Проект "Моя семья"
проект (средняя группа)

Сорокина Елена Сергеевна

Проект в группе компенсирующей направленности на тему"Моя семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_semya.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №167»

Проект в группе

компенсирующей направленности:

«Моя семья»

Подготовила воспитатель

Сорокина Е.С.

Воронеж 2023

Актуальность проекта.

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Цель проекта: Создание условий для формирования у детей с ЗПР понятия «семья», создание благоприятного климата взаимодействия с родителями.

Задачи проекта:

  • Формировать у детей представление о семье.
  • Формировать представление о родственных отношениях между близкими ребенку членами семьи (мама, папа, родные брат и сестра, дедушка, бабушка.
  • Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
  • Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.

Предполагаемый результат проекта:

  • Владеть понятием «Семья».
  • Расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, профессиях родителей, традициях семьи.
  • Воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам.
  • Гармонизация детско-родительских отношений.

 Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.

Участники проекта: дети разновозрастной группы компенсирующей направленности, воспитатели, родители.

Срок реализации проекта: краткосрочный (c 06.11.23г. –24.11.23г.).

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный этап

  • Составление плана работы, разработка содержания проекта.
  • Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов бесед, наблюдений; подбор детской художественной литературы; подбор дидактического материала, наглядных пособий (картины, иллюстрации); подбор настольно – печатных и дидактических игр.
  • Подготовка консультаций для родителей.

2. Содержание проекта (основной этап)

Реализация проекта в непосредственно-образовательной деятельности через образовательные области:

Познавательное развитие

Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему: «Моя семья».

Беседы: «Моя семья»; «Как я помогаю дома»; «Кем работают твои родители?» (с использованием альбома); «Как мы отдыхаем?».

Дидактические игры: «Сложи картинку»; «Подбери слово»; «Кто, где живёт?»; «Маленькие помощники».

Речевое развитие

Игры на развитие речи «Добавь словечко»; «Как зовут членов семьи»; «Назови ласково»; «Кто, что делает»; «Один – много».

Пальчиковые игры «Семья»; «Кто живёт у нас в квартире?»; «Как у бабушки Наташи»; «Есть у каждого свой дом»; «Наш дом»; «Домашние птицы и их детёныши»; «Цветочек для мамочки».

Артикуляционная гимнастика «В гостях у бабушки с дедушкой»

Чтение художественной литературы: Чтение стихотворений, разучивание песен: «Разговор с дочкой», «Мама» А. Барто; «А что у вас» С. Михалков; «Посидим в тишине» Е. Благинина; «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский.

Сказки: Русская народная «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; Русская народная «Гуси-лебеди»; Русская народная «Волк и семеро козлят»; С. Маршак «Сказка о глупом мышонке.

Социально-коммуникативное развитие

Беседы по фотографиям: «Моя семья»; «Как я помогаю родителям»;

«У меня есть брат (сестра); «Дом, в котором я живу»; «Любимые занятия членов нашей семьи».

Беседы-рассуждения: «Как вести себя на улице с членами семьи?»; «Что делать, если ты огорчил маму?».

Беседа по картинкам: «Где работает мама (папа)?»; «Что делать, если кто-то заболел?»; «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Сюжетно-ролевые игры: «Семья принимает гостей»; «Дочки – матери»; «Больница»; «Поездка на автобусе»; «Купание кукол»; «День рождение куклы».

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Портрет мамы»  

Аппликация: «Шляпка для мамы»  

Музыкальные игры: «Мамины помощники»; «Котята»; «Чьей мамы голосок?» (домашние животные и птицы).

Физическое развитие

Физкультминутки: «Мы во двор пошли гулять»; «Семья»; «Зайка»; «Есть у каждого свой дом»; «Ладушки».

Игровые упражнения: «На лужайке по утру»; «Семейная прогулка»; «Ручеёк»; «Капля раз, капля два…».

Подвижные игры: «Вокруг домика хожу»; «Птички в гнёздышках»; «Ровным кругом»; «В руки руль скорей бери и семью всю прокати»; «Наседка и цыплята».

Консультации для родителей:

  • «Роль семьи в воспитании ребёнка».
  • «Памятка о воспитании ребёнка с ЗПР».
  •  «Особенности игровой деятельности у детей с ЗПР»

3. Заключительный этап

  • Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов.
  • Выставки детских работ по художественному творчеству.
  • Создание папки методических разработок по теме: «Семья»

Продукт проектной деятельности:

1. Выставка детских рисунков, творческих работ (рисование, аппликация).

2. Выставка фотографий «Моя семья – моё богатство!».

Приложение

Загадки о семье:

Кто загадки отгадает, Тот своих родных узнает: Кто-то маму, кто-то папу, Кто сестренку или брата, А узнать вам деда с бабой — Вовсе думать-то не надо! Все родные, с кем живете, Даже дядя или тетя, Непременно вам друзья, Вместе вы — одна…(Семья!)

Кто нежнее всех на свете? Кто готовит нам обед? И кого так любят дети? И кого прекрасней нет? Кто читает на ночь книжки? Разгребая горы хлама, Не ругает нас с братишкой. Кто же это? Наша …(Мама)

Я шагаю по дорожке, Но устали мои ножки. Перепрыгнуть через яму Кто поможет? Знаю – (Мама)

Не боюсь грозы ни грамма, Коль со мною рядом…(Мама)

Нет в квартире грязи, хлама, Убрала всё чисто…(Мама)

Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети? На вопрос отвечу прямо: - Всех милее наша...(Мама)

Кто не в шутку, а всерьёз Нас забить научит гвоздь? Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть, И коленку расцарапав, Не реветь? Конечно, …(Папа)

Кто любимей всех на свете? И за всю семью в ответе? От зарплаты до зарплаты Что б мы делали без...(Папы)

Кто же трудную работу Может делать по субботам? — С топором, пилой, лопатой Строит, трудится наш...(Папа)

Кто научит гвоздь забить, Даст машину порулить И подскажет, как быть смелым, Сильным, ловким и умелым? Все вы знаете, ребята, — Это наш любимый...(Папа)

Пусть не хожу я в детский сад, Я дома ем оладушки. Пенсионерка, я и рад, Моя родная …(Бабушка)

Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки? Это наша…(Бабушка)

Кто носки внучатам свяжет, Сказку старую расскажет, С медом даст оладушки? – Это наша…(Бабушка)

Угостит всегда вареньем, Стол накроет с угощеньем, Лада наша ладушка, Кто? — Родная...(Бабушка)

Он — мужчина, и он сед, Папе — папа, мне он — …(Дед)

Дидактические игры и упражнения:

Игра «Кто, что делает?»

- Бабушка – печет пироги, вяжет носки, варежки, ухаживает за внуками …

- Мама - готовит обед, стирает, гладит, ходит по магазинам, воспитывает детей ...

- Папа – ремонтирует, ездит на машине, зарабатывает деньги, помогает маме

- Дедушка - работает на даче, помогает папе, бабушке …

- Сестра - помогает маме и бабушке по хозяйству, играет с младшими …

- Брат – помогает папе, дедушке, выносит мусор …

Игра «Назови ласково каждого члена семьи».

Сын – сынок – сыночек;

Дочь – дочка – доченька;

Брат – братик;

Сестра – сестричка – сестренка;

Мама – мамочка – мамуля;

Папа – папочка – папуля;

Бабушка – бабуля – бабуличка;

Дедушка – дедуля – дедуличка.

Игра «Да - нет» (На ответ «да» — хлопайте в ладоши, на ответ «нет» — топай те ногами, руки на пояс.)

Маму выручим всегда? (Да!)

И обманывать не будем никогда? (Да!)

Кинуть камень кошке вслед? (Нет!)

Брать в автобусе билет? (Нет!)

Ай, ай, ай, как это нет?

Надо брать билет всегда? (Да!)

Не робеть, когда беда? (Да!)

Не жалеть для дел труда? (Да!)

Рук не мыть, когда обед? (Нет!)

Как же это не мыть? Мыть обязательно! (Да!)

Солнце, воздух и вода? (Да!)

Мы лентяям шлем привет? (Нет!)

А тем, кто делает добро? (Да! Да! Да!).

Пальчиковая гимнастика:

«Есть у каждого свой дом»

Дети загибают  на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье.

У лисы в лесу глухом

Есть нора –надёжный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней,

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло уютно в нём.

Ударяют ладонями и кулачками поочерёдно.

«Цветочек для мамочки»

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке.

(Раскрыватьи закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки).

От ветерка качается,

(Движения руками вправо-влево).

И мне улыбается!

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей!

(Мимика, жесты).

«Домашние птицы и их детёныши»

Есть у курицы цыплёнок,(Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки –индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши –(Перебирают пальцы по очереди.)

Все красивы, хороши.

«Наш дом»

Этот дом –одноэтажный  (Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца.)

Этот дом –он двухэтажный.

А вот этот –трёхэтажный.

Этот дом –он самый важный:

Он у нас пятиэтажный.

«Семья»

Этот пальчик большой –

Это папа дорогой,

Самый главный, самый умный,

Папа, папочка родной.

Рядом с папой –наша мама.

Рядом с мамой –старший брат

Вслед за ним сестренка –

Милая девчонка.

И самый славный наш малыш -это Я

Вот и вся моя семья!

«Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

(Ритмично сжимать и разжимать кулачки).

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

(Загибать пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели).

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире!

(Ритмично попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачком о кулачок).

«Семья»

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик я,

Вот и вся моя семья!

Семья у нас крепкая, дружная!

Физкультминутки:

«Семья»

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч) Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши) Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчиты-вают) Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я- Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке).

«Ладушки»

«Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки! (Хлопают в ладоши) А у бабушки ладони Все в морщинах собраны. (Показывают руки ладонями вверх) А у бабушки ладони Добрые-предобрые. (Поглаживают ладони друг о друга) Все работали ладони Долгими годами. (Постукивает кулаками о ладони) Пахнут добрые ладони Щами с пирогами. (Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются)

По кудрям тебя погладят Добрые ладони. (Имитируют поглаживания) И с любой печалью сладят Теплые ладони. (Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них) Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки! (Хлопают в ладоши)

«Как у бабушки Наташи»

Как у бабушки Наташи (держать за концы воображаемый платочек, наде-тый на голову). Ели вкусную мы кашу! (соединить ладони перед собой – сделать тарелку, показывать ее всем стоящим слева и справа) Каша пшенная, с дымком (над раскрытой ладонью левой руки – «тарелки» указательным пальцем правой руки рисовать дымок). С хлебом (правая рука перед грудью, локоть в сторону, внутренняя сторона ладони вниз – «ломоть хлеба»). С маслом! (левую ладонь положить на правую сверху – «слой масла»). С молоком! (соединить запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы «кружка»). Взяли мы большие ложки (сжать кулаки, большие пальцы подняты вверх). Съели все до самой крошки! (попеременно то правой, то левой «ложкой» есть «кашу», поднося «ложки» ко рту). Вот какая каша! (снова сделать «тарелку» и показывать всем: справа и слева). У бабушки Наташи!

Артикуляционная гимнастика-сказка

«У бабушки с дедушкой»

Жили-были дедушка и бабушка. К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ(надуваем щёки), С НИМИ ХУДЫЕ —ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ(втягиваем щёки). БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ(губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы), ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ(губы тянутся вперёд).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ —В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ(снова широкая улыбка). ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ(широкий язык за верхними зубами) ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком). С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами). ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ(поочерёдное надувание щёк —губы не пропускают воздух), И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы). БЛЮДЦА ПОСТАВИМ —ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ(широкий язык лежит на нижней губе). ДУЕМ НА БЛИНЧИК —НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО(подуть на широкий язык). БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ(жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы), БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ(облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ(широкий язык загибаем кверху чашечкой), НА НОС ПОДУЛИ —МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ(подуть с «чашечки» вверх). ЧАЮ ПОПИЛИ —НИКТО НЕ ОБИЖЕН(«чашечка» двигается вперёд-назад). ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК -МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ(кончик языка облизывает губы по кругу). БАБУШКА

ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).

БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ: НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ(узкий язык вытянут вперёд).

БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА(узкий язык двигается вперёд-назад) И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА(узкий язык двигается влево-вправо).

ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА(кончик языка описывает круг за губами), ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА(кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).

ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ(широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы), ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ. ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убираетсяпод верхнюю губу), ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ(широкий язык -под нижнюю губу).

ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО(щёлкаем языком),  

ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ(цоканье на верхней губе). ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ(медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),

ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ(присасываем язык к нёбу и открываем рот).

ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА, ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА»(широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом) И УШЛА.  

Список использованной литературы:

1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка-Пресс, 2007.

3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.

4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001.

5. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 3-8 лет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....