Консультация для педагогов "Психолого-педагогические условия развития субъектности дошкольников"
консультация

Татьяна Владимировна Овчинникова

В современной психологии и педагогике ребенок рассматривается как субъект. В педагогическом словаре «Субъект- это носитель предметно- практической активности и познания»

Понятие «Субъектность» не имеет единого определения. Каждый автор интерпретирует по- разному. Например,  профессор Виктор Иванович Слободчиков, говорит, что «Субъектность- это категория, выражающая сущность внутреннего мира человека». Иными словами субъектность представляет собой способность человека управлять своими действиями и поступками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр «Южный город» п. Придорожный муниципального района Волжский Самарской области
Структурное подразделение «Детский сад «Семицветик»

Консультация для педагогов на тему

«Психолого- педагогические условия развития субъектности детей»

Выполнила:

воспитатель,

Овчинникова Т.В.

м.р.  Южный город, 2023г

1 слайд. Здравствуйте, уважаемые коллеги хотела бы с вами поговорить на тему «Психолого-педагогические условия равития субъектности детей»

2 слайд.В современной психологии и педагогике ребенок рассматривается как субъект. В педагогическом словаре «Субъект- это носитель предметно- практической активности и познания»

Понятие «Субъектность» не имеет единого определения. Каждый автор интерпретирует по- разному. Например,  профессор Виктор Иванович Слободчиков, говорит, что «Субъектность- это категория, выражающая сущность внутреннего мира человека». Иными словами субъектность представляет собой способность человека управлять своими действиями и поступками.

3 слайд. Вот доктор психологических наук Наталья Яковлевна Большунова понимает под «Субъективностью- проявление индивидуальности, которая заключается в способности быть причиной самого себя, опираясь на свое «Я».

Делаем вывод из выше сказанного: «Субъектность- это способность человека преобразовывать свою жизнь, реализовывать поставленные цели, контролировать и оценивать свои действия и поступки, управлять ими».

Исходя, из этого определения, субъективность ребенка дошкольного возраста, связана с жизнедеятельностью, общением, самосознанием. В связи с тем, что ребенок социализируется путем подражания и заимствования, он нуждается в педагогической поддержке и сопровождении.

4 слайд. Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста, заключается в создании условий, благоприятно влияющих на эмоциональность, творческую активность, самостоятельность, инициативность. Позиция педагога на данном возрастном этапе развития ребенка предполагает обучение в процессе сотрудничества и педагогической поддержки.

По мнению российского психолога Смирновой Елены Олеговны, можно выделить некоторые психолого-педагогические условия развития субъектности ребенка младшего дошкольного возраста:

  • формирование уверенности ребенка в своих возможностях;
  • создание ситуации успеха в преодолении трудностей;
  • формирование положительного отношение к играм, занятиям сверстников;
  • помощь в преодолении затруднений в развитии ребенка (чувства застенчивости, агрессивности, замкнутости, тревожности);
  • создание предметно - пространственной среды;
  • создание ситуации доверия к взрослым, проявления собственного мнения, защита своей позиции.

5 слайд. В старшем дошкольном возрасте  развитие субъектности ребенка понимается,  как его способность проявлять активную позицию в различных видах деятельности: ставить цели, осознавать мотивы деятельности и поведения, самостоятельно действовать и уметь дать оценку процесса и результатов. У ребенка возрастает уровень самосознания. Он начинает предъявлять требования к выполнению правил поведения, как к другим, так и к себе. Педагог по отношению к ребенку, становится наблюдателем, к которому дети обращаются за советом.

Елена Олеговна выделяет некоторые психолого- педагогические условия для развития субъективности у детей старшего дошкольного возраста:

  • построение взаимодействия на основе сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи, согласованности действий;
  • признание и принятие ребенка как полноправного партнера в совместной деятельности;
  • построение субъектно-субъектных отношений в различных видах деятельности;
  •  использование технологии проектирования на условиях интереса и свободного выбора деятельности ребенком;
  • создание исследовательских лабораторий для реализации интересов и развития способностей.

6 слайд. Можно сделать такой вывод: становление субъектности современного ребенка – становление самостоятельного, ответственного, активного, способного к самоанализу, умеющего преобразовывать себя и действительность человека.

7 слайд.Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр «Южный город» п. Придорожный муниципального района Волжский Самарской области Структурное подразделение «Детский сад « Семицветик » Консультация для педагогов на тему «Психолого-педагогические условия развития субъектности у детей» Выполнила: в оспитатель, Овчинникова Татьяна Владимировна Южный город, 2023г

Слайд 2

« Субъектность - это категория, выражающая сущность внутреннего мира человека» Слободчиков Виктор Иванович, профессор

Слайд 3

Большунова Наталья Яковлевна, доктор психологических наук « Субъектность - проявление индивидуальности, которая заключается в способности быть причиной самого себя, опираясь на свое «Я»

Слайд 4

Психолого-педагогические условия развития субъектности ребенка младшего дошкольного возраста Формирование уверенности ребенка в своих возможностях. Создание ситуации успеха в преодолении трудностей. Формирование положительного отношения к играм, занятиям сверстников. Помощь в преодолении затруднений в развитии ребенка (чувства застенчивости, агрессивности, замкнутости, тревожности). Создание предметно- пространственной среды.

Слайд 5

Психолого-педагогические условия развития субъектности ребенка старшего дошкольного возраста Построение взаимодействия на основе сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи, согласованности действий. Признание и принятие ребенка как полноправного партнера в совместной деятельности. Построение субъектно-субъектных отношений в различных видах деятельности. Использование технологии проектирования на условиях интереса и свободного выбора деятельности ребенком. Создание исследовательских лабораторий для реализации интересов и развития способностей.

Слайд 6

Становление субъектности современного ребенка – становление самостоятельного, ответственного, активного, способного к самоанализу, умеющего преобразовывать себя и действительность человека.

Слайд 7

Спасибо з а внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Педагогические условия развития речи дошкольников"

в докладе рассмотрены педагогические условия и закономерности, способствующие развитию речи дошкольников...

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОХОД К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В ДОУ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выраженная субъектность малышей требует изменения позиции взрослых в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения, поиска новых форм организации воспитания и обучения. ...

Профессиональная компетентность педагогов как условие развития субъектных качеств детей дошкольного возраста

Педагогическая деятельность относится к числу таких видов профессиональной деятельности, которые накладывают отпечаток на всю личность ребёнка и оказывают опосредованное влияние на его образ мира и об...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Всестороннее представление о развитии субъектности дошкольников может быть достигнуто лишь в том случае, если будет выявлена направленность данного процесса, установлена связь между процессом развития...

Консультация для педагогов ДОУ «Нестандартный подход к организации предметно-пространственной среды как условие развития воображения дошкольников»

Развивая у детей творческое воображение (креативность) – ведущее свойство личности, воспитатель развивает всю систему творческих способностей: продуктивное мышление, рефлексию и др....

Консультация для педагогов «Детская одаренность. Развитие речи дошкольников как необходимое условие личностного развития»

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, со...

Психологические условия развития субъектной позиции дошкольника в детско-родительских отношениях.

Исследование субъектной активности человека, ее видов, закономерностей и условий ее развития и осуществления – одна из фундаментальных задач психологии. По мнению О.А. Конопкина, это &ndash...