Представление опыта по теме: Духовно-нравственное развитие дошкольников в рамках педагогической практики «Тайны старого чердака»
материал

Дойкова Прасковья Афанасьевна

Одним из приоритетных направлений государственной политики в области воспитания дошкольников является: формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к российскому народу и судьбе России. Основой духовно-нравственного воспитания дошкольников, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребенок живет, в которой происходит его становление и развитие – это семья и дошкольное учреждение.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Яблонька»

Представление опыта по теме:

Духовно-нравственное развитие дошкольников в рамках

педагогической практики «Тайны старого чердака»

Воспитатель: Дойкова П.А

Духовно-нравственное развитие дошкольников в рамках

педагогической практики  «Тайны старого чердака»

Одним из приоритетных направлений государственной политики в области воспитания дошкольников является: формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к российскому народу и судьбе России. Основой духовно-нравственного воспитания дошкольников, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребенок живет, в которой происходит его становление и развитие – это семья и дошкольное учреждение.

В современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. Во-первых, это средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства дошкольника, на его формирующуюся сферу нравственности. Во-вторых, низкий уровень исторической памяти у родителей и у детей. Все эти факторы  говорят о необходимости обновления в дошкольном учреждении методов и организационных форм образовательно-воспитательного процесса для духовно-нравственного воспитания, включая в этот процесс всех участников образовательного процесса.

С целью приобщения к отеческому наследию, сохранения семейных связей, которые бы не только стимулировали познавательную активность в данном направлении, но и объединяли детей общим интересным делом, мы нашли эффективную форму организации детской деятельности – педагогическую практику «Тайны старого чердака».

Почему Чердак? А ведь только тут можно найти что-то старинное, неизведанное и очень интересное для каждого ребенка.

       Цель: создание условий для воспитания гражданственности и развития патриотического потенциала детей дошкольного возраста через проектную деятельность в рамках практики «Тайны старого чердака».

       Задачи:

  1. Организовать в пространстве группы, особое место для общения детей и взрослых, где можно слушать интересные истории, изучать предметы старины.
  2. Разработать мероприятия, направленные на ознакомление с предметами старины и поддержку детской инициативы и самостоятельности.
  3. Формировать умения дошкольников работать с информацией, находить, перерабатывать, использовать в практической деятельности.
  4. Привлечь родителей, специалистов ДОУ к организации и участию в педагогической практике «Тайны старого чердака».

Для организации педагогической практики «Тайны старого чердака» мы преобразовали среду группы. В результате в группе появился мини чердак, в котором поселились хранители старинных вещей и их историй: мудрый паук Чердобряк, рассказчица мышка Шуршуля и конечно хозяйка чердака Чердарья.

Превращаясь в исследователей прошлого, ребята один раз в две недели отправляются в тематические путешествия, находя необычные предметы прошлого на старом чердаке. Хозяева чердака знакомят дошкольников с историей, сферой применения старинного предмета и предлагают им чердобрячные задания.

В подготовительной группе на чердаке появился старинный утюг, дети с интересом узнали от паука Чердобряка его историю, выполнили задания: принесли фотографии своих утюгов, сделали презентации о видах и использовании современных утюгов. Рассматривали разные виды тканей и определяли какими утюгами легче было погладитью.

В результате у нас в группе появилась книга «История утюга».

Большой интерес вызвали старинные часы, которые  «принесла» ребятам Мышка Шуршуля, и попросила их самим узнать историю возникновения часов. Ребята вместе с родителями искали информацию о часах, их видах, описание устройств.

В ходе поисково-исследовательской деятельности воспитанники узнали, что бывают «живые», механические, солнечные, песочные, электронные часы. И уже на «чердаке» они делились историями, беседовали о значении времени в жизни каждого человека, учились определять время по часам, разучивали стихи о часах, смотрели познавательные мультфильмы. Родители не остались равнодушными к интересу детей, они собрали часы, которые хранились в семьях и принесли их в группу. Так у нас появилась замечательная коллекция часов, которая не лежит, а «работает» (дети учатся ориентироваться во времени, …………….

Следующим ярким предметом для знакомства был выбран необычный музыкальный инструмент коренных народов Севера.

А было это так: Чердарья, которая заглянула к нам в гости, предложила отгадать загадку: «Что это за предмет?». Было много предположений, и тогда хозяйка чердака пригласила ребят в путешествие на далекий Север. В музыкальном зале ребята услышали таинственное исполнение северных мелодий варгана, а Чердарья (педагог-организатор) рассказала, что Красноярский край многонационален, имеет разнообразную народную культуру, о необычной одежде которую носят люди народов Севера и ее создании.

Совместно с музыкальным руководителем дети разучили музыкальные игры северных народов, знакомились с северным народным фольклором, разучили и показали ребятам другой группы музыкальную сказку.

                У ребят возникало желание еще больше узнать о культуре северных народов. Хозяйка чердака подпитывала интерес ребят к данной теме, давая чердобрячные–задания: найти северные узоры и нарисовать их, узнать их значение, создать макеты жилищ (чум, иглу, юрты). В групповой комнате организовали «уголок Севера», где были выставлены все творческие работы детей (фото).

Дети с горящими глазами рассказывали родителям о событиях, которые проходили в группе. Нашим удивлением было, когда мама Вари М. попросила прийти в группу и рассказать ребятам и Чердарье, об интересных Дедах Морозах, которые живут в регионах России. Так дети узнали, что в Татарстане Дед Мороз-Кыш Бабай, его шубу украшает национальный орнамент, а вместо шапки — тюбетейка. В Бурятии и Калмыкии Саган Убугун, он носит белую шубу и шапку, украшенную бурятскими узорами. Желания тувинских ребятишек исполняет под Новый год Соок Ирей - это добрый волшебник, хотя и может заморозить носы у непослушных ребят. Еще долго дети были под впечатлением.  Такое «погружение» в историю позволяет ребенку осознать свою сопричастность к  истории страны, края, а совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого и детей, и родителей и даже нас педагогов.

        И когда на чердаке появились сани, а Чердобряк попросил узнать, у какого народа они впервые появились. Дети были крайне удивлены, когда узнали у родителей, что  первые сани появились у народов Севера. Ребята с родителями подготовили презентации: «История саней», «Современные сани и санки», «Как сделать из картона сани деда мороза». И вот уже опять «закипела» работа. Ребята конструировали макеты саней, рисовали на них узоры.

Успех нашей работы мы считаем – это заинтересованность проблемой проекта всех участников образовательного процесса, все были готовы к тесному сотрудничеству ради достижения общей цели.

В конце года реализую педагогическую практику  «Тайны старого чердака»

мы получили следующие результаты, мы отмечаем, что у детей:

  • повысился интерес к предметам старины;
  • дети знают историю возникновения старинных предметов, об их назначение;
  • отражают свои впечатления о быте русского народа, его традициях  в предпочитаемой для них деятельности - рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет;
  • способны работать с информацией, умеют оценивать, перерабатывать, использовать в практической деятельности, для саморазвития.

Для отслеживания результатов своей работы в этом направлении мы используем

«Карту наблюдений НРК» к парциальной программе «Мой любимый город Канск».

Чтобы достигнуть стабильного результата, мы стараемся применять различные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.

Мы не стоим на месте, это работа была проведена с детьми  подготовительной группы, сейчас мы работаем с малышами.

Перейдя в первую младшую группу, решили приостановить работу чердака, мы думали маленькие дети, что они поймут кроме потешек и пестушек.

Но один раз мы заметили, что малыши появился интерес к деревянным расписным ложкам, которые находились в музыкальном центре.

Мы решили продолжить работу с чердаком и приобщать малышей к изучению истории предметов русского быта, культуры и традиций русского народа.

Что бы малыши ни боялись жителей чердака, мы вместе с ними изготовили паука-Чердобряка, мышку Шуршулю. Ребята наблюдали за процессом изготовления, плели ножки пауку и хвостик мышки

 Как все было готово Паук-Чердобряк познакомил детей с валенками, что они не выпускают тепло на улицу, и не пропускают холод, но пропускают воду. Показал виды валенок: валенки ручной работы, валенки подшитые, валенки на резиновой подошве, валенки в галошах, расписные украшенные валенки.

  Малыши с интересом знакомились с материалом, из которого изготавливают валенки (шерсть), узнали об ее свойствах и полезных качествах. Валенки можно изготовить с помощью специальной машины, а можно свалять руками. Дети с удовольствием выполняли задания от Чердобряк разукрасить валенки, и найти пару для валенка. 

       Родители приняли участие, дома нашлись валенки больших и маленьких размеров, которые помогли нам узнать много интересного. Все могли примерить как большие, так и маленькие валенки.

     Мышка Шуршуля познакомила с люлькой. Дети узнали что Люлька  это кроватка или корзина небольших размеров, подвешенная к специальным креплениям основное предназначение которой – укачивать младенца. Она легко качалась, как маленькая лодочка, плывущая по реке.

     Малыши с большим желанием спели колыбельную для малышки, каждый желал не просто спеть, но покачать саму люлечку.

     Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если взрослые сами будут знать и любить историю своей страны, своего города. Мы должны уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы на тему "Духовно-нравственное, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью ду...

Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»

Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...

Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»

Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по музыкально-театрализованной деятельности " Тайна старого чердака"

Цель занятия:1. Создание условий для формирования творческой личности ребенка средствами театральной педагогики2. Через освобождение физическое и психическое развивать и раскрывать духовный потенциал ...

конспект непрерывной образовательной деятельности для подготовительной группы "тайна старого чердака"

Конспект занятия рекомендован для детей старшего дошкольного возраста...

Тайна старого чердака

Сценарий мероприятия, посвященного «Дню театра» для всех возрастных групп...