Обобщение опыта работы по теме: « Развитие творческих способностей младшего дошкольного возраста посредством познавательно – исследовательской деятельности »
опыты и эксперименты на тему

Сеидова Светлана Гаджибеговна

Обобщение опыта работы по теме:

« Развитие творческих способностей младшего дошкольного возраста посредством познавательно – исследовательской деятельности »

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_moey_raboty.docx958.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №39 «Золотой петушок» с. Гофицкое

Петровского муниципального района

Обобщение опыта работы по теме:

« Развитие творческих способностей младшего дошкольного возраста посредством познавательно – исследовательской деятельности »

                                               

                                                Подготовил:

                                                                               Воспитатель МКДОУ ДС №39

                                                                              «Золотой петушок» с. Гофицкое

                                                  Сеидова С.Г.

2017

Развитие творческих способностей младшего дошкольного возраста посредством познавательно - исследовательской деятельности.

               

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство  с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество.

Как писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выгодский: «Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему , что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их название , но и черты сходства , задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Благодаря познавательно – исследовательской деятельности реализуется творческий потенциал ребенка, его потребность в новых знаниях, начинаниях.

Как уже раннее я сказала, дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Поэтому я веду целенаправленную, продуманную педагогическую работу по теме: "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством   познавательно -  исследовательской деятельности", которая способствует и обогащает ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развития его человеческих, социальных чувств.

Осознавая важность и исключительность познавательно – исследовательской деятельности в жизни ребенка я поставила перед собой цель: развитие творческого потенциала личности ребенка дошкольного возрастав познавательно – исследовательской деятельности.

Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Моя работа направлена на развитие исследовательской деятельности детей и решения следующих задач:

  • формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
  • развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей).
  • расширение перспектив развития исследовательской деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
  • поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности и самостоятельности.        

Изучив имеющуюся методическую литературу по детской познавательно – исследовательской  деятельности (Методические рекомендации по проведению экспериментирований таких авторов Н.Н. Подьякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой; О.В. Дыбина «Неизвестное рядом») я решила, что для накопления их в практической деятельности , начала свою работу по двум взаимосвязанным направлениям «живая природа», «неживая природа», каждая из которых представлена несколькими темами. Это позволило мне  ориентироваться в материале при выборе тем, конкретных опытов для планирования содержания практической деятельности и организации развивающей среды. Разработала перспективный план, конспекты занятий по детскому экспериментированию для детей младшего и среднего возраста, обобщила и систематизировала материал по опытнической деятельности.

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую – это опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности (один раз в неделю по пятницам).

В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

  C:\Users\Света\Desktop\20170111_095938.jpgC:\Users\Света\Desktop\20170111_095852.jpg

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

При изучении темы «Строение растений», мы с детьми провели опыт по посадке лука. Для этого была создана проблемная ситуация «Какой выбрать ящик для посадки лука?». Детям предложили выбрать ящик из бумаги, из пластмассы, деревянный. В результате этого опыта, дети сделали вывод, что бумага не прочная. Была схематично зарисована последовательность роста растения от семечка до образования стручка с семенами.

Таким образом, в организации и проведении опытов мы выделяем несколько этапов:

  1. Постановка проблемы (задачи).
  2. Поиск путей решения проблемы.
  3. Проведение опытов.
  4. Фиксация наблюдений.
  5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.

В младшей группе подвела детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, снег. Провели простейшие опыты со снегом, водой, льдом. Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). З. Александровой «Дождик», русскую народную потешку «дождик» и др.

Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, обратили внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится. Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит, зато в этой луже может помыть свои крылышки воробей (мы с детьми наблюдали это не раз). Использовали чтение стихотворения А. Барто «Воробей».

Провели с детьми ряд опытов по ознакомлению со свойствами воды. Дети узнали, что вода - жидкое вещество, прозрачная, может быть тёплой, холодной. Предлагали после дождя потрогать воду в луже – холодная, через определённое время стала теплее, вывод: под воздействием тепла (солнце) вода нагревается. То же самое происходит с водой в речке, озере, ручье, летом она становиться тёплой, т.к. солнце её нагревает, можно купаться.

C:\Users\Света\Desktop\20151112_104437.jpg                             C:\Users\Света\Desktop\20151112_104749.jpg

Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок.

В группе проводили опыты со снегом. Рассматривали снежинки на рукавичках, на тёмной бумаге, сделали вывод: снег состоит из снежинок белого цвета, они бывают разного узора. Предлагали поймать снежинку на ладошку, зажать её, через некоторое время – разжать и посмотреть что случилось? Почему исчезла снежинка?

Таким образом, дети убедились, что снег в тепле тает, превращается в воду. Использовали в работе чтение стихотворение Е. Благининой «Снежинка». Первое время ребята на прогулке часто ловили снежинки, рассматривали узоры, показывали друг другу. С большим интересом рассматривали сосульки.

Так дети узнали, что лёд прозрачный, холодный, твёрдый, хрупкий, бывает тонкий, толстый.

В процессе работы, используя проведение опытов, убедилась в том, что в младшем возрасте у детей можно сформировать дифференцированное представление о живой природе, об их взаимосвязи.  

C:\Users\Света\Desktop\DSCN0586.JPG               C:\Users\Света\Desktop\DSCN0401.JPG

                                                      C:\Users\Света\Desktop\DSCN0405.JPG

В средней группе познакомила детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода), показали взаимосвязь с живой природой.

После проведения ряда опытов дети легко ответили на вопросы, что произойдёт с сосулькой, если её занести в группу? Опустить в банку с водой? и т.п. Знания, полученные в детском саду, закреплялись дома (изготовляли с родителями цветные льдинки). На прогулке проводили занятия в форме игры, например, со снеговиком, сделанным ребятами.

Для лучшего усвоения знаний детьми использовали решение логических задач типа «Где снежинки?», «Волшебные льдинки», загадывали загадки. Дети переносили полученные знания в окружающий мир и делали вывод о том, почему вода в реке замёрзла, когда она растает и почему.

Познакомила детей со значением дождя (воды), снега, льда для живых организмов.

Исследуем и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит и пр. Провели опыт «Тонет – не тонет». Определили, что не все предметы тонут в воде. Предложили слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.

Для активизации детской исследовательской деятельности мы используем оборудование: – разнообразные емкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки, стаканчики, песочные формочки и т.д.); – шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые), воронки, сито; – увеличительные стекла, лупы (микроскоп); – измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.); – фонендоскоп, жгут, бинты, салфетки, калька; – компас, бинокль; – пилочки, наждачная бумага, пипетки; – губка, пенопласт, поролон, вата и т.д. Подборка материала осуществляется по мере изучения темы и по мере ознакомления детей с теми или иными материалами.

C:\Users\Света\Desktop\ранк.jpg F:\ФОТО ДЕТСКИХ САДОВ\По моим эксперим\DSCN1492.JPG

Познавательно – исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.

Чтобы реализовать все задачи, я изменила свою позицию по отношению к детям, я сотрудничаю с детьми на равных, а это делает детей более ответственными и самостоятельными.

Основной ожидаемый результат  исследовательского обучения заключается в развитии творческих способностей, приобретений ребёнком новых знаний, умений, навыков и обработки полученного материала.  В ходе данной работы у моих воспитанников формируется познавательный интерес ко всему окружающему миру.

Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю: во – первых, установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и обьединить усилия для развития и воспитания детей; во – вторых, создать атмосферу общности интересов; в – третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.

Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование, развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации. Сколько научиться ориентироваться в её потоке.  Экспериментируйте!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных видов продуктивной деятельности»

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общ...

Выступление из опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

Выступление из опыта работы на тему:«Развитие творческих способностей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через изучение устного народного творчества»

Русский педагог К. Д. Ушинский считал, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики. Многие педагоги, психологи (В. Г. Бе...

Обобщение опыта работы на тему «Развитие творческих способностей дошкольников посредством аппликации»

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, обратила внимание на то, что дети любят создавать аппликации, это ярко, это интересно и увлекательно, а мне доставляет удовольствие сразу видеть продукт...

Аннотация опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Обобщенный опыт работы содержит теоретический и практический материал по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник   рисования...

Обобщение педагогического опыта по теме Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллект...

Обобщения опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения их к русскому народному творчеству»

Обобщения опыта работы по самообразованию  за 2021-2022 учебный год  по теме:«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения их к русскому нар...