Представление опыта работы по теме: Развитие творческой активности и познавательных способностей детей через Лего-конструирование
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Бороздина Ольга Владиславовна

Основана на технологии "Лего-конструирование в детском саду" Фешиной. Старший дошкольный возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego_konstuirovanie.docx39.84 КБ

Предварительный просмотр:

Городская стажерская площадка

Тема: «Развитие творческой активности и познавательных способностей детей через Лего-конструирование»

Воспитатель:

Бороздина О. В.

2017

Актуальность.

В современном  обществесуществует потребность в социально активных, самостоятельных, творческих людях. Творческая активность в свою очередь обусловлена постоянным поиском чего-то нового, чему способствует развитие воображения дошкольника в различных видах детской деятельности.

В Концепции математического развития говорится оважности освоения дошкольниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.В соответствии с ФГОС к целевым ориентирам дошкольного образования на этапе его завершения относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений детей:

ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности, в том числе познавательно-исследовательской и конструировании;

активно взаимодействует со сверстниками, выбирая себе участников по совместной деятельности;

обладает воображением;

проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями.

Кроме того ФГОС предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам развивающего обучения.  

В Комплексной программе Уральская инженерная школа обращается внимание на следующие аспекты: формировании у обучающихся осознанного стремления к получению образования по инженерным специальностям (глава2);

формирование материальной базы проектав сети  образовательных организации (глава 3);

развитие у детей интереса к техническому образованию, инженерным дисциплинам(глава 4).

В комплексной образовательной программе, реализуемой в МБДОУ, подчеркивается необходимость развития творческой активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста. Согласно содержанию образовательной программы именно конструированию отводится важная роль в развитии данных способностей дошкольников. Вконструировании из тематических конструкторов развивается умений анализировать постройку, создавать интересные образы, постройки, сооружения с опорой на опыт освоения архитектуры; возможностьприменение некоторых правил создания прочных построек; проектирование сооружений по заданной теме, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям, фотографиям.

Таким образом, перед педагогом стоит необходимость в развитии творческой активности и познавательных способностей у детей дошкольного возраста. Для этого нужно подобрать подходящие формы работы. Известно, что именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности детей, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности. Наблюдения показали, что игры с конструктором способствуют формированию у детей познавательных способностей и творческой активности.Разнообразие образовательных конструкторов, их цветовой гаммы — содействует проявлению детского творчества и раскрывает творческий потенциал личности каждого дошкольника.

Реализация.

Учитывая  нормативные документы, изучив запросы родителей на образовательные услуги и результаты педагогической диагностики воспитанников группы по развитию конструктивных способностей, пришла к выводу о необходимости внедрения в работу проектов по конструктивной деятельности. Было разработано два долгосрочных проекта:  «Страна Лего» (младший, средний дошкольный возраст) и «В стране Лего» (старший дошкольный возраст). В основе разработки использованы рекомендации методического пособия Елены Васильевны Фешиной «Лего-конструирование в детском саду».

Конструирование рождает инициативность, стремление к поиску, формирует волевые качества. Именно по этому, основным требованием к конструкторской деятельности является творческий характер деятельности во взаимодействии детей и взрослых, оптимальный уровень трудности в конструирование для исполнителя изделия, устойчивая мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончанию

В работе применяла следующие методы и приёмы:

1. Направленные на обогащение знаний об окружающей среде.

  • Проведение прогулок, экскурсий, во время которых дети наблюдают разнообразные объекты, отмечают особенности, чтобы впоследствии смоделировать подобное из конструктора.
  • Рассматривание рисунков, фотографий, чертежей различных предметов, строений.

2. Направленные на развитие конструктивных навыков и умений.

  • Обучение детей конструированию по образцу, по условию или по инструкции, по собственному замыслу, по рисунку, иллюстрациям.

3. Направленные на формирование инициативы, творчества.

  • Коллективное обсуждение будущей постройки. Дети учатся выражать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.
  • Совместный анализ постройки, конструкции. Дети должны понимать, что нельзя критиковать неудачную работу товарища, если он очень старался; не стоит восхищаться сооружением сверстника, если он разбросал строительный материал.

Проект «Страна Лего» был реализован в 2014-2016 уч. годах (младшая и средняя возрастная группа)

Цель: Развивать творчество, воображение, интеллектуальную активность в конструктивной и игровой деятельности.

Задачи:

1. Развивать у детей умения анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность ее выполнения, способствовать созданию разных оригинальных конструкций на одной и той же основе: достраивать, используя блоки разных конфигураций, встраивать дополнительные элементы.

2. Проводить конструирование по собственному замыслу с опорой на рисунок, схему модели.

3. Использовать созданные конструкции в играх-макетах, сюжетно-ролевых играх.

Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели. Работа по проекту проводилась с нагрузкой 1 раз в неделю. Продолжительность деятельности детей среднего дошкольного возраста – не более 20 минут.

Этапы работы: организационно-подготовительный (2014-2015 уч. год),

практический (2014-2015 уч. год), итоговый (2015-2016 уч. год).

На организационно-подготовительном этапе был составлен проблемно-ориентировочный анализ, всесторонне изучена психолого-педагогическая и научно-методическая литература, определена конкретная цель и способы решения проблемы.

На практическом этапе был создан банк методических рекомендаций и пособий для конструктивной деятельности с использованием конструкторов типа “Лего”; подобрана диагностическая методика. Разработан календарно-перспективный план реализации проекта с детьми, состоящий из 4 мини-проектов: “Наша группа”, “Улицы города”, “Леса-чудеса”, “Космос” в средней группе. Определена взаимосвязь  с родителями.

На итоговом этапе принято решение по результатам мониторинга, определены перспективы дальнейшего развития.

В ходе выполнения педагогической работы руководствовалась следующими принципами:

  • от простого к сложному;
  • учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
  • активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
  • комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
  • результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

Задачи проекта реализовывались по следующим направлениям:

  1. Обучение детей через игры-задания, игры-упражнения, дидактические игры,

Игры с конструктором развивают:

- образное мышление (в действительности, ребенок реализует задуманное);

- пространственное мышление (на практике познает различные пространственные соотношения элементов: правее – левее, выше – ниже);

- мелкую моторику, глазомер (развивает мелкие мышцы руки, учится соизмерять мышечные усилия, тренирует глаз);

- фантазию (придумывает, изобретает, создает, воплощает, преобразует и т.д.);

- способность к конструированию (ребенок не только осознает расположение деталей, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект).

Для этого была составлена картотека игр по Лего-конструированию в соответствии с возрастными особенностями детей.Например, я использовала такие игры как: «Найди кирпичик, как у меня», - для закрепления цвета и формы деталей. «Передай кирпичик Лего» - для развития координации движений. «Найди постройку» - для развития внимания, наблюдательности, умения соотносить изображенное на карточке с постройками. Данные игры использовала в совместной деятельности с группой детей или в индивидуальной работе.

  1. Осуществление реализации 4 мини-проектов: "Наша группа", "Улицы города", "Леса-чудеса", "Космос".

Цель каждого мини-проекта заключалась в том, чтобы дети группы научились называть детали конструктора, его форму и цвет; скреплять их так, чтобы постройки были устойчивыми и прочными. А также строили, используя образцы и схемы. Больше умений конструировать необходимо было при создании построек по собственному замыслу. В результате работы по каждому мини-проекту, дети обыгрывали созданные ими постройки, придумывая каждый раз новые сюжеты. Так, по окончании мини-проекта «Наша группа» итогом были постройки мебели для группового помещения. По окончании мини-проекта «Улицы города» дети построили улицу с различными домами и моделями транспорта. По завершении мини-проекта «Леса-чудеса» - лес с деревьями разной высоты и животными. По завершении мини-проекта «Космос» –  всевозможные космические аппараты. Кроме того в группе были созданы выставки детских построек, как в соответствии с темами проектов, так и придуманными по собственному замыслу детей. Воспитанники учились рассказывать другим детям о том, что у них получилось сделать из конструктора.

Подробно остановлюсь на реализации одного из мини-проектов «Наша группа». В ходе работы были подобраны альбомы «Мебель», «Схемы расположения мебели», «Схемы мебели из Лего», «Образцы построек мебели». Аналогичный материал подобран также в электронном варианте. Кроме того, дети рассматривали фотографии групп детских садов, раскрашивали раскраски по теме «Мебель». Благодаря рассматриванию, дети получали необходимые знания о форме, размере, цвете, принадлежности предметов мебели. Альбом со схемами расположения мебели формировали у детей навыки ориентировки в пространстве. Рассматривая фотографии групп детских садов, развивалось эстетическое восприятие детей и творчество. После этого воспитанники конструировали мебель из конструктора, оформляли макет группы и обыгрывали его в режиссерских и сюжетно-ролевых играх.

Аналогичным образом проходила работа по всем остальным мини-проектам.

Работа по каждому мини-проекту осуществлялась в течение двух месяцев. В ходе работы по мини-проектам были получены следующие результаты:

  • у детей пробужден интерес к целесообразной красоте предметного мира;
  • появились навыки анализировать образец и соотносить с ним свои действия: подбирать необходимые детали, воспроизводить постройки по образцу, схеме;
  • дети научились создавать на основе самостоятельного экспериментирования с деталями конструктора конструкции по собственному замыслу;
  • у детей появились навыки сотрудничества в совместной деятельности;
  • наблюдается творческая активность и познавательная активность с работе с конструктором.

  1. Проведение диагностики уровня сформированности конструктивных навыков у детей.

В диагностике использовала специальные диагностические таблицы, с помощью которых отслеживала изменения в личности ребенка и определяла необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей. (Диагностический инструментарий Е.В. Фешиной из методического пособия «Лего -конструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.).

Для проведения диагностики уровня знаний и умений по Лего-конструированию детей использовались следующие критерии:

  • называет детали, форму и цвет;
  • умеет скреплять детали конструктора;
  • строит по схеме;
  • строит по образцу;
  • строит по замыслу;
  • умеет рассказывать о постройке.

Оценка педагогического процесса связанная с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями осуществлялась по балловой системе.

1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает,

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки,

3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого,

4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки,

5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год – в декабре и в мае.

Об эффективности работы по проекту свидетельствуют результаты диагностики.

Для реализации проектабыла организована предметно-пространственная развивающая образовательная среда, отвечающая всем требованиям по развитию детской активности в конструктивной деятельности. Центр оснащен различными строительными наборами и конструкторами типа “Лего”.

А также игрушками сомасштабными постройкам (человечки, животные, машинки и др.). Подобран материал в электронном виде, повествующий об истории появления Лего. Осуществлена подборка технологических карт и образцов построек из Лего по различным темам. Например, «Самые огромные постройки из Лего», «Постройки из Лего дупло», «Лего человечки», «Кран», «Заправка», «Мелкие машинки» и другие.

Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. В связи с этим, родители группы регулярно получали информацию о необходимости освоения детьми Лего-технологии, о цели проекта и возможных способах взаимодействия. Были проведены консультации и беседы; оформлены тематические папки и стендовая информация по темам: «Лего и педагогика», «Лего – развивающая и обучающая игра», «Конструирование – что это такое?», «Конструируем дома», «Лего-конструирование – это игра или серьезное занятие?». Родители побуждены в домашних условиях вместе с детьми, конструировать и обыгрывать постройки из конструктора.

Таким образом, целенаправленная продуманная педагогическая работа способствовала как развитию коммуникативных навыков, так и развитию познавательного и творческого склада мышления воспитанников группы.

Проект «В стране Лего», реализация  2016-2018 уч. год (старший дошкольный возраст)

Проект направлен на формирование инициативности, самостоятельности, наблюдательности, любознательности, находчивости и умение работать в коллективе. Является продолжением работы по Лего-конструированию младшей и средней группы.

Цель: развитие конструкторских способностей детей.

Задачи:        

  • формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
  • приобщить детей к миру технического изобретательства;
  • развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.

Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели.Формы организации детей: подгрупповая, индивидуальная.

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, в проекте используются различные формы организации обучения:

  • конструирование по образцу,
  • конструирование по модели,
  • конструирование по условиям,
  • конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам,
  • конструирование по замыслу,
  • конструирование по теме.

С помощью проекта у детей развивается познавательная и исследовательская деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Проект «В стране Лего» содержит перспективное планирование на старшую и подготовительную группу. В конце каждого месяца дети старшего дошкольного возраста строят по замыслу, показывая, чему научились на прошлых занятиях. В сентябре каждого учебного года дети закрепляют знания и умения, приобретенные в предыдущей группе. С этой целью подобраны темы близкие по тематике предыдущего года, но в усложненном варианте.

С сентября 2016 года проект реализуется в соответствии с перспективным планированием. Основными формами работы являются – моделирование по схеме, по замыслу, по образцу.

В соответствии с планированием были подобраны в электронном варианте картинки с изображением построек, возможные постройки из конструктора, а также составлены схемы построек. Например, одной из тем был «Самолет». Целью было закрепить знания детей о профессии летчика и учить строить самолет по схеме. Мы рассматривали иллюстрации и фотографии, читали энциклопедии и рассказы, затем совместно обсуждали полученную информацию. В дальнейшем, мы совместно рассматривали фотографии с различными вариантами построек самолета из конструктора. После этого дети с помощью предложенных схем построили свои самолеты. В конце каждого месяца, в соответствии с перспективным планированием,  дети конструируют по собственному замыслу, закрепляя полученные навыки, учатся обдумывать содержании будущей постройки, развивают творческую инициативу и самостоятельность. Именно поэтому, воспитанники, проявив воображение и творчество, сконструировали самолеты, придумав собственную конструкцию, а также придумали короткий рассказ о нем. Это побудила нас провести конкурс на лучшую постройку самолета.

В результате работы по Лего-конструированию столкнулась с трудностями в обеспечении детей необходимыми схемами и образцами построек. Это побудило меня разработать схемы для содержания образовательной деятельности, в соответствии с методическим пособием Е. В. Фешиной «Лего-конструирование в детском саду». Например, схема мостика, колодца, слона, корабля, верблюда.

Кроме того, были составлены папки с образцами построек из конструкторов:

  • Конструктор Bauer mechanic avia 260 деталей;
  • Конструктор Bauer mechanic 251 деталь;
  • Конструктор Bauer mechanic Ferris Wheel 327 деталей;
  • Конструктор Bauer mechanic «Космос»;
  • Конструктор Кроха «Железная дорога».

Кроме того, центр по конструированию оснащен конструкторами, в которых присутствуют технологические карты:

  • Полицейский участок;
  • Пожарная станция;
  • Скорая помощь;
  • Военный парад;
  • Кафе;
  • Замок;
  • Пират;
  • Сцена;
  • Герои;
  • Комната.

В ходе работы по проекту «В стране Лего» был составлен план работы с родителями на старшую и подготовительную группу, который включает консультации, анкетирования, фотовыставки, информационные стенды, выставки-конкурсы, мастер-классы, фотоотчеты.

Педагогическая диагностика детей группы проводилась с помощью специальной диагностической таблицы, разработанной Е. В. Фешиной из методического пособия «Лего-конструирование в детском саду» на старший возраст, по тому же алгоритму, что и в предыдущей группе. Применяла различные методы оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности (построек), беседы.

Об эффективности работы по проекту «В стране Лего» свидетельствует устойчивый интерес детей к данному виду деятельности и положительные результаты диагностики, проведенной в декабре 2016 года (середина старшей группы).

Заключение.

Работа над проектом в младшем и среднем дошкольном возрасте помогла включить детей в систематическую конструкторскую деятельность, что можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения). В старшем дошкольном возрасте, в результате реализации проекта, детьми были освоены разнообразные технические способы конструирования. Дети научились строить не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. У детей в большей мере проявляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления.Занятия носят более сложный характер.

Подводя итог проделанной работе, заметила, что Лего-технологии способствуют развитию творческой активности и познавательных способностей детей. Результатами работы также можно считать приобретенные детьми навыки конструктивной деятельность, которые они смогли воплотить в постройках для участия в городских конкурсах по Лего-конструированию. В ноябре 2016 года – в городском Лего-фестивале заняли 3 место, в марте 2017 года – в городском конкурсе «РобоКвест».

Технология по Лего-конструированию отвечает запросам ФГОС  и помогает приобрести на этапе завершения дошкольного образования детям необходимые предпосылки к учебной деятельности. Считаю работу по данной технологии эффективной.

Перспектива.

В данном учебном году моя работа осуществляется с детьми старшей группы. Однако проект «В стране Лего» является долгосрочным и рассчитан на 2 года работы и будет реализован в полном объеме в конце подготовительной группы.

Как упоминалось ранее в Комплексной программе Уральской инженерной школы, важно особое внимание уделить формированию у детей осознанного стремления к получению в будущем образования по инженерным специальностям и подготавливая при этом необходимую материальную базу. Исходя из этого, на следующий учебный год моя педагогическая деятельность будет строиться с учетом данного аспекта. Планирую  знакомство воспитанников группы  с различными инженерными специальностями, а также умение конструировать из более сложных конструкторов, пополняя при этом предметно- пространственную развивающую образовательную среду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных видов продуктивной деятельности»

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общ...

Из опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей у детей в процессе игр-драматизаций»

Из опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей у детей в процессе игр-драматизаций»...

Представление опыта работы по теме: "Развитие интеллектуально - познавательных способностей дошкольников посредством сенсорных дидактических игр"

Представление опыта работы по теме: "Развитие интеллектуально - познавательных способностей дошкольников посредством сенсорных дидактических игр"...

Обобщение опыта работы по теме: « Развитие творческих способностей младшего дошкольного возраста посредством познавательно – исследовательской деятельности »

Обобщение опыта работы по теме:« Развитие творческих способностей младшего дошкольного возраста посредством познавательно – исследовательской деятельности »...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через изучение устного народного творчества»

Русский педагог К. Д. Ушинский считал, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики. Многие педагоги, психологи (В. Г. Бе...

Выступление на родительском собрании с опытом работы на тему: "Развитие и обогащение словарного запаса у детей через речевые и лексические игры"

Фонематического восприятия и обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста развивается  через активное использование дидактических игр и лексических упражнений....

Мастер-класс Тема: «Развитие творческих, коммуникативных и речевых способностей детей через театрально - игровую деятельность»

Мастер-классТема: «Развитие творческих, коммуникативных и речевых способностей детей через театрально - игровую деятельность»...


 

Комментарии

Ларюшкина Елена Леонидовна

Очень хороший материал. Актуально. Можно использовать в работе.