Представление опыта работы Тема:«Социально-коммуникативное развитие дошкольников через ФЭМП»
материал

Анна Ильинична Кудряшова

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ромашка» г. Тайшета

Представление опыта работы

Тема: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников через ФЭМП»

Подготовила: воспитатель Кудряшова А.И.

г. Тайшет, 2022г

Социально-личностное развитие дошкольников и все задачи, с этим связанные, были актуальны всегда, но особенно важными являются сейчас, когда количество информации зашкаливает, а обмен ею очень быстрый.

Ребята, испытывают серьёзные трудности в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Дети не умеют общаться друг с другом, испытывают трудности в усвоении нравственных норм, отмечается повышенная конфликтность в общении детей друг с другом, проявление безразличия к проблемам сверстников, нежелание уступить или договориться. Общение, и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей, формирует социально-коммуникативные умения.

Математика всегда была неотъемлемой и существеннейшей составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности.

Использование элементов математических представлений возможно в совершенствовании разных сторон речи детей: словаря, грамматического строя речи, связной речи, в том числе объяснительной.

Элементарные математические представления дают простейшие знания и умения, на их основе развивается у дошкольника мышление, умение высказывать предположения, делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Формировать умение без раздражения отстаивать свою точку зрения. Учить детей самостоятельности ответов и суждений /развитие речи/.

Развитие социально-коммуникативных навыков - одна из важнейших проблем педагогики. В социальном окружении дошкольника часто наблюдается нехватка нравственных качеств (доброты, воспитанности, доброжелательности), речевой культуры общения. Поэтому в воспитательной работе дошкольных организаций более пристальное внимание должно быть уделено решению задач развития социально-коммуникативных навыков. Первоначальные знания об окружающей жизни ребёнок приобретает в дошкольные годы, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, он учится общаться с окружающими, складывается характер. Сформированные социально-коммуникативные навыки – главнейший показатель готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. Они позволяют детям справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности. Общение как показатель коммуникативного поведения, как необходимое условие формирования коммуникативных навыков рассматривает Виноградова М.А. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Если ребенок мало общается со сверстниками, не умеет организовать общение, быть интересным окружающим, то чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Изучая данный вопрос, мы столкнулись с таким явлением: не у всех детей старшего дошкольного возраста развиты социально-коммуникативные навыки, соответствующие возрастной норме.

Таким образом я пришла к выводу, что игры с математическим содержанием являются одним важнейших методов формирования социально – коммуникативных навыков у старших дошкольников.

Математика всегда была неотъемлемой и существеннейшей составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности.

Элементарные математические представления дают простейшие знания и умения, на их основе развивается у дошкольника мышление, умение высказывать предположения, делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Формировать умение без раздражения отстаивать свою точку зрения. Учить детей самостоятельности ответов и суждений.

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Особое значения для меня как для педагога имеют игры насыщенные логическим и математическим содержанием. Эти игры не требуют от детей каких-нибудь особых знаний. В них моделируются логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. В процессе игры дети не видят что их чему- то обучают. Но незаметно для себя дошкольники считают, складывают, вычитают, более того - решают разного рода логические задачи, составляют схемы и разнообразные модели, развивают представление о множестве, операции над множеством (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование), формируется представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).

Игры с математическим содержанием, не утомляют детей, не вызывают у них негативных реакций, а лишь наоборот дети проявляют огромный интерес, оживление и радость, что поддерживает постоянно положительный эмоциональный настрой.

Это такие игры как: «Сапоги да варежки для дедушки и бабушки». Дети самостоятельно раскрашивают один предмет из пары, затем меняются местами и раскрашивают по образцу, сделанному другим ребенком.

«Веселые снеговики». Дети помогают снеговикам пройти лабиринт с двух сторон сначала пальчиком, а затем карандашом и встретиться в центре.

«Я рисую – ты рисуешь!». Рисование по клеточкам (графический диктант), один ребенок проговаривает последовательные шаги рисования, опираясь на подсказки по бокам рисунков, а второй рисует по клеточкам. Когда рисунок готов, дети меняются местами. После окончания задания - взаимопроверка.

«Зимние забавы». Еще один вид работы в парах, проверить свое внимание, рассмотреть картинки, найти по 10 отличий, показать друг другу. В низу листка изображены снежинки, найти одинаковые и соединить их линией.

«Морская команда». В этом задании дети закрепляют порядковый счет, обозначение количество предметов цифрой, сравнивают тени морской команды, взаимопроверка работы. И задание на творчество, нарисовать в отражении полоски, придумать и рассказать друг другу маленькие истории.

Использование игр с математическим содержанием показало, что различные виды игр дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания об окружающем мире, у детей возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей коммуникативных навыков, обеспечивает для каждого ребёнка ситуацию успешности, а у малоактивных детей воспитывается чувство уверенности в себе и своих возможностях. В заключение можно сделать следующий вывод: от того, насколько развит у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания как компоненты игровой технологии - наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала, поэтому они обязательно должны включаться в процесс обучения дошкольников математике как средство формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление опыта работы на тему «Развитие коммуникативных навыков и личностной инициативы дошкольников с нарушением зрения в детских видах деятельности».

Представленный мною опыт работы раскрывает возможности использования различных видов деятельности для развития коммуникативных навыков и личностной инициативы детей дошкольного возраста с нарушением р...

Из моего опыта работы. «Эмоциональная отзывчивость старших дошкольников через развитие средствами музыкального фольклора».

«Дошкольное детство – период развития человека, в течение которого происходит первоначальное ознакомление с ценностями и нормами общей культуры, обретение ребенком своего «Я», формируется активность в...

Представление опыта работы по теме: Развитие творческой активности и познавательных способностей детей через Лего-конструирование

Основана на технологии "Лего-конструирование в детском саду" Фешиной. Старший дошкольный возраст....

Представление опыта работы по теме: «Использование ИКТ при ФЭМП и сенсорного развития детей дошкольного возраста»

Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недопусти...

Представление опыта работы по теме самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»

Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию опыт работы по теме моего самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»...