Ранняя профессиональная ориентация дошкольников через организацию проектной деятельности
консультация (младшая группа)

Выступление на семинаре воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ранняя профессиональная ориентация дошкольников через организацию проектной деятельности

Одной из главных причин неправильного выбора профессии подрастающим поколением является слабая ориентация в мире специальностей. Представления о будущей работе зачастую могут опираться на неполные или искаженные сведения.  Из-за этого российская молодежь переоценивает или недооценивает свои способности и ошибается, выбирая будущую сферу труда.

Профориентационная работа играет важную роль в отношении личности к труду, выбору будущей специальности.  Однако еще десятилетия назад она активно проводилась только в отношении учащихся старших классов. Такая выборочная работа с детьми приводила к тому, что не все из них во взрослом возрасте удовлетворены полученной специальностью. Именно поэтому начинать профориентационную работу нужно с воспитанниками детских садов. Данный выбор обусловлен, прежде всего, их психологическими возрастными особенностями.

Дошкольный возраст – период жизни ребенка, когда он, словно губка, впитывает новые знания. Они являются фундаментом, на основании которого формируется мировоззрение личности. Именно в дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, определяющие в дальнейшем профессиональную направленность личности человека. Поэтому

очень важно, начиная с младшего и среднего дошкольного возраста, беседовать с воспитанниками ДОУ о труде, профессиях, специальностях.

Знакомство с трудовыми отношениями начинается с младшего дошкольного возраста. Дети слушают сказки, общаются с родителями и воспитателями, смотрят адаптированные для них передачи о разных профессиях.

Посредством традиционных методов ознакомления детей с трудом формируется их мировоззрение. Среди вышеперечисленных методов выделим:

- словесный метод, заключающийся и в проведении бесед с использованием наглядного материала или чтения детской литературы вслух;

- наглядный метод, заключающийся в организации наблюдения за  процессом труда, просмотр иллюстративного материала;

- практический метод, заключающийся в проведении опытов, связанных с трудовыми отношениями;

- игровой метод, заключающийся в разработке и проведении сюжетно-ролевых, дидактических игр, моделировании различных трудовых отношений посредством игры.

Но дошкольники – самые настоящие исследователи, активно познающие окружающий мир. В связи с этим, в образовательный процесс необходимо включать метод проектной деятельности, который вызовет интерес воспитанников. Это обусловлено рядом факторов.

Во-первых, дети приобретают новые знания, исходя из своего личного опыта.

Во-вторых, эксперимент отвечает на важные для ребенка вопросы. В процессе эксперимента   дети применяют творческие и коммуникационные навыки.

В-третьих, проект может выступать формой совместной развивающей деятельности воспитанников и наставника. В данном случае, воспитатель   может выстроить свою работу так, чтобы она была увлекательной и продуктивной для детей.

Проект – это, прежде всего, комплекс действий, которые организованы взрослыми для решения определенной проблемной ситуации, интересующей всех   участников данного процесса. Стороны в равной мере участвуют в творческой деятельности и получают практический результат, которым может выступать нахождение путей решения проблемы, составление творческого наглядного материала.

Важным направлением проектной деятельности является ранняя профориентация дошкольников. Базовые знания, полученные в детском саду, позволяют детям узнать больше и понять, в чем заключается работа членов их семьи, узнать их обязанности и инструменты.

Проектный метод применим для любого возраста, если он учитывает психолого-физиологические особенности ребенка, понимает его интересы на данном этапе развития.

Проектный метод основан на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию, а также помогает понять трудный материал посредством совместного поиска решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие качества личности.

Одним из примеров проектной деятельности в детском саду является организация «Лабораторий профессий». Она знакомит воспитанников с деятельностью организаций образования, торговли, здравоохранения и т. д.. Материальная база лабораторий может включать наборы инструментов, спецодежду, игрушки, относящиеся к профессиям.

Ранняя профориентация дошкольников строится с учетом ряда направлений. Она направлена на развитие познавательного интереса и способностей воспитанников ДОУ.

Проектная деятельность формирует начальные и углубленные представления о труде, интерес и уважение к трудовой деятельности, удовлетворяет индивидуальные потребности детей познавать и исследовать окружающий мир. Она формирует систему отношений и нравственных установок к трудовой деятельности, дает шанс проверить свои силы в доступных видах деятельности, популяризирует профессионализм.

Проектный метод также выполняет роль особого механизма взаимодействия семьи и детского сада.

В процессе проектной деятельности детям требуется помощь взрослого для формулирования цели и проблемы. Следовательно, проектная деятельность воспитывает сотрудничество между поколениями. В данном процессе родители информационно помогают своим детям и педагогу в проектной деятельности, но также и являются непосредственными участниками данного процесса, пополняя багаж своих педагогических знаний. Проектная деятельность также укрепляет семейные отношения, потому что родители чувствуют сопричастность образовательному процессу и радуются успехом своего ребенка.

Таким образом, проектный метод можно назвать одним их эффективных средств ранней профориентации дошкольников. Благодаря его применению дети узнают о существующих профессиях, у получают навык труда и чувствуют уважение к работающим людям. Воспитанники ДОУ расширяют кругозор, и, на основании полученных знаний, чувствуют заинтересованность к той или иной профессии. Именно так закладывается фундамент для вступления маленьких жителей нашей страны во взрослую самостоятельную жизнь, где они смогут выбрать подходящую им профессию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Развитие социально – коммуникативных компетенций дошкольников через организацию проектной деятельности

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности...

Статья «Развитие социально – коммуникативных компетенций дошкольников через организацию проектной деятельности»

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности...

Развитие ранней профессиональной ориентации дошкольников через использование инновационных конструктивных технологий.

В статье рассмотрены условия для  выявления ранней профориентации у дошкольников и развития у них инженерно – конструкторского мышления....