Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста
консультация (средняя группа)

Демченко Зинаида Яковлевна

Почему одни дети говорят чисто и рано, а другие не могут начать говорить? Как помочь детям говорить литератуоным языком?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

 Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста

 Овладение речью — один из важнейших этапов развития ребенка среднего возраста. От того, как ребенок овладеет речью, будет зависеть его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Поэтому основной задачей развития речи дошкольников - научить правильно излагать свои мысли. Необходимым условием развития речи является создание мотивации общения, формирование стремления рассказать о себе, своих животных, друзьях, игрушках. Важно для этого создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой.

 Ж. Пиаже выдвинул теорию, согласно которой ребёнок сначала строит свою речь без учёта слушателя - «эгоцентрическая речь», и позже ребенок учитывает точку зрения слушателя  (социализированная речь)  [2] 

 А Л. С. Выготский попытался объяснить речевое развитие ребёнка, исходя из того, что способность к общению и к сообщению является результатом имманентного, изнутри идущего развития обобщения. [1] 

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Как писала М. М. Алексеева, «ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить».

 Речь ребенка оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

На протяжении дошкольного периода формируется контекстная  (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

Исследования Рузской А.Г., Рейнстейн А.Э доказали, что в общении со сверстниками дети чаще пользуются контекстной речью (более сложной), а в общении со взрослыми – ситуативной речью (простой). Это связано со следующими особенностями.

  •  Взрослый лучше понимает ребенка и чаще догадывается, что ребенок хотел сказать, часто взрослые сами договаривают за ребенком предложения или подсказывают слова, словосочетания. То есть  взрослый не ставит перед ребенком задачу использовать свои речевые возможности.
  • Сверстник еще не умеет расшифровывать обращенную к нему речь и ребенку приходится больше стараться при подборе слов и построении предложений. Говорящий ребенок использует контекстную речь. Она используется, когда ребенку необходимо составить рассказ о прошедшем событии.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции:

  • помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми,
  • определяет и регулирует нормы поведения в обществе.        

Речь дошкольника, представляющая целостное сообщение и полностью описывающая ситуацию, называется объяснительной.

Объяснительная речь хорошо развивается, когда дошкольники договариваются о правилах игры или действиях, объясняя что-то друг другу.

 Речь становится более последовательной, совершенствуются понимание смысловой стороны речи.

Итак, в среднем возрасте ребенок активно усваивает все компоненты родного языка и может составить смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.Развивается звуковая сторона речи. В этом возрасте дети правильно понимают термины «слово», «звук», находят слова, сходные и различные по звучанию, выделяют в них определенные звуки.

Словарь ребенка пополняется словами, которые обозначают детали предметов, их форму, величину и цвет. Ребенок называет физические качества предметов (теплый, гладкий) и их свойства (бьется, рвется). Умеет определять и правильно называть  вкус овощей и фруктов (сладкий, кислый)  Дети используют слова обобщения.

Рассказывая о том, куда ходил, что видел, ребенок подражает взрослому, поэтому речь взрослых должна быть литературной.

Вместе с тем в речи детей пятого года жизни еще встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Чтобы помочь в этом детям, используем упражнения: «Послушай, повтори»

Дошкольники практически осваивают правила грамматики, учатся грамотно передавать мысли и идеи друг другу, порой придумывая слова, которыми люди не пользуются, то есть у детей среднего возраста появляется словотворчество. Например: «Я долгее (дольше) прыгаю на одной ножке».   Ребенок охотно подбирает и рифмует слова, порой лишая их при этом всякого смысла. Само же занятие способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию:  «дом – ком»  

В работе с детьми я использую синквейн - метод наглядного моделирования. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни. Сейчас я предлагаю отгадать загадку, которую придумали дети с помощью синквейна

Что бывает белым? Что бывает черным? Кто и что бывает полосатым?

Полосатый, разлинован на асфальте. Что это?

Имеются недостатки и в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употребление родительного падежа множественного числа). Например, дети говорят: «Много карандашов», вместо карандашей.

Чтобы научить детей выражать свои мысли сложными предложениями, использую теорию ТРИЗ, которая помогает детям рассуждать. Например, плохо, что идет дождь. А что хорошо, когда идет дождь?

Особенно помогает развивать речь у детей проблемное обучение - это обучение, при котором, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность детей по решению проблемы.

Например, Что нужно сделать, чтобы лиса не съела колобка?  Как помочь упрямым козлятам пройти по узкому мостику?

Самое главное — обращать внимание ребенка на интересные вещи.  Предлагать детям смотреть на ситуацию с разных сторон, находить хорошее в «плохом» и плохое в «хорошем», размышлять, делать выводы и излагать свою точку зрения.

Список литературы:        

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Психология развития. – СПб: Питер, 2001. – 512 с.
  2. Жан Пиаже  Речь и мышление ребенка Год издания: 2008 Издательство: Римис
  3.  Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста // Учебно-методическое  пособие  -  М., 2004

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста...

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Ребенок дошкольного возраста в этом направлении делает лишь самые первые шаги. Дальнейшее развитие связной речи происходит в школьном возрасте. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к ме...

Родительское собрания «Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрания «Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей. Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

Своевременное развитие речи  зависит не только от физического состояния ребенка, но и от его психического развития. При отставании в общем психическом развитии, у детей чаще всего страд...

Родительское собрание "Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста"

Родительское собрание "Особенности речевого развтия детей среднего дошкольного возраста"...

Статья "Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста"

Статья посвящена развитию речи дошкольников. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической....

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) представляют собойнеоднородную группу. Этиология ЗПР связана с конституциональнымифакторами, хроническими соматическими заболеваниями, в основном сорганиче...