Представление опыта по теме: Духовно-нравственное развитие дошкольников в рамках педагогической практики «Тайны старого чердака»
материал

Дойкова Прасковья Афанасьевна

Одним из приоритетных направлений государственной политики в области воспитания дошкольников является: формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к российскому народу и судьбе России. Основой духовно-нравственного воспитания дошкольников, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребенок живет, в которой происходит его становление и развитие – это семья и дошкольное учреждение.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Яблонька»

Представление опыта по теме:

Духовно-нравственное развитие дошкольников в рамках

педагогической практики «Тайны старого чердака»

Воспитатель: Дойкова П.А

Духовно-нравственное развитие дошкольников в рамках

педагогической практики  «Тайны старого чердака»

Одним из приоритетных направлений государственной политики в области воспитания дошкольников является: формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к российскому народу и судьбе России. Основой духовно-нравственного воспитания дошкольников, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребенок живет, в которой происходит его становление и развитие – это семья и дошкольное учреждение.

В современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. Во-первых, это средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства дошкольника, на его формирующуюся сферу нравственности. Во-вторых, низкий уровень исторической памяти у родителей и у детей. Все эти факторы  говорят о необходимости обновления в дошкольном учреждении методов и организационных форм образовательно-воспитательного процесса для духовно-нравственного воспитания, включая в этот процесс всех участников образовательного процесса.

С целью приобщения к отеческому наследию, сохранения семейных связей, которые бы не только стимулировали познавательную активность в данном направлении, но и объединяли детей общим интересным делом, мы нашли эффективную форму организации детской деятельности – педагогическую практику «Тайны старого чердака».

Почему Чердак? А ведь только тут можно найти что-то старинное, неизведанное и очень интересное для каждого ребенка.

       Цель: создание условий для воспитания гражданственности и развития патриотического потенциала детей дошкольного возраста через проектную деятельность в рамках практики «Тайны старого чердака».

       Задачи:

  1. Организовать в пространстве группы, особое место для общения детей и взрослых, где можно слушать интересные истории, изучать предметы старины.
  2. Разработать мероприятия, направленные на ознакомление с предметами старины и поддержку детской инициативы и самостоятельности.
  3. Формировать умения дошкольников работать с информацией, находить, перерабатывать, использовать в практической деятельности.
  4. Привлечь родителей, специалистов ДОУ к организации и участию в педагогической практике «Тайны старого чердака».

Для организации педагогической практики «Тайны старого чердака» мы преобразовали среду группы. В результате в группе появился мини чердак, в котором поселились хранители старинных вещей и их историй: мудрый паук Чердобряк, рассказчица мышка Шуршуля и конечно хозяйка чердака Чердарья.

Превращаясь в исследователей прошлого, ребята один раз в две недели отправляются в тематические путешествия, находя необычные предметы прошлого на старом чердаке. Хозяева чердака знакомят дошкольников с историей, сферой применения старинного предмета и предлагают им чердобрячные задания.

В подготовительной группе на чердаке появился старинный утюг, дети с интересом узнали от паука Чердобряка его историю, выполнили задания: принесли фотографии своих утюгов, сделали презентации о видах и использовании современных утюгов. Рассматривали разные виды тканей и определяли какими утюгами легче было погладитью.

В результате у нас в группе появилась книга «История утюга».

Большой интерес вызвали старинные часы, которые  «принесла» ребятам Мышка Шуршуля, и попросила их самим узнать историю возникновения часов. Ребята вместе с родителями искали информацию о часах, их видах, описание устройств.

В ходе поисково-исследовательской деятельности воспитанники узнали, что бывают «живые», механические, солнечные, песочные, электронные часы. И уже на «чердаке» они делились историями, беседовали о значении времени в жизни каждого человека, учились определять время по часам, разучивали стихи о часах, смотрели познавательные мультфильмы. Родители не остались равнодушными к интересу детей, они собрали часы, которые хранились в семьях и принесли их в группу. Так у нас появилась замечательная коллекция часов, которая не лежит, а «работает» (дети учатся ориентироваться во времени, …………….

Следующим ярким предметом для знакомства был выбран необычный музыкальный инструмент коренных народов Севера.

А было это так: Чердарья, которая заглянула к нам в гости, предложила отгадать загадку: «Что это за предмет?». Было много предположений, и тогда хозяйка чердака пригласила ребят в путешествие на далекий Север. В музыкальном зале ребята услышали таинственное исполнение северных мелодий варгана, а Чердарья (педагог-организатор) рассказала, что Красноярский край многонационален, имеет разнообразную народную культуру, о необычной одежде которую носят люди народов Севера и ее создании.

Совместно с музыкальным руководителем дети разучили музыкальные игры северных народов, знакомились с северным народным фольклором, разучили и показали ребятам другой группы музыкальную сказку.

                У ребят возникало желание еще больше узнать о культуре северных народов. Хозяйка чердака подпитывала интерес ребят к данной теме, давая чердобрячные–задания: найти северные узоры и нарисовать их, узнать их значение, создать макеты жилищ (чум, иглу, юрты). В групповой комнате организовали «уголок Севера», где были выставлены все творческие работы детей (фото).

Дети с горящими глазами рассказывали родителям о событиях, которые проходили в группе. Нашим удивлением было, когда мама Вари М. попросила прийти в группу и рассказать ребятам и Чердарье, об интересных Дедах Морозах, которые живут в регионах России. Так дети узнали, что в Татарстане Дед Мороз-Кыш Бабай, его шубу украшает национальный орнамент, а вместо шапки — тюбетейка. В Бурятии и Калмыкии Саган Убугун, он носит белую шубу и шапку, украшенную бурятскими узорами. Желания тувинских ребятишек исполняет под Новый год Соок Ирей - это добрый волшебник, хотя и может заморозить носы у непослушных ребят. Еще долго дети были под впечатлением.  Такое «погружение» в историю позволяет ребенку осознать свою сопричастность к  истории страны, края, а совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого и детей, и родителей и даже нас педагогов.

        И когда на чердаке появились сани, а Чердобряк попросил узнать, у какого народа они впервые появились. Дети были крайне удивлены, когда узнали у родителей, что  первые сани появились у народов Севера. Ребята с родителями подготовили презентации: «История саней», «Современные сани и санки», «Как сделать из картона сани деда мороза». И вот уже опять «закипела» работа. Ребята конструировали макеты саней, рисовали на них узоры.

Успех нашей работы мы считаем – это заинтересованность проблемой проекта всех участников образовательного процесса, все были готовы к тесному сотрудничеству ради достижения общей цели.

В конце года реализую педагогическую практику  «Тайны старого чердака»

мы получили следующие результаты, мы отмечаем, что у детей:

  • повысился интерес к предметам старины;
  • дети знают историю возникновения старинных предметов, об их назначение;
  • отражают свои впечатления о быте русского народа, его традициях  в предпочитаемой для них деятельности - рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет;
  • способны работать с информацией, умеют оценивать, перерабатывать, использовать в практической деятельности, для саморазвития.

Для отслеживания результатов своей работы в этом направлении мы используем

«Карту наблюдений НРК» к парциальной программе «Мой любимый город Канск».

Чтобы достигнуть стабильного результата, мы стараемся применять различные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.

Мы не стоим на месте, это работа была проведена с детьми  подготовительной группы, сейчас мы работаем с малышами.

Перейдя в первую младшую группу, решили приостановить работу чердака, мы думали маленькие дети, что они поймут кроме потешек и пестушек.

Но один раз мы заметили, что малыши появился интерес к деревянным расписным ложкам, которые находились в музыкальном центре.

Мы решили продолжить работу с чердаком и приобщать малышей к изучению истории предметов русского быта, культуры и традиций русского народа.

Что бы малыши ни боялись жителей чердака, мы вместе с ними изготовили паука-Чердобряка, мышку Шуршулю. Ребята наблюдали за процессом изготовления, плели ножки пауку и хвостик мышки

 Как все было готово Паук-Чердобряк познакомил детей с валенками, что они не выпускают тепло на улицу, и не пропускают холод, но пропускают воду. Показал виды валенок: валенки ручной работы, валенки подшитые, валенки на резиновой подошве, валенки в галошах, расписные украшенные валенки.

  Малыши с интересом знакомились с материалом, из которого изготавливают валенки (шерсть), узнали об ее свойствах и полезных качествах. Валенки можно изготовить с помощью специальной машины, а можно свалять руками. Дети с удовольствием выполняли задания от Чердобряк разукрасить валенки, и найти пару для валенка. 

       Родители приняли участие, дома нашлись валенки больших и маленьких размеров, которые помогли нам узнать много интересного. Все могли примерить как большие, так и маленькие валенки.

     Мышка Шуршуля познакомила с люлькой. Дети узнали что Люлька  это кроватка или корзина небольших размеров, подвешенная к специальным креплениям основное предназначение которой – укачивать младенца. Она легко качалась, как маленькая лодочка, плывущая по реке.

     Малыши с большим желанием спели колыбельную для малышки, каждый желал не просто спеть, но покачать саму люлечку.

     Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если взрослые сами будут знать и любить историю своей страны, своего города. Мы должны уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы на тему "Духовно-нравственное, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью ду...

Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»

Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...

Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»

Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по музыкально-театрализованной деятельности " Тайна старого чердака"

Цель занятия:1. Создание условий для формирования творческой личности ребенка средствами театральной педагогики2. Через освобождение физическое и психическое развивать и раскрывать духовный потенциал ...

конспект непрерывной образовательной деятельности для подготовительной группы "тайна старого чердака"

Конспект занятия рекомендован для детей старшего дошкольного возраста...