Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный эколог"
рабочая программа (старшая группа)

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в дошкольном учреждении, как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка.

 

Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Экологическое воспитание личности дошкольника означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания – является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_ekolog.docx47.33 КБ

Предварительный просмотр:

        

муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Тогучинского района «Горновский детский сад № 1»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

познавательной направленности

«Юный эколог»

для детей 5-7 лет

Составитель:

        Воспитатель

Селиванова Н.А.

1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

     Данная рабочая программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире. Рабочая программа

составлена на основе программы Н.А. Рыжовой «Наш дом-природа».

Актуальность программы

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в дошкольном учреждении, как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка.

     Актуальность выбранной мною темы особенно важна в настоящее время. Это обострение экологии в стране, Новосибирской области, в нашем поселке ( на территории нашего поселка находятся 4 завода), диктует необходимость работы по формированию у детей экологического сознания.

    Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Экологическое воспитание личности дошкольника означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания – является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

     Цель формирования экологической культуры дошкольников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы: НОД, ежедневная деятельность.

     Кружковая работа по экологии в ДОУ позволяет развить у дошкольников способности к экологическому мышлению. Это проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.

     Воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше.

     Средствами эффективного усвоения программы  являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток.

     Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на участке ДОУ.

     Данная рабочая программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире. Рабочая программа составлена на основе использования технологий программы экологического образования дошкольников программы; О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»; Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа».

    Новизна программы

    Новым в работе кружка «Экология – малышам» предусматривается введение в занятия экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогут познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя накопленный опыт.

Целевая программа

      Субъектами реализации программы являются обучающиеся в возрасте 5-7 лет. Программа предназначена для детей 5-7 лет.

Объем программы - 36 часов;

Форма обучения - очная.

Уровень программы - стартовый (ознакомительный).

Язык обучения - русский

Организационные формы обучения

Занятия проводятся в группе, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ.

Учебные занятия в группе проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в среду.

Продолжительность одного академического часа- 25 минут.

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Основные задачи программы:        

  • Формирование основ экологического мировоззрения и культуры.
  • Формирование экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.
  •  Формирование осознанного и бережного отношения детей к природе родного края.
  • Расширение и обобщение знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
  •  Развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно – следственные связи.

В основе программы лежат следующие принципы:

  • Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.
  • Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
  • Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
  • Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.

Основные формы и методы работы:

  • Экскурсия
  • Наблюдение
  • Беседа
  • Исследовательская деятельность
  • Экспериментальная деятельность
  • Проектная деятельность
  • Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия
  • Работа с энциклопедической и природоведческой литературой
  • Проведение мониторинга по проделанной работе в виде тестирования детей.

     Формы подведения итогов по проделанной работе:

1. Экологическая информация для родителей на темы: данные об экологической ситуации в посёлке; правила поведения в экстремальных условиях; выращивание экологически безопасного урожая; комнатные, лекарственные, пищевые растения; домашние животные, их содержание в доме и значение для ребёнка.

2. Организация выставки детских работ по наблюдениям в природе во время экскурсий, целевых прогулок, трудовой деятельности в природе.

     Условия реализации программы

     Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия:

  • Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: экологическая тропа, сад и огород, зона лекарственных растений;
  • Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;
  • Создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.
  • Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Календарно-тематический план работы по экологии на 2020-2021 учебный год для детей подготовительной группы «Пчелка»

Сентябрь

«Наш дом- природа»

Тема

недели

Задачи

Предварительная работа

Формы работы

«Я и природа»

Формировать представления о неразрывной связи человека с природой/ человек- часть природы.  Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных.

Беседа, рассматривание иллюстраций, чтение стихов и рассказов природе.

Беседа

«Осенние изменения в неживой природе»

Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями. Уточнить    изменений живой природы от изменений в неживой природе.

Наблюдения, экскурсии, беседы.

Игры: «Когда это бывает», «Путешествие».Беседа.

«Лес -многоэтажный дом»

Учить замечать взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга. Уточнить: лес, как пример сообщества. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, бережное  отношение к природе.

Чтение рассказов, беседа, рассматривание иллюстраций.

Беседа. Д/ И «Пищевые цепочки», «Чей дом». Рассматривание иллюстраций.

Разнообразие животного мира

Знакомство детей с разнообразными видами животных.

Беседа, рассматривание иллюстраций

Октябрь

«Наша земля»»

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

Формы работы

«Хлеб – всему голова»

 Углубить представления детей о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел к нам на стол.

Формировать навыки речевого общения, активизировать словарь.

 Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Беседа «Как выращивают хлеб», отгадывание загадок, чтение рассказов и стихотворений, рассматривание иллюстраций, моделирование последовательности полевых работ д/у «Какой хлеб?», «Кто больше назовет».

Игра-путешествие

«Зерновые культуры»

 Познакомить детей с зерновыми культурам

. Воспитывать уважительное отношение к хлебу, как главному продукту питания людей.

Рассматривание иллюстраций с зерновыми культурами нашего региона.

Исследовательская деятельность (рассматривание и сравнение

«Почему зерно в землю сеют?»

 Закрепить и обогатить знания детей о росте растений в разных          условиях и почвах.

 Учить пользоваться речью-доказательством, для обоснования своих суждений, развивать умение анализировать, ввести в словарь детей новые слова: перегной, удобрение.

 Воспитывать чувство ответственности за порученное дело, навыки исследовательской деятельности.

Посев семян в емкости с разным грунтовым составом.

 Работа с дневником наблюдения

Наблюдение за

проращи-ванием

«Знакомим детей с почвой»

Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля». Загрязнения почвы, возможные последствия.

Рассматривание почвы, беседа

Исследовательская деятельность

Ноябрь

« Лес -наше богатство»

Тема недели

                 Задачи

Предварительная работа

Формы работы

«Что мы сажаем, сажая леса?»

 Обогатить представления детей о значении леса в жизни человека, объяснить причину исчезновения леса, систематизировать представления о лесе как об экосистеме.

 Совершенствовать монологическую речь, ввести в словарь: сообщества, многоярусность, исчезновение.

 Воспитывать экологически грамотное поведение в лесу.

Отгадывание загадок о деревьях, чтение пословиц о лесе.

Беседа

«Удиви-тельный лес»

Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву.

 Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; упражнять в составлении рассказов с подбором эпитетов.

 Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу.

Рассматривание иллюстраций, сравнение кусочков коры, проведение опыта, экспозиция «Дары леса».

Игра-путе-шествие

«Что было бы, если…»

 Расширить представления детей о лесе, как об экосистеме.

 Ввести в словарь: обитатели, хищники, травоядные, цепи питания.

 Воспитывать бережное отношение к лесу.

Чтение и обсуждение рассказов и стихов о лесе, проведение экологических игр.

Экологическая игра

«Растения и животные леса»

Уточнить знания детей о растениях (травах, кустарниках, деревьях), грибах и животных леса нашего края.

 Развивать память, быстроту реакции; связную речь через умение рассказывать об особенностях растений.

 Воспитывать стремление сохранять и

Оберегать природный мир.

Рассматривание репродукций картин русских художников, посвященных лесу.

Викторина

Декабрь

«Экология нашего края»

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

Формы работы

«Красная книга нашего региона»

 Выявить какие растения и животные являются редкими в нашем регионе. Составить Красную книгу своего региона.

 Формировать представления о Красной книге, активизировать предметный словарь.

 Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

Знакомство с красной книгой

Экологический проект

«По запо-ведным местам природы »

 Формировать представления об охранных природных территориях (местах) – заповедниках.

 Развивать познавательную активность детей, экологическое мышление на основе представлений , коммуникативное общение Воспитывать бережное отношение к природе.

Мастерская по изготовлению атрибутов к игре: эмблемы заповедника, карты-маршрута.

Игра-

путешествие

«Поселок, в котором хотел бы я жить»

 Формировать представления детей о поселке, как о доме с экологически полноценной средой, где все гармонично.

 Развивать творческие способности, мышление.

 Воспитывать ценностное отношение к природе родного города.

Экскурсия по поселку, беседа «Мой  поселок», различные строительные игры.

Экологическая игра

«Твой поселок – твое здоровье»

 Расширить представления детей о поселке, как о доме с экологически полноценной окружающей человека средой.

 Развивать творческое воображение, любознательность, эстетическое отношение к природе.

 Воспитывать любовь к родному поселку. Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью.

Экскурсия в парк, беседа о роли воздуха в жизни человека.

Конкурс по созданию творческих

rомпозиций

Январь

« Вода- водица»

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

Формы работы

«Путешествие по глобусу»

Расширить знания детей о глобусе – модели Земного шара, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны…).

 Развивать экологическую культуру;  обогатить словарь: круговорот.

 Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.

Рассматривание иллюстраций (использование воды человеком); игры «Ручеек», «Мы – капельки».

Беседа

«Свойства воды»

 Расширить знания детей о воде и ее свойствах.

 Развивать мышление, любознательность;  делать умозаключения.

 Воспитывать экономное отношение к воде.

Углубить представления детей о обитателях морей и океанов.

Развивать любознательность, умение видеть новое в знакомом мире «подводного царства».

Развивать монологическую речь, способности выражать свое отношение к роли.

 Воспитывать доброту, отзывчивость.

 Дать представление об основных источниках загрязнения воды в природе, ее последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.

 Способствовать развитию речи, активизировать словарь: водоочиститель, завод.

Отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде и т. п.

Проведение опытов

«Жители  подводного царства»

Рассматривание иллюстраций, предметных картинок, разучивание слов.

Сюжетно-ролевая игра

«Источники загрязнения воды. Меры охраны»

Беседа «Что было бы, если бы не было воды?», чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций.

Экологическая игра

Февраль

«Явления природы»

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

Формы работы

«Что такое снег?»

 Расширить представления детей о снеге, помочь понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства.

 Развивать интерес к зимним явлениям неживой природы, грамотно формулировать свой ответ.

 Воспитывать чувство прекрасного, вызвать радость от открытий.

Наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение стихов и рассказов.

Беседа о снеге и его свойствах (Загадки Деда Мороза).

«Зимние явления в природе»

Закрепить знания о зимних явлениях. Развивать игровой замысел.

Развивать творческую фантазию и воображение.

 Воспитывать бережное отношение к природе

Лепка снеговика.

Исследо-

вательская  деятель-ность

«Чистый воздух»

 Расширить знания детей о воздухе, его свойствах.

Познакомить детей с природным явлением «ветер», с причинами его возникновения.

Формировать интерес к экспериментальной работе.

 Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе.

Определение направления ветра (ветреной рукав), игры с вертушками, игра «Откуда прилетел ветер?»

Опыты «Свойства воздуха» (Встреча с воздушным шариком)

«Рисунок на бархатной бумаге» (мукой, ватой)

 Вызвать у детей желание заниматься творчеством.

 Развивать творческое воображение, эстетический вкус.

 Воспитывать желание любоваться зимней природой.

Наблюдения в природе.

Изо творчество

Март

« Комнатные растения»

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

Формы работы

«Комнатные растения в уголке природы»

Расширить знания детей о комнатных растениях и об уходе за ними. Познакомить детей с правилами поливки.

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость.

Наблюдения за развитием и ростом растений в уголке природы, беседа «О чем рассказывают растения (о потребностях растений), игра «Угадай растение».

Исследовательская деятельность (встреча с Кузей)

«Изучаем строение цветка»

Учить детей определять части цветка.

Учить описывать растения, опираясь на модели.

 Воспитывать бережное отношение к растениям.

Рассматривание растений в уголке природы.

Моделирование (создание моделей цветка)

«Что будет, если…»

Формировать представления детей об отношениях       различных комнатных растений к воде, теплу и свету.

 Развивать понимание того, как важен правильный уход за комнатными растениями.

 Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями.

Знакомство с моделями «Потребности растений», установление правил ухода согласно «паспорту растения».

Экспери-ментальная деятельность

«Посадка комнатных растений»

Учить правильной посадке комнатных растений.

Развивать у детей трудовые умения.

Воспитывать желание самостоятельно выращивать растения.

Моделирование трудового процесса.

Практическая деятельность «Мы – цветоводы»

Апрель

                        «Юные экологи»

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

Формы работы

 «Юные экологи»

 Формировать у детей способность выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди»

 Воспитывать бережное отношение к родной природе.

Беседа о правилах поведения людей на природе; чтение произведений литературы.

Дидактическая игра с элементами драматизации.

«Разработка экологических знаков»

 Продолжать знакомство детей с природоохранительными знаками, создать с детьми экологические знаки, при помощи которых взрослые и дети научатся правильно себя вести себя в окружающей природе.

 Развивать у детей творческое мышление.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Экскурсия –путешествие по территории ДОУ, игра «Угадай знак».

Проект

«Юные спасатели»

 Закрепить правила поведения людей в природе на примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации.

 Способствовать развитию основ экологического сознания детей.

Формировать навыки правильного поведения в природе через игру.

 Воспитывать экологическую культуру.

Чтение познавательных рассказов о лесе и его обитателях, беседа о правилах поведения людей в природе.

Сюжетно-ролевая игра

«Сказка ложь, да в ней намек»

Познакомить детей с экологическими сказками.

Развивать у детей познавательную активность, экологическое мышление.

Воспитывать любовь к природе.

Чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций.

Чтение экологических сказок

Май

« Лекарственные растения»

Тема недели

Задачи

Формирование представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.

Развивать познавательную активность, интерес к исследовательской  деятельности, связную речь детей.

 Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

 Продолжать учить детей называть лекарственные растения.

Формировать навыки поведения в природе.

 Развивать мышление, интонационную выразительность, умение связно высказывать свои мысли.

Воспитывать бережное отношение к природе.

 Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы.

 Развивать связную образную речь, пополнить словарный запас (отвар, настой)

 Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа

Формы работы

«Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»

Изготовление атрибутов к игре (набор пакетиков с лекарственными травами).

Эколого-природоведческая игра

«Удивительное рядом»

Заучивание стихов об объектах природы, изготовление атрибутов.

Экскурсия по экологической тропе

«Лесная аптека на страже человека»

Беседа о лекарственных травах (Встреча с Красной шапочкой).

Подготовка и проведение праздника

         Ожидаемый результат:

      Показателями высокой эколого-краеведческой культуры детей следует считать:

  • Интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;
  • Желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;
  • Желание заботиться о живых объектах природы;
  • Желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
  • Стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;
  • Попытка оценивать свое поведение.

      В процессе работы кружка предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для дошкольников, посещающих коррекционную группу.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов

Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту:

Дата проведения мониторинга__________________________________________

Имя, фамилия________________________________________________________

Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений, произрастающих в России_____________________________________________

Имеет представления о процессе выращивания хлеба, называет зерновые культуры родного края___________________________________________________

Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира, обитающих на территории нашего города_________________________________

Имеет представления о Красной книге, называет редкие и исчезающие виды растений и животных нашего региона______________________________________

Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекарственных растения, произрастающих в России____________________________________

Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов __________________________________________________

Имеет представления об экологии родного поселка, называет факты отрицательного воздействия человека на природу нашего края_________________

Имеет представления о правилах поведения в природе________________________

Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении____________

Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями______________

Использует моделирование в разных видах экологически ориентированной деятельности___________________________________________________________

Сформированы основы экологического сознания____________________________

Оценка уровня развития:

1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;

2 балла – отдельные компоненты не развиты;

3 балла – соответствует возрасту;

4 балла – высокий.

Дальнейший анализ выстраивается в виде диаграмм в соответствии с уровнями развития по балловой системе. Диаграммы позволяют отследить динамику развития детей по каждому направлению экологического развития в течение учебного года.

Список используемой литературы

1.С.Н. Николаева « Методика экологического воспитания дошкольников» М.: Академия,2017г.

2.Л.В.Кокуева « Воспитание дошкольников через приобщение к природе»

М.: АРКТИ, 2018 г.

3. Молодова Л.П. «Нравственно- экологическое воспитание старших дошкольников» М.: АСАР, 2015г.

4.  М.П. Костюченко « Исследовательская деятельность на прогулках: экологические занятия с детьми 5-7 лет» Учитель 2014 г.

5.О.А. Соломенникова « Ознакомление с природой в детском саду  в старшей группе» -М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ 2014г.

6. О. А. Воронкевич « Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты.- М.: Детство- Пресс, 2014 г.

7.С. Н Николаева  Парциальная программа « Юный эколог» М.:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по экологии "Экологическая мозаика"

Программа написана с учетом краевого компонента....

Программа дополнительного образования «Юный эколог»

Дошкольное детство - ответственный период жизни человека; закладываются основы правильного отношения к окружающему миру /природе/ ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей...

Дополнительная программа по экологии

Дополнительная программа по экологии...

Рабочая программа дополнительного образования "Юный эколог" (средняя группа)

В данной программе вы ознакомитель с тематикой занятий, с диагностикой....

Дополнительная программа "Юный эколог"

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный эколог» естественно - научной направленностиВозраст детей 6 - 7 лет...

Рабочая программа по дополнительному образованию " Юный эколог"

Основной задачей кружка является обогащение детей новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, пр...

Программа дополнительного образования "Юный эколог"

На современном этапе, когда люди, в силу сложившейся социально – критической экономической  ситуации, вынуждены заниматься поисками путей по преодолению своих проблем и, зачастую, принимать...