Игротерапия в работе с детьми с ОВЗ.
статья

В данной статье рассматриваются аспекты игры и её ценности в развитии и воспитании детей с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igroterapiya_v_rabote_s_detmi_s_ovz.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Игротерапия в работе с детьми с ОВЗ.

   Как известно, игра является ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

   Опора на игровую деятельность, игровые формы, приемы – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. Игротерапия – способ коррекции  эмоциональных и поведенческих нарушений, развития навыков коммуникации у детей с ОВЗ. Игровые занятия способствуют снятию эмоционального и мышечного напряжения, снижению импульсивности и тревоги, развитию навыков взаимодействия детей друг с другом, развитию внимания, восприятия, речи, воображения, общей и мелкой моторики, координации движений.

   Как  известно  из специальной  литературы,  наиболее  частыми  в структуре дефекта  у  детей  с  проблемами  в  развитии  являются  трудности  коммуникации, личностная незрелость, негативные эмоциональные переживания при осознании ограничений, связанных с состоянием здоровья. Незрелость эмоциональной сферы обуславливает слабую, соответствующую более раннему возрасту её регулирующую функцию и связанное с этим нарушение социального поведения. Это способствует возникновению, негативных эмоциональных состояний. Тем самым эмоциональные расстройства находят своё выражение в нарушениях поведения. В настоящее время, в качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и коррекции поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья, многие зарубежные и отечественные педагоги и  психологи такие, как А.И. Захаров, Х. Кэдьюсен, Н.Н. Лебедева, Е.К. Лютова,  А.А. Романов, А.С. Спиваковская, Ч. Шеффер и др., рассматривают игротерапию.

   Следовательно,  проблема преодоления нарушений в поведении детей с

задержкой психического развития с использованием игротерапии в коррекционно-педагогической работе является  в  настоящее  время  очень  актуальной  и представляет значительный интерес для коррекционной педагогики и специальной психологии на сегодняшний день.

   Дети с умственной отсталостью — особая категория. Для таких детей характерна ярко выраженная неравномерность, фрагментарность развития, наличия в нем своеобразных «пустот», чрезвычайная скудность представлений, нарушено восприятие, все виды памяти, часто отмечается нарушение речи. Всегда страдает эмоциональная сфера. Поведение хаотично и плохо управляемо. Плохо переключается с одного вида деятельности на другой. Кроме того, отсутствие коррекционной помощи приводит к ограниченности, малоподвижности зоны ближайшего развития этих детей. Только при специально выстроенном коррекционно-педагогическом процессе для ребенка с нарушением интеллекта создаются условия для развития его потенциальных возможностей, расширения "зоны ближайшего развития" и формирования ведущих видов детской деятельности.

   Данные отечественной психологии и педагогики (Л.С.Выготский, 1956, 1966; А.В.Запорожец, 1966, 1965, 1978; А.Н.Леонтьев, 1972; Д.Б.Эльконин, 1978; Р.Г.Жуковская, 1975; Н.Я. Михайленко, 1987; А.П. Усова, 1976 и др.) подтверждают, что особо важное значение в подготовке перехода ребенка на следующую возрастную ступень имеет игровая деятельность.
Таким образом, можно предположить, что только специальная организация коррекционно-развивающей среды и включение в нее умственно отсталого ребёнка обеспечат формирование структурных компонентов игровой деятельности и создадут необходимые предпосылки к развитию ребенка на последующих возрастных этапах.

   Изучение игры детей с тяжелой умственной отсталостью, как ведущей деятельности, определение ее роли в их психическом развитии и содержании коррекционно-педагогической работы представляется малоизученной и остро актуальной проблемой для развития современной коррекционной педагогики.

  Игротерапия представляет уникальный опыт для социального и психического развития ребенка, открывая ему возможность для вступления в личную связь с взрослым – психологом, педагогом, родителями. Игровая деятельность активизирует формирование произвольности психических процессов, способствует развитию умственной деятельности и воображения, переходу ребенка к мышлению в плане представлений, развитию функций речи, совершенствованию опорно-двигательной и волевой активности.

   Начало игротерапии – это полное принятие индивидуальности ребёнка. Уважайте его желания, не заставляйте его играть насильно, сделайте так, чтобы игра приносила радость. Дозируйте эмоциональную нагрузку на ребёнка, наблюдайте за его самочувствием.

   Влияние игры на развитие ребенка с ОВЗ бесценно. Игровая деятельность способствует формированию произвольности психических процессов. У детей с ОВЗ психические процессы частично или полностью нарушены. В условиях игры дети лучше запоминают игровую ситуацию. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. В игре ребенок учиться действовать с предметами-заместителями. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игре он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения.

   В игре развиваются и другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно связаны с игрой. Рисуя, ребенок с ОВЗ разыгрывает тот или иной сюжет. Так же внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Ребенок с ОВЗ начинает учиться, играя — он к учению относится как к своеобразной ролевой игре, с определенными правилами.

Но ведь не все дети с ОВЗ умеют играть! Поэтому научить их играть — основная задача нашей деятельности.

   Умственно отсталые дети — это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речи и др.). Для умственно отсталых детей характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенная возбудимость или, наоборот, инертность; трудность формирования интересов и социальной мотивации деятельности. Игровая терапия для таких детей уникальна.  Рутинные игры, игровые провокации, игровые стратегии уводят ребенка от стереотипии полевого поведения.

   Без специального обучения, такие дети лишь к 9–10 годам овладевают простыми игровыми действиями, которые они могут повторять многократно, однообразно и без эмоциональных реакций. Именно поэтому очень важно, чтобы игры умственно-отсталых детей проводились при участии специалистов. Этот процесс очень сложный, ведь у такого ребенка пропадает интерес даже к новой игрушке. То есть, у него наблюдается отсутствие интереса к новизне, и без специального обучения игровая деятельность не займет в его жизни ведущее место. Игры для умственно-отсталых детей рассматриваются не как забава, а как повседневная терапия, проводимая регулярно и целенаправленно. Нужно пытаться увлекать ребенка игрой.

   Игровая деятельность детей с проблемами в развитии очень своеобразна. Поэтому при выборе игр учитываются возрастные особенности ребёнка, характер дефекта, степень его выраженности и личностные особенности, изменения в психической сфере ребёнка. На занятиях используются различные игры для коррекции познавательной деятельности, направленные на формирование сотрудничества ребёнка с взрослым, по развитию предметной и игровой деятельности, по сенсорному развитию, по развитию речи.

  1. Что такое «игротерапия»? Немного истории

   Игровая терапия, или игротерапия – это метод психотерапевтического воздействия с использованием игры.

Впервые начали использовать игротерапию в психоанализе. Зигмунд Фрейд, описывая детские игры, утверждал, что ребенок превращает в активную игру свои прошлые пассивные переживания. М. Кляйн начала использовать в психоанализе детей игрушки. Это был первый подобный опыт в истории психологии. Кляйн считала игру ребенка аналогом свободных ассоциаций, открывающим доступ к бессознательному. Позже игротерапию стали широко использовать и в других психологических подходах. На данный момент выделяют такие виды игротерапии:

а) психоаналитически ориентированную;

б) недирективную и директивную;

в) построения отношений;

г) поведенческую;

д) терапию отреагированием;

е) индивидуальную и групповую;

и др.

  1.  Когда эффективна игротерапия?

   Среди общих показаний к проведению игротерапии выделяют такие, как: замкнутость, необщительность, фобии, сверхпослушание, нарушения поведения, вредные привычки и др.

   Игротерапия является эффективным способом коррекции при работе с детьми, имеющими совершенно разные физические и психические особенности. Единственные противопоказания к игротерапии — неконтактная шизофрения и полный аутизм.

 Игротерапия как психотерапевтический метод хорошо помогает:

  • при агрессивном поведении;
  • при выдергивании волос;
  • для профилактики и лечения страхов;
  • при отставаниях в развитии речи;
  • для ускорения развития детей с умственной отсталостью;
  • при лечении заикания;
  • для облегчения состояния ребенка при некоторых психосоматических заболеваниях (нейродермит, бронхиальная астма, язвенный колит, и пр.);
  • при многих других проблемах.

  1.  С чего начинается игра?

   Первым шагом в игротерапии является полное принятие личности ребенка. Что же надо понимать под этим понятием? Это:

  • уважительное отношение к желаниям малыша;
  • недопущение насильного принуждения к игре;
  • дозировка эмоциональной нагрузки на малыша;
  • создание радостной игровой атмосферы;
  • наблюдение за самочувствием ребенка.

 Если все эти принципы соблюдены, остается главное – игра. Как же правильно играть с ребенком?

Почти каждый ребенок любит рисовать. С этого обычно и начинаются игры.

 Одной из самых доступных и в то же время эффективных игр считается ролевая. Обучая детей умению играть, педагог должен стремиться к тому, чтобы ребенок строил свои игры не только на основе показа педагога, но черпал материал для них из повседневной жизни.

Игры со строительным материалом.

   Используются  такие игры, как «Возим кирпичики», «Строим дом», «Строим башню», «Сделаем дорогу» и т.д. В процессе игры со строительным материалом формируются представления о форме, величине, цвете, дети учатся ориентироваться в пространстве. Так же формируются коммуникативные навыки.

Дидактические игры.

Такие игры развивают зрительное восприятие, память, закрепляются цвет, форма. Дидактические игры-упражнения на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровании, завязывании.  Также используются предметно-схематические модели последовательности одевания на прогулку. Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при соблюдении дидактических принципов.

Игры на развития мелкой моторики пальцев рук.

- игры с мозаикой

- игры с крупами

Эти игры обусловлены фактурой материала - мелкие размеры, характерные звуки, издаваемые при падении, особые тактильные ощущения при перебирании в руках (гречка, рис, горох). Рисование по крупе, пересыпание, закапывание рук, найти«сокровища» - бусинки, маленькие игрушки. Это успокаивает и расслабляет детей, развиваются тактильные ощущения, зрительное и слуховое восприятие. Дети стараются проговорить то, что они делают, какой материал используют, таким образом, и обогащается их словарный запас.

Театрализованные игры.

   С помощью персонажа дети учатся приобретать важные социальные навыки: здороваться и прощаться, оказывать помощь и поддержку.

  Очень важно при занятиях игротерапией с детьми с умственной отсталостью помнить о важных принципах, на которых должна строится работа педагога:

Основным является принцип активности и посильной самостоятельности. Его надо учитывать, когда возникают поисковые ситуации с вероятным результатом самим ребенком. Воспитатель выполняет на занятиях только то, что не может сделать ребенок самостоятельно.

2. Принцип познавательной выразительности. Это эмоциональность воспитателя, которая является необходимым условием успешного обучения, так как она поддерживает интерес и внимание детей к программному материалу, способствует стабильности их действий.

3. Принцип наглядности заключается в том, что на занятиях воспитатель использует наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т.д.). Это важно, так как на начальных этапах обучения пояснения взрослого даются сжато и поэтому должны подкрепляться показом наглядного дидактического материала.

4. Принцип поэтапности заключается в том, что смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения, отработки какого-либо умения, навыка. Это дает возможность подвести ребенка к положительному результату, поощряя его самостоятельность и активность.

5. Принцип цикличности также обусловлен поэтапностью обучения на занятиях. Доказано, что наибольшая активность в течение одного занятия проявляется ребенком не при первом предъявлении ему материала (игрушки, картинки и т.д.), а при повторных показах (в третий - четвертый раз).

6. Принцип вариативности осуществляется при повторении программного материала на других занятиях. Это учит ребенка самостоятельно переносить усвоенные знания в новую ситуацию и применять их практически. Одно и то же упражнения не следует воспроизводить более 2-3 раз. Каждое повторное занятие полезно обогащать несколько иным содержанием, частично усложняя программный материал.

В заключение хотелось бы сказать, что потенциал, заложенный в играх и игровой деятельности, позволяет успешно решать ряд коррекционно-развивающих и образовательно-воспитательных задач. Игровая деятельность, требует от педагогов понимания ее специфики, четкого представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом этапе, и самое важное, уметь организовать игру соответствующим образом. Особого внимания требуют вопросы организации планирования занятий, каждое из которых включает комплекс упражнений, игровых действий, направленных на решение конкретных задач. Основные условия успешности коррекционно-развивающего процесса является соблюдение и использование методических рекомендаций.

Литература:

 1. Бучилова И. А., Селина А. В., Александрова А. В. Игротерапия как средство коррекции нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1396–1400. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85280.htm.

2. Воспитание детей в игре: Пособие для педагога./ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик.— 2-е изд. перераб. и доп.— М.: Просвещение, 2003

3. Дети с задержкой психического развития/ Под ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И., Цыпиной Н.А. –М.: Педагогика, 1984

4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно-отсталых дошкольников.

5. Кэдьюсен Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии. –СПб.: Питер, 2001

6. Лютова Е. К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействияс детьми.-СПб.: Речь, 2005
7. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. –СПб.: Речь, 2006

8. Никитин Б.П. «Развивающие игры.» М.: Педагогика, 2001

9. Овчарова Р.В. Игровая коррекция поведения. Игротерапия. Арттерапия // Технологии практического психолога образования. М. ТЦ “Сфера”. 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игротерапия в работе с детьми.

Игротерапия — вид психотерапии, в которой специально обученный игротерапевт использует терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудня...

Игротерапия в работе с детьми.

Игротерапия — вид психотерапии, в которой специально обученный игротерапевт использует терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудня...

Игротерапия в работе с детьми.

Игротерапия в работе с детьми....

Статья.Коррекционно-развивающая игротерапия в работе с детьми в специализированном Доме ребенка.

В Тульском областном специализированном доме ребенка воспитываются дети раннего возрастас поражением центральной нервной системы и нарушением психики. В повседневной работе специалистов дома ребенка и...

Использование песочной игротерапии в работе с детьми с ОВЗ.

Использование песочной игротерапии в работе с детьми с ОВЗ.Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия прир...

«Песочная игротерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

laquo;Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их  пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Други...

Образовательный проект «Использование песочной игротерапии в работе с детьми с речевыми нарушениями»

Образовательный проект «Использование  песочной игротерапии в работе с детьми с речевыми нарушениями»...