Предоставление опыта работы с детьми по профилактике и коррекции нарушений в эмоциональном развитии детей.
материал

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystuplenie_na_pedsovete.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Предоставление опыта работы с детьми по профилактике и коррекции нарушений в эмоциональном развитии детей.

Нарушения эмоционально-волевой сферы и их коррекция, а также воспитание детей с данным типом дизонтогенеза - одна из центральных проблем современной общей и коррекционной психологии и педагогики. Эти дети с одной стороны - дезорганизуют учебно-воспитательный процесс в дошкольных учреждениях. С другой - сами становятся «группой риска», так как без специальной помощи нарушения поведения становятся стойкими (патохарактерологическими). Поэтому организация системы специальной помощи, социальная адаптация и интеграция детей данной категории в ближайшее время становится приоритетной задачей для психологов, дефектологов, воспитателей и других специалистов.

Большинство детей с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения пребывают в массовых дошкольных образовательных учреждениях. Учитывая тот факт, что поведенческие и эмоциональные расстройства часто сопровождаются задержкой психического развития и другими нарушениями, то дети данной категории могут посещать группы компенсирующей или комбинированной направленности. Содержание образования для детей с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения определяется адаптированными программами коррекционно-развивающего обучения и воспитания, разрабатываемыми учреждением самостоятельно. Программы преимущественно индивидуально-ориентированы.

Так как ведущим видом деятельности для младшего дошкольного возраста является игра, то работа с детьми по профилактике и коррекции нарушений в эмоциональном развитии в условиях детского сада по моему мнению должна быть тесно связана с игровой деятельностью.

Мы не задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеют игры, в которые мы играли в дошкольном возрасте. Почему именно с песочницей, куклами и жмурками мы ассоциируем наше детство? Оказывается, это самый лучший путь к нашей психической устойчивости, к избавлению от страхов и к умению общаться.

Еще в 20-е годы прошлого века психотерапевты А. Фрейд, М. Клейн, Г. Хаг-Гельмут назвали детскую игру методом лечения, при котором дети развивают свои способности. Именно такой метод лечения получил название игровая терапия.

Игровая терапия – метод коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра.

Игротерапия помогает малышам преодолевать конфликты и неурядицы. Как известно, первый шаг к любому решению проблемы – назвать ее. Пока ребенок не умеет определять объективно весь мир, он отражает в своих безобидных играх свое психическое состояние и уровень умения общаться с другими детьми.

Песочная игротерапия, где малыши знакомятся и где происходят первые драки из-за совочков и ведерок. Дети с радостью играют в песке, строят замки на пляже. Странный эффект песочницы пока до конца не объяснен. Но очень важно дать ребенку возможность пересыпать этот ттерапевтический стройматериал (успокаивает и расслабляет), лепить из него всевозможные фигуры, здания, города (пробуждает неимоверную фантазию, развивает мелкую моторику рук), отыскивать зарытые сокровища (создает заинтересованность) и просто сочинять сказки и рисовать их (творческий выход существующей проблемы, развивает речь). Песок привлекает маленьких «строителей» своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка.

Куклотерапия. Почти все дети любят играть в куклы и задавать определенные роли. Наблюдая за малышами можно увидеть окружение ребенка, чаще всего, своей семьи. Например, девочка говорит, что эта кукла будет мамой, а вот эта – папой. При игре родители могут выяснить, что тревожит их чадо, что ему нравится, а что нет. «Мама» с «папой» дружно ходят за ручку – эмоциональная обстановка в семье благоприятная; куклы дерутся - наличие конфликта. Строя свой собственный домик, ребенок подсказывает те вещи, которых ему не хватает в реальности, или говорит о своих страхах и комплексах.

Ролевые игры. Играя в разные роли, дети избавляются от комплексов и страхов. Ребенок оказывается в роли доброго героя, а потом и злого, учась сопереживать и понимать оппонента. Если «зайчик» убегает от кровожадной «совы», он выплескивает свою боязнь в игре, а когда становится «совой», побеждает ее окончательно. В науке роль зайчика называется снятием эмоционального накала, а роль совы – коррекцией внутренних страхов. Участвуя в активных событиях, малыш учится с помощью игротерапии общению. Это начало умения общаться, воспринимать в игре других ребят и расширять свой объективный мир

На таких занятиях игротерапии происходит выход накопившейся агрессии, которую ребенок постепенно учится контролировать. Знаменитые «гуси-лебеди», «кошки-мыщки» дают возможность выхода негатива.

Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет.

В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений.

Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его эмоциональных нарушений и психических состояний. На существовании особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие советские психологи. Они подчёркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, что в процессе игры происходит глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания. Игра-это средство выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Она представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат.

Таким образом, можно сказать, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками игры, помогает снимать напряженность, повышает самооценку.

«Мышка»

Цель: сплочение группы.

Все садятся в тесный круг, и педагог достаёт мячик: «Посмотрите. Давайте представим, что этот мячик мышка. Привет, маленькая мышка. (Приложите мячик к уху и сделайте вид, что слушаете). Она хочет погулять по нашему кругу. Она устала и поэтому хочет погулять медленно, не спеша. Давайте работать вместе. Давайте сотрудничать и передавать мышку друг другу по кругу. Я начинаю. Ну, маленькая мышка, побежали". Педагог передаёт мячик ребенку и попросит его передать "мышку" следующему. Нужно продолжать наставлять детей, пока мышка не пройдет полный круг. Затем скажите: "Хорошо, мышка, остановись. Теперь она хочет бежать немного быстрее. Давайте посмотрим, сможете ли вы передавать ее быстрее".

«Имя»

Цель: сплочение группы.

Образуется тесный круг. Дети медленно перекатывают мячик друг другу. Когда педагог говорит «стоп» и мячик попадает в руки к одному из детей, остальные дети хлопают и произносят его имя. Затем этот ребенок перекатывает мячик к другому, пока имена всех детей не будут названы. После того, как имена всех детей уже названы, можно все повторить сначала.

«Зайцы и слоники»

Цель: возможность дать детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

"Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Показываю детям, как ведут себя зайки. "А что делают зайки, если видят волка?.." (Достаю игрушечного волка). Дети должны разойтись по группе, спрятаться и т. д. Играю с детьми в течение нескольких минут.

"А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Показываю как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? (Показываю куклу). Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

«Дракон»

Цель: сплочение группы.

Все встают друг за другом (паровозиком) и под музыку идут, преодолевая препятствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей.

Ц е л ь : расширить круг методов и приёмов в решении вопросов профилактики и коррекции эмоциональных расстройств у детей....

Рекомендации по профилактике и коррекции нарушений пищевого поведения у детей.

Рекомендации воспитателя Как правильно приучить ребенка кушать, если ребенок отказывается от еды в ДОУ....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ НЕДОСТАТКОВ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Здоровье - не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье - человек радуется, спокойно живет, работ...

Рекомендации по профилактике и коррекции нарушений пищевого поведения у детей

Основные советы родителям во время карантина по организации питания дошкольников....

Коррекция познавательного и эмоционального развития детей с ЗПР.

Коррекция познавательного и эмоционального развития детей с ЗПРЗПР необходимо выявить к 3—4 годам ребёнка, пока не проявились вторичные отклонения.Коррекционно-педагогическую работу с такими дет...

«Представление опыта работы с детьми по профилактике и коррекции нарушений в эмоциональном развитии детей»

Задачей дошкольного учреждения является эмоционально – личностное развитие детей: формирование доброжелательного поведения, умение конструктивно строить взаимоотношения с окружающ...