые игрушки.

Припев:

Ля-ля-ля, ля-ля-ля

Новые игрушки.        Кружатся.

По ладошкам застучат    Стучат погремушкой по  ладошке

Сразу погремушки.

Вот как у ребят звенят    Играют вверху погремушками.

Новые игрушки. Припев: тот же.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактические игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных...

Картотека «Игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста»

В картотеке представлены  игры для развития речи детй раннего возрста....

Игры и упражнения для развитие речи детей раннего возраста

Рано или поздно перед родителями встает вопрос: как заниматься развитием речи с детьми раннего возраста? Ведь все прекрасно понимают, что речь и мышление тесно взаимосвязаны, и, желая воспитать умника...

Игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста

Одно из основных условий нормального развития ребенка дошкольного возраста - своевременное и полноценное формирование речи. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей, общение со...

игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста

Самое главное ,это нормальное развитие речи ребенка. И одним из условий ее развития , является общение.Дети подражают взрослым , играют сами. Главная деятельность детей раннего возраста это игра. Поэт...

Игры и упражнения по развитию речи детей раннего возраста

Игры и упражнения по развитию речи детей раннего возраста...

Презентация «Дидактические игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста»

Презентация для родителей  группы «Лучики» «Дидактические игрыи упражнениядля развития речидетей раннего возраста»...