«Представление опыта работы с детьми по профилактике и коррекции нарушений в эмоциональном развитии детей»
консультация (старшая группа)

Лариса Викторовна Колосова

Задачей дошкольного учреждения является эмоционально – личностное развитие детей: формирование доброжелательного поведения, умение конструктивно строить взаимоотношения с окружающими, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад по теме:

«Представление опыта работы с детьми по профилактике и коррекции нарушений в эмоциональном развитии детей»

Подготовила: Колосова Л.В., воспитатель

     

      На сегодняшний день увеличилось количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, враждебность, агрессивностью, тревожностью, неуверенностью в себе. Это приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Они неудобны нам воспитателям, нарушают дисциплину, конфликтуют со сверстниками, или наоборот замыкаются.  Эмоции — это переживание человеком его отношения к окружающему миру и к самому себе. Препятствия на пути удовлетворения различных потребностей порождают отрицательные эмоции, а удача в достижении цели — положительные.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств.

Поэтому задачей дошкольного учреждения является эмоционально – личностное развитие детей: формирование доброжелательного поведения, умение конструктивно строить взаимоотношения с окружающими, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения.

Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с воспитанием и развитием детей: С. И. Семенака, И. Ю. Кулагина, В. С. Мухина, В. Н. Мясищев, д. Б. Эльконин – отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются дети, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы семейного воспитания. Следовательно, в условиях ДОО у ребёнка есть уникальная возможность на основе оценок окружающих, переживаний, собственного опыта, успехов и неудач в деятельности и общении со сверстниками построить свой образ, структуру «Я.

Цель: развитие доброжелательных взаимоотношений у детей, формирование доброжелательного поведения, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения.

Для выполнения данной цели мы выделили следующие задачи:

1. Создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств.

2. Осознание собственной ценности, умение принимать себя таким, какие есть.

3. Развитие навыков совместной деятельности, общения.

Работу по эмоционально-личностному развитию своих детей мы начали, когда они посещали среднюю группу детского сада. Перед началом работы провели наблюдение за поведением и общением детей в группе и обнаружили, что некоторые дети не всегда адекватно реагируют на ситуации, присутствуют агрессивные тенденции в общении, неспособность сдерживать нежелательные эмоции. Тогда поставили перед собой цель – развитие доброжелательных взаимоотношений у детей.

И наметили перспективный план работы.

1)раскрытие сущности полярных понятий – «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют;

2) знакомство детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;

3) учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией ;

4) учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации.

Представляю вашему вниманию наш практический опыт

 «Профилактика и коррекция нарушений в эмоциональном развитии детей»

В старшем дошкольном возрасте типичными нарушениями эмоциональной сферы являются:

1. - высокая интенсивность и длительность эмоционального заражения, «застревание» эмоционального процесса, который в норме у ребенка достаточно быстро возникает и исчезает;

2. - боязнь безопасных предметов (не больших, не колких и пр.) и чрезмерная осторожность. Появление осторожности свидетельствует об эмоциональном нарушении.

3. - эмоциональная фиксация на каком-либо одном предмете (например, какой-то игрушке).

4. - равнодушие и апатия ребенка.

5. - отсутствие эмоциональной децентрации, которая проявляется в неспособности сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказки.

6. - отсутствие синтонии. Под синтонией понимают способность откликаться на эмоциональное состояние другого человека (прежде всего, «близкого», симпатичного).

7. Так, в дошкольном, как и в любом другом возрасте, помимо указанных эмоциональных нарушений, также проявляются замкнутость, страхи и агрессивность.

              Эмоционально-личностное развитие

Ключевые моменты эмоционального развития детей дошкольного возраста:

  • - освоение социальных форм выражения эмоций;
  • - формирование чувства долга;
  • - развитие эстетических, интеллектуальных и моральных чувств;
  • - благодаря речи, эмоции становятся осознанными;
  • - эмоции являются показателем общего состояния ребёнка, его психического и физического самочувствия.

С учетом специфики эмоционального поведения следует применять различные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игра с правилами, и руководить игрой таким образом, чтобы нежелательные качества личности ребенка или отрицательные эмоции успешно им преодолевались.

Игра «Я радуюсь, когда…»

Взрослый: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Петя, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Петя должен будет поймать мячик и сказать: «Я радуюсь, когда….»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребёнка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.

 Упражнение «Зеркало»

Ход: Взрослый передаёт по кругу зеркало и предлагает каждому ребёнку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

Интерпретация: после выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щёки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.

Игра «Прогони злость»

Взрослый: «А сейчас я научу вас некоторым приёмам, которые помогут вам в дальнейшем прогонять свою злость. Возьмите по газете и представьте, что вы на кого-то очень злитесь (делает паузу). А теперь скомкайте газету с силой и бросьте её в сторону».

Дети выполняют задание, а воспитатель следит за тем, чтобы они как можно естественнее представили свою злость, комкая газету. Дети не должны кидать комки друг в друга. Эта игра поможет агрессивным детям в дальнейшем снимать напряжение.

Игра «Зеркало эмоций».

Детям предлагается поиграть в «зеркало» с изображением определенного настроения. Детям предлагается: «Ребята, у вас бывает разное настроение. Давайте посмотрим, как это выглядит со стороны». Выбирается один ребенок, который выражает различное настроение: радость, грусть, гнев, отвращение, испуг. Остальные должны изображать то настроение, которое показывает ребенок.

Игра «Магазин настроения».

Дети садятся в ряд, выбирается ребенок, который приходит в «магазин настроения» и просит любое настроение: «Я пришел к вам за радостью (весельем, испугом, интересом). Остальные дети должны исполнить просьбу покупателя и попытаться «заразить» весельем или напугать, успокоить, рассказать что-то интересное, страшное и т.д.

       Психологическая игра «Я могу».

 Условие игры: нужно, поймав мячик, громко сказать: «Я могу хорошо…» и назвать то, что хорошо получается. Обычно, дети называют: рисовать, лепить, вырезать, клеить, плавать и т.д. Главное, уверенность ребёнка, что он может это делать.

Чем больше «Я могу» скажет ребёнок, тем интереснее ему будет играть и тем больше гордости он за себя испытывает, ведь он так много может. Такая игра способствует развитию самоуважения.

 С учетом специфики эмоционального поведения следует применять          различные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игра с правилами, и руководить игрой таким образом, чтобы нежелательные качества личности ребенка или отрицательные эмоции успешно им преодолевались.

Таким образом, эмоционально-личностное развитие детей - очень сложный и длительный труд. Успешное решение этой задачи возможно только при системном подходе.

    Указанная тесная связь между эмоциональным развитием детей и развитием игры свидетельствует о том, что психолого-педагогические приемы, осуществляемые в процессе игры должны нормализовывать эмоциональную сферу, снимать эмоциональные барьеры и вести к появлению более высокоразвитых, прогрессивных форм эмоционального поведения.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по профилактике и коррекции нарушений пищевого поведения у детей.

Рекомендации воспитателя Как правильно приучить ребенка кушать, если ребенок отказывается от еды в ДОУ....

Представление опыта работы непосредственно-образовательной изобразительной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Задачи: Продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, колечки, круги, полоски). Закреплять умения концом кисти наносить точки, прямые линии, всей кистью рисовать круги...

«Представление опыта работы по внедрению современных педагогических технологий в процесс психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»

Одно из основных направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, психолого-педагогические аспе...

Рекомендации по профилактике и коррекции нарушений пищевого поведения у детей

Основные советы родителям во время карантина по организации питания дошкольников....

Представление опыта работы по теме: «Технология использования маркеров игрового пространства с целью развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Формирование целостной картины мира у детей — одна из приоритетных задач дошкольного образования. Это сложный и длительный процесс. Он усложняется и изменяется на протяжении всей жизни...