«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Анна Александровна Лысенко

«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu_na_2019_nov.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

  №7 «Солнышко» п. Красноармейский


     План по самообразованию на 2019–2020 год

воспитателя Лысенко Анны Александровны

МБДОУ детский сад  №7 «Солнышко»

Тема: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

2019 г.,

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Этап реализации  Сроки

Этап работы над темой: 1 год

Дата начала работы над темой: сентябрь 2019г.

Предполагаемая дата окончания работы: май  2020г.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Развитие у детей основы речевой моторики на основе пальчиковой игр и упражнений.

Задачи:

1. Изучить литературу и опыты работ по данной теме.

2. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

3. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры

4. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

5. Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

Форма работы с детьми:

- совместная работа с детьми;

- индивидуальная работа;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей;

Методы и приёмы работы:

-объяснение;

- показ;

- беседа;

- игра;

    Предполагаемый результат:

Изучена литература по проблеме, систематизация имеющегося опыта.

Развита речь у дошкольников с помощью развития мелкой моторики и пальчиковой гимнастики;

Наличие методической копилки по теме;

Наличие результатов работы по теме самообразования;

Распространение опыта среди педагогов.

   План реализации темы по самообразованию

Сроки проведения

Деятельность

Тема

Сентябрь

Консультация

«Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей»

Консультация

«Мелкая моторика на любой вкус!»

Комплексы пальчиковой гимнастики

Картотека пальчиковых игр

Октябрь

Консультация

«Развитие мелкой моторики детей дома»

Пальчиковые игры

Картотека пальчиковых игр

Ноябрь - декабрь

Подбор игр с предметами

- Мозаика,

- застёгивание и расстегивание пуговиц,

- шнуровка,

- игры с карандашами,

- работа с тестом,

- «Пальчиковый театр».

Январь - Февраль

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности

Рисуем нетрадиционным способом.

Март

Составление и распространение памяток, буклетов для родителей по теме самообразования.

«Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи дошкольников»

Апрель

 Чтение рассказов и стихотворений при помощи пальчиков (показ воспитателя)

«Играем нашими пальчиками»

Май

Отчёт о проделанной работе за учебный год, обмене опытом с коллегами.

«Применение пальчиковой

гимнастики в работе с детьми»

Список литературы:

Диченскова  А. М. Страна пальчиковых игр: идеи для развития мелкой моторики. Ростов н/Д: Феникс, 2012.

Е. А. Янушко Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста;

Л. П. Савиной Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников;

Пальчиковая гимнастика для детей от 6 месяцев до 6 лет. Подготовка руки к письму. Развитие речи;

Пальчиковые игры развиваем мышление, речь, мелкую моторику. Для совместной досуговой деятельности детей и родителей;

Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика): ст. группа/авт. -сост. А. Г. Савушкина (Детский сад);

Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика). Младшая и средняя группы / авт. - сост. А. Г. Савушкина. (Детский сад/ издательско-торговый дом "Корифей");

Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).подготовительная группа/ авт. - сост. А. Г. Савушкина. (Детский сад);

С. О. Ермаковой "Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет";

Теплякова О. Н. Практическая энциклопедия развивающих игр. Уникальная методика обучения в игре, все аспекты развития детей от рождения до трех лет, одновременное развитие различных умений и навыков, советы по организации игр и примеры диалогов с ребенком. ;

Тимофеева Е. Ю. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики: пособие для занятий с детьми дошкольного возраста (В помощь логопедам, воспитателям, родителям).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

Консультация будет полезна воспитателям и родителям. Здесь предложены различные игры с детьми....

Речевое развитие: Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов Тема:«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...

Программа саморазвития Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

Актуальность     На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ру...

Тема: "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

План по самообразованию на 2019-2024 г.г. воспитателя Сагдиевой Рузии Рафиковны...

ПЛАН по самообразованию Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

ПЛАНпо самообразованию Тема: «Пальчиковые игры и упражнения,как средство развития речи удетей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...