Консультация для родителей о правильной осанке детей
консультация

Репринцева Елена Ильинична

В консультации показаны анатомы-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата и мышечной системы ребенка, о мероприятиях в дошкольных учреждениях, направленных на формирование правильной осанки у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_o_pravilnoy_osanke.docx38.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

основная общеобразовательная школа №20 имени В. Ф. Грушина

города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Василек»

Консультация

для воспитателей

Формирование представлений о своей осанке 

и осознанного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного  возраста

 

Выполнила:

Репринцева Елена Ильинична

ГБОУ ООШ №20

СП «Детский сад «Василек»

воспитатель

г. о. Новокуйбышевск 2022

Введение.

В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи.

Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма.

 Позвоночник имеет небольшие изгибы: в шейном и поясничном отделе - вперед, в грудном и крестцовом - назад. Они образуются постепенно по мере роста организма, особенно после того как ребёнок научится стоять и ходить. Эти изгибы имеют положительное значение для организма, так как смягчают резкие вертикальные нагрузки на позвоночник (при прыжках, падении и др.); они называются физиологическими изгибами.

Осанка – привычное положение тела ребенка, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обусловливать похожие варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки. В то же время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый вариант осанки.

Правильная осанка – это нормальная поза при стоянии и сидении: плечи развернуты и находятся на одном уровне, лопатки не выступают, расположены симметрично, живот подтянут, ноги в коленях не согнуты при стоянии, пятки вместе, голова держится прямо. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведет к понижению физической и умственной работоспособности.

Как свойство развивающегося организма, осанка не является статическим понятием и может нарушаться при резком изменении условий внешней среды. Особенно легко это может произойти в дошкольном возрасте, когда осанка еще только формируется. Поэтому любое нарушение условий ее формирования приводит к патологическим изменениям. Большую роль в формировании осанки играет физическое воспитание.

1.Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста.

Развитие скелета, суставно-связочного аппарата у детей до 7лет еще не окончено. По сравнению со взрослыми костная система ребенка богаче хрящевой тканью и содержит больше органических веществ и меньше минеральных солей, поэтому кости ребенка, легко поддающиеся

искривлению, могут приобрести неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних факторов. Окостенение скелета происходит

постепенно на протяжении всего периода детства. В это время все кости скелета продолжают значительно изменяется по форме, размерам и внутреннему строению. Костная система дошкольников характеризуется незавершенностью костеобразовательного процесса и сохраняет в отдельных местах хрящевое строение (кисти рук, берцовые кости, некоторые части позвоночника).

Следует помнить, что чрезмерные нагрузки отрицательно сказываются на развитии скелета, вызывают искривление костей, и наоборот, умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения – бег, прыжки, лазание - стимулируют рост костей, способствуют их укреплению.

Формирование костного скелета продолжается до периода полового созревания.

2. Особенности мышечной системы  у детей дошкольного возраста.

Рост и развитие мышц у детей происходит неравномерно и зависит от их функциональной активности.

В первые годы жизни ребёнка в связи с нарастанием двигательной активности быстро растут мышцы конечностей, причём развитие мышц верхних конечностей на всех этапах опережает развитие мышц нижних конечностей. В первую очередь развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, гораздо позднее - мышцы кисти, что приводит к трудностям в выполнении тонкой ручной работы до 5-6летнего возраста.

До 7 лет у детей недостаточно развиты мышцы ног, в связи с чем они плохо переносят длительные нагрузки. В возрасте 2-4 лет усиленно растут большие ягодичные мышцы и длинные мышцы спины.

 Мышцы-сгибатели развиты несколько больше, чем разгибатели. Поэтому дети 3—4 лет довольно часто принимают неправильные позы — голова опущена, плечи сведены вперед, спина сутулая.

К пяти годам у ребенка значительно увеличивается мышечная масса (особенно нижних конечностей), возрастают сила и работоспособность мышц. Однако дети еще не способны к значительному мышечному напряжению и длительной физической работе.

Работа с попеременным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет ребенка по сравнению с той, которая требует статических усилий (удержание тела или отдельных его частей в определенном фиксированном положении). Поэтому длительное стояние или сидение всегда утомляет ребенка.

Динамическая работа способствует активному притоку крови не только к мышцам, но и костям, что обеспечивает их интенсивный рост. Дети, которые достаточно двигаются, как правило, лучше физически развиты по сравнению с малоподвижными.

Нормальное физическое развитие организма невозможно без всестороннего развития мускулатуры. Однако наряду с систематической тренировкой мышечного аппарата ребенка следует ограничивать для него мышечные

напряжения, связанные с длительным сохранением неподвижного положения туловища. Учитывая быструю утомляемость мышц у дошкольников, нужно избегать чрезмерных физических усилий при выполнении упражнений и во время подвижных игр.

Мероприятия в дошкольном учреждении направленные на формирование правильной осанки у детей.

 Очень важно строгое соблюдение гигиенического режима в ДОО

Гигиенический режим в ДОО согласно СанПин:

Оборудование и мебель:

  • Оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей
  • В групповых помещениях для детей 1,5 года и старше столы и стулья устанавливают по числу детей в группах. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется использовать столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов.
  •  Стулья должны быть в комплекте со столом одной группы, которая должна быть промаркирована. Подбор мебели для детей следует проводить с учетом антропометрических показателей согласно таблице 1.Для организации настольных игр для детей допускается использовать подоконные ленточные и учебные столы.
  •  Для детей 1,5 - 3 лет в групповых следует предусмотреть спортивный уголок.
  • При оборудовании групповой соблюдают следующие требования:
  • столы для занятий старших и подготовительных групп устанавливают вблизи светонесущей стены при обязательном левостороннем освещении рабочего места;
  • для леворуких детей индивидуальные рабочие места организуют с правосторонним освещением рабочего места.
  • Для детей младшего дошкольного возраста высота установки умывальников от пола до борта прибора составляет 0,4 м, для детей среднего и старшего дошкольного возраста - 0,5 м.

Освещение:

  • основные помещения должны  иметь естественное освещение.
  •  Неравномерность естественного освещения основных помещений с верхним или комбинированным естественным освещением не должна превышать 3:1.
  •  Светопроемы в групповых, игровых и спальнях оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами. В качестве солнцезащитных устройств используются жалюзи внутренние, межстекольные и наружные только вертикально направленные. Материал, используемый для жалюзи, должен быть стойким к воде, моющим и дезинфицирующим средствам. В качестве солнцезащитных устройств используют и тканевые шторы светлых тонов, сочетающихся с цветом стен. Допускается использовать шторы из хлопчатобумажных тканей (поплин, штапельное полотно, репс), обладающих достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами.
  •  При проведении занятий в условиях недостаточного естественного освещения необходимо дополнительное искусственное освещение.
  • Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное равномерное освещение всех помещений. (В основных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения:  белый, тепло-белый, естественно-белый).

Закаливание:

  • Закаливание детей включает систему мероприятий:
  • элементы закаливания в повседневной жизни: умывание          прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;
  • специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные. Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы ДОУ, со строгим соблюдением методических рекомендаций. Закаливающие мероприятия меняют по силе и длительности в зависимости от сезона года, температуры воздуха в групповых помещениях, эпидемиологической обстановки.
  •  Оздоровительная работа с детьми в летний период является составной частью системы профилактических мероприятий. Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм).
  • Работа по физическому воспитанию проводится с учетом состояния здоровья детей при регулярном контроле со стороны медицинских работников.

Режим дня:

  • В режиме дня дошкольника необходимо соблюдать объем образовательной нагрузки  согласно возрастным особенностям детей и должны способствовать их гармоничному развитию,  прогулки( в

           зависимости от  погодных условий и возраста детей).

  • Продолжительность дневного сна.

1.Рекомендации взрослым для сохранения хорошей осанки ребёнка.

Постель не должна быть слишком мягкой, подушка – большой. Длина кровати больше роста ребенка на 20-25 см, чтобы он смог свободно вытянуться.

Поза ребенка в любых видах его деятельности должна постоянно быть в центре внимания взрослых.

Во время сна ребенок может часто менять положение своего тела (ведь дети спят днем 1,5-2 часа, а ночью 10-11 часов). Нельзя допускать, чтобы малыш спал, свернувшись «калачиком», с подтянутыми к груди ногами. В этом положении смещаются лопатки, сдавливаются верхние ребра в грудной полости, искривляется позвоночник. Вся тяжесть тела падает на две точки – плечевой и тазобедренный суставы, а позвоночник провисает между ними. Связочно-мышечный аппарат перерастягивается.

Лучше всего, если ребенок спит на спине, голова на небольшой подушке, матрац ровный, плотный.

Если ребенок стоит, надо следить, чтобы равномерно распределялась нагрузка от тяжести тела на обе ноги. В естественном положении ноги несколько расставлены (так удобнее удержать равновесие), носки немного развернуты наружу. Привычка стоять с опорой на одну ногу вызывает косое положение тела, неправильный изгиб позвоночника.

Сохранение хорошей осанки при движениях более сложно. Мышцы должны действовать, напрягаясь и расслабляясь, и этим поддерживать равновесие тела. Особенно большое участие принимают мышцы плечевого пояса, шеи, спины, таза, бедер. Движения этих мышц должны быть согласованными, взаимосочетаемыми.

При ходьбе у ребенка с хорошей осанкой плечи на одном уровне, грудная клетка расправлена, лопатки чуть-чуть (без напряжения) отведены назад, живот подтянут, смотреть надо прямо (вперед на 3-4 шага). Идти надо не сутулясь, ногами не шаркать, спокойная ходьба сопровождается легкими взмахами рук, быстрая -энергичными движениями рук.

В возрасте 2-3 лет дети много ходят, и неокрепшие мышцы могут не выдержать длительной нагрузки. В результате дети принимают облегченные положения, которые переходят в привычку (наклоняются, чрезмерно сгибают ноги в коленях). Чтобы этого избежать, необходимо чередовать движение и покой. Гигиенисты считают, что отдых лежа в горизонтальном положении для дошкольников должен быть в середине дня не менее 1-2 часов. При длительном пребывании на ногах развивается статическое плоскостопие, искривляются трубчатые кости. В верхней и нижней трети (зоны роста) этих костей могут появиться утолщения. Это говорит о том, что кости растут не в длину, как положено, а в ширину.

Поза за столом во время рисования, рассматривания иллюстраций, во время настольно-печатных игр должна быть удобной и не напряженной. Локти

обеих рук на столе, плечи находятся на одном уровне, голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола должно составлять 30-35 см, между грудью и столом – 8-10 см (проходит ладонь). Сидеть ребенок должен с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, не перекашиваясь на одну сторону. Стопы должны стоять на полу (или на подставке). При такой позе голеностопный, коленный и тазобедренный суставы образуют прямой угол. Нельзя допускать, чтобы дети сидели скрестив ноги, зацепляли их за ножки стула.

Помнить о хорошей осанке следует и в спортивных упражнениях детей. Так, при игре в настольный теннис, бадминтон участвует одна рука, возможен перекос плечевого пояса. Катание на самокате зачастую выполняется толчком одной ногой, что также может привести к искривлению позвоночника. При длительном использовании велосипеда, плохом подборе его размера может появиться сутулость спины, перекашивается таз, грудная клетка сжимается. Чрезмерные прыжки в классики, через скакалку дают большую нагрузку на позвоночник, своды стоп, особенно если подскоки выполняются тяжело (у ребенка плохая координация движений). Совершенно необходимо соблюдать регламент и правила при занятиях спортивными упражнениями, целесообразно сочетать разные их виды.

2. Физические упражнения - как средство формирования правильно

осанки.

Основным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений являются занятия физическими упражнениями.

В детском саду необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота и ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Хорошим средством формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений, по словам, являются гимнастические упражнения с различными предметами. Можно использовать резиновые и теннисные мячи, обручи, палки, мешочки с песком и др. Малышам нравятся упражнения с флажками, кубиками, ленточкой, погремушкой. Хорошо влияет на осанку ползание, лазанье, ходьба с небольшим грузом на голове. Упражнения выполняются из различных

исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, на четвереньках.

Упражнения для малышей 2-3 лет чаще носят игровой характер: имитируют движения животных, птиц и др. Главное - вызвать у детей желание двигаться активно, с удовольствием. Например, в упражнении «Колобок» ребенок, лежа на животе, перекатывается несколько раз в одну, потом в другую сторону; тянется вверх, изображая «великана».

Старшие ребята могут понять пользу упражнений, им объясняют, что движения помогут им стать здоровыми, красивыми, подтянутыми, а для этого надо делать движения правильно, энергично, проявляя усилия, настойчивость.

Учитывая быструю утомляемость дошкольников, следует после наиболее трудных статических упражнений давать кратковременный отдых (40-50 сек.) с выполнением дыхательных упражнений в положении сидя, лежа на спине.

Работу по формированию правильной осанки следует постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых замечены какие-либо отклонения. Необходимые упражнения включаются в утреннюю гимнастику, занятия, подвижные игры. В особо сложных случаях, когда специалист обнаружил у ребенка серьезное нарушение осанки и предложил курс лечебной физкультуры в поликлинике, родители должны обеспечить это лечение, выполнять все рекомендации ортопеда. Раннее выявление и коррекция нарушений принесет более заметные успехи, чем запоздалое лечение в более позднем возрасте.

Старшие дошкольники пытаются узнавать много нового. Поэтому необходимо с детства приучить ребенка к здоровому образу жизни, научить соблюдать режим дня, делать зарядку, ухаживать за собой. Нужно рассказывать им о вредных и полезных привычках.

При воспитании детей старшего дошкольного возраста необходимо решить многие задачи, среди которых особое место имеют проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, ведь от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка. Дети старшего дошкольного возраста имеют все предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни:

- происходит активное развитие психических процессов, при этом растет самооценка, чувство ответственности;

- умение детей сохранять и демонстрировать правильную осанку;

- дошкольники старшего возраста самостоятельно выполняют бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, способны прилагать волевые усилия для того, чтобы достичь поставленную цель в игре, в проявлении физической активности.

Ведущее место в воспитательном процессе занимает физическое воспитание, а после идет формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни. 

           В сюжетно-ролевой игре дети знакомятся с профессиями, которые помогают формированию адекватного восприятия таких важных профессией как врач, медсестра, своевременному посещению поликлиник, и даже экстремальная ситуация попадания в больницу, воспринимается ребёнком спокойно. Многие родители сталкиваются с проблемой детских страхов подобного рода. Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Поликлиника», «Скорая помощь», «На приеме у доктора», расширяют у детей знания о работе врача, медсестры, фельдшера бригады скорой помощи, способствуют пониманию её важности. Принятие на себя роли «человека в белом халате» у некоторых детей формирует ранний выбор будущей профессии. Самый

главный итог сюжетно-ролевых игр подобной направленности — формирование осознанное отношение к своему здоровью. В нашем ДОУ успешно реализуют одну из оздоровительных технологий — натурпатию, принцип которой заключается в следующем: в человеке от рождения заложены возможности самоизлечения. Поддержать эти усилия организма помогает прием фитонцидов (лука, чеснока) для повышения иммунитета и противовирусной защиты у детей. Традиционной формой натуропатии стала ароматизация помещений приемных чесночными букетиками в течение дня, употребление чесночно-луковых закусок, ношение чесночных бус, изготовленных родителями.

Таким образом, обозначая для ребёнка здоровье как высшую ценность, и формируя осознанное желание его сохранения и укрепления, мы помогаем ему:

− понимать значение здорового образа жизни для личного здоровья;

− осознавать особенности функционирования организма;

− вырабатывать правила взаимодействия с окружающей средой;

− обучаться выполнять приёмы самомассажа, различные гимнастики ;

− усваивать, какие привычки и почему представляют вред для здоровья и, как правильно вести себя в обществе в случае заболевания.

 Для проведения оздоровительной работы и развития двигательных навыков каждого ребёнка важное значение имеет взаимодействие специалистов детского сада. Эта работа помогает избирать педагогически грамотные методы и приемы. Большую роль в сохранении и укреплении здоровья детей играют занятия физической культурой и танцами, в процессе которых у детей развивается ловкость, гибкость и быстрота.  Проведение спортивных праздников является хорошей формой закрепления полученных знаний. Это не только средство укрепления здоровья, но и отличный досуг. В таких соревнованиях формируется потребность в здоровом образе жизни и занятием спортом не только у ребят, но и взрослых. Каждая оздоровительная

программа реализуется в тесном сотрудничестве с родителями по следующим направлениям: ознакомление родителей с результатами диагностики психического и физического развития ребёнка; формирования у родителей интереса к изучению методов и приёмов сохранения и укрепления здоровья; привлечение родителей к активному участию в социальной жизни группы и дошкольного образовательного учреждения.

Используются следующие формы работы:

− постоянно обновляется информация в родительских уголках на оздоровительную тематику;

− организация спортивных развлечений с участием родителей;

− изготовлению авторских пособий по физкультуре и ОБЖ.

Каждому человеку, необходимо с детства следить за своим здоровьем, детский сад — ступень общего образования. Значение работы дошкольного образовательного учреждения нельзя недооценивать, именно здесь, закладываются первые знания ребёнка, активно развивается личность, закладываются морально-нравственные основы. Физическое развитие, также напрямую зависит от качества оказываемых образовательных услуг — это то направление, в котором работа должна быть планомерной и непрерывной. Можно сделать вывод, о необходимости приобщения ребёнка к здоровому образу жизни в семье и обществе, формированию навыков охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. Данная работа дает хорошие результаты, и стала традиционной для нашего ДОУ, она позволяет выработать разумное отношение детей и родителей к своему организму, привить санитарно-гигиенические навыки, помочь ребёнку приспособиться к постоянно меняющимся условиям окружающего мира, что проявляется в устойчивости к экстремальным ситуациям, невосприимчивости организма к неблагоприятным факторам. Плодотворна работа с родителями: объединившись вместе с педагогами, они являются активными участниками педагогического процесса.

 Литература:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования — М.: Центр педагогического образования, 2014. — 32 с.

Авдеева Н. Н., Князева О.Л, Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. — 144 с.

Алиев М. Формирование правильной осанки// ДВ №2 1993.

 Береснёва, З. И. Организация образовательного пространства и развивающей среды в ДОУ. 2016 г. — № 2–250 с.

Кочеткова, Л. В. Оздоровление детей в условиях детского сада. / Москва: Просвещение, 2015 г. — 323 с.

Митяева, А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. / Москва: Академия, 2012 г. — 450 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «О правильной осанке детей старшего возраста».

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития – как умственного, так и физического....

Консультация для родителей: «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста, в процессе занятий плаванием».

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. По мере роста родителям и воспитателям, как дома,...

Консультация для родителей "Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста"

Проблема оздоровления детей-это целенаправленная работа всего коллектива педагогов и родителей. Невозможно оценить роль семьи в сохранении и укреплении здоровья ребёнка. Основы здоровья закладыва...

Консультация для родителей«Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста».

Как самим установить правильная осанка у ребенка или нетКакие упражнения нужно выполнять для формирования правильной осанки у...

Консультация для родителей "О правильной осанке детей"

Консультация из опыта работы педагога...