Методы ознакомления дошкольников с трудом взрослых
консультация

В материале рассмотрены методы ознакомления дошкольников с трудом взрослых и их воспитательная значимость

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Методы обучения и воспитания дошкольников при ознакомлении с трудом взрослых»

Подготовила воспитатель: Гуреева Марина Викторовна, МБ ДОУ «Детский сад 102» г. Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс

Трудовая деятельность является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Радость труда, одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развивать это чувство у маленьких детей – наша задача. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном возрасте, то в последующие годы это будет сделать труднее. Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей. Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых.

Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к труду взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.

Начиная с детского сада, дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки. В дошкольном возрасте дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать и желают сами что- то сделать.

В детском саду, в процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Для того чтобы, воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок всюду, в детском саду, семье, доступном ему общественном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми.

Системные знания о труде дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами. Именно за свой труд, взрослые получают деньги.

В ДОУ используют разные методы ознакомления воспитанников с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых, с их профессиями - наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых воспитанниками познаний. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

После проведенных занятий полученные представления закрепляют в игровой деятельности через организацию сюжетно - ролевых игр, дидактических, конструктивно-строительных игр. Также воспитанники отражают свои впечатления в изобразительной деятельности.

У детей дошкольного возраста одним из основных видов игры, где воспитанники знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно – ролевая игра. Во время игры происходит смена ролей, это способствует повышению интереса детей к различным сторонам профессии, в которую идет игра.

В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра в различные профессии идет с постепенным усложнением ее содержания и характера. В ней имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, социальные и профессиональные стереотипы, модели профессионального поведения.

Изменение характера мышления старшего дошкольника, позволяет перейти от непосредственного к опосредованному знакомству с трудом взрослых, через рассказы, беседы, чтение детских книг. Следует обучать детей умению строить наглядно – схематическую, а затем и мысленную модель трудового процесса.

Совместная деятельность воспитанников со взрослым сопровождается беседами, рассматриванием иллюстраций, предметов труда, чтением художественной литературы, театрализованная деятельность, физкультурное развлечение, организация дидактических, настольных, словесных игр, видеоигр - всё это позволяет детям наиболее полно понять процесс труда, суть профессии. Использование видеоигр позволило активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия: совместную координированную работу моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении компьютерных заданий и игр, способствует формированию таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание.

Использование различных приёмов работы способствует развитию у воспитанников навыков описательной и объяснительной речи, обогащению и активизации словаря, что необходимо в логопедической группе. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

При ознакомлении воспитанников с трудом взрослых на современном этапе используют новые подходы. Сейчас все актуальнее звучит вопрос о новых технологиях в обучении. Метод проекта является одним из перспективных методов, так как основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.

Анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что изменение характера представлений и отношений к труду взрослых, пониманию его значимости стало очевидным. Дети стали бережнее относиться к предметам рукотворного мира, проявляют любознательность к процессу труда и возможности его отражения в игре. Дети с удовольствием реализовывают полученные впечатления в игровой деятельности

С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны.

Внедряя различные формы работы с воспитанниками, используется дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и технологии, что позволяет педагогам ДОУ значительно повышать эффективность занятий и результативность обучения и развития дошкольников при ознакомлении с трудом взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ознакомление дошкольников с трудом взрослых

Данный материал поможет вам познакомить детей с трудом взрослых...

"Ознакомление дошкольников с трудом взрослых"

Статья об использование разных форм работы, методов, приемов в процессе ознакомления с трудом взрослых....

Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых.

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых....

Консультация для педагогов "Ознакомление дошкольников с трудом взрослых"

Трудолюбие — одно из важнейших нравственных качеств личности. Человек, не обладающий этим качеством, — нравственный калека. Но смысл и содержание трудового воспитания состоят именно в том, чтобы вмест...

Методы ознакомления детей с трудом взрослых

В теории и практике дошкольного воспитания большое место в трудовом воспитании детей отводится ознакомлению их с трудом взрослых, так как это способствует формированию представлений о роли труда в жиз...

Методы и приёмы ознакомления дошкольников с трудом взрослых

В дошкольном возрасте дети проявляют интерес к труду взрослых. Через игру стремятся подражать или сами пытаются что-либо сделать.Именно дети- дошкольники овладевают несложными трудовыми умениями и вып...