Окружающий мир на тему "Почва и подземные обитатели"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Окружающий мир 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор конспекта НОД\СОД: Боженок Кристина Юрьевна (ФИО студента)

МБДОУ детский сад комбинированного вида «Сказка»

Воспитатель: Горбунова Ольга Викторовна ___________(подпись)

Методист: Царик Елена Сергеевна _____________(подпись)

Дата проведения НОД\СОД: 27.09.2023г.

Технологическая карта занятия

Образовательная область: Познавательное развитие, опытно- исследовательская деятельность

Тема занятия: «Почва и подземные обитатели»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Цель занятия: Ознакомление детей с понятием «почва» на основе экспериментов, ее составом и ценностью для всех подземных жителей.

Задачи занятия:

Образовательная задача: формировать представление о почве и ее пользе для живых организмов.

Развивающая задача: развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы.  Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение.

Воспитательная задача: воспитывать интерес к исследовательской деятельности

Планируемый результат:

1. Дети имеют представление  о почве и ее пользе для живых организмов

2. Дети умеют проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы.

3. Дети проявляют интерес к исследовательской деятельности.

Материалы и оборудование:  стаканчики с водой, земля.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Организовать направленное внимание детей, заинтересовать детей на предстоящую деятельность

- Здраствуйте ребята, меня зовут Кристина Юрьевна сегодня занятие проведу у вас я.

Давайте поприветствуем друг друга.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

- Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить вам нужно отгадать загадку.

Самый верхний слой земельный.

 В ней растут трава, деревья,

Плодородием обладает,

Как ее все называют? (почва)

Верно сегодня речь пойдет о почве.

Организация детей

приветствие

Дети приветствуют друг друга, улыбаются

Дети заинтересованы

2.

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

-Ребята а вы хотели бы узнать, как живут разные живые существа под землей? Как там дышать? Есть ли там воздух?  Я предлагаю вам отправиться в научную лабораторию и изучить состав и свойства почвы.

Словесный метод, беседа

Дети слушают и отвечают на вопросы

Дети внимательно слушали постановку проблемы

2.2

Этап ознакомления с материалом

Образовательная задача: формировать представление о почве и ее пользе для живых организмов.

-Но для начала давайте поговорим о почве? Как вы думаете что же такое почва?

Почва – это верхний слой земли, в котором развиваются подземные части (корни) растений
- Как же образовалась почва? (ответы детей)
Когда-то давно почвы не было. На поверхности земли находились только камни и скалы. От ветра, дождя, снега скалы трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину.
Ветер приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине. Потом они отмирали и таким образом начал образовываться перегной. А на такой почве уже могли расти и другие растения.
- Что же такое перегной? (ответы детей)
На земле повсюду растут травы, деревья, кустарники. К осени листья опадают с деревьев, трава сохнет и ложится на землю. Всё это перегнивает. От этого земля становится плодороднее, и на ней всё растёт лучше.
- Чтобы узнать, что растения получают из почвы, я предлагаю вам отправиться в научную лабораторию и изучить состав и свойства почвы.

Словесный беседа

Слушают

Отвечают на заданные вопросы.

2.3

Этап практического решения проблемы

  Развивающая задача: развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы.  Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение.

Воспитательная задача: воспитывать интерес к исследовательской деятельности

-Вы уже немного устали давайте разомнемся.

Физминутка

Ветер веет над полями
И колышется трава
Облако плывет над нами
Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит,
Наклоняются колосья
Вправо-влево, взад-вперед
А потом наоборот.
Мы взбираемся на холм,
Там немного отдохнем.

-Приступим к изучению почвы.

Опыт №1

Возьмите кусочек земли опустите в стакан с водой, и дадим ей отстояться. А после, понаблюдаем за изменениями. (опустились глина, земля, остатки растений плавают сверху)

Опыт №2

Аккуратно опустите кусочек сухой почвы в стакан с водой. Что произошло? Как объяснить появление пузырьков воздуха в воде?
Вывод: в состав почвы входит воздух.

Опыт №3

Насыпьте в пластиковый стаканчик сухой почвы и полейте небольшим количеством воды. Что произошло? Куда делась вода? Теперь полейте сильнее. Что произошло? (вода больше не впитывается). Как вы думаете почему вода больше не впитывается? (там больше не осталось свободного места, весь воздух вытеснен водой)
Вывод: почва впитывает воду, которая вытесняет воздух.

 

- Как же мы можем сберечь почву для подземных существ? Что мы можем сделать? ( Ответы детей: не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» - ведь они нужны почве.)

 Словесный беседа

Опытно-исследовательская работа

Отвечают на вопросы. Выполняют физминутку.

Выполняют опытно- исследовательскую работу.

Проводят простейшие опыты, на их основании делают выводы.  

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта

-Понравилось ли вам выполнять опыты?

-О чем мы сегодня говорили на занятии?

-Какой опыт заинтересовал вас больше всего?

-В проведении какого опыта у вас возникли затруднения?

-Мне понравилось как вы сегодня работали, вы большие молодцы. Спасибо за занятие.

Словесный беседа

Дети анализируют занятие

Подведение итогов занятия,

Формирование элементарных навыков самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Почва и подземные обитатели"

Крот устроился хитро:У него свое метро.Сам себе метро копал,Сам себя в метро катал.Строил много круглых станций –И на каждой вылезал!...

конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру на тему "Почва и подземные обитатели ".

Конспект занятия предназначен для воспитателей по окружающему миру для занятий с детьми....

Конспект « Почва и подземные обитатели» в подготовительной группе.

Программное содержание:Расширять представления детей о почве и подземных обитателях.Развивать познавательную активность.Учить выдвигать предположения, проверять и делать элементарные выводы о свойства...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Почва и подземные обитатели» (О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» )

laquo;Почва и подземные  обитатели»(О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» )...

Презентация "Почва и ее подземные обитатели"

Почва и ее подземные обитатели.Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе....

Конспект занятия «Почва и подземные обитатели» в подготовительной группе

Конспект занятия «Почва и подземные обитатели» в подготовительной группе...