Консультация для педагогов ДОУ "ТРИЗ"
консультация (старшая, подготовительная группа)
Консультация разработана для воспитателей ДОУ по ТРИЗ, в которой раскрыты цели и задачи ТРИЗА, актуальность и принципы педагогического воздействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Теория решения изобретательных задач.
Цель ТРИЗ:
- Развитие мышления (гибкость, подвижность, системность)
- Развитие поисковой активности, стремление к новизне, речи.
- Воспитывать творческую личность, способной понимать единство и противоречие окружающего мира,
- Решать свои маленькие проблемы.
Программа ТРИЗ:
- Программа коллективных игр и занятий, предполагающие самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности
- Программа учит детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия.
- Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
Актуальность
Способствует развитию творческого воображения, мышления, высокому уровню познавательной активности и речи дошкольника, овладению основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта.
Благодаря использованию нетрадиционных методов и приемов – технологии ТРИЗ – способствует дальнейшему применению её в различных видах детской деятельности, в быту, в будущей жизни.
1 этап - даются занятия не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме много функционального использования объекта.
2 этап – «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.
3 этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует система игровых и сказочных задач.
Принципы педагогического воздействия
- Принцип свободы выбора - в любом обучающем или управляющем действии предоставляется ребенку право выбора
- Принцип открытости – предоставлять ребенку работать с задачами , не имеющие единственного решения.
- Принцип деятельности – в любое творческое задание , включать практическую деятельность.
- Принцип обратной связи – контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, во всех новых творческих заданиях должны быть элементы прошлых заданий.
- Принцип идеальности – творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности.
Основным понятием ТРИЗ является Противоречие (предъявление к одному объекту противоположных требований):
- Противоречия во времени
- Противоречия в ситуациях
- Противоречия в количествах
- Противоречия в погоде
При возникновении противоречий есть два пути разрешения:
1 – компромисс (примирение противоположных требований, предъявляемых к определенной конструкции)
2 – выдвижение качественно новой идеи (или новой конструкции)
Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка, для этого существует целая система методов и приемов
Методы ТРИЗ
Метод маленьких человечков – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире, между веществами, твердые, жидкие и газообразные.
Метод фокальных объектов – перенесение одного объекта на несколько других.
Метод «системный анализ» – позволяет определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому под системному и над системному элементу.
Приемы ТРИЗ
- Индивидуальный
- Коллективный (эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск )
«Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка»
С.Н.ГИН
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-479305-1410861853.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1069567-1541444258.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/26/picture-1252308-1590483946.jpg)
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1246594-1607509250.jpg)
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/31/picture-154334-1469968670.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."
Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000858-1516782882.jpg)
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/07/picture-1036397-1525690409.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....