Описание технологии «Квест»
статья (старшая группа)

Жирнова Наталья Владимировна

Квест –  это современная игровая технология обучения дошкольников, которая позволяет уйти от традиционных форм обучения детей,  создать условия для развития всех видов детской деятельности и реализацию задач по всем образовательным областям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_tehnologii_kvest.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Описание технологии «Квест»

  

 Современные требования, предъявляемые к педагогическому процессу в дошкольном образовании, предполагают тесную интеграцию всех образовательных областей, широкое разнообразие форм организации детской деятельности, опираясь на постоянное сотрудничество детей и взрослых, как равноправных партнеров.

Ориентируясь на ФГОС ДО, в своей разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, реализую на практике эффективные формы взаимодействия с детьми, отталкиваюсь от их предпочтений,  образовательных возможностей и ведущего вида игровой деятельности. Я выбираю такие педагогические технологии, методы и приемы, которые позволят достичь наиболее эффективного развития в работе с детьми с ОВЗ. Одной из таких технологий, на мой взгляд, является квест-технология. 

Квест –  это современная игровая технология обучения дошкольников, которая позволяет уйти от традиционных форм обучения детей,  создать условия для развития всех видов детской деятельности и реализацию задач по всем образовательным областям. Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников, развития заинтересованности и мотивирования, что не маловажно для детей с ЗПР. Квест – технология  имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (педагога), четкие правила.

С помощью данной технологии можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:  образовательные (дети усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);

развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей); 

воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие).

коррекционные (Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений, совершенствование умения контролировать поставленные звуки в свободной речи, развитие фонематического анализа и синтеза, развитие умения ориентироваться в пространстве и другие).

Для того чтобы эффективно организовать  квесты для детей с ЗПР, я придерживаюсь определенных принципов и условий: 

- доступность – задания не должны быть чересчур сложны для ребёнка;

- системность – задания должны быть логически связаны друг с другом.

- эмоциональная окрашенность заданий;

- методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами;

- разумность по времени, необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес;

- использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста; 

- наличие видимого конечного результата и обратной связи.

Организация квеста в нашей группе проходит в несколько этапов.

1 этап – Подготовительный. На подготовительном этапе зарождается идея квеста, его замысел, определение целевой аудитории, происходит продумывание сюжета и подбор заданий, написание сценарного плана, организация игрового пространства и ресурсов, разработка маршрутных листов. По-необходимости, привлечение героев и проведение предварительной работы с детьми. При подготовке квеста, важно отдавать предпочтение коллективной работе воспитанников, что способствует межличностному взаимодействию, развитие коммуникативных компетенций и социализации.

2 этап – Организационный. Так как дошкольники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности, квест необходимо начинать  с переключения внимания детей на предстоящую деятельность, повышения интереса, создания соответствующего эмоционального настроя (появление героя, сюрпризный момент, проблемная ситуация). Далее происходит обсуждение темы и правил квеста, раздача карт и путеводителей, на которых представлен порядок прохождения зон. Перед началом квеста рекомендуется совместно последовательно разобрать маршрут по зонам. Для позитивного настроя и продуктивной деятельности воспитанников необходимо создавать максимально спокойную обстановку и поддерживать атмосферу доброжелательности.

3 этап – Деятельностный.  В процессе квеста участники последовательно движутся по зонам, решая различные задания. Предъявляя задание не следует допускать  сложные инструкции,  формулировать задачу четко и конкретно. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать на какие-либо дополнения, уточнения,  т. к. процесс переключения у детей с ЗПР очень снижен. Для облегчения образовательной деятельности воспитанников рекомендуется использование  зрительных опор  (картин, схем, таблиц). Организация такой игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку, недостающую информацию или снаряжение к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

У детей с ЗПР необходимо постоянно поддерживать ситуацию успеха (похвала, бонусы в виде жетонов, наклеек). А регулируя эмоционально – волевую сферу и поведение детей, рекомендуется вводить  штрафы.

4 этап – Рефлексивный. На этом этапе происходит обсуждение с детьми, с целью   выявления умения вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности и полученный результат. Физическая рефлексия – анализ  физических возможностей (успел - не успел, смог - не смог). Сенсорная рефлексия дает возможность отслеживать свое самочувствие, эмоциональное состояние (комфорт - дискомфорт). Интеллектуальная рефлексия - анализ образовательной деятельности и ее результатов, без которой невозможно качественно усвоить материал (понял - не понял, легко далось -возникли трудности).

При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет, и то образовательное пространство, где будет проходить игра. Квест - игра требует хорошо продуманной РППС,  поскольку необходимо учитывать, что это пространство, которое дает детям возможность экспериментировать, фантазировать, творить. Это наличие центров активности в группе, оснащенные с учетом принципов ФГОС и имеющиеся в каждом центре провоцирующие средств (сюрпризная коробка, неоформленный материал, зашифрованные записки, головоломки, нестандартное оборудование, незавершенные задания, иллюстрации, внезапно появившийся предмет, алгоритмы действий и т.п.).

Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь мне, как педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым. Роль педагога в квесте организационная, т.е. педагог определяет  образовательные цели, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность. По результатам наблюдений за деятельностью детей во время прохождения квеста я выявила, что квест, как технология игровой деятельности способствует развитию регулятивных действий, т.к. именно от правильной организации квеста зависит повышение мотивации воспитанников в различных видах деятельности, а в дальнейшем успешность социализации в обществе.

Главное преимущество квест - технологии в том, что такая форма организации образовательной деятельности помогает педагогам строить свою работу в соответствии с принципами и задачами ФГОС ДО. Технология способствует созданию условий развития ребенка с ОВЗ для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе сотрудничества со взрослыми, и сверстниками, и соответствующим возрасту видам деятельности.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание технологий работы педагога-психолога.

Описание технологий работы педагога-психолога....

ПОТЕШКИ (описание технологии использования потешек с детьми раннего возраста)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 92 общеразвивающего вида», г. СыктывкарПолякова Светлана Владимировна, воспитатель 1 категорииПОТЕШКИ...

Краткое описание технологий работы с детьми, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности.

Описание технологий работы с детьми, обеспечивающих развитиедошкольников в игровой деятельности. Проект "Территория игры"...

Описание технологии по формированию элементарных математических представлений дошкольников

В соответствии с ФГОС образовательная программа дошкольного образования обеспечивает познавательное развитие ребенка, которое в частности, предполагает формирование первичных представлений о свойствах...

Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»...

Описание технологии "Развивающий диалог"

Материал содержит описание технологии "Развивающий диалог"....

Педагогический совет с использованием инновационных образовательных технологий: QR-технология и технология Квест - игра.

Педагогический совет с использованием инновационных образовательных технологий...